Решение б/н Решение и предписание № 871-ж/2016 по жалобе ООО «СТРОЙИНВЕС... от 30 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 871-ж/2016

09 декабря 2016 года                                                                           г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

            Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ», в присутствии: 

- представителя Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, действующего на основании доверенности от 31.12.2015;

- представителя Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, действующего на основании доверенности от 31.12.2015;

- представителя Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области, действующего на основании доверенности от 31.12.2015;

            в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

            В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика при проведении электронного аукциона № 0169200000816000392 на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания (далее - аукцион).

            Согласно представленным документам 16.11.2016 Управление делами Губернатора и Правительства Челябинской области объявило о проведении аукциона.

            Начальная (максимальная) цена контракта – 26 168 161,00 рублей.

            Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 02.12.2016 08:00.

На момент рассмотрения жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» контракт не заключен.

            Согласно доводам жалобы заказчиком в проекте контракта не конкретизированы требования к нормативной документации, в соответствии с которой необходимо выполнять работы, что свидетельствует о необъективности описания объекта закупки.

            Кроме того, заказчиком не установлены дополнительные требования к участнику закупки по Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, что не соответствует специфике объекта закупки.

            В документации о закупке незаконно установлено условие контракта о продлении срока выполнения работ при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, что противоречит статье 95 Закона о контрактной системе.

            Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения и указали следующее.

            В проекте контракта определено, что нормативная документация указана в рабочей документации, что свидетельствует об объективном описании предмета закупки.    

Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки, регламентируемые Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, исходя из того, что при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта культурного наследия дополнительные требования не устанавливаются.

Указание в проекте контракта условия о порядке выполнения работ при возникновении обстоятельств непреодолимой силы не противоречит требованиям статьи 95 Закона о контрактной системе, так как указанное условие установлено с учетом положений статей 421, 422, 451 ГК РФ.

 

            Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

           

1. Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

При этом в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

В пункте 1 Постановления указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к настоящему постановлению.

В Приложении 1 к Постановлению установлены виды товаров, работ, услуг, при закупки которых необходимо устанавливать дополнительные требования к участнику закупки, в том числе выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (пункт 1).

При этом, в Приложении №1 к Постановлению установлены как дополнительные требования к участнику закупки, так и документы, подтверждающие соответствие участника закупки данным требованиям.

Таким образом, в извещении и документации о закупке должны быть установлены дополнительные требования к участнику закупки в соответствии с пунктом 1 Приложения № 1 к Постановлению, исходя из специфики работ и объекта капитального строительства, в отношении которого необходимо выполнять работы.

Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия) сохранение объекта культурного наследия – это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона об объектах культурного наследия в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Таким образом, в случае если объект закупки представляет собой выполнение работ, предусмотренных частью 1 статьи 40 Закона об объектах культурного наследия, в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, то в документации о закупке должны быть установлены дополнительные требования в соответствии с пунктом 1 Приложения №1 к Постановлению.

Согласно извещению и документации о закупке предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту административного здания, расположенного по адресу - г. Челябинск, ул. Цвиллинга, 51 - «дом-контора Челябинского управления курортами, санаториями и домами отдыха ВЦСПС» (п. 7 информационной карты, пункт 1.2 проекта контракта, п. 3 технического задания).

Как следует из перечня объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, размещенного на официальном сайте Министерства культуры Челябинской области, указанное здание является объектом культурного наследия регионального значения на основании Постановления Законодательного Собрания Челябинской области от  26.06.2014 г. № 2124; Постановление Правительства Челябинской области от 21.05.2014 г. № 222-П.

Кроме того, Указанная информация также содержится в пункте 10 информационной карты, пунктах 3,4 технического задания документации о закупке.

С учетом изложенного, заказчик обязан установить в извещении и документации о закупке дополнительные требования к участнику закупки и к составу второй части заявки о наличии опыта выполнения работ по ремонту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и наличии на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора, так как работы, составляющие объект закупки, относятся к работам по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр.

   Таким образом, в нарушение частей 2, 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в извещении и документации о закупке не установлены дополнительные требования к участнику закупки и требования к составу второй части заявки в соответствии с пунктом 1 Приложения №1 к Постановлению.

 

 

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе регламентировано, что документация об Аукционе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В пункте 1.3 проекта контракта указано, что выполненные работы, применяемые материалы и оборудование должны соответствовать ГОСТам, СНиПам и иным документам, регламентирующим качество работ, в том числе указанным в рабочей документации.

В пункте 8 технического задания, являющегося неотъемлемой частью проекта контракта, указаны СНиПы, которые должны применяться в ходе выполнения работ, кроме того, в рабочей документации, размещенной в составе закупки, также определена нормативно-техническая документация, необходимая для выполнения работ, что не противоречит части 2 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Условие исполнения контракта, указанное в пункте 7.1 проекта контракта, в соответствии с которым стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему контракту, если оно явилось следствием природных явлений, военных действий, изменения законодательства, а также прочих обстоятельств непреодолимой силы, в случае, если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего контракта. Срок исполнения обязательств по настоящему контракту отодвигается соразмерно времени, в течение которого действовали обстоятельства непреодолимой силы, а также последствия, вызванные этими обстоятельствами, не противоречит требованиям статей 34, 95 Закона о контрактной системе, так как из буквального толкования положений контракта не следует, что стороны согласовали порядок изменения условий контракта.

При этом, законодательством о контрактной системе не определены права и обязанности заказчика и подрядчика в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, в связи с чем указанные обязательства сторон регламентируются гражданским законодательством.

 

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

 

            В нарушение частей 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе в пунктах 5.3.2, 5.2.2 проекта контракта предусмотрены меры ответственности подрядчика и заказчика в виде фиксированного штрафа в размере 10% и 2,5%, сумма которого не соответствует размеру санкций, предусмотренных Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063  (далее - Правила).

При этом, на момент формирования документации об аукционе заказчик не обладает сведениями о цене контракта, которую предложат на аукционе участники закупки, что обязывает заказчика предусмотреть вариативный размер штрафа как в отношении заказчика, так и подрядчика в случае, если участники закупки предложат цену контракта в том числе более 3 млн. рублей.

Таким образом, заказчиком с учетом начальной (максимальной) цены контракта, составляющей 26 168 161, 00 рублей, в проекте контракта должен быть установлен вариативный размер штрафа в отношении подрядчика и заказчика в размере: 5 % и 2 % от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн. рублей и 10 % и 2,5% от цены контракта соответственно в случае, если цена контракта составляет менее 3 млн. рублей.

            Антимонопольный орган принимает во внимание, что допущенные нарушения не повлияли на результаты закупки, так как в ходе рассмотрения жалобы заказчиком представлены документы, подтверждающие соответствие единственного участника закупки дополнительным требованиям в части наличия у него опыта выполнения работ по ремонту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также  недвижимого имущества на законном основании на срок исполнения контракта (договора) и оборудования, технических средств, необходимых для надлежащего и своевременного исполнения контракта.

Кроме того, учитывая потребность заказчика в выполнении указанных работ в рамках реализации Распоряжения Правительства Челябинской области от 06.10.2016 № 559-рп «О заключении государственного контракта на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств», а также отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии материально-правового интереса заявителя на участие в закупке, антимонопольный орган, руководствуясь принципами разумности, добросовестности и справедливости, принимает решение выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, направленное на продолжение процедуры определения поставщика.

 

Комиссия, руководствуясь статьей  статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика обоснованными в части отсутствия в извещении и документации о закупке дополнительных требований к участнику закупки и требований к составу второй части заявки по Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение частей 2, 5 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе

3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

4. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 871-ж/2016

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

09 декабря 2016 года                                                                 г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 09.12.2016, вынесенного по итогам рассмотрения жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика при проведении электронного аукциона № 0169200000816000392 на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания (далее – аукцион) в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Управлению делами Губернатора и Правительства Челябинской области с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) предписания при направлении проекта контракта единственному участнику закупки сформировать проект контракта с учетом решения № 871-ж/2016 от 09.12.2016, в том числе при формировании проекта контракта указать размеры штрафа, взыскиваемого с заказчика и подрядчика в соответствии с требованиями действующего законодательства.

 

2. ООО «РТС-тендер» с 14.12.2016 обеспечить Управлению делами Губернатора и Правительства Челябинской области возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.

 

3. Управлению делами Губернатора и Правительства Челябинской области в срок до 26.12.2016 в адрес Челябинского УФАС России представить надлежащим образом заверенную копию заключенного контракта со всеми приложениями.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает его действие.

Связанные организации

Связанные организации не указаны