Решение (комиссия) №ВЛ/18036/23 РЕШЕНИЕ № 074/10/104-2941/2023 (РНП-74-488/2023) об отказе в... от 28 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

Муниципальное учреждение Копейского городского округа «Городская служба заказчика» (МУ «ГСЗ»)

 

456618, Челябинская область, г. Копейск, ул. Борьбы, д. 14

mu_gsz@mail.ru

 

 

Индивидуальный предприниматель

Ермолаев Николай Сергеевич

(ИП Ермолаев Н.С.)

 

454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой,

д. 51 А, 74

ermolaev_nikolai.1996@mail.ru, Ermolaev_nikolai.1996@mail.ru

 

 

ЭТП ТЭК-Торг

 

115191, г. Москва, Гамсоновский переулок, д. 5, стр. 2, 5-й этаж

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-2941/2023 (РНП-74-488/2023)

об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 27.12.2023

В полном объеме решение изготовлено 27.12.2023

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

 

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

 

 

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

 

 

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Муниципального учреждения Копейского городского округа «Городская служба заказчика» (далее – МУ «ГСЗ», Заказчик) о включении сведений об Индивидуальном предпринимателе Ермолаеве Николае Сергеевиче (далее – ИП Ермолаев Н.С., Индивидуальный предприниматель, участник закупки), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением Индивидуального предпринимателя от заключения контракта по итогам проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по благоустройству пешеходной зоны от дома №10 до дома №12 по пр. Славы (извещение № 0869600056223000757) (далее – запрос котировок), при дистанционном участии:

- представителей заказчика, действующей на основании доверенности от 13.01.2023, действующей на основании доверенности от 15.01.2023, действующей на основании доверенности от 15.03.2023;

- индивидуального предпринимателя Ермолаева Николая Сергеевича, действующего на основании паспорта,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе 21.12.2023 в Челябинское УФАС России поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Ермолаев Н.С. в связи с уклонением Индивидуального предпринимателя от заключения контракта.

Извещение № 0869600056223000757 о проведении запроса котировок опубликовано в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 08.12.2023.

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 273 924,00 рублей.

Проект контракта направлен участнику закупки посредством ЕИС – 19.12.2023.

Регламентированный срок подписания проекта контракта – 20.12.2023.

В соответствии с доводами обращения заказчика ИП Ермолаевым Н.С. 19.12.2023 (в регламентированный срок) на электронной площадке размещен подписанный участником проект контракта. Вместе с тем Индивидуальным предпринимателем в подтверждение добросовестности предоставлено четыре реестровых номера контракта, два из которых исполнены с начисленными штрафами (пенями). В связи с этим, ИП Ермолаев Н.С. признан уклонившимся от заключения контракта.

Исходя из пояснений ИП Ермолаева Н.С., индивидуальным предпринимателем по ошибке среди четырёх размещённых реестровых номеров контрактов, были размещены два реестровых номера контрактов исполненных с начисленными штрафами (пенями).

Вместе с тем, между участником закупки и заказчиком велись переговоры по выпуску независимой гарантии.

По мнению ИП Ермолаева Н.С., он не уклонялся от заключения контракта, выразил намерение заключить и исполнить рассматриваемый контракт.

 

Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Согласно пунктам 1, 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:

1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.

В силу пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).

Частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.

Согласно материалам дела победителем закупки признан ИП Ермолаев Н.С. с ценовым предложением 2 455 666,00 рублей.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещен в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, на электронной площадке 18.12.2023.

Заказчиком 19.12.2023 в соответствии с требованиями пункта 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе опубликован проект контракта для дальнейшего его подписания участником закупки.

ИП Ермолаевым Н.С. в регламентированный срок (19.11.2023), на электронной площадке размещен подписанный проект контракта и четыре реестровых номера контракта, два из которых исполнены с начисленными штрафами (пенями). Указанное обстоятельство послужило причиной признания Индивидуального предпринимателя уклонившимся от заключения контракта.

Согласно пояснениям ИП Ермолаева Н.С. участник закупки не имел намерений уклоняться от заключения контракта с заказчиком. Индивидуальным предпринимателем предприняты меры, направленные на заключение контракта с заказчиком.

Так, помимо четырёх размещённых реестровых номеров исполненных контрактов, индивидуальным предпринимателем был подготовлен проект банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта.

Представитель заказчика в ходе заседания по рассмотрению обращения на включении сведений об индивидуальном предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не настаивал.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Исходя из содержания части 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств. Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений.

При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.

В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, указано, что санкция в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, несоизмеримые с совершенной ошибкой, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

При рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона № 44-ФЗ и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу нанесенному государственному заказчику с учетом соизмеримости допущенного нарушения (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.06.2021 N Ф09-2686/21 по делу N А60-11483/2020).

Также необходимо учитывать отсутствие какого-либо существенного вреда от допущенного нарушения интересам заказчика, поскольку контракт по спорной закупке может быть заключен с иным поставщиком. Так, в аукционе участвовало 5 участников, все заявки соответствуют требованиям извещения. Заказчиком 22.12.2023 г. размещён проект контракта для подписания вторым участником закупки – Обществом с ограниченной ответственностью «Дельтастрой». Проект контракта 25.12.2023 подписан вторым участником закупки.

С учётом своевременных действий ИП Ермолаева Н.С. по подписанию контракта и предоставлению реестровых номеров контрактов в качестве подтверждения добросовестности в регламентированный срок, подтверждающих намерения участника закупки заключить контракт, а также принимая во внимание действия индивидуального предпринимателя по согласованию проекта независимой гарантии с Заказчиком, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает достаточных оснований для включения сведений об ИП Ермолаеве Н.С. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Муниципальным учреждением Копейского городского округа «Городская служба заказчика» в отношении Индивидуального предпринимателя Ермолаева Николая Сергеевича (ИНН), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-20557

 

 

Связанные организации

ИП Ермолаев Николай Сергеевич
ИНН 742903150012, ОГРН 319745600136106
МУ Копейского ГО "Городская служба заказчика"
ИНН 7411015060, ОГРН 1027400781198
ЭТП ТЭК-Торг
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368