Решение (комиссия) №ВЛ/6773/23 Решение в отн. АО" Альфа-Банк" от 26 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/05/28-582/2023

 

Резолютивная часть оглашена 23 мая 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 25 мая 2023 года

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушениях законодательства РФ о рекламе (далее - Комиссия) в составе :

председателя Комиссии:

 

членов Комиссии:

<...> – временно исполняющей обязанности руководителя Челябинского УФАС России;

<...>  – начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

<...> ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело 074/05/28-582/2023, возбужденное по факту распространения реклам, размещаемых на экране банкомата, расположенного в ТРК <...> , с признаками нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»),

к участию в котором привлечены: заявитель _______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________(далее - заявитель); лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, АО «Альфа-Банк» ИНН <...> , адрес: <...> (далее — АО «Альфа-Банк»),

в отсутствие лиц, привлеченных к участию в рассмотрении настоящего дела, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

Челябинским УФАС России рассмотрено заявление физического лица (от 13.01.2023 вх. № 353-ИП/23) по факту распространения реклам следующего содержания: «Кэшбэк 10% на всё по Альфа-Карте 10%»; «Накопительный Альфа-Счёт. Самая высокая ставка в России 10%», размещаемых на экране банкомата, расположенного в ТРК <...> , с признаками нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно сведениям, представленным заявителем, 08.01.2023 в 12:36, 12:37 на экране банкомата, расположенного в ТРК <...> , размещена рекламная информация следующего содержания: «Кэшбэк 10% на всё по Альфа-Карте 10%»; «Накопительный Альфа-Счёт. Самая высокая ставка в России 10%». Заявитель указывает, что в рекламе «Накопительный Альфа-Счёт. Самая высокая ставка в России 10%» не содержится сроков, суммы и иных условий, необходимых для получения процентной ставки в размере 10%. При этом стандартная процентная ставка по Альфа-Счету, действующая в январе, составляет 7,5%. В рекламе «Кэшбэк 10% на всё по Альфа-Карте 10%» размер кэшбэка не соответствует действительности, является меньше, зависит от соблюдения некоторых условий (необходимо совершать покупки на сумму не менее 10 000 или 20 000 руб. в месяц, есть ограничения по максимальной сумме кэшбэка и т. д.). К обращению заявителем представлены скриншоты рекламы, а также скришот геолокации.

Челябинским УФАС России направлен запрос в АО «Альфа-Банк» (от 31.01.2023 исх. № АК/1113/23) о представлении необходимых документов и сведений.

АО «Альфа-Банк» представлены письменные пояснения (от 28.02.2023 вх. № 2523/23), согласно которым Обществом указано, что запрос антимонопольного органа в связи с обращением физического лица является документарной проверкой, проводимой в соответствии со статьей 72 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Пунктом 1-3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» наложен мораторий на проведение в 2022, 2023 годах документарных проверок, предусмотренных статьей 72 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Вместе с тем, АО «Альфа-Банк» подтверждает информацию о размещении 08.01.2023 на экране банкомата, расположенного в г. Челябинске в ТРК <...> «заставки» с содержанием: «Кэшбэк 10% на всё по Альфа-Карте 10%». Данная заставка размещалась в банкоматах г. Челябинска в период с 17.10.2022 по 31.01.2023. АО «Альфа-Банк» также подтверждает информацию о размещении 08.01.2023 на экране банкомата, расположенного в г. Челябинске в ТРК <...> «заставки» с содержанием: «Накопительный Альфа-Счёт. Самая высокая ставка в России 10%». Данная заставка размещалась в банкоматах г. Челябинска в период с 01.12.2022 по 31.01.2023.

По вопросу неуказания в рекламах иных существенных условий (категорий клиентов, процентной ставки, иных условий), влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, АО «Альфа-Банк» указало, что банкомат — это автоматическое устройство для осуществления расчетов, обеспечивающее возможность выдачи и (или) приема наличных денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, и по передаче распоряжений банку об осуществлении перевода денежных средств и не является рекламным носителем. Банкоматы интерактивные и выводят на экран необходимую информацию, если банковский продукт заинтересовал пользователя банкомата.

По вопросу указания в рекламе «Самая высокая ставка в России 10%» пояснения АО «Альфа-Банк» отсутствуют.

Макет заставки не утверждался Банком, формат заставки в банкоматах согласован руководителем направления бизнес-маркетинга розничного бизнеса. Порядок согласования, формат согласования Банком не установлен. К письменным пояснением АО «Альфа-Банк» представлены документы.

В связи с наличием признаков нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» Челябинским УФАС России возбуждено дело № 074/05/28-582/2023 в отношении АО «Альфа-Банк».

Определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе № 074/05/28-582/2023 у АО «Альфа-Банк» запрошены документы и сведения, необходимые для рассмотрения дела по существу.

АО «Альфа-Банк» указаны аналогичные пояснения о наложении моратория на проведение в 2022, 2023 годах документарных проверок. АО «Альфа-Банк» также поясняет, что период проведения акции «Кэшбэк до 10% для новых Клиентов по Альфа-Карте» с 26.09.2022 по 28.02.2023 (включительно). На дату 08.01.2023, 26.01.2023 акция действовала. На 01.12.2022 значения ставок Накопительного Альфа-Счета установлены следующие: базовая 4%, согласно Распоряжению от 29.09.2021 № 1559 «Об изменении процентных ставок и надбавок в рублях по Счету «Альфа-Счет», приветственная надбавка 6%, согласно Распоряжению от 30.11.2022 № 2562 «Об изменении приветственной надбавки по Счету «Альфа-Счет» в рублях». На дату 08.01.2023, 26.01.2023 действовала базовая ставка 4%, приветственная надбавка 6%. К письменным пояснениям АО «Альфа-Банк» представлены Распоряжение руководителя департамента развития транзакционных продуктов от 27.12.2022 № 2915.1, Правила проведения Акции «Кэшбэк до 10% для новых Клиентов по Альфа-Карте с преимуществами», Договор о комплексном банковском обслуживании физических лиц в АО «АЛЬФА-БАНК» действовавший на даты 08.01.2023 и 26.01.2023.

Кроме того, Челябинским УФАС России запрошено решение КУАП № 7 от 16.04.2015, на основании которого издано Распоряжение от 30.11.2022 № 2562.

АО «Альфа-Банк» полагает, что данный документ не влияет на факт распространения рекламы, не является доказательством, позволяющим сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства о рекламе. Кроме того, данный документ содержит коммерческую тайну.

На заседания Комиссий законный представитель АО «Альфа-Банк» не являлся, представителя с надлежащей оформленной доверенностью не направлял, в письменных пояснениях указал о рассмотрении дела без участия законного представителя/защитника.

Рассмотрение заявления и материалов дела приводит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 5 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года № 1922 (далее - Правила), в случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

При этом территориальный орган Федеральной антимонопольной службы обязан в 5-дневный срок известить о возбуждении дела территориальный орган Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в отношении которого возбуждено дело.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее - Федерального закона «О банках и банковской деятельности») банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Так, к банковским операциям относятся, в том числе открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (статья 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Федеральным законом № 38-ФЗ к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг

В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Информация об условиях, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся вкладом лица, является существенной для потребителя, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, исказить смысл рекламы и ввести потребителей в заблуждение относительно условий вклада.

 

1. В соответствии со сведениями, представленными заявителем, в том числе скриншотом метаданных, на экране банкомата, расположенного в ТРК <...> , размещалась следующая информация: «Кэшбэк 10% на всё по Альфа-Карте 10%»; «Накопительный Альфа-Счёт. Самая высокая ставка в России 10%».

Исходя из содержания, места распространения, указанная информация имеет все признаки рекламы:

- распространена с использованием экрана банкомата;

- предназначена для неопределенного круга лиц, поскольку банкомат с данной информацией расположен в общественном месте, а именно в ТРК <...> ;

- привлекает, формирует и поддерживает интерес к финансовым услугам, оказываемым АО «Альфа-Банк»;

- способствует продвижению финансовых услуг АО «Альфа-Банк» на рынке.

Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является накопительный Альфа-Счет, процентная ставка которого составляет 10% годовых, а также премия («кэшбэк») в размере 10% по Альфа-Карте.

Кроме того, специалистами Челябинского УФАС России осуществлен выезд на место размещения банкомата в ТРК <...> , по результатам которого составлен Акт осмотра от 26.01.2023 № 11-2023.

При проведении осмотра банкомата велась фото-видеосъемка с использованием устройства HUAWEI P40 lite, модель E ART-L29.

Согласно Акту осмотра от 26.01.2023 № 11-2023 специалистами Челябинского УФАС России установлено, что информация рекламного характера транслируется на экране банкомата в виде сменяющихся слайдов. Экран банкомата не переходит в «спящий» режим, находится в постоянном работающем режиме. Реклама транслируется свободно, адресная направленность с учетом истории конкретного клиента не установлена. В момент фото-видео фиксации рекламы транслировалась информация, в том числе «Кэшбэк 10% на всё по Альфа-Карте 10%», «Накопительный Альфа-Счёт. Самая высокая ставка в России 10%».

В рекламе «Кэшбэк 10% на всё по Альфа-Карте» повторно указана процентая ставка (10%) в более крупном шрифте, ином цвете, выделяющемся на общем фоне, что, в первую очередь, привлекает внимание потребителей. В данной рекламе отсутствовали иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, а также существенная информация о рекламируемом товаре, что в результате вводит в заблуждение потребителей рекламы, искажается смысл информации. На данном слайде также содержатся указания: «Операции с картой Вставьте карту или приложите карту/смартфон с NFC-чипом», «Операции без карты Внести на счет или погасить кредит, оплатить услуги, самоинкасация», «Продолжить без карты», данный факт подтверждает отсутствие адресной направленности с учетом истории конкретного клиента, соответственно, данная реклама предназначена для неопределенного круга лиц.

В рекламе «Накопительный Альфа-Счёт. Самая высокая ставка в России 10%» процентная ставка (10%) также выполнена в более крупном шрифте, ином цвете, выделяющемся на общем фоне, что, в первую очередь, привлекает внимание потребителей. В данной рекламе также отсутствовали иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, критерии достоверности указания в рекламе «Самая высокая ставка в России 10%», что также искажает смысл информации и вводит потребителей в заблуждение. На данном слайде также содержатся указания: «Операции с картой Вставьте карту или приложите карту/смартфон с NFC-чипом», «Операции без карты Внести на счет или погасить кредит, оплатить услуги, самоинкасация», «Продолжить без карты», данный факт подтверждает отсутствие адресной направленности с учетом истории конкретного клиента, соответственно, данная реклама предназначена для неопределенного круга лиц.

Указанные рекламы на экране банкомата транслируются с повторами, что позволяет потребителям неоднократно ознакомиться с информацией рекламного характера.

Оценка содержания текстов, размещенных на экране банкомата, расположенного в ТРК <...> , вынесена на Экспертный совет по применению законодательства о рекламе. По результатам опроса составлен Протокол от 14.02.20231, в соответствии с которым на поставленные вопросы:

«Является ли информация, размещенная на экране банкомата следующего содержания: «Накопительный Альфа-Счёт. Самая высокая ставка в России 10%», расположенного в ТРК «Родник» города Челябинска, рекламой?» за ответ «да» эксперты проголосовали единогласно;

«Создается ли впечатление, что указанная информация рекламирует такой банковский продукт АО «Альфа-Банк», как открытие накопительного счета?» за ответ «да» эксперты проголосовали единогласно.

Таким образом, установленные обстоятельства, Акт осмотра от 26.01.2023 № 11-2023, результаты опроса Экспертного совета по применению законодательства о рекламе подтверждают, что информация, размещенная на экране банкомата, расположенного в ТРК <...> , является рекламой.

На основании изложенного Челябинским УФАС России отклонены доводы АО «Альфа-Банк» о том, что информация, размещенная на экране банкомата, не является рекламой.

2. Комиссией установлено, что в рекламе содержания: «Кэшбэк 10% на всё по Альфа-Карте 10%» иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, в том числе критерии физических лиц и клиентов, которым необходимо соответствовать для участия в данной акции, особенности оформления заявки на выпуск карты, максимальная сумма возвращенной премии («кэшбэка», «Альфа-Баллов») и т. д., в рекламе отсутствуют.

Так, согласно пункту 3 Правил проведения Акции «Кэшбэк до 10% для новых Клиентов по Альфа-Карте с преимуществами» (далее - Правила) участник Акции (Участник) - физическое лицо, отвечающее установленным Банком для участия в Акции критериям, указанным в пункте 4.2 Правил, и акцептовавшее Правила в порядке, предусмотренном пункте 4.4. Правил.

В пункте 4.2. Правил содержатся критерии физических лиц и клиентов, которым необходимо соответствовать для участия в данной Акции (например, клиент до присоединения к Правилам Акции в Период проведения Акции не обслуживается по зарплатному проекту или по Проекту «Индивидуальный зарплатный клиент», на дату оформления заявки на выпуск Карты у физического лица отсутствуют активированные расчетные банковские карты (любые расчетные карты), выпущенные Банком физическому лицу как Клиенту в течении 90 (девяносто) календарных дней до даты оформления заявки на выпуск Карты, Акция распространяется на физических лиц / клиент достиг возраста 18 лет и т.д.).

Оценка содержания данного текста, размещенного на экране банкомата, расположенного в ТРК<...> , также вынесена на Экспертный совет по применению законодательства о рекламе. По результатам опроса составлен Протокол от 14.02.20231, в соответствии с которым на поставленные вопросы:

«Создается ли впечатление, что указанная информация стимулирует потребителей/потенциальных потребителей к открытию/пользованию Альфа-Карты АО «Альфа-Банк»?» за ответ «да» эксперты проголосовали единогласно.

«Создается ли впечатление, что условие «Кэшбэк 10% на всё по Альфа-Карте» действует для всех клиентов без исключения?» за ответ «да» проголосовало большинство экспертов;

«При прочтении данной рекламы создается ли впечатление, что кэшбэк 10% начисляется за все операции, совершенные по карте «Альфа-Карта»?» за ответ «да» эксперты проголосовали единогласно.

«Создается ли впечатление об умалчивании об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица?» за ответ «да» проголосовало большинство экспертов.

Таким образом, анализ полученных антимонопольным органом доказательств, результаты опроса Экспертного совета по применению законодательства о рекламе подтверждают, что реклама следующего содержания: «Кэшбэк 10% на всё по Альфа-Карте 10%» содержит нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

3. В рекламе содержания: «Накопительный Альфа-Счёт. Самая высокая ставка в России 10%» также отсутствуют иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, в том числе категория клиентов, период пользования Альфа-Счетом, размер процентной ставки и т. д., в рекламе отсутствуют.

Согласно Распоряжению № 1559 от 29.09.2021 для клиентов — физических лиц, заключивших Договор КБО, установлены размеры и максимальные суммы минимального остатка денежных средств, размещенных на счете «Альфа-Счет», для применения Надбавки за Расходные операции, Приветственной надбавки.

Так, размер Надбавки за Расходные операции устанавливается в зависимости от Пакета услуг или обслуживания в рамках Универсальной линейки карт (пакеты услуг: «А-Клуб», «Максимум+», «Максимум Ultrа» и др.) (приложение № 1 к Распоряжению № 1559).

Универсальная линейка карт - совокупность дебетовых (расчетных) карт, которые Клиент может оформить без оформления Пакета услуг, или в рамках Пакета услуг «Премиум» (пункт 1 Договора КБО).

Размер Приветственной ставки устанавливается также в зависимости от Пакета услуг или обслуживания в рамках Универсальной линейки карт (пакеты услуг: «А-Клуб», «Максимум+», «Максимум Ultrа» и др.) (приложение № 1 к Распоряжению № 2562).

Процентные ставки для расчета итоговой процентной ставки для начисления процентов на минимальный остаток по Счету «Альфа-Счет» устанавливаются в зависимости от Пакета услуг, а также периода нахождения средств на Счете (приложение № 3 к Распоряжению № 1559).

Согласно условиям Накопительного Альфа-Счета (в редакции от 01.12.2022) процентные ставки для первого открытого или пополненного Альфа-Счета устанавливаются в зависимости от периода использования счета (например, с первого по второй месяц без условий для всех 10% годовых, третий месяц и далее в зависимости категории клиентов (все клиенты, Альфа-Премиум, А-Клуб), суммы покупок по дебетовым и кредитным картам, без покупок по карте. В условиях содержится указание, что данные условия действуют для клиентов, у которых не было Альфа-Счета в рублях, либо не было Альфа-Счета в рублях с остатками за последние 90 дней. Условия применяются только на один счет.

Вместе с тем, реклама, размещенная на экране банкомата, ограничивается только указанием размера процентной ставки. Иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, в рекламе отсутствуют.

Кроме того, в рассматриваемой рекламе используется формулировка «Самая высокая ставка в России 10%». При этом в рекламе отсутствует указание конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Так, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «самый», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Оценка содержания данного текста, размещенного на экране банкомата, расположенного в ТРК <...> , вынесена на Экспертный совет по применению законодательства о рекламе. По результатам опроса составлен Протокол от 14.02.20231, в соответствии с которым на поставленные вопросы:

«Создается ли впечатление, что при открытии накопительного счета в АО «Альфа-Банк» процентная ставка составит 10 % на весь период использования счета?» за ответ «да» проголосовало большинство экспертов;

«При прочтении данной рекламы создается ли впечатление об умалчивании об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица?» за ответ «да» проголосовало большинство экспертов;

«Создается ли впечатление, что указанное словосочетание «Самая высокая ставка в России» в рекламе АО «Альфа банк» создает преимущество в сравнении с банковскими продуктами, в том числе накопительными счетами, иных банков?» за ответ «да» эксперты проголосовали единогласно.

Таким образом, анализ полученных антимонопольным органом доказательств, результаты опроса Экспертного совета по применению законодательства о рекламе подтверждают, что реклама следующего содержания: «Накопительный Альфа-Счёт. Самая высокая ставка в России 10%» содержит нарушение пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», ответственность несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Из имеющихся материалов усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является АО «Альфа-Банк» (ИНН <...> , ОГРН <...> , адрес:<...> ).

Письмом от 13.03.2023 АК/3109/23 Челябинское УФАС России уведомило Московское УФАС России о возбуждении дела № 074/05/28-582/2023 в отношении АО «Альфа-Банк».

В связи тем, что реклама на экране банкомата размещалась в ТРК<...> , дело в отношении АО «Альфа-Банк» возбуждалось и рассматривалось по месту распространения данной рекламы.

Иные факты распространения аналогичной рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, на территориях других территориальных органов не установлены.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую АО «Альфа-Банк» (ИНН <...> ) на экране банкомата следующего содержания: «Кэшбэк 10% на всё по Альфа-Карте 10%», поскольку при её распространении нарушены требования, предусмотренные части 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Признать ненадлежащей рекламу, распространяемую АО «Альфа-Банк» (ИНН <...> ) на экране банкомата следующего содержания: «Накопительный Альфа-Счёт. Самая высокая ставка в России 10%», поскольку при её распространении нарушены требования, предусмотренные пунктом 1 частью 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

3. Выдать АО «Альфа-Банк» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении АО «Альфа-Банк» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания, в порядке, предусмотренном статьей 198 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны