Решение б/н Решение по делу по жалобе ООО ТК «Спринг» на действия (безде... от 7 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 1 октября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 5 октября 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:


 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:


 

*** – руководитель Челябинского УФАС России;

*** – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

*** – ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

 

 

рассмотрев дело № 88-03-18.1/2015 по жалобе ООО ТК «Спринг» на действия (бездействие) ЮУЖД – филиала ОАО РЖД, в присутствии директора ООО ТК «Спринг», представителя ЮУЖД – филиала ОАО РЖД, действующего по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО ТК «Спринг» на действия ЮУЖД – филиала ОАО РЖД при проведении открытого аукциона на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту печатной и копировально-множительной техники, заправке и ремонту картриджей для подразделений ЮУЖД – филиала ОАО РЖД (закупка № 31502684390).

В жалобе ООО ТК «Спринг» указано следующее.

ОАО «РЖД» провело открытый аукцион на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту печатной и копировально-множительной техники, заправке и ремонту картриджей для подразделений ЮУЖД – филиала ОАО РЖД.

Согласно пункту 2.1 аукционной документации, участник должен иметь опыт оказания услуг по предмету аукциона, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора (цены лота) без учета НДС, установленной в пункте 3.4 аукционной документации. В подтверждение опыта оказания услуг, участник в составе заявки предоставляет:

- документ по форме приложения № 10 к аукционной документации о наличии опыта по предмету аукциона;

- копии актов об оказании услуг;

- копии договоров на оказание услуг (предоставляются все листы договоров со всеми приложениями).

Кроме того, в дополнении к жалобе (от 30.09.2015 вх. № 14734) ООО ТК «Спринг» указало, что в пункте 3.2 аукционной документации содержится требование относительного того, что исполнитель обязан оказывать услуги лично, собственными силами и средствами, без привлечения третьих лиц (соисполнителей).

По мнению заявителя, положения пунктов 2.1, 3.2 аукционной документации, влекут нарушение принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам аукциона, что в свою очередь приводит к ограничению количества участников.

На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении, указав, что поданная им заявка необоснованно была не допущена к участию в открытом аукционе по причине того, что обществом не были представлены копии договоров на оказание услуг.

На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель ЮУЖД – филиала ОАО РЖД пояснил следующее.

При организации и проведении открытого аукциона заказчик руководствовался Федеральным законом от 18.07.2011 № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) и Положением о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности ОАО «РЖД», утвержденным советом директоров 30.06.2014 и введенным в действие распоряжением ОАО «РЖД» от 17.07.2014 № 1663р (далее - Положение о закупке).

В соответствии с протоколом от 23.09.2015 № 7543/ОАЭ-Ю-УР/15/2 рассмотрения аукционных заявок, представленных для участия в открытом аукционе заявка ООО ТК «Спринг» не допущена к участию в открытом аукционе в связи с несоответствием квалификационному требованию, установленному пунктом 2.1 аукционной документации и на основании пункта 6.7.3.2 аукционной документации.

В соответствии с пунктами 3, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом 279 Положения о закупке установлено, что к составу аукционной документации применяются положения разделов 28 и 34 Положения о закупке, согласно которым аукционная документация должна содержать, в том числе, требования к описанию участниками открытого аукциона выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом открытого аукциона; требования к претендентам и перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Во исполнение требований Закона о закупках, Положения о закупке в аукционной документации установлены обязательные требования к потенциальным участникам закупки.

Согласно пункту 2.1 аукционной документации, участник должен иметь опыт оказания услуг по предмету аукциона, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора (цены лота) без учета НДС, установленной в пункте 3.4 аукционной документации. В подтверждение опыта оказания услуг, участник в составе заявки предоставляет:

  • документ по форме приложения № 10 к аукционной документации о наличии опыта по предмету аукциона;

  • копии актов об оказании услуг;

  • копии договоров на оказание услуг (предоставляются все листы договоров со всеми приложениями).

ООО ТК «Спринг» в подтверждение соответствия указанному требованию в составе заявки представило акты выполненных работ. При этом соответствующих договоров на оказание услуг обществом не представлено.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

ОАО «РЖД» провело открытый аукцион на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту печатной и копировально-множительной техники, заправке и ремонту картриджей для подразделений ЮУЖД – филиала ОАО РЖД.

Извещение № 31502684390 о проведении открытого аукциона размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru

На участие в открытом аукционе было подано 6 заявок (ООО «Техно Холдинг», ООО «Балвер», ООО «Юнит-Копир», ООО «Нейронек», ООО «Регион плюс», ООО ТК «Спринг»).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2)равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

При организации и проведении аукциона ОАО «РЖД» руководствовалось Законом о закупках и Положением о закупке.

В соответствии с пунктом 286 раздела 47 Положения о закупке к предъявляемым требованиям, изложенным в документации, применяются положения раздела 37 Положения о закупке.

Согласно пункту 241 Положения о закупке участник закупки не допускается к участию в частности в случае несоответствия предусмотренным аукционной документацией требованиям.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, установлены пунктом 159 раздела 20 Положения о закупке.

В пункте 159 Положения о закупке также установлены иные единые требования к участникам закупки, в том числе квалификационные требования, устанавливаемые в документации о закупке в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД» к поставщикам (исполнителям, подрядчикам).

К таким требованиям относится наличие:

1) финансовых ресурсов для исполнения договора;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и/или других материально-технических ресурсов для исполнения договора;

3) опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке. При этом учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг (по выбору участника закупки) по предмету закупки;

4) деловой репутации;

5) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора;

6) отсутствия просроченной задолженности перед ОАО «РЖД» за 3 года, предшествующие дате размещения извещения о закупке в единой информационной системе;

7) отсутствия неисполненных обязательств перед ОАО «РЖД»;

8) непричинение вреда имуществу ОАО «РЖД»;

9) системы менеджмента качества выполнения работ, оказания услуг, поставки и/или производства товаров, являющихся предметом закупки.

В разделе 2 аукционной документации открытого аукциона на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту печатной и копировально-множительной техники, заправке и ремонту картриджей для подразделений ЮУЖД – филиала ОАО РЖД среди прочих установлены следующие квалификационные требования к участникам аукциона, предусмотренные Положением о закупке.

Участник должен иметь опыт выполнения работ по предмету аукциона, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС.

В подтверждение опыта выполнения работ участник в составе заявки представляет:

- документ по форме приложения № 10 к аукционной документации о наличии опыта по предмету аукциона;

- копии актов о выполнении работ;

- копии договоров на выполнение работ (представляются все листы договоров со всеми приложениями).

Таким образом, установление на стадии допуска участников открытого аукциона требований к опыту выполнения работ по предмету аукциона соответствует требованиям Положения о закупке.

В связи с чем, отклонение заявки ООО ТК «Спринг» по причине непредставления копий договоров на оказание услуг является обоснованным.

Кроме того, следует отметить, что участники закупки имеют право обратиться к заказчику за разъяснениями положений документации о закупке. Однако, заявитель на стадии проведения открытого аукциона за таким разъяснением не обращался.

В свою очередь, оценивать пункт 159 Положения о закупке на предмет нарушения пункта 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции Комиссия Челябинского УФАС России считает недопустимым ввиду того, что по данному основанию Челябинское УФАС России вынесло решение по делу № 17-03/15, признав действия ОАО «РЖД», выразившиеся в закреплении в пункте 159 Положения о закупке, утвержденного советом директоров ОАО «РЖД» 30.06.2014, требований к участникам закупки, в том числе наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг по предмету закупки, стоимость которых составляет не менее чем 20 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении, документации о закупке, при этом учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг (по выбору участника закупки) по предмету закупки, нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На данный момент решение Челябинское УФАС России по делу № 17-03/15 обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области и в законную силу не вступило.

Довод заявителя относительно того, что требование о предоставлении копий договоров на оказание услуг в подтверждение опыта участника является избыточным, Комиссия считает необоснованным по следующим основаниям.

Согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с общими правилами, установленными статьей 161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме. Двусторонние (многосторонние) сделки могут совершаться способами, установленными пунктами 2 и 3 статьи 434 ГК РФ, то есть в виде договора в письменной форме.

Довод заявителя относительно указания в пункте 3.2 аукционной документации требования о том, что исполнитель обязан оказывать услуги лично, собственными силами и средствами, без привлечения третьих лиц (соисполнителей), Комиссия также считает необоснованным, ввиду того, что указанное требование не является ни критерием допуска заявок, ни критерием оценки заявок. Кроме того, нормы ГК РФ предоставляют возможность хозяйствующему субъекту быть исполнителем по договору, при этом не имея собственного представительства в каком-либо населенном пункте, например по средствам агентского договора, договора представительства.

Также Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что к участию в открытом аукционе было допущено пять заявок, в ходе открытого аукциона произошло значительное снижение начальной (максимальной) цены.

При таких обстоятельствах, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту печатной и копировально-множительной техники, заправке и ремонту картриджей не осуществляло действий, которые привели к ограничению конкуренции.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО ТК «Спринг» на действия ЮУЖД – филиала ОАО РЖД при проведении открытого аукциона на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту печатной и копировально-множительной техники, заправке и ремонту картриджей для подразделений ЮУЖД – филиала ОАО РЖД (закупка № 31502684390) не обоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны