Решение б/н решение от 27 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е по жалобе № 074/07/3-1149/2022 24 мая 2022 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

рассмотрев жалобу ООО «Экосистема» (далее – Заявитель) вх. № 5941/22 от 04.05.2022 на действия АО «ЮУ КЖСИ» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства 27/22 «Комплекс работ по механизированной разработке, вывозу и утилизации существующих отвалов грунта на Объекте: территория, на которой осуществляется строительство детского сада на 278 мест в мкр. Белый Хутор, Челябинская обл., Сосновский район, п. Западный, на земельном участке с кадастровым номером 74:19:1203001:2988» (извещение № 32211347289), УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Экосистема» вх. № 5941/22 от 04.05.2022 на действия АО «ЮУ КЖСИ» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства 27/22 «Комплекс работ по механизированной разработке, вывозу и 2022-6677 2 утилизации существующих отвалов грунта на Объекте: территория, на которой осуществляется строительство детского сада на 278 мест в мкр. Белый Хутор, Челябинская обл., Сосновский район, п. Западный, на земельном участке с кадастровым номером 74:19:1203001:2988» (извещение № 32211347289). Заявитель указывает на неправомерные действия заказчика, выразившиеся: 1. в отсутствии в документации требования о наличии необходимой лицензии для транспортировки отходов и указания класса опасности отходов; 2. в неправомерном установлении в документации условия о частичной оплате, выраженной в безденежной форме, путем заключения договора купли-продажи объекта недвижимости, а также в отсутствии в документации информации о регистрационных данных объекта недвижимости, кадастровой стоимости и его местонахождения; 3. в нарушении сроков размещения в ЕИС извещения о проведении закупки; 4. в несоответствии пункта 1.2 проекта договора Положению о закупке Заказчика. 5. в несоответствии пунктов 2.5, 5.1.19, 5.2.4. проекта договора Положению о закупке. Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам по жалобе. Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. 1. В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В силу части 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Жалоба Заявителя поступила в Челябинское УФАС России 04.05.2022 Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 05.05.2022 09:00 (МСК+2). Таким образом, Заявителем правомерно подана жалоба в антимонопольный орган на действия закупочной комиссии Заказчика. 2022-6677 3 2. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). 1. По доводу Заявителя о неправомерных действиях Заказчика, выразившихся в отсутствии в документации требования о наличии необходимой лицензии для транспортировки отходов и в отсутствии указания на класс опасности отходов, Комиссия сообщает следующее. Предметом закупки является комплекс работ по механизированной разработке, вывозу и утилизации существующих отвалов грунта на Объекте: территория, на которой осуществляется строительство детского сада на 278 мест в мкр. Белый Хутор, Челябинская обл., Сосновский район, п. Западный, на земельном участке с кадастровым номером 74:19:1203001:2988. Перечень предусматриваемых договором работ: 1. Разработка и согласование с Заказчиком ППР на производство земляных работ; 2. Разработка грунта механизированная до проектной отметки, с погрузкой, перевозкой на расстояние до 30 км, работой на отвале и утилизацией - всего ориентировочно 27 141 м3: 2.1. Ориентировочно 19 000 м3 – техногенного грунта, преимущественно суглинка полутвердого, с примесью дресвы и почвы; 2.2. Ориентировочно 8 141 м3 – глины твердой, легкой; 3. Планировка территории механизированная – разравнивание площади участка после разработки и вывоза грунта (до проектных отметок) – ориентировочно 8 000 м2. Особые условия: 1 Согласовать сметную документацию с Заказчиком в течение 10 рабочих дней после подписания договора; 2 Согласовать ППР с Заказчиком в течение 5 рабочих дней после подписания договора; 3 Согласовать с Заказчиком местоположение въезда, выезда и схему движения автотранспорта; 4 Приемка работ производится согласно постановлению правительства РФ от 21.06.2010 № 468; 5 Перед началом работ и по окончанию разработки отвалов Подрядчик предоставляет на согласование Заказчику исполнительную съемку территории в границах земельного участка с кадастровым номером 74:19:1203001:2988; 6 Регулярно осуществлять мойку колес, уборку скопившейся грязи на территории, прилегающей со стороны ул. Брусничная ко въезду/выезду с территории участка с кадастровым номером74:19:1203001:2988, территории самого въезда/выезда. Заказчик пояснил, что с учетом приведенных в государственных стандартах понятий, определяющих понятия грунта и отходов, указанный в предмете закупки грунт не является отходами в понимании Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления). Проектной документацией, техническими отчетами по результатам инженерно2022-6677 4 геологических и инженерно-экологических изысканий разрабатываемый грунт не отнесен к отходам и, соответственно, не определен класс опасности отходов. С учетом изложенного, по мнению Заказчика, отсутствует необходимость установления требования лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию отходов I - IV классам опасности. Заказчик утверждает, что время мойки колес, уборка скопившейся грязи на территории не являются самостоятельным объектом закупки, а должны были выполняться подрядчиком наряду с иными работами. Также условия договора позволяет Подрядчику привлекать для выполнения ряда работ иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, в том числе, лицензией по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классам опасности. Следовательно, условия проекта договора не запрещают Подрядчику привлекать к выполнению работ по договору третьих лиц и привлекать к выполнению видов работ, подлежащих лицензированию, специализированную организацию, имеющую такую лицензию. Так, при выполнении работ являющимися предметом закупки, Заказчик вправе получить на этапе исполнения договора подтверждения качества и безопасности выполняемых работ. Комиссией Челябинского УФАС установлено, что все отходы от производства включены в каталог отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов». Согласно статье 1 Закона об отходах производства и потребления: - отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; - обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; - утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 указанного Федерального закона (энергетическая утилизация); - отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Согласно статье 4.1 Закона об отходах производства и потребления отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; 2022-6677 5 II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы. Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности относится к перечню видов деятельности, на которые требуются лицензии. Согласно части 5 статьи 9 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Техническим заданием определено, что после разработки грунт вывозится на расстояние 30 км, с последующей утилизацией. Также, техническим заданием определено, что на объекте находится техногенный грунт, преимущественно суглинка полутвердого, с примесью дресвы и почвы. Также одним из предусмотренных договором работ является разработка и согласование с Заказчиком ППР на производство земляных работ. На участке с кадастровым номером 74:19:1203001:2988 помимо грунта, подлежащего механизированной разработке, вывозу и утилизации, располагается строительный мусор в виде деревянных изделий, мешков со строительным материалом. Данный факт подтвержден фотоматериалом. Однако, Комиссией Челябинского УФАС России не установлено, что в предмет закупки входят работы по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности на которые требуется лицензия. Обратного Заявителем не доказано. Таким образом, довод Заявителя является не доказанным. В указанных действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о закупках. 2. По доводу Заявителя о неправомерных действиях Заказчика, выразившихся в установлении в документации условия о частичной оплате, выраженной в безденежной форме, путем заключения договора купли-продажи объекта недвижимости, а также в отсутствии в документации информации о регистрационных данных объекта недвижимости, кадастровой стоимости и его местонахождения, Комиссия сообщает следующее. Заказчик пояснил, что на основании части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг АО «ЮУ КЖСИ» руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). Проектом договора установлен порядок расчетов за выполненные работы путем передачи объекта недвижимости, принадлежащего Заказчику на праве собственности, что допускается положениями гражданского законодательства. Кроме того, Законом о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги. 2022-6677 6 Таким образом, по мнению Заказчика, Закон о закупках не запрещает установление иных форм оплаты, в том числе неденежной. Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключаются заказчиком по результатам закупок, осуществляемых в соответствии с планом закупки (если сведения о таких закупках в обязательном порядке подлежат включению в план закупки согласно принятому в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона порядку формирования этого плана), размещенным в единой информационной системе (если информация о таких закупках подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом), за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций. Согласно Информационной карте документации оплата по Договору производится в следующем порядке: - оплата работ в размере 4 233 000 (четыре миллиона двести тридцать три тысячи) рублей 00 копеек, в том числе НДС 20% (в случае, если Подрядчик является плательщиком НДС) производится Заказчиком в неденежной форме в течение 7 (семи) рабочих дней с момента подписания Сторонами Актов о приемке выполненных работ (форма № КС-2), Справок о стоимости выполненных работ и затрат (услуг) (форма № КС-3) и соответствующих им счетов-фактур путем заключения между сторонами договора куплипродажи объекта недвижимости, принадлежащего Заказчику на праве собственности. По договору возможен зачет встречных однородных требований. - оставшаяся сумма - в безналичном порядке на расчетный счет Подрядчика в течение 7 (семи) рабочих дней с момента подписания Сторонами Актов о приемке выполненных работ (форма № КС-2), Справок о стоимости выполненных работ и затрат (услуг) (форма № КС-3), соответствующих им счетов-фактур без замечаний. Согласно статье 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). При этом Закон о закупках не ограничивает Заказчика в выборе оплаты и формы договора. Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок. Заказчик указал в документации, что оплата будет произведена в неденежной форме, а именно путем заключения между сторонами договора купли-продажи объекта недвижимости, принадлежащего Заказчику на праве собственности. Законом о закупках закреплено право любого участника конкурентной закупки направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу, что указанное положение документации не нарушает положения Закона о закупках. 3. По доводу Заявителя о неправомерных действиях Заказчика, выразившихся в нарушении сроков размещения в ЕИС извещения о проведении закупки, Комиссия сообщает следующее. 2022-6677 7 Согласно извещению и документации аукциона дата начала подачи заявок на участие - 26 апреля 2022. Дата и время окончания подачи заявок на участие - 5 мая 2022 в 09.00 минут (по местному времени Заказчика). Согласно п. 3.1.3. Положения о закупке, утвержденного Наблюдательным советом Акционерного общества «Южно-Уральская Корпорация жилищного строительства и ипотеки» (протокол № 2 от 29.06.2021 г.) и размещенным в Единой информационной системе в сфере закупок ( www. zakupki. gov. ru) Заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении аукциона и аукционную документацию не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Указанный срок размещения установлен в случае проведения аукциона, участниками которого являются любые лица, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства. В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 части 3 статьи 3.4 Закона о закупках Заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона в электронной форме не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цепа договора не превышает тридцать миллионов рублей. Аналогичные требования закреплены и в Положении о закупке Заказчика. Извещение о проведении закупки было размещено в срок, установленный документацией и Законом о закупке. Таким образом, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о закупках. 4. По доводу Заявителя о неправомерных действиях Заказчика, выразившихся в несоответствии пункта 1.2. проекта договора Положению о закупке, Комиссия сообщает следующее. Согласно пункту 1.2 проекта договора при исполнении сторонами условий настоящего договора, стороны руководствуются соответствующими строительными нормами и правилами. Согласно документации, одним из требований предъявляемым к участнику закупки, является обеспечение производства работ в полном соответствии с условиями договора, проектной/рабочей документацией, строительными нормами и правилами. Соблюдать требования СНИП и ГОСТ, а также все действующие нормативно-технические правила и регламенты на момент выполнения работ. Согласно пункту 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик. Заказчик в документации не конкретизировал какие именно строительные работы выполняет исполнитель и каким именно строительным нормам и правилам должен соответствовать участник закупки или выполняемая им работа с учетом предмета закупки. В данном случае Заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 3, пункту 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках. 2022-6677 8 5. По доводу Заявителя о неправомерных действиях Заказчика, выразившихся в несоответствии пунктов 2.5, 5.1.19, 5.2.4. проекта договора Положению о закупке, Комиссия сообщает следующее. Согласно проекту договора, Заказчик вправе в соответствии с пунктом 1 статьи 744 ГК РФ внести изменения в техническую документацию, учитывающие дополнительные работы, по стоимости, не превышающие 10% от стоимости Работ. Согласно пункту 2.2. проекта договора, если в ходе выполнения работ по настоящему Договору Заказчиком будет установлено, что Подрядчиком произведены неверные расчеты в локальных сметах, в том числе, в определении объемов подлежащих выполнению работ, в определении номенклатуры материалов, изделий, оборудования и их количества, а также иные ошибки, влекущие за собой увеличение цены Договора, то Подрядчик обязуется выполнить все необходимые работы для исполнения предмета Договора, даже если они не указаны в Локальных сметах, но должны быть выполнены в соответствии с технической документацией, нормативными требованиями, без дополнительной оплаты, в пределах установленной в настоящем Договоре стоимости работ. Согласно проекту договора подписание (утверждение) Заказчиком Актов выполненных работ без замечаний не лишает права Заказчика в любое время обращаться к Подрядчику с претензиями по качеству выполняемых Работ и используемых Материалов и Оборудования, а также объему выполненных работ (пункт 2.5. проекта Договора). В соответствии с проектом договора произвести перед началом работ и по окончанию разработки отвалов исполнительную съемку территории в границах земельного участка с кадастровым номером 74:19:1203001:2988 и предоставить на согласование Заказчику (пункту 5.1.19. проекта Договора) Согласно проекту договора, заказчик вправе осуществлять строительный контроль за ходом проведения работ (п. 5.2.4. проекта Договора). Комиссия Челябинского УФАС России изучила пояснения сторон и пришла к следующему выводу. Следуя части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Закон о закупках не ограничивает заказчика в выборе условий договора, однако Заказчик должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). 2022-6677 9 Также Закон о закупках не регулирует сроки, связанные с предъявлением требований к недостаткам результата работы, не ограничивает право Заказчика в осуществлении контроля за ходом проведения работ. Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в указанных действиях Заказчика признаков нарушения Закона о закупках. На основании изложенного, Челябинское УФАС России считает, что жалоба ООО «Экосистема» является обоснованной. В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона. В связи с чем, Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым выдать АО «ЮУ КЖСИ» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки. На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «Экосистема» обоснованной. 2. Признать действия  АО «ЮУ КЖСИ» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 3, пункт 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках. 3. Выдать АО «ЮУ КЖСИ» предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки. 4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны