Решение (комиссия) №ВЛ/3938/24 решение от 19 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

9

 

решение

 

Гражданину

 

Администрация Калининского района

г. Челябинска
454084, г. Челябинск, ул. Кирова 10
mail@kalinadmin.ru zakupki@kalinadmin.ru schamne@kalinadmin.ru

blago@kalinadmin.ru

Акционерное общество «Единая электронная торговая площадка»
115114, г. Москва, ул. Кожевническая, 14, стр. 5
ko@roseltorg.ru

 

Комиссии по осуществлению закупок

(извещение № 0169300061624000001)

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/99-340/2024 (27-ВП/2024)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена «13» марта 2024 года

В полном объеме решение изготовлено «18» марта 2024 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>    

 

<...>    

 

руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), на основании обращения гражданина провела внеплановую проверку по соблюдению законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона 24-103490Э Выполнение работ по благоустройству территории Калининского района города Челябинска: содержание бесхозных территорий (извещение № 0169300061624000001) при участии в заседании Комиссии представителя Администрации Калининского района г. Челябинска (далее — заказчик, Администрация) <...>, действующих на основании решения Совета депутатов Калининского района города Челябинска от 21.12.2022 № 37/4, доверенности от 19.02.2024 № 4,

в отсутствие гражданина (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) 12.02.2024 поступило обращение гражданина (вх.№ 2163/24) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки 24-103490Э Выполнение работ по благоустройству территории Калининского района города Челябинска: содержание бесхозных территорий (извещение № 0169300061624000001) (далее — аукцион, закупка).

На основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзаца 2 подпункта «а» пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 (далее — Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576) Челябинским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.

В соответствии с пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576, в случае если в ходе рассмотрения обращения о нарушении законодательства о контрактной системе в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», контрольный орган выявляет признаки нарушения законодательства о контрактной системе и принимает решение о проведении внеплановой проверки, рассмотрение такого обращения осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно доводам обращения в законодательстве РФ под бесхозным участком подразумевается территория, которую не используют более трех лет или используют, но с нарушением разрешенного назначения земли. В некоторых случаях такой участок может быть изъят в пользу муниципалитета. Согласно пункту 3 Технического задания подрядчик должен проводить работы по содержанию. В Техническом задании отсутствуют адреса и локации бесхозных территорий. Карта, которая есть в Техническом задании, указывает на весь Калининский район.

В Техническом задании отсутствуют адреса элементов благоустройства (малые архитектурные формы, опоры, ограждения, деревья), которые должны быть очищены от объявлений. Также как и адреса детских площадок (зон безопасности малых архитектурных форм), с которых должны быть удалены посторонние предметы, представляющие опасность, вызванные пользованием оборудованием, климатическими условиями, актами вандализма (например, разбитые бутылки, консервные банки, пластиковые пакеты, поврежденные элементы оборудования).

Заявителю неясно, как можно содержать бесхозную территорию согласно решению Челябинской городской Думы от 22.12.2015 №16/32 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Челябинска», кто будет определять эти территории и на основании каких документов земля является бесхозной, как будут фиксироваться работы и объемы.

Представители заказчика с доводами обращения не согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали следующее.

В соответствии с пунктом 75 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 № 16/32, администрации внутригородских районов (должностные лица) обеспечивают выполнение на системной основе работ по уборке незакрепленных территорий за юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, следовательно, бесхозяйных.

Работы по содержанию выполняются подрядчиком на основании заявок, направленных заказчиком, с указанием места выполнения работ на бесхозных (незакрепленных) территориях в границах Калининского района города Челябинска.

Фиксация работ и объемов осуществляется в заявках и отчетных документах, предоставляемых подрядчиком, в том числе фото/видео материалами.

Места выполнения работ по содержанию бесхозных (незакрепленных) территорий в границах Калининского района города Челябинска определяются Администрацией района.

Определение начальной суммы цен единиц работ (объем подлежащих выполнению работ невозможно определить) произведено методом сопоставления рыночных цен (анализ рынка) в соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе. Данный метод применен с учетом приоритетности в связи с тем, что работы, являющиеся объектом закупки, выполняются множеством организаций (ИП).

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

 

В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении подрядчика.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.

Наименованием объекта закупки согласно извещению является выполнение работ по благоустройству территории Калининского района города Челябинска: содержание бесхозных территорий; местом выполнения работ - Российская Федерация, Челябинская обл, г. Челябинск, территория Калининского района.

При этом заказчик в извещении отметил, что конкретное место выполнения работ (адрес) определяется в соответствии с заявками, передаваемыми заказчиком подрядчику (Приложение № 3 к Техническому заданию).

Приложением № 1 к извещению является Техническое задание, содержащее описание объекта закупки.

Так, в соответствии с разделом 3 Технического задания заказчиком установлены требования к очистке бесхозных территорий, в том числе:

«3.14. Тротуары, пешеходные дорожки, площадки с резиновым покрытием, детские/спортивные площадки, подходы к скамьям, урнам и пространств вокруг них (1 метр по периметру габаритов малых архитектурных форм) должны быть очищены от снега, наледи ручным способом до покрытия. Очистка покрытий тротуаров, пешеходных дорожек от снега и наледи осуществляется на всю ширину, бордюрный камень при наличии должен быть обозначен. Лестничные марши в зимний период должны быть очищены вручную на всю ширину до покрытия от свежевыпавшего или уплотненного снега с подсыпкой противогололедными материалами. Террасное покрытие должно быть очищено на всю ширину вручную от различного вида мусора, снега до покрытия. Все элементы благоустройства (малые архитектурные формы, опоры, ограждения, деревья) должны быть очищены от объявлений.

3.15. Удаление с детских площадок (зон безопасности малых архитектурных форм) посторонних предметов, представляющих опасности, вызванные пользованием оборудованием, климатическими условиями, актами вандализма (например, разбитые бутылки, консервные банки, пластиковые пакеты, поврежденные элементы оборудования).

3.17. Санитарная обрезка кроны, ветвей зеленых насаждений, снос, удаление (путем распила и вывоза) зеленых насаждений и (или) частей зеленых насаждений при нанесении ущерба зеленым насаждениям в результате аварийных и чрезвычайных ситуаций либо противоправных действий. Удаление растительных остатков при их обнаружении на объектах, подлежащих содержанию в соответствии с настоящим Техническим заданием.

3.18. Механизированная зачистка искусственного покрытия (тротуары, дорожки, детские/спортивные площадки, парковки) от снега, наледи, пыли, мусора, листвы, растительных остатков должна осуществляться с соблюдением безопасности проведения работ, особенно при наличии людей на территории.

3.19. Механизированная зачистка искусственного покрытия (тротуары, дорожки, детские/спортивные площадки, парковки) от снега, наледи, пыли, остатков противогололедного материала, листвы, растительных остатков должна выполняться с полным удалением загрязнения. Сметание на газон не допускается.

3.20. Лестничные марши должны быть очищены на всю ширину от различного вида мусора, растительных остатков».

Приложением № 1 к Техническому заданию определена ведомость работ:

 

п/п

Наименование работ и затрат

Единица измерения

1

Механизированная зачистка искусственного покрытия (тротуары, дорожки, детские/спортивные площадки, парковки) от пыли, мусора, растительных остатков

м²

2

Ручная зачистка искусственного покрытия (тротуары, дорожки, детские/спортивные площадки) от пыли, мусора, растительных остатков

м²

3

Ручная зачистка участков, прилегающих к скамейкам, лавочкам, габионам, урнам от пыли, мелкого мусора, листвы (подметание)

м²

4

Ручной подбор мусора, растительных остатков на газонах

м²

5

Очистка урн от мусора

шт

6

Ручная зачистка лестниц, террасного покрытия от пыли, мусора, растительных остатков

м²

7

Очистка малых архитектурных форм от несанкционированной расклейки объявлений

шт. (МАФ)

8

Санитарная обрезка ветвей, кроны зеленых насаждений с применением автовышки

шт. (дерево)

9

Санитарная обрезка ветвей, кроны зеленых насаждений без применения автовышки

шт. (дерево)

10

Снос, удаление зеленых насаждений, частей зеленых насаждений (при двух и более ствольных деревьев)

шт. (дерево)

11

Вывоз отходов от уборки территории (растительные остатки, мусор (5-й класс опасности), с учетом погрузки, перевозки грузов, передачи отходов на объект размещения)

т

12

Механизированная зачистка искусственного покрытия (тротуары, дорожки, детские/спортивные площадки, парковки) от снега, наледи

м²

13

Ручная зачистка искусственного покрытия (тротуары, дорожки, детские/спортивные площадки) от снега, наледи с применением инструмента

м²

14

Ручная зачистка участков, прилегающих к скамейкам, лавочкам, габионам, урнам от снега, наледи

м²

15

Обработка покрытий (тротуары, пешеходные дорожки, участки прилегающие к скамейкам, урнам), подлежащих зачистке, противогололедными средствами

м²

16

Сметание снега с подпорных стенок скамеек (диванов), лавочек, габионов, вручную

шт

17

Ручная зачистка лестниц, террасного покрытия от снега, наледи

м²

18

Обработка лестниц противогололедными материалами

м²

19

Вывоз снега от уборки территории, с учетом погрузки, перевозки грузов, передачи отходов на объект размещения

М3

 

В качестве Приложения № 2 к Техническому заданию заказчиком размещена «СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ» в виде:

 

 

При этом в пункте 1.3 Технического задания заказчик, как и в извещении, указал, что местом выполнения работ является Российская Федерация, Челябинская область, Челябинск, территория Калининского района. Конкретное место выполнения работ (адрес) определяется в соответствии с заявками, передаваемыми заказчиком подрядчику (Приложение № 3 к Техническому заданию).

Необходимо отметить, что объектом закупки является не выполнение работ по содержанию общественных территорий Калининского района города Челябинска, а содержание «бесхозных территорий» Калининского района города Челябинска, на которых, исходя содержания Технического задания, имеются:

- искусственное покрытие (тротуары, дорожки, детские/спортивные площадки, парковки);

- скамейки, лавочки, габионы, урны и иные малые архитектурные формы;

- лестницы, террасное покрытие;

- зеленые насаждения.

В силу пункта 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Приказом Росреестра от 15.03.2023 № П/0086 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, которыми могут быть здание (строение), сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства.

Таким образом, недвижимая вещь может быть отнесена к бесхозной только после ее постановки на учет как бесхозной.

При этом согласно Порядку принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденному Приказом Росреестра от 15.03.2023 № П/0086, земельный участок не относится к бесхозяйным недвижимым вещам, в отношении которых осуществляется учет.

На бесхозяйные земельные участки порядок признания права государственной (муниципальной) собственности, предусмотренный статьей 225 ГК РФ, не распространяется. Право государственной (муниципальной) собственности на бесхозяйный земельный участок может быть признано вследствие отказа от права собственности на такой земельный участок.

Согласно статье 44 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) право собственности на земельный участок прекращается при отказе собственника от права собственности на земельный участок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 53 ЗК РФ, частью 1 статьи 56 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявления собственника земельного участка.

При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта РФ или муниципального образования, к собственности которых будет отнесен земельный участок, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права (часть 4 статьи 56 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

С учетом изложенного, законодательством РФ регламентирован порядок признания имущества бесхозным, который предполагает индивидуализацию такого имущества, в частности его местонахождение.

Комиссия Челябинского УФАС России определением от 22.02.2024 исх.№ ВЛ/2579/24 запросила у заказчика письменные пояснения с документальным подтверждением относительно того, какие именно объекты, которые необходимо содержать по условиям закупки, заказчик понимал под понятием «бесхозные территории», включая их в объект закупки, а соответственно и в предмет контракта. Комиссия антимонопольного органа просила заказчика указать информацию о таких объектах (наименование, местонахождение).

Администрация в ответ на определение Комиссии уточнила, что бесхозными заказчик считает территории, не закрепленные за юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых в соответствии с пунктом 75 Правил благоустройства территории города Челябинска, утвержденных Решением Челябинской городской Думы от 22.12.2015 № 16/32, (далее - Правила благоустройства) Администрация обеспечивает выполнение на системной основе работ по уборке.

Кроме того, заказчиком на заседание от 29.02.2024 представлены сведения о том, что по состоянию на 26.02.2024 в Калининском районе выявлены следующие территории, не закрепленные за юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

- проезд по ул. Тагильская;

- проезд по ул. Работниц от ул. Каслинская до д. 13 по ул. Кирова;

- проезд между д. 36-а и д. 36-б по ул. Университетская Набережная;

- лестничный марш на ул. Чичерина, д. 36-а;

- детская площадка ул. Молодогвардейцев д. 47;

- детская площадка ул. Каслинская д. 27 и т. д.

На заседание Комиссии Челябинского УФАС России от 13.03.2024 заказчиком представлена заявка № 1 от 24.02.2024, содержащая 11 позиций с наименованием и местонахождением территорий:

- проезд по ул. Работниц от Каслинской до д. № 13 по ул. Кирова;

- ул. Северная от ул. Российской до д. № 2 по ул. Северной;

- ул. Тагильская от ул. Калинина до д. 41-6 по Свердловскому проспекту;

- проезд со стороны ул. Университетская Набережная к дому № 48 по ул. Университетская Набережная;

- лестничный пролет на ул. Чичерина, д. 36А;

- проезд ул. 250-летия Челябинска от ул. 40-летия Победы, до начала ул. 250-летия Челябинска;

- проезд вдоль дома между гаражами и домом - Университетская Набережная, 36Б;

- детская площадка между домами 32 и 30 по 250-лет Челябинска;

- проезд между 60 и 62 домом по ул. Каслинская;

- проезд вдоль гаражей от ул. Ворошилова, 51 до ул. Ворошилова, 53а;

- проезд вдоль домов 16,18,20 по ул. Набережная со стороны двора.

В письменных пояснениях от 28.02.2024 № 358 заказчик отметил, что данные территории (объекты) выявляются по мере поступления обращений граждан, организаций, в том числе регулярного мониторинга санитарного состояния территории района сотрудниками Администрации.

В письменных пояснениях от 12.03.2024 № 502 заказчик конкретизировал, что выборка территорий, не закрепленные за юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, произведена методом исключения из:

- распоряжения Администрации города Челябинска от 19.10.2022 № 12220 «Об осуществлении функции муниципального заказчика по содержанию объектов улично-дорожной сети города Челябинска»;

- письма Администрации района от 11.10.2023 № 01-28/1379 о передаче объектов (внутриквартальные проезды, пешеходные тротуары, газоны, лестничные марши и т.д.) на содержание МБУ «ЭВИС»;

- изучения Публичной кадастровой карты, на предмет не отмежеванных земельных участков;

- устных обращений граждан, организаций о необходимости приведения в надлежащее состояние территорий района, поступающих в отдел благоустройства и обеспечения жизнедеятельности Администрации района, в том числе и в настоящее время.

Комиссия Челябинского УФАС России, проанализировав пояснения, документы и сведения, представленные заказчиком в материалы дела, пришла к следующим выводам.

Во-первых, применение заказчиком при осуществлении закупки такого понятия, как «бесхозные», не соответствует законодательству РФ, поскольку существует порядок признания таковыми недвижимых вещей, тогда как заказчиком не представлено сведений о бесхозных зданиях (строениях), сооружениях, помещениях, машино-местах, объектах незавершенного строительства, которые в качестве бесхозных поставлены на учет в Росреестре. Кроме того, пунктом 2 статьи 214 ГК РФ установлена презумпция государственной собственности на земельные участки, что предполагает если земельный участок не находится в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальной или частной собственности, он находится в неразграниченной государственной собственности, то есть априори не является бесхозным.

Во-вторых, в соответствии с подпунктом 27 пункта 73 Правил благоустройства работы по благоустройству и содержанию на территориях, не закрепленных за юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляют администрации внутригородских районов в соответствии с установленными полномочиями.

Более того, в силу подпункта 4 пункта 75 Правил благоустройства администрации внутригородских районов (должностные лица) обеспечивают выполнение на системной основе работ по уборке незакрепленных территорий.

Во исполнение указанной обязанности логичным является определение местонахождения таких незакрепленных территорий, в том числе путем анализа открытых источников информации в виде публичной кадастровой карты.

Тем более, что Контрольно-счетная палата города Челябинска в ответ на обращение Администрации по вопросу правомерности заключения муниципального контракта на содержание незакрепленных территорий в письме (от 02.11.2023 № 03/7-12/451) указала, что для осуществления законного, целевого и эффективного расходования бюджетных средств на благоустройство, содержание и уборку территорий в границах внутригородского района Администрации следует иметь достаточные доказательства, подтверждающие, что территория и имущество на ней (земельный участок, объекты и элементы благоустройства) не находятся в собственности, постоянном (бессрочном) и безвозмездном пользовании или аренде и не закреплены за иными юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, к моменту осуществления закупки заказчик обязан обладать достаточными доказательствами, подтверждающими незакрепленность территории за юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а следовательно, и о местонахождении такой территории.

К тому же Правила благоустройства не содержат особого порядка выполнения работ по уборке незакрепленных территорий, напротив, устанавливают обязанность осуществлять такую уборку на системной основе в рамках работ по благоустройству и содержанию территорий внутригородских районов.

Необходимо отметить, что Минстроем России утверждены «Общие рекомендации к процессу инвентаризации территории поселений, городских округов в целях формирования муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018 - 2022 гг.» в целях оценки состояния сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, в том числе формирования перечня дворовых и общественных территорий, объектов недвижимого имущества и земельных участков, уровня благоустройства индивидуальных жилых домов и земельных участков, предоставленных для их размещения, оценки их состояния, выявление территорий, требующих благоустройства, составление паспортов благоустройства объектов.

Указанные рекомендации в пункте 1.8 предусматривают, что инвентаризация проводится путем натурного обследования территории и расположенных на ней элементов благоустройства.

В материалы дела заказчиком представлено распоряжение Администрации города Челябинска от 19.10.2022 № 12220, которое утверждает перечни объектов улично-дорожной сети города Челябинска, функции муниципального заказчика по содержанию которых осуществляет Комитет дорожного хозяйства города Челябинска, а также письмо Администрации района от 11.10.2023 № 01-28/1379 о передаче объектов (внутриквартальные проезды, пешеходные тротуары, газоны, лестничные марши, урны и т.д.) на содержание МБУ «ЭВИС».

Имея в распоряжении указанные документы, а также сведения регулярного мониторинга санитарного состояния территории района сотрудниками Администрации (письменные пояснения от 28.02.2024 № 358) и открытые сведения публичной кадастровой карты, заказчик не представил Комиссии антимонопольного органа доказательств объективной невозможности указания при осуществлении закупки мест выполнения работ путем определения местонахождения незакрепленных территорий.

Относительно возражений заказчика о том, что в настоящее время граждане активно регистрируют право собственности на гаражи, земельные участки, которые в том числе отмежевываются и передаются в собственность жителям многоквартирных домов, в связи с чем заказчику не представляется возможным однозначно определить незакрепленные территории на момент планирования закупки, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что закупка осуществляется заказчиком с неопределенным объемом, что предполагает возможность в ходе исполнения контракта в таком случае выбирать из максимального объема работ необходимый объем подлежащих выполнению работ с учетом поступивших заказчику уведомлений Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.

Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что положения статьи 33 Закона о контрактной системе предусматривают возможность при описании объекта закупки использовать схемы, чертежи, планы, позволяющие определить потребность заказчика, в частности идентифицировать конкретные места выполнения работ.

Из совокупного толкования пункта 7 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребность и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.

Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.

Вместе с тем, действия заказчика по описанию объекта закупки и условий исполнения контракта по рассматриваемому аукциону не отражают в полной мере условия исполнения контракта по причине отсутствия информации о конкретных местах производства работ, о местонахождении незакрепленных территорий, что не соответствует пункту 1 части 1, части 2 статьи 33, пункту 7 части 1 статьи 42, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Извещение об аукционе должно содержать всю необходимую информацию, определяющую условия исполнения контракта, в соответствии с принципами открытости и прозрачности в сфере закупок, предусмотренными статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.

Помимо прочего, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что Техническим заданием предусмотрено содержание, уборка, очистка урн, малых архитектурных форм, ручная зачистка лестниц, террасного покрытия, участков, прилегающих к скамейкам, лавочкам, габионам, механизированная/ручная зачистка искусственного покрытия (тротуары, дорожки, детские/спортивные площадки, парковки). Между тем, в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 7 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, описание объекта закупки, проект контракта не содержат информации об общем количестве урн, малых архитектурных форм, скамеек, лавочек, габионов, об общей площади лестниц, террасного покрытия, искусственного покрытия (тротуары, дорожки, детские/спортивные площадки, парковки), участков, прилегающих к скамейкам, лавочкам, габионам, содержание, которых включено в объект закупки.

Комиссия антимонопольного органа принимает во внимание, что закупка осуществлена заказчиком в соответствии частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, однако отмечает, что информация об общем количестве, об общей площади объектов содержания, то есть о максимальном объеме работ, должна находить отражение в извещении в соответствии принципами открытости и прозрачности в сфере закупок, поскольку такая информация необходима потенциальным участникам закупки при принятии решения об участии в закупке, для целей объективной оценки количества трудовых и материальных ресурсов для выполнения условий контракта, расчета ценового предложения, тем более с учетом срока выполнения работ до 20.03.2024 при заключении контракта 24.02.2024.

 

2. В силу части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Как следует из сведений, опубликованных в открытой части единой информационной системы, заказчиком в ответ на поступивший запрос 09.02.2024 даны разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 09.02.2024 №РИ1.

Вместе с тем, в нарушение части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе указанные разъяснения не содержат предмета запроса ни в электронной форме, представленной посредством функционала единой информационной системе, ни в самом электронной файле формата pdf.

Скриншоты, представленные заказчиком в качестве подтверждения размещения запроса о даче разъяснений положений извещения, не свидетельствуют о соблюдении обязанности, предусмотренной частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку на указанных скриншотах отображен функционал личного кабинета заказчика, который недоступен для обозрения в открытой части единой информационной системе.

 

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 7 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки.

2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что контракт по итогам закупки заключен.

3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

<...>

Исп.<...>

 

2024-4385

 

 

Связанные организации

АДМИНИСТРАЦИЯ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА Г. ЧЕЛЯБИНСКА
ИНН 7447248519, ОГРН 1157447001436
Лукьянченко Денис Михайлович
ИНН , ОГРН
АО «ЕЭТП»
ИНН 7707704692, ОГРН 1027739521666