Решение №ВЛ/205/22 решение от 14 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

решение

 

Управление строительства и инженерной инфраструктуры Администрации Красноармейского муниципального района
456660,с. Миасское, ул. Центральная,

д. 1Б
uiikr@mail.ru

ООО «СтройОптиум»
456206, Челябинская обл., г. Златоуст, ул. Береговая Ветлужская, д. 84
sabon2007@mail.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-3935/2021 (№ РНП-74-5/2022)

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 11 января 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 14 января 2022 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Управления строительства и инженерной инфраструктуры Администрации Красноармейского муниципального района о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «СтройОптиум», о его управляющем и участнике, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на выполнение проектно-сметной документации на объект: «Строительство станции водоподготовки для питьевого водоснабжения с. Канашево Красноармейского муниципального района Челябинской области» (извещение № 0169300024821000050), при участии в заседании Комиссии:

- представителей ООО «СтройОптиум» <...>, действующих на основании доверенностей от 10.01.2022 № 02, от 10.01.2022 № 03;

- начальника юридического отдела Управления строительства и инженерной инфраструктуры Администрации Красноармейского муниципального района <...> в качестве слушателя, личность удостоверена паспортом (доверенность на право представления интересов Управления строительства и инженерной инфраструктуры Администрации Красноармейского муниципального района в Челябинском УФАС России не представлена),

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении ООО «СтройОптиум» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на выполнение проектно-сметной документации на объект: «Строительство станции водоподготовки для питьевого водоснабжения с. Канашево Красноармейского муниципального района Челябинской области» (извещение № 0169300024821000050) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам 03.03.2021 заказчик и ООО «СтройОптиум» заключили контракт на Выполнение проектно-сметной документации на объект: «Строительство станции водоподготовки для питьевого водоснабжения с. Канашево Красноармейского муниципального района Челябинской области» по цене 1 289 900,00 руб.

Как следует из содержания обращения заказчика, обществом при исполнении контракта нарушены сроки выполнения работ, установленные контрактом, в связи с чем решением от 15.12.2021 заказчик отказался от исполнения контракта.

Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 28.12.2021.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 9.1 контракта заказчиком предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, заказчиком 15.12.2021 составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое 17.12.2021 направлено в адрес общества заказным письмом с уведомлением, 16.12.2021 вручено представителю общества нарочно, в единой информационной системе во вкладке «дополнительная информация о закупках, контрактах» размещено 16.12.2021.

Согласно материалам дела, информация о расторжении контракта размещена заказчиком в единой информационной системе 27.12.2021 в разделе «информация об исполнении (расторжении) контракта».

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 28.12.2021.

Таким образом, на дату заседания Комиссии, согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, контракт считается расторгнутым.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,

 

Между заказчиком и ООО «СтройОптиум» 03.03.2021 заключен муниципальный контракт № 101-21 (далее – контракт).

В соответствии с пунктом 1.2 предметом контракта является «Выполнение проектно-сметной документации на объект: "Строительство станции водоподготовки для питьевого водоснабжения с. Канашево Красноармейского муниципального района Челябинской области", согласно техническому заданию (Приложение № 1)».

В соответствии с пунктом 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

В пункте 2.3 контракта заказчиком указан срок выполнения работ:

«Работы, поручаемые «Исполнителю» по настоящему контракту, подлежат выполнению в следующие сроки: начало работ – с момента заключения муниципального контракта; окончание работ (в том числе получение положительного заключения госэкспертизы) – 01 августа 2021 года».

Из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 15.12.2021, а также акта № 1 от 15.12.2021 следует, что основанием принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта является нарушение сроков выполнения работ, установленных контрактом. Так, на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчику подрядчиком не представлен результат работ, а именно проектная документация, прошедшая проверку в ОГАУ «Госэкспертизе Челябинской области».

В силу пункта 1 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:

- выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;

- согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;

- передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.

Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В соответствии с пунктом 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Представители ООО «СтройОптиум» на заседание Комиссии представили письменные пояснения и указали, что исполнитель передал заказчику проектно-сметную документацию в полном объеме 28 июля 2021 года на основании накладной приема-передачи документов.

Документация направлена в ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области», 10.09.2021 заключен муниципальный контракт № 1089 между заказчиком и ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области».

Со стороны исполнителя 06 сентября 2021 года за исх. № 343 в адрес заказчика направлено письмо с уведомлением об увеличении срока сдачи результата работ в связи с неподписанием и неоплатой счета на государственную экспертизу (заключения государственной экспертизы предоставляется заявителю после оплаты полной стоимости услуги) со стороны заказчика муниципального контракта № 1089 с ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области». По результатам проверки проектной документации 04 ноября 2021 года экспертами ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» выдано сводное сметное замечание (контрольная дата устранения замечаний - 15.11.2021).

Условиями муниципального контракта № 1089 с ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» предусмотрено (п. 3.2.1) продление срока устранения замечаний на 20 (двадцать рабочих дней) путем создания заявления в электронной форме в личном кабинете заказчика с прикреплением соответствующего письма не позднее 7 (семь) рабочих дней до истечения срока. В период устранения замечаний в связи Указом Президента РФ от 20.10.2021 № 595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г.» в период с 30 октября по 07 ноября 2021 года включительно, ООО «СтройОптимум» направил в адрес заказчика письмо исх. №396 от 26.10.2021 с просьбой продлить срок устранения замечаний, в связи с чем контрольная дата выдачи замечания установлена на 22.12.2021.

В выданном сводном сметном замечании указано на необходимость предоставления информации независящей от исполнителя. Так, письмами (исх. №524 от 10.12.2021, исх. № 530 от 15.12.2021) исполнитель запросил у заказчика следующую информацию:

- информацию о предприятии эксплуатирующие существующие водозаборные сооружения (лицензию на недропользование, в том числе лицензионное соглашение, организации и границе зон санитарной охраны, системе производственного экологического контроля и статистическую отчетность 2ТП-водхоз за три года);

- представить результаты общественных обсуждений (выявленные и учтенные общественные предпочтения при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности) по рассматриваемому проекту (ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 7-ФЗ, п. 1.6 Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 года 372).

В материалы дела подрядчиком представлено письмо заказчика (от 22.12.2021 № 2015) следующего содержания:

«Лицензия на недропользование у ресурсоснабжающей организации отсутствует по причине несоответствия воды из скважины требованиям СанПиН.

Для устранения замечаний по отсутствию лицензии на недропользование и общественным обсуждениям будет организован личный прием с экспертом государственной экспертизы после устранения остальных замечаний по данной проектно-сметной документации.

Правоустанавливающие документы на земельный участок вне границ участка проектирования для организации подъездного пути будут представлены до 10.02.2021 года. В настоящее время в связи с окончанием финансового года отсутствует финансирование на заключение контракта на подготовку технического плана для постановки участка на кадастровый учет. Данный договор будет заключен до 12.01.2021 года. После подготовки технического плана и оформления правоустанавливающих документов, данная документация будет направлена в Ваш адрес».

По состоянию на 10.01.2021 ООО «СтройОптимум» не получены от заказчика запрашиваемые информация и документы, что влечет за собой невозможность устранения замечаний ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области».

Общество в письменных пояснениях просит при принятии решения Комиссией антимонопольного органа учесть выполненный обществом объем работ по контракту.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что обществом принимались возможные меры и совершались конкретные действия с целью выполнения работ, являющихся предметом контракта.

Согласно пункту 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Изучив материалы дела Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что обществом выполнена часть работ по контракту, что подтверждается документами, представленными сторонами в материалы дела. Переписка сторон подтверждает намерение общества исполнить контракт.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «СтройОптимум», о его управляющем, участнике.

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Управлением строительства и инженерной инфраструктуры Администрации Красноармейского муниципального района об ООО «СтройОптимум» (ИНН 7404047744), о его управляющем, участнике, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

 

 

 

2022-276

 

 

Связанные организации

Управление строительства и инженерной инфраструктуры Администрации Красноармейского мр
ИНН 7430013766, ОГРН 1127430000015
ООО "СтройОптиум"
ИНН 7404047744, ОГРН 1077404001751