Предупреждение №ВЛ/9705/22 предупреждение от 16 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <…>

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 05-04/2022

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

16 августа 2022 года                                                                                                                            г. Челябинск

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление ИП <…> (далее – Заявитель 1, Заявитель 2) вх. № 7071/22 от 30.05.2022 о недобросовестных конкурентных действиях ИП <…>, выразившихся во введении в заблуждении потребителей путем распространения в газете «Метроград Снежинск» № 51(405) от 29.12.2021 статьи «Городская похоронная служба» (далее – статья), содержащей недостоверные сведения.

По мнению Заявителя, словосочетание «Городская похоронная служба» в статье вводит в заблуждение потребителей относительно Исполнителя услуг, поскольку вызывает ассоциации с муниципальным предприятием или учреждением, либо специализированной организацией по вопросам похоронного дела на территории Снежинского городского округа, к которым ИП ИП <…> отношения не имеет.

Редакция газеты «Метроград Снежинск» - ИП ИП <…> в письме вх. №9977-ЭП/22 от 25.07.2022 на запрос Челябинского УФАС России указало следующее.

Заявка на размещение статьи, правки и редактура, согласование материала происходило с Заказчиком - ИП ИП <…> в мессенджере WhatsApp, одобрение публикации зафиксировано аудиозаписью.

Глава Снежинского городского округа Челябинской области по запросу Челябинского УФАС России указал следующее.

Хозяйствующим субъектом, наделенным статусом специализированной организации по вопросам похоронного дела на территории Снежинского городского округа за период 2021-2022 гг. является Муниципальное казенное учреждение «Ритуал».

ИП <…> статусом специализированной похоронной службы по вопросам похоронного дела на территории Снежинского городского округа не обладает.

Челябинское УФАС России направило запрос ИП <…> исх. № АК/8075/22 от 11.07.2022 ответ на который по состоянию на 15.08.2022 не поступил.

Челябинское УФАС России направило запрос Заявителям исх. № АК/8076/22 от 11.07.2022 о предоставлении дополнительной информации, ответ на который по состоянию на 15.08.2022 не поступил.

Рассмотрение заявления и материалов позволяет прийти к следующим выводам.

Согласно выписке из ЕГРИП ИП <…> зарегистрирована Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области 27.03.2020.

Основным видом деятельности является 96.03 Организация похорон и представление связанных с ними услуг.

Согласно выписке из ЕГРИП ИП <…> зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области 09.06.2004.

Основным видом деятельности является 96.03 Организация похорон и представление связанных с ними услуг.

Согласно выписке из ЕГРИП ИП <…> зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Челябинской области 02.02.2005.

Основным видом деятельности является 96.03 Организация похорон и представление связанных с ними услуг.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В соответствии с пунктом 5 названной статьи хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Из пункта 7 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» следует, что конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В силу указанных положений ИП <…> и Заявители, ИП <…> являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность на одном товарном рынке – 96.03 Организация похорон и представление связанных с ними услуг в пределах одних географических границ (город Снежинск), следовательно, являются конкурентами по отношению друг к другу.

Временной интервал исследования рынка определен с 27.03.2020 по 15.08.2022, то есть с даты регистрации ИП <…> по дату выдачи предупреждения.

Продуктовые границы рынка установлены в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) 96.03 Организация похорон и представление связанных с ними услуг.

По данным «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» ОКВЭД 96.03 Организация похорон и представление связанных с ними услуг эта группировка включает:

- захоронение и кремацию тел людей и трупов животных и связанную с этим деятельность: подготовку умерших к захоронению или кремации и бальзамирование, услуги гробовщиков;

- предоставление услуг по похоронам или услуг кремации;

- аренду оборудованного места в ритуальном зале;

- сдачу в аренду или продажу мест для захоронения;

- обслуживание могил и мавзолеев;

- изготовление надгробных сооружений из различных материалов и ритуальных принадлежностей

Эта группировка также включает:

- сооружение склепов и мемориальных комплексов;

- изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд и т.п.;

- высечку барельефов, выполнение графических портретов на памятниках, скульптурные работы и т.п., выполнение надписей.

Географические границы рынка - город Снежинск.

В статье «Городская похоронная служба» присутствует информация:

«…позвоните в городскую похоронную службу…»;

«Перечень бесплатных услуг.

1.Транспортировка покойного в морг - БЕСПЛАТНО,

2.Оформление всех документов по всем организациям-БЕСПЛАТНО,

3.Организация похорон- БЕСПЛАТНО,

4.Транспортировка всех вещей и ритуальной атрибутики в морг- БЕСПЛАТНО»;

«…Городская похоронная служба не берет за это деньги, как другие организации. Мы работаем и помогаем вам в вашем горе, а не наживаемся на нем…»,

«Мы работаем уже 6 лет…».

Информация о лице, оказывающем услуги (Ф.И.О. и т.д., в данном случае ИП Стрелкова Ю.А.) в статье отсутствует.

Документов, указывающих, что ИП <…> использует коммерческое обозначение «Городская похоронная служба» на протяжении длительного времени, оно имеет отличительные различия и получило известность на территории города Снежинска, ассоциируется потребителями именно с данным индивидуальным предпринимателем, в материалах по заявлению не имеется, у Челябинского УФАС России отсутствует.

Согласно прайс-листа ИП в нем указаны ее данные по ЕГРИП (Ф.И.О., ИНН), словосочетание «Городская похоронная служба» отсутствует.

В связи с этим прийти к выводу об использовании словосочетания «Городская похоронная служба» ИП <…> как коммерческого обозначения на бланках либо официальной документации невозможно.

По данным Интернет-сайта https://kartaslov.ru/ связанные слова и выражения со словосочетанием «городская служба» - городские власти, городская администрация, городское хозяйство, городское управление, городская управа, городской бюджет, городская полиция, городская сеть.

В силу статьи 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

ИП <…> не обладает статусом специализированной организации по вопросам похоронного дела на территории Снежинского городского округа, таким статусом обладает Муниципальное казенное учреждение «Ритуал».

Согласно сведениям в сети «Интернет» в поисковой системе «Google» при наборе «Городская похоронная служба Снежинска» в первой строке поиска выдан результат со ссылкой на официальный сайт Администрации города Снежинска с указанием информации об МКУ «Ритуал». Далее выдан результат поиска со ссылкой на городскую похоронную службу ООО «Ромашки» в городе Снежинске.

Присутствующие в статье сведения «Городская похоронная служба» являются неполными (искаженными, неточными) могут вызывать ассоциации с муниципальным предприятием или учреждением, либо специализированной организацией по вопросам похоронного дела на территории Снежинского городского округа, к которым ИП <…> отношения не имеет.

Усиливает создание такого впечатление отсутствие в статье информации о фактическом Исполнителе услуг, в данном случае ИП <…>

Статьей 14.2 Федерального закона «О недобросовестной конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

Использование в статье сведений «Городская похоронная служба» при отсутствии информации о ИП <…> может вводит в заблуждение потребителей относительно Исполнителя услуг и его принадлежности к официальным городским службам, что содержит признаки нарушения пункта 3 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции».

Указанные в статье сведения «Мы работаем уже 6 лет…» не соответствуют действительности, поскольку Заказчик статьи ИП <…> зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя только 27.03.2020, то есть осуществляет деятельность около 2,5 лет.

Распространение недостоверных сведений «Мы работаем уже 6 лет…» содержит признаки нарушения пункта 3 статьи 14.2 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно статье 14.3 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения хозяйствующего субъекта и (или) его товара с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в том числе:

1) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;

2) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, в котором отсутствует указание конкретных сравниваемых характеристик или параметров либо результаты сравнения не могут быть объективно проверены;

3) сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара.

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

В силу частей 2-4 статьи 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела.

Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Таким образом, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет с последующим получением социального пособия.

Указанный в статье перечень бесплатных услуг содержит в том числе услуги, входящие в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела на безвозмездной основе в силу закона.

Указание в статье сведений «Перечень бесплатных услуг…» в совокупности с информацией «…Городская похоронная служба не берет за это деньги, как другие организации. Мы работаем и помогаем вам в вашем горе, а не наживаемся на нем…» содержит некорректное сравнение со всеми другими лицами, оказывающими услуги по организации похорон и связанных с ними в городе Снежинске, при этом результаты такого сравнения не могут быть объективно проверены и содержат негативную оценку конкурентов, что содержит признаки нарушения пунктов 2, 3 статьи 14.3 Федерального закона «О защите конкуренции».

Из определения недобросовестной конкуренции, содержащегося в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно соответствовать нескольким условиям, а именно:

- совершаться хозяйствующими субъектами (группой лиц)-конкурентами;

- быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности;

- противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- причинить или быть способны причинить убытки другому хозяйствующему субъекту-конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

Добросовестность (добропорядочность) позволяет установить, осуществлено ли рассматриваемое поведение в допустимых пределах осуществления гражданских прав; выход за допустимые пределы будет рассматриваться в качестве недобросовестного (недобропорядочного).

Разумность позволяет установить соответствие поведения определенного хозяйствующего субъекта деперсонализированным стандартам ожидаемого поведения любого участника гражданского оборота; очевидное отклонение поведения такого участника будет свидетельствовать о неразумности.

Справедливость означает наличие равных возможностей для участия в гражданском обороте; несправедливость будет выражаться в создании необоснованных условий реализации контрагентами своих гражданских прав.

Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно части 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В действиях ИП <…> содержатся все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции»:

1. Действия ИП <…> направлены на получение преимуществ, которые обеспечивают им возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий.

2. Такие действия ИП <…> противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

3. Распространение указанных сведений ИП <…> способно ввести потребителей в заблуждение относительно Исполнителя услуг, содержит некорректное сравнение со всеми другими лицами, оказывающими услуги по организации похорон и связанных с ними в городе Снежинске, и привести к неполучению доходов в виде упущенной выгоды иными хозяйствующими субъектами-конкурентами, в том числе Заявителями ИП <…>.

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2 статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции»).

В связи с наличием в действиях ИП <…> признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.2, пунктами 2,3 статьи 14.3 Федерального закона «О защите конкуренции», на основании статьи 39.1 Федерального закона «О защите конкуренции» предупреждает ИП <…> о необходимости прекращения указанных действий путем удаления либо изменения в статье:

сведений «городская похоронная служба», создающих впечатление об оказании услуг специализированной похоронной службой на территории города Снежинска при отсутствии информации о лице фактически оказывающем услуги, в данном случае ИП <…>,

сведений «Мы работаем уже 6 лет…» при условии, что ИП <…> зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 27.03.2020,

сведений «…Городская похоронная служба не берет за это деньги, как другие организации. Мы работаем и помогаем вам в вашем горе, а не наживаемся на нем…», которые содержат некорректное сравнение со всеми другими лицами, оказывающими услуги по организации похорон и связанных с ними в городе Снежинске, при этом результаты такого сравнения не могут быть объективно проверены и содержат негативную оценку конкурентов,

в срок до 16 сентября 2022 года, но не позднее 10 рабочих дней со дня получения настоящего предупреждения.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (с приложением подтверждающих документов, следующий номер газеты с внесенными изменениями в статью, сведения о прекращении распространения статьи и т.п. ).

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Вр.и.о. руководителя <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны