Решение (комиссия) №ВЛ/6219/23 решение от 17 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

решение

 

Муниципальное учреждение Копейского городского округа «Управление строительства»
456618, Челябинская область,

г. Копейск, пр. Ильича, д.6, пом. 2/2
stroika139@mail.ru

 

Администрация Копейского городского округа

456618, г. Копейск, ул. Ленина, д. 52

kopeysk@akgo74.ru

 

ООО «СТРОЙТРАНССОЮЗ»
456618, г. Копейск, ул. Борьбы, 37
story_trans_soyz@mail.ru

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/10/104-1069/2023 (№ РНП-74-190/2023)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 12 мая 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 17 мая 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>    

Членов Комиссии:

<...>    

 

<...>    

рассмотрев обращение Муниципального учреждения Копейского городского округа «Управление строительства» о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «СТРОЙТРАНССОЮЗ», о его участнике, генеральном директоре в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на выполнение комплекса мероприятий по строительству объекта: «Благоустройство «Парк Победы», входная группа 1 этап» Челябинская область, город Копейск, пр. Победы» (извещение № 0369300372021000012), при участии в заседании Комиссии в дистанционном режиме:

до перерыва:

- представителя ООО «СТРОЙТРАНССОЮЗ» (общество, подрядчик) <...>, действующей на основании доверенности от 25.10.2022 № 1,

после перерыва:

- представителей Муниципального учреждения Копейского городского округа «Управление строительства» (далее – заказчик, МУ КГО «Управление строительства») <...>, действующих на основании распоряжения администрации Копейского городского округа от 09.04.2019 № 197-р, доверенности от 08.09.2022 № 188/22-Д,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО «СТРОЙТРАНССОЮЗ», о его участнике, генеральном директоре в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на выполнение комплекса мероприятий по строительству объекта: «Благоустройство «Парк Победы», входная группа 1 этап» Челябинская область, город Копейск, пр. Победы» (извещение № 0369300372021000012) (далее – закупка, аукцион).

Согласно представленным документам 22.12.2021 заказчик и подрядчик заключили контракт на выполнение комплекса мероприятий по строительству объекта: «Благоустройство «Парк Победы», входная группа 1 этап» Челябинская область, город Копейск, пр. Победы» по цене 130 817 496,00 рублей.

Как следует из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик отказался от исполнения контракта в связи с крайне низкими темпами выполнение комплекса мероприятий по строительству объекта: «Благоустройство «Парк Победы», входная группа 1 этап» Челябинская область, город Копейск, пр. Победы», большим отставанием от графика выполнения работ (Приложение № 2 к контракту), что привело к срыву сроков строительства объекта и ввода его в эксплуатацию в установленные контрактом сроки.

Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 04.05.2023.

 

Изучив представленные документы, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 14.2 контракта заказчиком предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, заказчиком 20.04.2023 с использованием единой информационной системы сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое вступило в силу 02.05.2023.

Информация о расторжении контракта размещена в единой информационной системе в сфере закупок 04.05.2023 в разделе «информация об исполнении (расторжении) контракта».

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 04.05.2023.

На дату заседания Комиссии антимонопольного органа, согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, контракт считается расторгнутым.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,

 

Между заказчиком и ООО «СТРОЙТРАНССОЮЗ» 22.12.2021 заключен контракт № 402-2021 (далее – контракт).

Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что «1.1 Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить комплекс мероприятий по строительству объекта: «Благоустройство «Парка Победы», входная группа 1 этап» Челябинская область, город Копейск, пр. Победы» (далее – Объект) первый подэтап, предусмотренные Техническим заданием (Приложение №1 к Контракту)в объеме, согласно проектно-сметной документации (Приложение №6к Контракту), в сроки, предусмотренные контрактом: в соответствии с графиком выполнения работ, который является приложением №2 к Контракту и его неотъемлемой частью».

В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Пунктом 1 статьи 703 ГК РФ предусмотрено, что договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного (муниципального) контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

В пункте 4.1. контракта заказчиком указан срок выполнения работ:

«Срок выполнения работ: в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение №2 к Контракту) и детализированным Графиком выполнения строительно-монтажных работ (составленном в порядке, предусмотренном Контрактом, и по форме, установленной Приложением №2.1 к Контракту).

Начальный этап: с момента заключения контракта. Конечный этап: 01.10.2022».

Как следует из содержания решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.04.2023, подрядчик 01.10.2022 не передал заказчику результат работ в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, техническим заданием с соблюдением требований нормативных правовых актов, строительных норм и правил (Приложение №1 к Контракту, Приложение №6 к Контракту), условий настоящего контракта и не предъявил к сроку окончания работ объект в полной готовности с комплектом необходимой исполнительно-технической документации и с возможностью использовать объект по назначению. Строительная готовность объекта: «Благоустройство «Парка Победы», входная группа 1 этап» Челябинская область, город Копейск, пр. Победы»:

- на 01.10.2022 составила 89%.

- на 14.04.2023 составила 90,79%.

Пунктом 2 статьи 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

Согласно пункту 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.

Представитель подрядчика на заседании Комиссии указал на отсутствие у общества намерения уклониться от исполнения контракта и пояснил, что мнение заказчика «низкие темпы строительно-монтажных работ по строительству детского сада» является субъективным, так как заказчику известно, что в ходе выполнения работ подрядчик обращался в адрес заказчика о необходимости согласования тех или иных вопросов, связанных исполнением обязательств по контракту.

Так, письмом (исх. № 32243-пс от 21.12.2021) заказчик уведомил подрядчика о том, что выполнение работ по благоустройству парковой территории и санитарной вырубке зеленых насаждений, необходимо проводить с привлечением экспертной группы с приложением участников экспертной группы.

В адрес заказчика общество направило уведомление (сх. № 3254 от 01.02.2022) о том, что подрядчик не может приступить к выполнению работ по контракту, так как экспертная группа не выдает решений по вырубке зеленых насаждений в связи с разногласиями между указанными экспертами.

В связи с изменением точки подключения систем водоснабжения и водоотведения согласно ТУ № ВК-310 от 02.02.2022, подрядчик обращался в адрес заказчика о необходимости корректировки проектно-сметной документации на выполнение работ (письма от 25.02.22, № 3291 от 10.03.2022).

Также в адрес заказчика направлены уведомления о необходимости выдать действующие ТУ на выполнение работ в границах линии спецсвязи, а также согласовать проектно-сметную документацию с ПАО «Ростелеком» (исх. №3292 от 11.03.2022, 3481 от 22.07.2022).

В распоряжение Комиссии обществом представлено письмо от 15.09.2022 № 3572 о приостановке подрядчиком работ в связи с отсутствием сметной документации на выполнение работ по объекту согласно действующим техническим условиям ПАО «Ростелеком» (№ 01/05/576371/22 от 20.06.2022).

Представители заказчика на заседании Комиссии относительно приостановки работ возразили и указали, что работы, связанные с подготовительным этапом обустройства фонтана, исключены из объема работ по контракту. Вместо данных работ в обязательства подрядчика включены дополнительные работы, выявленные в ходе исполнения контракта, и зафиксированные справкой и техническими решениями главного инженера проекта.

Однако сведения и документы, подтверждающие указанные обстоятельства в части изменения объема и вида работ, включенных в предмет контракта, не находят своего отражения в единой информационной системе, в материалы дела заказчиком не представлены дополнительные соглашения к контракту, справка и/или технические решения главного инженера проекта, ответ заказчика на письмо подрядчика от 15.09.2022 № 3572.

В связи с чем Комиссии антимонопольного органа сделать вывод относительно объема выполненных и невыполненных подрядчиком работ не представляется возможным.

Между тем, из решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.04.2023 следует, что работы на объекте выполнены подрядчиком на 90,79%.

Согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе, заказчиком приняты и оплачены работы по контракту на сумму 125 209 680,98 руб., что подтверждается актами выполненных работ, платежными поручениями.

Подрядчиком и заказчиком в материалы дела частично представлена переписка сторон по вопросам исполнения контракта, свидетельствующая о наличии обоюдной воли сторон исполнить обязательства по контракту.

Также представлено требование заказчика (от 14.04.20239046-пс), направленное в адрес подрядчика, об уплате неустойки в связи с просрочкой исполнения обязательств по контракту. Иная претензионная переписка по контракту отсутствует.

Положения Закона о контрактной системе, Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителе) без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о признании подрядчика уклонившимся от исполнения контракта, антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта неисполнения контракта, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, с учетом оценки действий подрядчика и заказчика.

В каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры гражданско-правовой ответственности в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) исходя из значимого комплекса обстоятельств, баланса частных и публичных прав (интересов).

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Основанием для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.

Для возникновения таких правовых последствий как признание недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган обязан определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта необходимо установить направленность воли подрядчика и его недобросовестный характер поведения.

Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить, что из документов и сведений, представленных в распоряжение Комиссии, не следует вывод о наличии у подрядчика намерения отказаться от исполнения контракта либо о совершении им умышленных действий, направленных на неисполнении контракта, на нарушение его условий.

При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что общество приступило к выполнению работ, подрядчиком принимались меры и совершались действия с целью выполнения работ, являющихся предметом контракта. Из материалов дела усматривается, что общество проявляло заинтересованность в исполнении контракта, в материалы дела представлена переписка между подрядчиком и заказчиком по поводу исполнения контракта, факт просрочки исполнения обязательств по контракту не является однозначным свидетельством недобросовестного поведения подрядчика.

Согласно пункту 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

С учетом изложенного, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ООО «СТРОЙТРАНССОЮЗ», о его участнике, генеральном директоре в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Муниципальным учреждением Копейского городского округа «Управление строительства» об ООО «СТРОЙТРАНССОЮЗ» (ИНН 7411019138), его участнике, генеральном директоре в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

<...>

 

 

 

Исп.<...>

 

2023-7004

 

 

Связанные организации

Администрация Копейского городского округа
ИНН 7411005270, ОГРН 1027400780110
ООО "Стройтранссоюз"
ИНН 7411019138, ОГРН 1047405501230
Муниципальное учреждение Копейского городского округа «Управление строительства»
ИНН 7411015020, ОГРН 1027400779230