Решение б/н решение от 17 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-2319/2023 13 октября 2023 года г. Челябинск Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

рассмотрев жалобу № 074/07/3-2319/2023 ООО «Лабмастер» (далее – Заявитель) вх. № 12731-ЭП/23 от 26.09.2023 на действия закупочной комиссии ГБУЗ «Городская больница № 2 г. Миасс» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на поставку пробирок (извещение № 32312727424), УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Лабмастер» на действия закупочной комиссии ГБУЗ «Городская больница № 2 г. Миасс» при проведении аукциона в электронной форме на поставку пробирок (извещение № 32312727424). Заявитель указывает на неправомерные действия закупочной комиссии ГБУЗ «Городская больница № 2 г. Миасс», выразившиеся в неправомерном применении 2023-16226 2 положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения» (далее — Постановление № 925), что повлекло снижение цены договора на 15 % от цены, предложенной ООО «Лабмастер». Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам по жалобе. Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Жалоба ООО «Лабмастер» поступила в Челябинское УФАС России 26.09.2023. Протокол подведения итогов размещен в ЕИС 21.09.2023. Таким образом, жалоба на закупочную комиссию Заказчика правомерно подана в Челябинское УФАС России. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). Заявитель указывает на неправомерные действия закупочной комиссии ГБУЗ «Городская больница № 2 г. Миасс», выразившиеся в неправомерном применении положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения» (далее — Постановление № 925), что 2023-16226 3 повлекло снижение цены договора на 15 % от цены, предложенной ООО «Лабмастер». Заказчик пояснил, что ООО «Лабмастер», изучив требования закупочной документации, подготовило и подало заявку на участие в закупке. Согласно протоколу рассмотрения вторых частей № 2844879 / 32312727424 от 21.09.2023 победителем было признано ООО «Лабмастер». Победитель аукциона предложил к поставке товар, страной происхождения которого является Китайская Народная республика (далее - Китай), которая в свою очередь не входит в состав Евразийского экономического союза. Следовательно, к закупке применяется Постановление № 925. Закупочной комиссией на стадии заключения договора было применено Постановление № 925 и установлена цена договора, сниженная на 15% от предложения ООО «Лабмастер». Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев доводы сторон, установила следующее. Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. 01.09.2023 на официальном сайте zakupki.gov.ru ГБУЗ «Городская больница № 2 г. Миасс» разместило извещение № 32312727424 о проведении аукциона в электронной форме на поставку пробирок. Пунктом 34 документации в соответствии с Постановлением № 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. В соответствии с Приложением № 1 к Информационной карте документации об электронном аукционе участник закупки должен указать страну происхождения предлагаемого товара. Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок № 2844879 / 32312727424 от 21.09.2023 на участие в закупки поступило 4 заявки, все заявки были признаны соответствующими требованиям документации. На участие в закупке поступили следующие заявки: 1. ООО «Лабмастер» по всем позициям технического задания предложило товар страной происхождения которого является Китай; 2. ООО «МО «Отдел медицинской техники» по всем позициям технического задания предложило товар страной происхождения которого является Китай; 3. АО «ЗМТ» по всем позициям технического задания предложило товар страной происхождения которого является Российская Федерация; 4. АО «ЕПЗ» по всем позициям технического задания предложило товар страной происхождения которого является Российская Федерация. Победителем закупки признано ООО «Лабмастер» с ценовым предложением 726 152, 88 рублей с НДС. В соответствии с подпунктом пункта 16 протокола рассмотрения вторых частей 2023-16226 4 заявок № 2844879 / 32312727424 от 21.09.2023 в соответствии с пунктом 3 Постановления № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 % от предложенной им цены договора и составляет 617 229 (шестьсот семнадцать тысяч двести двадцать девять) рублей 95 копеек. Таким образом, закупочной комиссией Заказчика применено Постановление № 925 к победителю закупки, предложившему товар, страной происхождения которого является Китай. Пунктом 1 Постановления № 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет). В соответствии с пунктом 3 Постановления № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора. Пунктом 6 Постановления № 925 регламентированы случаи, при которых приоритет не предоставляется, в том числе, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами (подпункт «б»); если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами (подпункт «в»). Как следует из материалов жалобы, закупочная комиссия снизила цену договора на 15 % от предложенной цены ООО «Лабмастер», так как по всем позициям предложен товар, страной происхождения которого является Китай. В соответствии с пунктом 8 Постановления № 925 приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Из указанных положений международных договоров (соглашений) Российской Федерации и Постановления № 925 следует, что заказчики, по общему правилу, не имеют оснований для предоставления российским товарам (работам, услугам) приоритета по отношению к товарам (работам, услугам) стран - членов ВТО и ЕАЭС. В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. 2023-16226 5 Согласно ГАТТ 1994 года товарам происхождения из стран, присоединившихся к ГАТТ 1994, работам, услугам, выполняемым, оказываемым лицами из стран, присоединившихся к ГАТТ 1994, предоставляется приоритет аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, за исключением случаев, которые, в том числе относятся к общим исключениям (статья 20 ГАТТ 1994), исключениям по соображениям безопасности (статья 21 ГАТТ 1994). Пунктом 1 статьи I части I ГАТТ 1947 установлено, что любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой Договаривающейся Стороной любому товару, происходящему из, или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из, или предназначаемому для территорий всех других Договаривающихся Сторон. Согласно пункту 4 статьи III части II ГАТТ 1947 товарам с территории любой договаривающейся стороны, ввозимым на территорию другой договаривающейся стороны, предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование. В связи с изложенным, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о том, что при закупке товаров, работ и услуг юридическими лицами, подпадающими под действие Закона о закупках, приоритет, предусмотренный Постановлением № 925, предоставляется товарам (подрядчикам, исполнителям) стран ВТО, а также подрядчикам и исполнителям стран ЕАЭС наравне с российскими товарами (подрядчиками, исполнителями), то есть товары этих стран в рамках исполнения Постановления № 925 полностью приравниваются к товарам российского происхождения. Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 23.01.2020 № 303-ЭС19-12126, Арбитражного суда Волго-Вятского округа, приведенной в постановлении арбитражного суда кассационной инстанции по делу № А28-533/2020 от 28.09.2021, Арбитражного суда Московского округа, приведенной в постановлении по делу № А40-162016/2021 от 16.06.2022. В соответствии с подпунктом «в» пункта 6 Постановления № 925 приоритет не предоставляется в случае, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами. ООО «Лабмастер» и ООО «МО «Отдел медицинской техники» по всем позициям технического задания предложило товар страной происхождения которого является Китай (участник ВТО). АО «ЗМТ» и АО «ЕПЗ» по всем позициям технического задания предложило товар страной происхождения которого является Российская Федерация; Следовательно, товар, предложенный ООО «Лабмастер» и ООО «МО «Отдел медицинской техники», приравнивается к товарам российского происхождения. Пункт 3 Постановления № 925 не подлежит применению. Таким образом, закупочной комиссией неправомерно снижена цена договора на 15 % от предлагаемой цены ООО «Лабмастер», так как товары стран - участников ВТО / ЕАЭС приравниваются к товарам российского происхождения. 2023-16226 6 Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу, что закупочная комиссия неправомерно применила положения Постановления № 925. Действия закупочной комиссии являются нарушением пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках. С учетом выявленных нарушений, Комиссия считает необходимым выдать закупочной комиссии предписание об устранении нарушения порядка организации закупки. На основании изложенного и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «Лабмастер» обоснованной. 2. Признать действия закупочной комиссии ГБУЗ «Городская больница № 2 г. Миасс» нарушением пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках. 3. Выдать закупочной комиссии ГБУЗ «Городская больница № 2 г. Миасс» предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки. 4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны