Акт внеплановой камеральной проверки №ВЛ/4489/22 решение от 21 апреля 2022 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

4

 

решение

 

Управление имущественных и земельных отношений Администрации Кунашакского муниципального района
456730, Кунашакский р-н, с Кунашак, ул. Ленина, д. 103
uiizoadm@mail.ru;

adminkun.74@mail.ru

ООО «МСК-ЭКО»
454007, Челябинская область,

г. Челябинск, ул. Первой Пятилетки,

д. 27А, пом. 2
info@mskeco.ru

 

АО «Сбербанк - АСТ»
119435, город Москва, Большой Саввинский переулок, дом 12 строение 9, эт/пом/ком 1/I/2
info@sberbank-ast.ru;

ko@sberbank-ast.ru

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/99-636/2022 (56-ВП/2022)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 18 апреля 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 20 апреля 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<...>

 

 

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), на основании возвращенной жалобы ООО «МСК-ЭКО» провела внеплановую проверку по соблюдению законодательства о контрактной системе при осуществлении электронного аукциона на ликвидацию объекта накопленного вреда окружающей среде по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, с. Новое Курманово кадастровый номер 74:13:0907013:339 (извещение № 0169300049322000035), при участии в заседании Комиссии в дистанционном режиме:

- представителя Управления имущественных и земельных отношений Администрации Кунашакского муниципального района (далее – заказчик) <...>, действующей на основании доверенности от 15.04.2022;

- представителей ООО «МСК-ЭКО» (далее — заявитель) <...>, действующих на основании доверенности от 15.04.2022,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Согласно представленным документам 09.03.2022 объявлено о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе в сфере закупок извещения № 0169300049322000035 об осуществлении закупки.

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 936 530,00 рублей.

На дату заседания Комиссии контракт по итогам закупки заключен с ООО «ЭкоСнаб».

Как следует из доводов заявителя, заказчиком необоснованно требуется от исполнителя наличие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а вид работ, которые требуется выполнять исполнителю сбор и транспортирование отходов IV класса опасности.

В связи с чем заявка заявителя неправомерно признана комиссией по осуществлению закупок несоответствующей требованиям извещения о проведении аукциона.

Заказчик представил письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержал, и указал следующее.

При проведении закупки заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности со следующим перечнем работ: сбор, транспортирование отходов IV класса опасности.

Комиссией по осуществлению закупок отклонена заявка № 148, поскольку участником закупки (заявителем) представлена лицензия на осуществление деятельности по транспортированию отходов IV класса опасности, тогда как закупаемые работы предполагают сбор отходов на площади 0,2419 га.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

Пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Объектом рассматриваемой закупки является «Ликвидация объекта накопленного вреда окружающей среде по адресу: Челябинская область, Кунашакский район, с. Новое Курманово кадастровый номер 74:13:0907013:339».

В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

В извещении об осуществлении закупки заказчиком установлены требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности со следующим перечнем работ: сбор, транспортирование отходов IV класса опасности.

Как следует из содержания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (№ извещения 0169300049322000035) от 18.03.2022, заявка участника закупки с идентификационным номером заявки 148 отклонена комиссией по осуществлению закупок на основании непредставления участником закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору отходов IV классов опасности.

В распоряжение Комиссии антимонопольного органа оператором электронной площадки представлены заявки участников закупки, в том числе заявка с идентификационным номером 148, из содержания которой следует, что участником в качестве подтверждения требованию заказчика, установленному в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, представлена лицензия № 077 251 от 14.11.2019 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с видом работ: транспортирование отходов I-IV класса опасности, а также договор № 1/22/ЭТ от 01.01.2022 на прием и размещение (захоронение) отходов на полигоне ТБО.

Таким образом, заявителем в составе заявки представлены документы в качестве подтверждения соответствия участника закупки положениям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не соответствующие требованиям извещения о проведении аукциона.

С учетом изложенного, поскольку комиссия по осуществлению закупок рассматривает заявки участников закупки на их соответствие требованиям извещения о проведении аукциона, то Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает нарушения законодательства о контрактной системе в действиях, выраженных в отклонении заявки заявителя в связи с ее несоответствием требованиям извещения.

Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа, рассмотрев требование заказчика, установленное в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно:

«документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона:

- выписка из реестра лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности со следующим перечнем работ: сбор, транспортирование отходов IV класса опасности»,

пришла к следующим выводам.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены понятия, в том числе:

сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.

Представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что также Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дает определение понятию «обращение с отходами» - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, выделяя отдельные этапы обращения (работы) с отходами. Каждому из этих этапов статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дает понятие. Других этапов закон не выделяет, хотя в процессе обращения с отходами присутствует и уборка территорий. Техническим заданием предусмотрена уборка отходов и транспортировка. Отдельного понятия «уборка территории» Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не выделяет и определения не дает.

Однако согласно подпункта 7 пункта 1.5 раздела 1 Приказа Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» уборка территорий - вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведенные места отходов производства и потребления, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.

Таким образом, по мнению заказчика, сбор отходов входит в понятие «уборка территории», следовательно, подлежит лицензированию.

Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 предусмотрено, что лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Как следует из содержания письма (от 18.04.2022 вх. № 5126-ЭП/22) Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, направленного в ответ на запрос Челябинского УФАС России (от 01.04.2022 № АК/3437/22), лицензия в части сбора отходов выдается, только при условии их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицам, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

При проведении работ по временному сбору отходов IV класса опасности на площадке, на которой не предусматривается их дальнейшая обработка, утилизация, обезвреживание, размещение, для целей их дальнейшего транспортирования на объект размещения отходов, наличие лицензии необходимо только для лица, осуществляющего транспортирование данных отходов на объект размещения отходов, а также для лица эксплуатирующего объект размещения отходов, включенный в государственный реестр объектов размещения отходов, и принимающего по договору отходы на размещение, то есть осуществляющего сбор отходов в целях их дальнейшего размещения.

Таким образом, исходя из положений законодательства РФ, письма лицензирующего органа следует, что выполнение работ по уборке территории, то есть по временному сбору отходов IV класса опасности на площадке, на которой не предусматривается их дальнейшая обработка, утилизация, обезвреживание, размещение, для целей их дальнейшего транспортирования на объект размещения отходов, не подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

С учетом изложенного, требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору отходов IV класса опасности при проведении рассматриваемой закупки установлено заказчиком в нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

 

Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт по итогам закупки заключен.

3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комисси<...>

 

<...>

 

 

 

2022-4794

 

 

Связанные организации

ООО "МСК-ЭКО"
ИНН 9718144118, ОГРН 1197746510851
АО "Сбербанк - АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
Управление имущественных и земельных отношений Администрации Кунашакского муниципального района
ИНН 7433006848, ОГРН 1027401709224