Решение №ВЛ/2200/22 решение от 4 марта 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

4

 

решение

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Уйская средняя общеобразовательная школа имени Александра Ивановича Тихонова»
456470, Челябинская область, Уйский район, с. Уйское, ул. Пионерская 41
uisk_school@mail.ru

ИП Меньшиков Роман Анатольевич
РФ, Свердловская область, г. Артемовский, ул. Достоевского дом 12
ip.menshikov66@yandex.ru

 

АО «Сбербанк-АСТ»
119435, г. Москва,  Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9
info@sberbank-ast.ru

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-411/2022 (№ 69-ж/2022)

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 28 февраля 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 02 марта 2022 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Романа Анатольевича на действия заказчика при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания школы (извещение № 0369300254622000001), в присутствии представителя Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Уйская средняя общеобразовательная школа имени Александра Ивановича Тихонова» (далее – заказчик) <...>, действующего на основании доверенности от 24.02.2022,

в отсутствие представителей ИП Меньшикова Романа Анатольевича (далее – заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 21.02.2022 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания школы (извещение № 0369300254622000001) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 11.02.2022.

Начальная (максимальная) цена контракта 12 801 087,00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.

Доводы жалобы заключаются в следующем.

Заказчиком в извещении не установлено обязательное дополнительное требования к участникам, предусмотренное Постановлением Правительства от 29.12.2021 № 2571.

Вместе с тем, в документации установлено дополнительное требование в соответствии с Постановлением Правительства от 04.02.2015 № 99, которое в настоящее время утратило силу.

С доводами жалобы заказчик частично согласился, представил письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержал, и указал, что установление дополнительных требований согласно Постановлению Правительства от 04.02.2015 № 99 не нарушает прав участников закупки и не противоречит Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

Объектом рассматриваемой закупки является капитальный ремонт здания школы.

Позицией 10 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупок на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), а именно наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);

2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что с случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В составе приложений к извещению о проведении аукциона заказчиком размещен электронный документ «Капитальный ремонт здания школы Приложенное извещение», который представляет собой документацию электронного аукциона.

Комиссия антимонопольного органа обращает внимание заказчика, что частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающий перечень приложений в виде электронных документов, которые должны размещаться одновременно с опубликованием извещения в единой информационной системе. При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, документация об открытом электронном аукционе не предусмотрена законодательством о контрактной системе в актуальной редакции.

Так, пункт 21 раздела 2, пункт 3.1 раздела 3 документации электронного аукциона, размещенной заказчиком в качестве приложения к извещению, содержат требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства от 04.02.2015 № 99, которое 01.01.2022 утратило силу.

Необходимо отметить, что заказчиком в единой информационной системе размещен электронный документ «Требования к содержанию и составу заявки», который содержит дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с актуальной редакцией законодательства о контрактной системе.

Однако в силу части 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки в первую очередь устанавливаются в извещении об осуществлении закупки.

Между тем, извещение о проведении аукциона, опубликованное заказчиком в единой информационной системе, в нарушение частей 4, 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 10 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 не содержит дополнительных требований к участникам закупки.

В связи с чем оператором электронной площадки в распоряжение аукционной комиссии не представлены документы, подтверждающие соответствие участников, подавших заявки на участие в аукционе, дополнительным требованиям согласно пункту 10 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 (пункт 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе).

Кроме того, Комиссия отмечает, что в извещении о проведении аукциона, сформированном заказчиком посредством функционала единой информационной системы в сфере закупок, отсутствуют сведения относительно единых требований к участникам закупки, в том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что не соответствует части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

 

1. В силу части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Таким образом, положения части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 применимы в случае если объектом закупки является выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства.

Объектом рассматриваемой закупки является капитальный ремонт здания школы.

Следовательно, заказчиком в нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 в пункте 4.2.1 установлена следующая обязанность подрядчика:

«4.2.1. В течение 30 календарных дней с момента заключения данного контракта Подрядчик в своем предложении определяет конкретные виды и объемы работ, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц и исходя из их сметной стоимости, предусмотренной проектной документацией, в стоимостном выражении должны составлять не менее 25 % цены контракта с учетом требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом». Выполнить определенные в соответствии с данным пунктом контракта работы самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению контракта».

 

2. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии.

Вместе с тем, в нарушение части 1 статьи 45, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе приложения к извещению об осуществлении закупки, в том числе проект контракта, содержат информацию о возможности в качестве обеспечения заявки и обеспечения контракта предоставить банковскую гарантию, что не соответствует законодательству о контрактной системе в актуальной редакции.

 

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностного лица усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

 

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Меньшикова Романа Анатольевича на действия заказчика при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания школы (извещение № 0369300254622000001) обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение частей 4, 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42, части 1 статьи 45, части 3 статьи 96, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, пункта 10 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571, Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570.

3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

2022-2351

 

 

Связанные организации

МКОУ «Уйская средняя общеобразовательная школа имени Александра Ивановича Тихонова»
ИНН 7441006866, ОГРН 1027401954601
АО «Сбербанк-АСТ»
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ИП Меньшиков Роман Анатольевич
ИНН 660205916409, ОГРН 321665800144022