Предупреждение №АК/2959/21 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 06-07/21 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИ... от 12 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Златоустовского городского округа

 

г. Златоуст, ул. Таганайская, д.1, Челябинская область, 456200

 

mkuzgogkh@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 06-07/21

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

«12» марта 2021 года                                                                       г. Челябинск, пр. Ленина, 59

В связи с наличием в действиях Муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Златоустовского городского округа (далее – МКУ «УЖКХ», Учреждение), выразившихся в предоставлении целевой субсидии Муниципальному бюджетному учреждению Златоустовского городского округа «Благоустройство» (далее – МБУ ЗГО «Благоустройство») на финансовое обеспечение мероприятий по сбору, вывозу, транспортировке и размещению на полигоне твердых бытовых отходов мусора после проведения весенних субботников на территории Златоустовского городского округа, при условии, что данные услуги относятся к муниципальной нужде и их исполнение должно осуществляться с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Учреждение о необходимости прекращения таких действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно в срок до 31 мая 2021 года путем обеспечения проведения конкурентных процедур при закупке услуг  по сбору, вывозу, транспортировке и размещению на полигоне твердых бытовых отходов мусора после проведения весенних субботников на территории Златоустовского городского округа в 2021 году.

 

При выдаче настоящего Предупреждения Челябинское УФАС России основывалось на следующем.

 

Челябинским УФАС России по результатам проведения проверки по обращению Управления Федеральной службы безопасности Челябинской области соблюдения требований антимонопольного законодательства МКУ «УЖКХ» при предоставлении субсидии на финансовое обеспечение мероприятий по сбору, вывозу, транспортировке и размещению на полигоне твердых бытовых отходов мусора после проведения весенних субботников на территории Златоустовского городского округа, установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 13 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Из части 2 указанной статьи следует, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе (часть 1 статьи 1).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

 Целями регулирования названного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Пунктом 1 статьи 13 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения муниципальных нужд, а именно для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных  муниципальными программами.

Согласно статье 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 названной статьи.

В соответствии со статьей 2 Закона о контрактной системе нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, должны соответствовать данному закону.

Согласно статье 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Следовательно, применение Закона о контрактной системе является обязательным условием при использовании средств местного бюджета, которые направляются на оплату услуг для муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Под конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе понимаются  конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.

Согласно информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области (https://www.zlat-go.ru/) во вкладке «Органы местного самоуправления», разделе «Администрация», подразделе «Подведомственны организации» основными целями деятельности МКУ «УЖКХ», как отраслевого органа местного самоуправления Златоустовского городского округа, в области благоустройства и жизнеобеспечения, в том числе является создание благоприятной сферы для безопасных и комфортных условий проживания населения Златоустовского городского округа.

Также указанно, что к вопросам местного значения в области благоустройства и жизнеобеспечения относятся:

организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

организация благоустройства и озеленения территории городского округа, парков и скверов, расположенных в границах городского округа.

При этом, мероприятия по благоустройству в границах Златоустовского городского округа включают организацию санитарного содержания территорий городского округа и работ по отлову бродячих животных. А мероприятия по жилищно-коммунальному хозяйству в границах Златоустовского городского округа включают организацию и контроль за сбором твердых бытовых отходов, уборкой дворовых территорий.

С учетом приведенных норм и информации, сбор, вывоз, транспортировка и размещение на полигоне твердых бытовых отходов мусора после проведения весенних субботников на территории Златоустовского городского округа являющееся целью предоставления рассматриваемой субсидии, является потребностью муниципального образования «город Златоуст» в работах, необходимых для решения вопросов местного значения, функций и полномочий органа местного самоуправления города Златоуст и осуществляемых за счет средств местного бюджета.

 

27 апреля 2021 года Учреждением МБУ «Благоустройство» предоставлена субсидия из бюджета Златоустовского городского округа на финансовое обеспечение мероприятий по сбору, вывозу, транспортировке и размещению на полигоне твердых бытовых отходов мусора после проведения весенних субботников на территории Златоустовского городского округа в порядке и на условиях, определенных Постановлением Администрации Златоустовского городского округа от 05.06.2014 № 245-П «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из бюджета Златоустовского городского округа целевых субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя которых выполняет МКУ «УЖКХ» (далее – Порядок), о чем заключено Соглашение № 1 о предоставлении целевой субсидии (далее – Соглашение).

Из представленных Учреждением пояснений следует, что в целях получения ценовой информации о стоимости услуг по сбору, транспортированию и размещению на полигоне отходов Учреждением были получены коммерческие предложения от организаций, имеющих право осуществлять деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов.

Наименование

ООО «Златспецтранс»

ООО «Спецавтоколонна»

МБУ «Благоустройство»

Стоимость за 1 м3 (руб.)

1703, 75

1678, 23

1450, 00

 

Учреждение в своих пояснениях также указало, что, в связи с тем, что наименьшую стоимость предложило МБУ «Благоустройство», а также учитывая то, что вывоз и транспортировка мусора были предусмотрены при формировании муниципального задания МБУ «Благоустройство», было принято решение о предоставлении МБУ «Благоустройство» целевой субсидии и исключению объемов по вывозу мусора из муниципального задания.

Примечательным является тот факт, что субсидия предоставлена МБУ «Благоустройство» на основании Порядка, который регламентирует предоставления из бюджета Златоустовского городского округа целевых субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, функции и полномочия учредителя которых выполняет МКУ «УЖКХ». Из указанного следует, что помимо таких учреждений ни один иной хозяйствующий субъект не имеет права на участие в отборе претендентов на получение субсидии.

Кроме того, согласно сведениям, имеющимся на официальном сайте Златоустовского городского округа, единственным учреждением, подведомственным МКУ «УЖКХ», является МБУ «Благоустройство».

Таким образом, предоставляя целевую субсидию МБУ «Благоустройство», МКУ «УЖКХ», несмотря на то, что фактически осуществило действия по запросу предложений, ограничило круг лиц, способных оказать услуги по сбору и вывозу отходов, образовавшихся от проведения весенних субботников на территории Златоустовского городского округа, поскольку данные услуги относятся к муниципальной нужде и их исполнение должно осуществляться с соблюдением требований Закона о контрактной системе, то есть путем проведения конкурентных процедур. 

 

Указанное привело к заключению Учреждением Соглашения, фактически предусматривающих оплату МБУ «Благоустройство» без заключения муниципального контракта и без применения законодательства о контрактной системе. В результате МБУ «Благоустройство» безосновательно получило бюджетное финансирование без применения законодательства о контрактной системе, что могло привести к ограничению, устранению конкуренции.

В результате в нарушение положений законодательства о контрактной системе обеспечивались потребности муниципального образования в работах и услугах, финансирование которых обеспечивалось за счет бюджетных средств, заказчиком которых должны являться органы местного самоуправления, в том числе Учреждение.

 

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления деятельности отдельным хозяйствующим субъектам.

Установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Создание конкретному хозяйствующему субъекту преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности является достаточным основанием для признания таких действий нарушающими положения антимонопольного законодательства, в частности, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия – условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что одним из признаков ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Положения данной нормы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции направлены, в том числе на защиту неопределенного круга лиц.

Состав правонарушения при неисполнении запрета, предусмотренного частью 1 статьей 15 Закона о защите конкуренции, является формальным, то есть нарушение указанной нормы не требует наступления конкретных последствий в виде ограничения конкуренции.

Положения данной нормы части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции направлены, в том числе на защиту неопределенного круга лиц.

Проведение предусмотренных действующим законодательством конкурентных процедур позволяет обеспечить равноправные конкурентные отношения хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на определенном товарном рынке, способствует развитию конкуренции. Такой способ выбора подрядчика для осуществления строительного контроля позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры.

Таким образом, Учреждением созданы необоснованные преимущества осуществления деятельности, в том числе для отдельного хозяйствующего субъекта – МБУ «Благоустройство», которое получило возможность осуществлять уборку указанной территории и иные работы, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к выполнению работ для муниципальных нужд, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, способным конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения публичных процедур, и в случае признания победителями – выполнять указанные работы.

 

В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

 

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих проведение конкурентных процедур и иное).

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

 

 

Руководитель                                                                                                            А. А. Козлова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

8 (351) 265-93-79

Связанные организации

Связанные организации не указаны