Определение №АК/13440/23 Определение о ВД в отн.физ.лица от 2 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе № 074/05/7-2317/2023

02 октября 2023 года                                                                                               г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) А.А. Козлова, рассмотрев заявление и материалы (вх. № 10818-ЭП/23 от 15.08.2023, вх. № 11064-ЭП/23 от 21.08.2023) по факту размещения рекламы психоактивного вещества «Мухоморыч» на автомобиле, с признаками нарушения требований пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступили заявления регионального исполкома Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» (вх. № 10818- ЭП/23 от 15.08.2023, вх. № 11064-ЭП/23 от 21.08.2023) по факту размещения рекламы психоактивного вещества «Мухоморыч» на автомобилях Renault Logan (регистрационный номер <..>) и Datsun on Do (регистрационный номер <..>) следующего содержания: «Микродозинг красного мухомора легально сканируй QR-код получи консультацию Мухоморыч», а также «Грибная аптека, мухомор, ежовик».

В качестве доказательств заявителем представлены фотографии автомобилей с указанной рекламой. Челябинским УФАС России сделан запрос в Управление ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области о предоставлении сведений о лицах, которым принадлежат автомобили Renault Logan (регистрационный номер <...>) и Datsun on Do (регистрационный номер<...>).

В ответ на запрос Управление ГИБДД ГУ МВД России по Челябинской области пояснило, что не вправе предоставить такую информацию, в силу статьи 26.10 КоАП РФ.

При переходе по QR-коду, указанному в рекламе, открывается сайт фирмы «Мухоморыч»: https:// мухоморыч.рф.

На сайте указана информация о том, что фирма реализует такой товар, как капсулы с высушенным красным мухомором. При переходе по QR-коду, указанному в рекламе, открывается сайт фирмы «Мухоморыч»: https:// мухоморыч.рф. На сайте указан контактный номер телефона +7- 9<...>.

Челябинским УФАС России сделан запрос ПАО «Мегафон» о предоставлении сведений о лице, которому принадлежит указанный номер.

В ответ на запрос ПАО «Мегафон» пояснило, что абонентский номер +79<...>9 выделен физическому лицу __________________________ (далее — физическое лицо № 1) на основании договора на оказание услуг связи № 1156406 от 02.02.2008.

Челябинским УФАС России сделан запрос ООО «Регистратор доменных имён REG.RU» о предоставлении сведений о лице, которому принадлежит указанный сайт.

В ответ на запрос ООО «Регистратор доменных имён REG.RU» пояснило, что администратором доменного имени является физическое лицо __________________________________ (далее — физическое лицо №2), доменное имя зарегистрировано 16.09.2021. Антимонопольным органом сделан запрос физическому лицу № 1 и физическому лицу № 2, в ответ на который указанные лица пояснили, что не имеют отношения к рассматриваемой рекламе и не заказывали ее распространение. В соответствии с представленными заявителем фотоматериалами, на автомобилях размещена информация о контактном номере телефона +7-3<...>.

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации https://opendata.digital.gov.ru/, телефонный номер +7-3<...> входит в ресурс нумерации оператора связи ПАО «Мегафон».

Челябинским УФАС России сделан запрос ПАО «Мегафон» о предоставлении сведений о лице, чей номер указан в рекламе. В ответ на запрос ПАО «Мегафон» пояснило, что абонентский номер абонентский номер +73<...> выделен физическому лицу _____________________________ (далее — физическое лицо № 3) на основании договора на оказание услуг связи № GF0017255401 от 02.04.2018 в качестве дополнительного номера (основной номер +79<...>), что подтверждается данными сертифицированной биллинговой системы оператора.

Антимонопольным органом направлен запрос физическому лицу № 3 о предоставлении письменных пояснений по факту распространения указанной рекламы, однако ответ на запрос не поступил.

По результатам рассмотрения заявления и материалов Челябинским УФАС России установлено следующее.

В период 15.08.2023 и 21.08.2023 на территории города Челябинск распространялась реклама психоактивного вещества «Мухоморыч» на автомобилях Renault Logan (регистрационный номер <...>) и Datsun on Do (регистрационный номер<...>) следующего содержания: «Микродозинг красного мухомора легально сканируй QR-код получи консультацию Мухоморыч», а также «Грибная аптека, мухомор, ежовик».

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, поскольку направлена на неограниченный круг лиц и нацелена на привлечение внимания потребителей к продукции из красного мухомора и ежовика.

В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Согласно сведениям на сайте, вещество «Мухоморыч» позволяет «избавиться от депрессии, повысить продуктивность, избавиться от алкогольной зависимости, придает повышенную работоспособность, спокойную уверенность и раскрепощенность в общении».

Однако в соответствии с позицией Роспотребнадзора, мухомор красный (лат. Amanita muscaria) — гриб рода Мухомор, или Аманита (лат. Amanita) порядка агариковых (лат. Agaricales); относится к базидиомицетам.

Является известнейшим представителем рода, и наиболее узнаваемым ядовитым грибом. К тому же, согласно пункту 1.8 приложения № 7 к Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» высшие грибы, относящиеся к ядовитым и несъедобным, запрещены для использования в составе биологически активных добавок к пище.

Из содержания информации, представленной на сайте, открывающемся при переходе по QR-коду, фирма «Мухоморыч» позиционирует свой товар как лекарственное средство или биологически активную добавку, которая позволяет избавиться от психологических проблем, алкогольной зависимости и получить лечебный эффект.

Указанная реклама вынесена на обсуждение Экспертного совета по рекламе при Челябинском УФАС России. Перед экспертами поставлены следующие вопросы: «Считаете ли Вы указанную информацию рекламой? Создается ли впечатление о том, что объектом рекламирования являются психотропные вещества и их прекурсоры, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры?». Большинство экспертов ответили на оба вопроса утвердительно.

Согласно подпункту 55 пункта 1.5 главы II «Единых санитарноэпидемиологических и гигиенических требований к продукции, подлежащей санитарноэпидемиологическому надзору», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 28.05.2020 № 299 (далее - Единые санитарные требования) растения и продукты их переработки, объекты животного происхождения, микроорганизмы, грибы и биологически активные вещества, представляющие по данным современных научных исследований опасность для жизни и здоровья человека, не допускаются к использованию при изготовлении биологически активных добавок к пище.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения требований пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О рекламе»

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований статьи 7 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем и рекламораспространителем следует признать ____________________ как лицо, определившее содержание рекламы и распространившее ее.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Возбудить производство по делу № 074/05/7-2317/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Продлить срок рассмотрения дела № 074/05/7-2317/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе до 29 декабря 2023 года.

3. Назначить дело № 074/05/28-2320/2023 к рассмотрению на 15 ноября 2023 года в 13.30 по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 330.

4. Признать лицами, участвующими в деле: - заявитель – региональный исполком Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию»; - лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства – ______________________________.

5. ________________________ представить в Челябинское УФАС России в срок до 30 октября 2023 года надлежащим образом заверенные документы и сведения:

5.1) письменные пояснения с правовым обоснованием по факту распространения рекламы психоактивного вещества «Мухоморыч» на автомобиле;

5.2) информацию о характеристиках рекламируемого средства (с приложением сертификатов, свидетельств и других удостоверяющих документов);

5.3) письменные пояснения с правовым обоснованием по факту указания на сайте https://мухоморыч.рф отзывов лиц, употребляющих средство «Мухоморыч»;

5.4) иные документы и сведения, имеющие отношение к рассматриваемому делу. При участии в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представителей, их полномочия должны быть оформлены доверенностью на право представления лица в антимонопольном органе.

Дополнительно сообщаем, что в целях обеспечения реализации Ваших прав на участие в рассмотрении дела путем дистанционного участия посредством видеоконференцсвязи с использованием программного обеспечения TrueConf необходимо на адрес to74@fas.gov.ru заблаговременно представить ходатайство об участии в данном рассмотрении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны