Решение б/н Решение по делу № 9-03/14 в отношении в отношении ООО «ПромЭ... от 27 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 августа 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 28 августа 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

<…> – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

<…> – начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

в присутствии представителя Администрации Локомотивного городского округа, действующего на основании доверенности, в отсутствие представителя ответчика, надлежаще извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 9-03/14 по признакам нарушения ООО «ПромЭкоГрупп» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило обращение Администрации Локомотивного городского округа на действия ООО «ПромЭкоГрупп», выразившиеся в направлении уведомления о приостановлении в одностороннем порядке нагрева питьевой воды для нужд горячего водоснабжения Локомотивного городского округа.

 

f

В соответствии с представленной Администрацией Локомотивного городского округа информацией единой теплоснабжающей организацией, оказывающей потребителям услуги по теплоснабжению для нужд отопления и горячего водоснабжения на территории Локомотивного городского округа является ООО «ПромЭкоГрупп».

Между ООО «ПромЭкоГрупп» и МУП «ЖКХ» заключен договор от 10.10.2013 на оказание услуги по нагреву питьевой воды. В соответствии с пунктом 2.3 указанного договора МУП «ЖКХ» обязано оплачивать услуги в срок до 15 числа, месяца следующего за месяцем предоставления услуг. В случае ненадлежащего исполнения денежных обязательств со стороны МУП «ЖКХ», ООО «ПромЭкоГрупп» имеет право в одностороннем порядке прекратить или ограничить оказание услуг по договору.

Согласно представленному соглашению о зачете требований сторон от 31.12.2013 МУП «ЖКХ» не выполнило обязательство по оплате услуг по нагреву питьевой воды в срок.

Письмом от 12.12.2013 № 1796, направленным в адрес Администрации Локомотивного городского округа, ООО «ПромЭкоГрупп» уведомило о том, что с 16.12.2013 обществом в одностороннем порядке будет приостановлен нагрев питьевой воды для нужд горячего водоснабжения на территории Локомотивного городского округа до момента представления МУП «ЖКХ» в адрес общества оригинала договора на нагрев воды от 10.10.2013, подписанного акта об оказании услуг за октябрь и ноябрь 2013 года, урегулирования всех вопросов по взаимным расчетам.

В связи с тем, что действия ООО «ПромЭкоГрупп» по приостановлению в одностороннем порядке нагрева питьевой воды для нужд отопления и горячего водоснабжения будут являться нарушением антимонопольного законодательства, Челябинским УФАС России было выдано предостережения ООО «ПромЭкоГрупп» от 16.12.2013 № 4 о недопущении совершения вышеуказанных действий.

Письмом от 29.01.2014 № 71 ООО «ПромЭкоГрупп» указало на то, что оказание услуг по нагреву воды приостановлено не было.

Вместе с тем, в действиях ООО «ПромЭкоГрупп», выразившихся в направлении уведомления о приостановлении в одностороннем порядке нагрева питьевой воды для нужд горячего водоснабжения Локомотивного городского округа, были установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Приказом Челябинского УФАС России от 12.03.2014 № 45 в отношении ООО «ПромЭкоГрупп» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На заседании Комиссии представитель ООО «ПромЭкоГрупп» пояснил, что с 01.10.2013 по 31.12.2013 оказание услуг по горячему водоснабжению населения Локомотивный городской округ осуществлялось МУП «Жилищно- коммунальное хозяйство». При этом, оказание услуг по нагреву питьевой воды для нужд горячего водоснабжения осуществлялось ООО «ПромЭкоГрупп» на основании заключенного договора на оказание услуг от 10.10.2013.

МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» Локомотивный городской округ уклоняется от оплаты услуг ООО «ПромЭкоГрупп» по указанному договору. Условиями договора на оказание услуг по нагреву воды предусмотрено право ООО «ПромЭкоГрупп» на приостановление оказания услуг по нагреву питьевой воды в случае наличия задолженности заказчика таких услуг.

Тем не менее, несмотря на это право, оказание услуг по нагреву воды приостановлено не было. Таким образом, никаких действий по нарушению требований действующего законодательства РФ обществом не совершалось.

Заявитель на заседании Комиссии доводы заявления поддержал, указав, что на территории Локомотивного городского округа отсутствуют другие источники тепловой энергии, и приостановление ООО «ПромЭкоГрупп» в одностороннем порядке нагрева питьевой воды для нужд горячего водоснабжения может привести к нарушению технологических процессов на объектах социального значения.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «ПромЭкоГрупп» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5 Закона о защите конкуренции).

Челябинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг поставки тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населения на территории Локомотивного городского округа Челябинской области по итогам 2013 года и 1 квартала 2014 года.

В результате проведенного анализа установлено, что хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг поставки тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населения на территории Локомотивного городского округа Челябинской области по итогам 2013 года и 1 квартала 2014 года является ООО «ПромЭкоГрупп» (доля более 50%).

В силу своего доминирующего положения на указанном рынке ООО «ПромЭкоГрупп» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона «О защите конкуренции», в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

2. Довод ООО «ПромЭкоГрупп» о то, что общество, направляя уведомление о приостановлении подачи тепловой энергии для целей горячего водоснабжения, действовало в рамках заключенного с МУП «ЖКХ» договора от 10.10.2013 на оказание услуги по нагреву питьевой воды является необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях:

1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;

2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;

4) при отведении в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих материалы, вещества и микроорганизмы, отведение (сброс) которых запрещено;

5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 31 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее - Правила) исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно пункту 3 Правил условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является предоставление коммунальных услуг потребителю круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

Пунктом 115 Правил определены случаи ограничения или приостановления исполнителем предоставления коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя. Такими случаями являются:

а) возникновение или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновение стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявление факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям, инженерно-технического обеспечения - с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использование потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей - с момента выявления нарушения;

д) полученияе исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

Согласно пункту 121 Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и подпункта «б» пункта 117 Правил.

При рассмотрении дела установлено, что ООО «ПромЭкоГрупп» осуществляет поставку тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения в 36 многоквартирных домов Локомотивного городского округа. Жители данных многоквартирных домов являются непосредственными потребителями поставляемого обществом энергоресурса.

Уведомление о приостановлении нагрева питьевой воды для нужд горячего водоснабжения привело к угрозе возникновения негативных последствий не только для МУП «ЖКХ», но и для третьих лиц (потребителей тепловой энергии), не обязанных нести ответственность за невыполнение МУП «ЖКХ» своих договорных обязательств.

Таким образом, действующее законодательство в сфере водоснабжения не предусматривает возможность прекращения подачи горячей воды потребителю в случае неисполнения третьим лицом своих обязательств по договору на оказание услуги по нагреву питьевой воды.

Отсутствие горячей воды у конечных потребителей ввиду того, что МУП «ЖКХ» не выполняет свои договорные обязательства, приводит к нарушению прав потребителей на бесперебойное предоставление коммунальной услуги.

Учитывая то обстоятельство, что на территории Локомотивного городского округа отсутствуют другие источники тепловой энергии, в результате действий ООО «ПромЭкоГрупп» по приостановлению в одностороннем порядке нагрева питьевой воды для нужд горячего водоснабжения населения округа, при установлении отрицательных температур наружного воздуха, данное отключение могло привести к нарушению технологических процессов на объектах жизнеобеспечения, в результате размораживания сетей горячего водоснабжения большому материальному ущербу собственнику сетей Администрации Локомотивного городского округа, прекращению нормативного потребления коммунального ресурса граждан и предприятий и организаций, а так же социально значимых объектов Локомотивного городского округа (детские сады, школы, больница).

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО «ПромЭкоГрупп» в нарушение требований действующего законодательства РФ, злоупотребило своим доминирующим положением и необоснованно направило уведомление о приостановлении нагрева питьевой воды для нужд горячего водоснабжения на территории Локомотивного городского округа Челябинской области.

У ООО «ПромЭкоГрупп» отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Однако ООО «ПромЭкоГрупп» не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства, что свидетельствует о виновности общества в совершении действий, нарушающих антимонопольное законодательство.

Комиссией установлено, что ООО «ПромЭкоГрупп» не осуществляло приостановление нагрева питьевой воды для нужд горячего водоснабжения на территории Локомотивного городского округа Челябинской области, что свидетельствует о добровольном устранении обществом нарушений антимонопольного законодательства.

В связи с изложенным, Комиссия принимает решение о прекращении рассмотрения дела на действие ООО «ПромЭкоГрупп», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать доминирующим положение ООО «ПромЭкоГрупп» на рынке услуг по поставке тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения на территории Локомотивного городского округа Челябинской области по итогам 2013 года и 1 квартала 2014 года;

2. Признать действия ООО «ПромЭкоГрупп», выразившиеся в необоснованном направлении уведомления о приостановлении нагрева питьевой воды для нужд отопления и горячего водоснабжения на территории Локомотивного городского округа Челябинской области, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

3. Прекратить производство по делу в отношении ООО «ПромЭкоГрупп» по части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение;

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны