Решение б/н Решение и предписание по делу № 9-03/15 в отношении ООО «Гор... от 25 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 сентября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 24 сентября 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

<***>– заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

<***>. – начальник отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России;

<***>— ведущий специалист – эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

<***> – ведущий специалист-эксперт отдела анализа товарных и финансовых рынков Челябинского УФАС России,

 

 

в присутствии:

- представителя ООО «Горводоканал» г. Коркино по доверенности от 09.01.2015,

пересмотрев решение и выданное на его основании предписание по делу № 9-03/15 признакам нарушения ООО «Горводоканал» г. Коркино части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.06 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в нарушении порядка ценообразования, установленного Федеральным законом  от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», путем установления и взимания необоснованно высокой платы за установку общедомовых приборов учета холодной воды с собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Коркино, ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 45А, а именно: во включении в расходы на установку общедомового прибора учета холодной воды, взимаемые с жильцов указанного многоквартирного дома, расходов на систему автоматизации, а также суммы процентов за предоставление рассрочки, начисляемой на расходы на системы автоматизации и сметной прибыли,

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Челябинского УФАС России 30.01.2015 поступило заявление Меньших С.В. на действия ООО «Горводоканал» г. Коркино, выразившиеся в установлении необоснованно высокой цены на установку общедомового прибора (узлов) учета холодной воды на территории города Коркино Челябинской области.

Согласно материалам по заявлению ООО «Горводоканал» г. Коркино в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Коркино, ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 45а, установило коллективный (общедомовой) прибор учета холодной воды (далее – ОПУ) и выставило собственникам помещений счета на оплату услуг по установке ОПУ.

ООО «Горводоканал» является ресурсоснабжающей организацией на территории Коркинского городского поселения Челябинской области. Указанная организация занимается поставкой воды населению и юридическим лицам в г. Коркино и р. п. Роза Челябинской области.

В соответствии с договором №9 от 30.08.2010 «О передаче в безвозмездное пользование объектов муниципального имущества (инженерные сети водоснабжения)» (вход. от 29.04.2015 №6602) муниципальное образование Коркинское городское поселение передает, а ООО «Горводоканал» принимает в безвозмездное пользование муниципальное имущество – инженерные сети водоснабжения (далее-Имущество) Коркинского городского поселения, передаваемое по акту приема-передачи, являющегося неотъемлемой частью настоящего договора.

 Имущество передается в целях оказания ООО «Горводоканал» услуг по обслуживанию передаваемых объектов инженерной инфраструктуры, производству ремонтных работ в сфере водоснабжения на территории Коркинского городского поселения, оказания услуг водоснабжения, потребителям в Коркинском городском поселении.

Водопроводные сети, расположенные по адресу Челябинская область, г. Коркино, ул. 30 лет ВЛКСМ, 45а входят в состав Имущества, переданного ООО «Горводоканал» по указанному договору.

На запрос Челябинского УФАС России 04.03.2015 ООО «Горводоканал» сообщило, что проектированием, монтажом и пусконаладкой общедомовых приборов учета воды в многоквартирных домах г. Коркино Челябинской области, в том числе в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Коркино, ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 45а, занималась подрядная организация ОАО «НПО Автоматики» филиал «ОКБ Автоматика» (договор №ОКБ/264-12.1 от 22.06.2012).

Подрядной организацией обществу был выставлен сводный сметный расчет стоимости установки общедомовых приборов учета по каждому многоквартирному дому.

ООО «Горводоканал» обязано оплатить подрядной организации все расходы, понесенные в связи с установкой ОПУ. Населению общество выставило сумму согласно сводному сметному расчету за исключением расходов на систему диспетчеризации (19940,30 руб.). Кроме того, общество сообщило, что расходы на диспетчеризацию будут оплачены ООО «Горводоканал» самостоятельно.

Однако материалами по заявлению подтверждается, что указанные расходы на установку узлов коммерческого учета ХВС (КИПиА или контрольно-измерительные приборы и автоматика) также включают в себя расходы на систуму автоматизации, т.е. необходимое оборудование для диспетчеризации, позволяющее осуществлять сбор, обработку и хранение данных.

ОАО «НПО автоматика» филиала «ОКБ Автоматика» за счет собственных средств провело негосударственную экспертизу сметной документации многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Коркино, ул.30 лет ВЛКСМ, д. 45, в ООО «Астра». С целью информирования по вопросу обоснованности цены договора №ОКБ/264-12.1 от 22.06.2012 в адрес ООО «Горводоканал» филиалом ОАО «НПО автоматика» «ОКБ Автоматика» было выслано заключение экспертизы (письмо от 02.03.2015 № 050/300).  

В соответствии с проведенной экспертизой стоимость установки общедомового прибора учёта холодной воды была скорректирована в связи с пересчетом в текущие цены, по состоянию на 3 квартал 2014 года

Приказом Челябинского УФАС России от 13.04.2015 № 106 в отношении ООО «Горводоканал» было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

01.07.2015 на заседании Комиссии представитель ответчика подтвердил, что при выставлении счетов на оплату расходов по установке общедомовых приборов учета холодной воды собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Коркино, ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 45а, в выставляемую сумму также включаются: сметная прибыль, затраты на систему автоматизации, а также суммы процентов, начисляемые в связи с предоставлением рассрочки, на установку системы автоматизации и диспетчеризации.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Горводоканал» нарушения части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции по следующим основаниям.

  1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольными органами мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства.

  Такими нарушениями, в частности, признается злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением, а именно: нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке (пункт 10 части 1 статья  10  Закона о защите конкуренции).

  Таким образом, для установления в действиях хозяйствующего субъекта нарушения, предусмотренного пунктом 10 статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо установить совокупность двух условий:

-          наличие доминирующего положения у хозяйствующего субъекта, на рынке которого совершено нарушение;

-          хозяйствующим субъектом совершены действия (бездействия), результатом которых является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам    (статья 5 Закона о защите конкуренции).

Доминирующим в силу законодательства также признаётся положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147 – ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), заняты      производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по холодному водоснабжению.

ООО «Горводоканал» г. Коркино является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по холодному водоснабжению г. Коркино.

  1. В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона  от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что до 1 июля 2013 года в части оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, организации, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

ООО «Горводоканал» г. Коркино осуществляет снабжение водой жителей г. Коркино и сети инженерно-технического обеспечения общества имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирных домов г. Коркино. Следовательно, в силу Закона об энергосбережении обязано осуществлять установку общедомовых приборов учета холодной воды в многоквартирных домах Коркинского городского округа Челябинской области.

Кроме того, в соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции                            доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту или таким хозяйствующим субъектам возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за           исключением финансовой организации), доля которого на рынке                           определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины,                положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является                   доминирующим.

Учитывая, что доля ООО «Горводоканал» на рынке услуг по установке коллективных (общедомовых) приборов (узла) учета холодной воды на территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в пределах пролегания сетей ООО «Горводоканал», сети инженерно-технического обеспечения которого имеют непосредственное присодинение к сетям многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Коркино, ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 45а, по итогам 2014 года и 1 квартала 2015 года составила более 50 процентов, положение ООО «Горводоканал» на соответствующем рынке следует признать доминирующим.

Таким образом, ООО «Горводоканал» г. Коркино подпадает под сферу регулирования Закона о защите конкуренции и обязано соблюдать запреты, установленные статьёй 10 Закона о защите конкуренции.

  1. В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей по установке ОПУ, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Челябинским УФАС России у ООО «Горводоканал» запрошена информация о порядке формирования стоимости на услуги по установке ОПУ холодной воды, внутренние документы (методики, положения и т.п.), регламентирующие порядок установления размера платы за установку ОПУ холодной воды.

По результатам исследования полученной информации и документов, Челябинским УФАС России установлено следующее.

На территории города Коркино Челябинской области услуги по установке ОПУ холодной воды в 2014-2015 годах осуществляли организации: ООО «Горводоканал» и МУП «Тепловые системы» (письмо администрации от 24.02.2015 №03-06/240).

Основной вид деятельности МУП «Тепловые системы» передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), а также деятельность по обеспечению работоспособности котельных.

Проектированием, монтажом пуско-наладкой общедомовых приборов учета холодной воды на объектах ООО «Горводоканал» занималась в 2014 году подрядная организация ОАО «НПО Автоматики» филиал «ОКБ автоматики».

ФГУП «НПО автоматики» филиал «ОКБ Автоматика» производит и устанавливает один вид прибора учета холодной воды со встроенной системой автоматизации, приборы учета  холодной воды без встроенной функции автоматизации данным предприятием не производятся и не устанавливаются.    Производимый ФГУП «НПО автоматики» филиал «ОКБ Автоматика» прибор является одним из наиболее дорогостоящих на рынке и позволяет сводить действия работника ООО УК «Вертикаль+» к дистанционному наблюдению за приборами из офиса компании, потому что всем процессом учета холодной воды система управляет сама. Самое главное преимущество прибора учета холодной воды со встроенной системой автоматизации в возможности дистанционного учета потребленной энергии. Если обычный прибор учета холодной воды без системы автоматизации просто считает сколько ресурса потреблено многоквартирным домом и позволяет считывать его показания в месте непосредственной его установки, то комбинированный прибор со встроенной системой автоматизации, позволяет вести учет потребленной холодной воды, а также регулировать подачу ресурса дистанционно. Таким образом, система автоматизации, предусмотренная в комбинированном приборе учета холодной воды , является дополнительной опцией удобной и необходимой в первую очередь ресурсоснабжающей компании, но не жителям многоквартирного дома.

Цены на установку ОПУ холодной воды ООО «Горводоканал» значительно выше цен на установку ОПУ по Челябинской области. Так, стоимость установки общедомового прибора учета холодной воды ДУ50  МУП «ПОВВ» (г. Челябинск) составляет 48589 руб., у МП трест «Водоканал» (г. Магнитогорск) – 34509,1 руб., в то время как у ООО «Горводоканал» (г. Коркино) -236046,22 руб.

Анализ нормативной базы об энергосбережении позволяет сделать вывод о том, что первично обязанность по установке ОПУ возникает у жильцов многоквартирного дома, а в случае невыполнения жильцами своей обязанности в установленный срок, у РСО.

ООО «Горводоканал»  выбрало  комбинированный  общедомовой прибор учета (т.е. со встроенной системой автоматизации и диспетчеризации) холодной воды для установки в  многоквартирном доме, по адресу г. Коркино, ул. 30 лет ВЛКСМ, д.45А.

Таким образом, затраты на установку системы автоматизации в многоквартирном доме по адресу г. Коркино, ул. 30 лет ВЛКСМ, д.45А  должны быть возмещены подрядной организации за счет собственных средств ООО «Горводоканал»

 В данной ситуации следует учесть, что ООО «Горводоканал» осуществляет деятельность по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды на территории города Коркино Челябинской области через подрядную организацию ОАО «НПО Автоматики» филиал «ОКБ автоматики».

Также следует учесть, что стоимость работ по установке общедомовых приборов (узлов) учета холодной воды зависит от многих факторов, в том числе от:

- индивидуальных технических характеристик многоквартирного дома, в котором установлены либо планируются к установке общедомовые приборы (узлы) учета холодной воды (количество вводов, состояние внутридомовых инженерных сетей и т.д.);

- наличия либо отсутствия отсрочки по оплате установки общедомовых приборов учета холодной воды, а также от периода времени на который предоставляется рассрочка;

- налогового режима (с НДС либо без НДС работает подрядная организация);

- типов устанавливаемых приборов учета (механические, электромагнитные, ультразвуковые и другие);

- классов точности приборов учета и других факторов.

Согласно письму ООО «Горводоканал» от 04.03.2015 исх. №3252, сумму расходов на установку ОПУ холодной воды жильцы многоквартирных домов Коркинского муниципального округа Челябинской области будут возмещать на основании счетов, выставленных для ООО «Горводоканал» подрядной организацией ОАО «НПО Автоматики» филиал «ОКБ автоматики», в соответствии с локальными сметами на каждый многоквартирный дом.

В соответствии с Законом об энергосбережении сумма расходов на установку приборов учета, подлежащая возмещению собственником, определяется в зависимости от доли в праве общей собственности на общее имущество дома. Таким образом, распределение между собственниками подлежащей возмещению суммы производится пропорционально площади квартиры или нежилого помещения. Кроме этого, определены основные мероприятия, направленные на энергосбережение, внедрение новых энергосберегающих технологий, а также жесткий контроль над потреблением энергоресурсов. Внедрение системы диспетчеризации предназначается для решения задач локального управления потреблением водных ресурсов, а также централизованного сбора и обработки информации о работе общедомового прибора учета воды и решения задач централизованного управления.

Система диспетчеризации представляет собой комплекс программных и аппаратных средств, который позволяет осуществлять удаленное управление инженерными системами одного или нескольких объектов.

ООО «Горводоканал» обязано оплатить подрядной организации все расходы, понесенные подрядчиком в связи с установкой ОПУ холодной воды. Поэтому населению выставлена сумма согласно сводного сметного расчета за минусом расходов по оплате диспетчеризации в сумме 19940,3 (на каждый дом) которые несет ООО «Горводоканал».

В сводном сметном расчете стоимости строительства по адресу г. Коркино, ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 45а, отдельно выделены расходы на установку узлов коммерческого учета ХВС (сантехнические работы), включающие непосредственно сам общедомовой узел учета холодной воды (сметная стоимость 48 623 руб.) и расходы на установку узлов коммерческого учета ХВС (КИПиА), включающие расходы на систему диспетчеризации (сметная стоимость 92 295 руб.).

Однако Челябинским УФАС установлено, что указанные расходы на установку узлов коммерческого учета ХВС (КИПиА или контрольно-измерительные приборы и автоматика) также включают в себя затраты на автоматизацию, т.е. необходимое оборудование для системы диспетчеризации, позволяющее осуществлять сбор, обработку и хранение данных.

Диспетчеризация – это дополнение к автоматизации, расширение функций автоматизации инженерных систем. Системы, построенные по принципу дистанционного контроля управления за автоматизированным оборудованием, называются системами диспетчеризации или автоматизированными системами диспетчерского управления, то есть управление оборудованием осуществляется автономно от систем диспетчеризации.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что диспетчеризация невозможна без установления соответствующего оборудования, т.е. без автоматизации. Кроме того, система диспетчеризация, в совокупности с автоматизацией, необходима для удобства ресурсоснабжающей организации и расходы на установку автоматизированной системы диспетчерского управления должны лежать на ресурсоснабжающей организации, в частности на ООО «Горводоканал».

В соответствии с пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. То есть, снятие показаний приборов учета (в том числе и с ОПУ холодной воды) оплачивается собственником. Данные затраты уже учитываются при выставлении управляющей компанией ежемесячно собственнику счетов на оплату за содержание и ремонт жилого помещения.

Основной задачей автоматизированной системы диспетчерского управления (автоматизация и диспетчеризация), установленной в доме заявителя, является сбор показаний с общедомовых приборов учета, обработка, хранение и передача обработанных данных в цифровом виде диспетчеру.

Таким образом, расходы на систему автоматизации, выставленные собственникам ООО «Горводоканал», уже оплачивается собственником в разрезе затрат на ремонт и обслуживание дома.

  1. Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанность, предусмотренную частями 5-6.1 указанной статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Согласно письму ООО «Горводоканал» от 20.05.2015 №216/9 не начисляет рассрочку на стоимость установки общедомового прибора учета холодной воды с декабря 2014 года.

Однако, в локальных сметах на сантехнические работы и КИП и А и сводном сметном расчете на установку общедомового прибора учета холодной воды присутствует графа «Компенсация затрат за предоставление рассрочки», включающая в себя сумму процентов не только на сам прибор учета холодной воды, но и сумму процентов на системы автоматизации и диспетчеризации.

  1. В соответствии с Законом об энергосбережении сумма расходов на установку приборов учета, подлежащая возмещению собственником, определяется в зависимости от доли в праве общей собственности на общее имущество дома.

Согласно письму ОАО «НПО автоматика» филиал «ОКБ Автоматика» ООО «Горводоканал» от 08.04.2015 №050/494 в структуру цены на один объект (многоквартирный дом) в среднем по договору №ОКБ/264-12.1 от 22.06.2012 также начисляется сметная прибыль в размере 10 %.

Сметная прибыль устанавливается подрядной организацией ФГУП «НПО автоматики» филиал «ОКБ Автоматика», закладывается в смете по установке общедомовых приборов учета воды и оплачивается ООО «Горводоканал» наряду с остальными расходами по установке общедомовых приборов учета холодной воды.

С точки зрения налогового законодательства расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные хозяйствующим субъектом. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С точки зрения экономической теории, расходы - это затраты, возникшие в процессе хозяйственной деятельности, приводящие к уменьшению средств предприятия или увеличению его долговых обязательства.

Таким образом, с точки зрения экономики сметная прибыль подрядной организации для РСО является расходами по установке общедомовых приборов учета.

Следовательно, обязанность оплачивать сметную прибыль подрядной организации возникает у того, на ком лежит обязанность по установке ОПУ.

Анализ Закона об энергосбережении позволяет сделать вывод о том, что первично обязанность по установке ОПУ возникает у собственников помещений многоквартирного дома, а в случае невыполнения жильцами своей обязанности в установленный срок, у ресурсоснабжающей организации.

Таким образом, включение ООО «Горводоканал» сметной прибыли в расходы по установке ОПУ, выставляемые собственникам помещений многоквартирных домов на территории г. Коркино Челябинской области не противоречит действующему законодательству.

С учетом изложенного Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ООО «Горводоканал» г. Коркино, выразившиеся в нарушении порядка ценообразования, установленного Федеральным законом  от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», путем установления и взимания необоснованно высокой платы за установку общедомового прибора учета холодной воды с собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Коркино, ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 45А, а именно: во включении в расходы на установку общедомового прибора учета холодной воды, взимаемые с жильцов указанного многоквартирного дома, расходов на систему автоматизации, а также суммы процентов за предоставление рассрочки, начисляемой на расходы на системы автоматизации и диспетчеризации, являются нарушением части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50, статьей 51.2 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать положение ООО «Горводоканал» г. Коркино на рынке услуг по установке коллективного (общедомового) прибора (узла) учета холодной воды на территории Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области в пределах пролегания сетей ООО «Горводоканал», сети инженерно-технического обеспечения которого имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Коркино, ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 45а, по итогам 2014 года и I квартала 2015 года доминирующим;
  2. Признать действия ООО «Горводоканал» г. Коркино, выразившиеся в нарушении порядка ценообразования, установленного Федеральным законом  от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», путем установления и взимания необоснованно высокой платы за установку общедомового прибора учета холодной воды с собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Коркино, ул. 30 лет ВЛКСМ, д. 45А, а именно: во включении в расходы на установку общедомового прибора учета холодной воды, взимаемые с жильцов указанного многоквартирного дома, расходов на систему автоматизации, а также суммы процентов за предоставление рассрочки, начисляемой на расходы на системы автоматизации и диспетчеризации, нарушением части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  3. Выдать ООО «Горводоканал» г. Коркино предписание о прекращении действий, признанных нарушением части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;
  4.  Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для решения вопроса о привлечении ООО «Горводоканал» г. Коркино к административной ответственности за совершенное правонарушение.

Связанные организации

Связанные организации не указаны