Решение б/н Решение и предписание по делу № 9-03-18.1/2014 по жалобе ОАО... от 3 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 3 марта 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 4 марта 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

Семёнова Елена Григорьевна – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Лупанова Наталья Сергеевна – главный специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Ефимова Татьяна Владимировна - специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

рассмотрев дело № 9-03-18.1/2014 по жалобе ОАО «АльфаСтрахование» на действия (бездействие) конкурсной комиссии ОАО «Трансэнерго» в присутствии:

·         представителя ОАО «АльфаСтрахование»  по доверенности;

·         представителя ОАО «АльфаСтрахование»  по доверенности;

·         представителя ОАО «Трансэнерго» по доверенности;

·         представителя ОАО «Трансэнерго» по доверенности;

·         представителя ОАО «Россгострах» по доверенности;

·         представителя ОАО «Россгострах» по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ОАО «АльфаСтрахование» на действия (бездействие) конкурсной комиссии ОАО «Трансэнерго», выразившиеся во включении в конкурсную документацию по запросу предложений критериев, нарушающих нормы Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках)(извещение № 31400899807).

В жалобе ОАО «АльфаСтрахование» указано следующее. 18.02.2014 в 14 часов 01 минуту ОАО «Трансэнерго» (далее - Заказчик) опубликовало на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров ОАО «Трансэнерго».

Начальная (максимальная) цена договора: 914 199 рублей 04 копейки.

По мнению ОАО «АльфаСтрахование» в размещенной Заказчиком конкурсной документации по запросу предложений установлены критерии, нарушающие требования Закона о закупках.

Так, подкритерий «Наличие обособленного структурного подразделения в г. Снежинске, в пределах Челябинской и Свердловских областях, где ведутся консультации и прием документов от пострадавших пассажиров» нарушает принцип, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Об этом свидетельствует тот факт, что только у одной компании  из ТОП – 10 по сборам за 9 мес. 2013 года (в региональном резерве), имеющих лицензию на обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика, имеется офис в г. Снежинске.

Еще одним обстоятельством, позволяющим, по мнению ОАО «АльфаСтрахование» ставить под сомнение корректность указанного выше подкритерия и утверждать о его дискриминационном характере, являются пункт 10 статьи 14 Федерального закона от 14.06.2012 № 67 – ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее – Закон об обязательном страховании), в котором указано, что в случае, если в месте жительства выгодоприобретателя отсутствует страховщик, заключивший договор обязательного страхования, филиал или иное структурное подразделение данного страховщика, выгодоприобретатель вправе подать заявление и документы, указанные в части 1 указанной статьи, любому страховщику, осуществляющему деятельность в данном субъекте Российской Федерации и отвечающему требованиям, установленным пунктом 8 статьи 3 Закона об обязательном страховании. При этом считается, что такое заявление подано страховщику, заключившему договор обязательного страхования. Заявление выгодоприобретателя должно содержать информацию, позволяющую осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (реквизиты). Страховщик, заключивший договор обязательного страхования, обязан осуществить перевод выгодоприобретателю денежных средств по указанным им реквизитам в счет выплаты страхового возмещения или направить выгодоприобретателю мотивированный отказ в срок, установленный частью 5 указанной статьи.

К тому же, в пункте 7 статьи 20 Закона об обязательном страховании говорится, что любой член профессионального объединения страховщиков, расположенный в субъекте Российской Федерации, в котором имеет место жительства выгодоприобретатель, обязан принять заявление и документы выгодоприобретателя, указанные в части 10 статьи 14 Закона об обязательном страховании, в случае, если в этом месте отсутствует страховщик, заключивший договор обязательного страхования, его филиал или иное структурное подразделение, и незамедлительно передать такие заявление и документы страховщику, заключившему договор обязательного страхования. Неисполнение членом профессионального объединения страховщиков указанной обязанности является основанием для его исключения из профессионального объединения страховщиков

Как считает ОАО «АльфаСтрахование», подкритерий «Финансовая устойчивость», в соответствии с которым максимальное количество баллов получает участник, уставной капитал которого составляет более 5 (пяти) млрд. рублей  также нарушает принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленный пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Об этом свидетельствует тот факт, что по состоянию на 24.02.2014 на территории Российской Федерации функционирует 5 (пять) страховых организаций с уставным капиталом, превышающим 5 (пять) млрд. рублей, при этом только у одной из пяти указанных организаций имеется офис в городе Снежинске Челябинской области.

В дополнение к указанному доводу, ОАО «АльфаСтрахование» сообщает, что установление заказчиком столь высоких требований к размеру уставного капитала некорректно ввиду гарантированности выплат потерпевшим единым профессиональным объединением страховщиков НССО. Об этом свидетельствует часть 3 пункта 9 статьи 20 Закона об обязательном страховании, в котором говорится, что  профессиональное объединение страховщиков осуществляет компенсационные выплаты в соответствии с требованиями Закона об обязательном страховании, а также реализует право требования, предусмотренное частью 3 статьи 23 указанного закона. Также, в пунктах 1 и 2 статьи 23 Закона об обязательном страховании указывается, что в случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве страховщика или отзыва у страховщика лицензии на осуществление обязательного страхования профессиональное объединение страховщиков в счет возмещения потерпевшим причиненного им вреда осуществляет компенсационные выплаты в соответствии с правилами профессиональной деятельности в следующем размере:

1) два миллиона двадцать пять тысяч рублей при причинении вреда жизни каждого потерпевшего;

2) не более чем два миллиона рублей при причинении вреда здоровью каждого потерпевшего;

3) не более чем шестьсот рублей за один килограмм веса багажа и одиннадцать тысяч рублей за иное имущество при причинении вреда имуществу каждого потерпевшего. Общая сумма компенсационной выплаты по имуществу каждого потерпевшего не может быть более чем двадцать три тысячи рублей. Требование о компенсационной выплате предъявляется к профессиональному объединению страховщиков в том же порядке и на тех же условиях, что и требование о выплате страхового возмещения к страховщику.

26.02.2014 Челябинским УФАС России размещено уведомление № 9-03-18.1/14, составленное на основании жалобы от 25.02.2014 вх. № 2424 ОАО «АльфаСтрахование», на сайте http://chel.fas.gov.ru/.

Представитель ОАО «АльфаСтрахование» на Комиссии 03.03.2014 поддержал доводы, изложенные в жалобе, и пояснил следующее.

Неценовые подкритерии оценки заявки участников, указанные в пунктах 22, 23 информационной карты запроса предложений, а именно: «Наличие обособленного структурного подразделения в г. Снежинске, в пределах Челябинской и Свердловских областях, где ведутся консультации и прием документов от пострадавших пассажиров»; «уставной капитал более 5 млрд. рублей», нарушают принципы закупки товаров работ, услуг, определенных в части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

Дополнительно, представитель ОАО «АльфаСтрахование» указал, что указанные в подкритерии оценки заявок на участие в запросе предложений «Финансовая устойчивость» диапазоны размера уставного капитала участников: «уставной капитал более 5 млрд. рублей – 10 баллов»; «уставной капитал от 2,5 до 5 млрд. рублей – 5 баллов», не позволяют участнику запроса предложений однозначно определить свою принадлежность к одной из указанных категорий с целью расчета количества баллов по данному подкритерию.  

С учетом изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об отмене процедуры закупки и обязать заказчика исключить из документации № 140218/5015/115 дискриминационные критерии.

Представители ОАО «Трансэнерго» по доводам жалобы ОАО «АльфаСтрахование» пояснили следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования указанного закона является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах и услугах.

ОАО «Трансэнерго» расположено по адресу: 456770, г. Челябинск, г. Снежинск, ул. Транспортная, 44, поэтому для заказчика удобно исключительно в целях создания для себя условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей, чтобы именно в г. Снежинске находилось структурное подразделение страховой организации.

ОАО «Трансэнерго» заинтересовано в том, чтобы договор был заключен с финансово устойчивой организацией, поэтому был установлен критерий по размеру уставного капитала.

Представитель ОАО «Трансэнерго» согласился с доводом представителя ОАО «АльфаСтрахование», касающимся невозможности однозначного определения участниками запроса предложений своей принадлежности к одной из категорий, указанных в подкритерии оценки заявок на участие в запросе предложений «Финансовая устойчивость» диапазоны размера уставного капитала участников, а именно: «уставной капитал более 5 млрд. рублей»; «уставной капитал от 2,5 до 5 млрд. рублей». Представитель ОАО «Трансэнерго» также обязался устранить вышеназванную неточность посредством внесения изменений в конкурсную документацию.

Однако в части иных доводов, на которые ссылается ОАО «АльфаСтрахование», ОАО «Трансэнерго» просит признать жалобу необоснованной.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

Довод ОАО «АльфаСтрахование» о том, что заказчиком предъявлены необоснованные неценовые критерии оценки заявок участников, а именно: «Наличие обособленного структурного подразделения в г. Снежинске, в пределах Челябинской и Свердловских областях, где ведутся консультации и прием документов от пострадавших пассажиров»; «уставной капитал свыше 5 млрд. рублей», противоречащие части 1 статьи 3 Закона о закупках, Комиссией не принимается в силу следующего.

Установление в документации № 140218/5015/115 критерия оценки заявок по наличию у страховщика уставного капитала более 5 млрд. рублей является для ОАО «Трансэнерго» принципиально важным и необходим для финансовой устойчивости предприятия, гарантированости получения потерпевшими компенсационных выплат и заинтересованности в скорейшем урегулировании убытков при наступлении страхового случая.

Кроме того, рынок услуг страхования является конкурентным, на территории Российской Федерации зарегистрировано более 8 хозяйствующих субъектов, имеющих размер уставного капитала более 5 млрд. рублей.

Учитывая, что г. Снежинск является закрытым административно-территориальным образованием с особым режимом безопасности функционирования организаций, включая ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании, поэтому критерий оценки заявок участников по наличию у страховой организации обособленного структурного подразделения в г. Снежинске обусловлен особым режимом безопасности ЗАТО.

Критерии оценки заявок участников по наличию уставного капитала в размере более 5 млрд. рублей и обособленного структурного подразделения страховщика в г. Снежинске не ограничивают конкуренцию, поскольку данные требования направлены на определение поставляемого товара (услуг) с учетом потребностей заказчика, что не противоречит принципам, указанным в статье 3 Закона о закупках.

Довод ОАО «АльфаСтрахование» о том, что указанные в подкритерии оценки заявок на участие в запросе предложений «Финансовая устойчивость» диапазоны размера уставного капитала участников: «уставной капитал более 5 млрд. рублей – 10 баллов»; «уставной капитал от 2,5 до 5 млрд. рублей – 5 баллов», не позволяют участнику запроса предложений однозначно определить свою принадлежность к одной из указанных категорий с целью расчета количества баллов по данному подкритерию, по мнению Комиссии, является обоснованным, поскольку вследствие установления указанных диапазонов возникает противоречивая ситуация, при которой участник, имеющий уставной капитал равный 5 (пяти) млрл. рублям, фактически становится относящимся и к первой, и ко второй категориям, что не позволит корректно рассчитать количество набранных таким участником баллов.  

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ОАО «АльфаСтрахование» на действия ОАО «Трансэнерго» обоснованной в части;

2. Признать действия ОАО «Трансэнерго», выразившиеся в установлении диапазонов размера уставного капитала участников: «уставной капитал более 5 млрд. рублей – 10 баллов»; «уставной капитал от 2,5 до 5 млрд. рублей – 5 баллов», указанных в подкритерии оценки заявок на участие в запросе предложений «Финансовая устойчивость» в документации № 140218/5015/115, нарушением части 1 статьи 3 Закона о закупках;

3.    Выдать ОАО «Трансэнерго» предписание об устранении нарушения  порядка организации и проведения запроса предложений, путём внесения изменений в документацию запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров ОАО «Трансэнерго» (извещение № 31400899807).

 

Председатель Комиссии                                                                                  

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии                                                                                             

Н.С. Лупанова

Т.В. Ефимова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Челябинской области.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2

  по делу № 9-03-18.1/2014

 

3 марта 2014 года                                                               

г. Челябинск, пр. Ленина, 59 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

Семёнова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Лупанова Наталья Сергеевна - главный специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Ефимова Татьяна Владимировна - специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 04.03.2014 № 9-03-18.1/2013 по жалобе ОАО «АльфаСтрахование» на действия (бездействие) конкурсной комиссии ОАО «Трансэнерго», выразившиеся во включении в конкурсную документацию по запросу предложений критериев, нарушающих нормы Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (извещение № 31400899807),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. С момента получения настоящего предписания ОАО «Трансэнерго» прекратить нарушение порядка проведения запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров ОАО «Трансэнерго» (извещение № 31400899807), выразившиеся в установлении диапазонов размера уставного капитала участников: «уставной капитал более 5 млрд. рублей – 10 баллов»; «уставной капитал от 2,5 до 5 млрд. рублей – 5 баллов», указанных в подкритерии оценки заявок на участие в запросе предложений «Финансовая устойчивость» в документации № 140218/5015/115;

2. ОАО «Трансэнерго» в срок до 10 марта 2014 года внести изменения в конкурсную документацию по запросу предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров ОАО «Трансэнерго, а именно: установить порядок определения участниками запроса предложений своей принадлежности к одной из категорий, указанных в подкритерии оценки заявок на участие в запросе предложений «Финансовая устойчивость», определяющих диапазоны размера уставного капитала участников, а именно: «уставной капитал более 5 млрд. рублей»; «уставной капитал от 2,5 до 5 млрд. рублей», исключающий неоднозначность такого определения.

3. ОАО «Трансэнерго» в качестве доказательства исполнения пункта 2 настоящего предписания представить в Челябинское УФАС России доказательства размещения информации о внесении изменений в конкурсную документацию по запросу предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров ОАО «Трансэнерго» на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru).    

 

Председатель Комиссии                                                                                

Е.Г. Семёнова

Члены Комиссии                                                                                             

Н.С. Лупанова

Т.В. Ефимова  

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.        

Связанные организации

Связанные организации не указаны