Постановление б/н Решение по делу № 90-08/2015 от 3 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

    РЕШЕНИЕ

 

28 января  2016 года                                                                          г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:               <…> – руководитель,                                                  

 

члены Комиссии:                             <…>, главный специалист-эксперт 

                                                         отдела контроля за рекламой и

                                                         недобросовестной конкуренцией;

                                                         <…>, специалист-эксперт 

                                                         отдела контроля за рекламой и

                                                         недобросовестной конкуренцией,                                                        

рассмотрев дело № 90-08/2015, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>) по факту распространения рекламы, в которой присутствуют сведения «Бухен хауз» и изображение процесса потребления алкогольной продукции с признаками нарушения пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

         в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства,  ИП<…> ,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение Управления наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска  об оценке информации, размещенной на  конструкции, принадлежащей магазину разливного пива «Бухен хауз», расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Академика Королева, д. 27 на предмет отнесения её к непристойной рекламе.

Специалистами Челябинского УФАС России 06 октября 2015 года осуществлен осмотр информации, по указанному в обращении адресу,  о чем составлен акт осмотра. В ходе осмотра установлено, что на первом этаже здания, расположены два объекта торговли, имеющие один общий вход с улицы. Над входом размещена конструкция со сведениями «Продуктовый магазин Клен». Справа от входа на фасаде размещены плакаты со сведениями: «Бухен хауз Первая пивная лавка», а также изображение бочки, людей,  кружек с пенным напитком.   При входе внутрь каждый  торговый объект имеет свою входную дверь.  На одной из входной двери размещен плакат со сведениями: «Бухен хауз 24 часа». В данном  торговом объекте уголок покупателя отсутствует.

По данным программы «2 ГИС.Челябинск» угловой жилой дом с административными помещениями на пересечении улиц Бр. Кашириных и Академика Королева имеет адрес: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 160 и г. Челябинск, ул. Академика Королева, д. 27.

В целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и установления лица, осуществляющего торговую деятельность в магазине «Бухен хауз Первая пивная лавка» специалистами Челябинского УФАС России 09 ноября 2015 года в указанном магазине  приобретен товар – чипсы. Согласно кассовому чеку адрес магазина «Бухен хауз»:  г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 160. Деятельность в указанном магазине осуществляет ИП  <…>

Челябинским УФАС России в отношении ИП  <…> возбуждено дело по признакам нарушения пункта 3 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»,

ИП <…> в объяснениях указала, что при изготовлении рекламы  воспользовалась информацией, размещенной в свободном доступе в сети «Интернет» и указала сведения «Бухен хауз».  11 ноября 2015 года после выхода сюжета на телеканале «СТС» о рекламе её магазина «Бухен хауз» удалила информацию и 13 ноября 2015 года разместила рекламу со сведениями «Бочонок» и изображением еды на фоне образов людей.  ИП Кривощекова А.Е. пояснила, что реализует пивную продукцию в данном магазине, услуги заведения общественного питания не предоставляет.

Рассмотрев заявление и материалы дела, заслушав доводы ИП Кривощековой А.Е. Комиссия приходит к следующим выводам.

В городе Челябинске по адресу: ул. Братьев Кашириных, д. 160/ул. Академика Королева, д. 27 на фасаде здания магазина, осуществляющего реализацию пивной продукции, размещены плакаты со сведениями: «Бухен хауз Первая пивная лавка», а также изображением бочки, людей,  кружек с пенным напитком.  

Данный факт подтверждается актом осмотра от 06 октября 2015 года, составленным специалистами Челябинского УФАС России.

В указанном магазине деятельность осуществляет ИП <…>, что подтверждается договором аренды нежилого помещения  от 26 мая 2015 года, заключенным между ИП <…> и гр- ном <…>

Согласно пункту 1.1. договора Арендодатель предоставляет Арендатору  во временное пользование нежилое помещение № 6 по адресу: г. Челябинск, ул. Бр. Кашириных, д. 160.

Федеральный закон «О рекламе» определяет рекламу как информацию, направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Присутствующая на лицевом фасаде здания по адресу: г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 160 информация  «Бухен хауз Первая пивная лавка» с  изображением бочки, людей,  кружек с пенным напитком является рекламой данного торгового объекта.

Пунктом 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» установлен запрет на демонстрацию в рекламе процесса потребления алкогольной продукции. При этом запрет на демонстрацию процесса потребления алкогольной продукции распространяется не только на рекламу алкогольной продукции, но и на рекламу иных объектов рекламирования и социальную рекламу, если в ней содержится информация, формирующая интерес к определенному лицу, товару и способствующая продвижение его на рынке.

К признакам демонстрации процесса потребления алкогольной продукции, в первую очередь, относится показ в рекламе человека, пьющего алкогольную продукцию, держащего в руках бокал, стакан, кружку и т.п. с алкогольной продукцией, открытую бутылку, бочку, пакет, банку для алкогольной продукции.  (Постатейный комментарий к Федеральному закону «О рекламе» авторы: Бадалов Д.С., Василенкова И.И., Карташов Н.Н., Котов С.Ф., Никитина Т.Е.).

Присутствующие в рекламе изображения людей, держащих во рту кружки с пенным  напитком воспринимаются как демонстрация процесса употребления алкогольной продукции, в связи с чем, реклама нарушает пункт 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в рекламе не допускается использование иностранных слов и  выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.

Согласно немецко-русскому словарю, размещенному по ссылке  http://www.вокабула.рф/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8/%D0%BD%D1%80%D1%81/  слово «buchen» в переводе с немецкого означает бронировать, заказывать, а слово «house» – дом.

В рассматриваемом случае реклама содержит иностранные слова (выражения), которые  выполнены в русской транскрипции, а именно «Бухен хауз».

В русском языке  слова и словосочетание «Бухен хауз» отсутствуют.

В то же время в  русском языке употребляется множество синонимов к словам и фразам «алкоголь» и «употребление алкоголя», схожих по звучанию со словом «бухен».

Таким образом, словосочетание «Бухен хауз» может восприниматься в значении «употребление алкогольной продукции».

Использование данного словосочетания в рекламе искажает смысл изложенной информации, поскольку в совокупности с изображением процесса употребления алкогольной продукции воспринимается негативно в значении «распитие алкогольной продукции» в данном заведении (доме).

Как следует, из объяснений ИП <…> услуги заведения общественного питания в магазине не оказываются.

Поскольку присутствующее в рекламе словосочетание «Бухен хауз» воспринимается как иностранное выражение, которое приводит к искажению смысла информации, реклама  нарушает пункт 1 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Комиссия отмечает, что при вынесении решения приняты во внимание результаты интерактивного опроса, проведенного Челябинским УФАС России.

Так, в целях выяснения общественного мнения Челябинским УФАС России проведен опрос с 10 ноября 2015 года по 17 ноября 2015 года на сайте www.chel.fas.gov.ru по следующим вопросам:

Считаете ли Вы, что в данной рекламе демонстрируется процесс употребления алкогольной продукции?

Считаете ли Вы словосочетание «Бухен хауз»  иностранным выражением?

Может ли словосочетание «Бухен хауз» используемое в рекламе, восприниматься в значении «употреблять спиртные напитки»?

По итогам опроса 60 % опрошенных ответили, что в данной рекламе демонстрируется процесс употребления алкогольной продукции.  48 % опрошенных считает, что словосочетание «Бухен хауз»  является иностранным выражением. 62 % опрошенных указали, что словосочетание «Бухен хауз» используемое в рекламе, может восприниматься в значении «употреблять спиртные напитки».

Также посетителям сайта www.chel.fas.gov.ru было предложено направить на электронную почту Челябинского УФАС России to74@fas.gov.ru  ответ на следующий вопрос «Что, по Вашему мнению, означает словосочетание «Бухен хауз».

На электронную почту Челябинского УФАС  России поступило 14 ответов, в которых высказано мнение о том, что словосочетание «Бухен хауз» означает «Дом, где пьют» либо «Дом для употребления алкоголя».

Комиссия считает, что результаты интерактивного опроса, проведенного Челябинским УФАС России, а также письменные мнения, поступившие от посетителей сайта являются доказательствами того факта, что респонденты воспринимают данную рекламу как ненадлежащую.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 1 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»  предусмотрена ответственность рекламодателя.

  Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем указанной рекламы следует признать  ИП Кривощекову А.Е., как продавца товаров в магазине, использующего коммерческое обозначение  «Бухен хауз Первая пивная лавка».

Согласно пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

В связи с тем, что размещение рекламы со сведениями «Бухен хауз» и демонстрацией процесса употребления алкогольной продукции прекращено 13 ноября 2015 года, что подтверждается фотоматериалами, представленными ИП <…>, необходимость в выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства РФ отсутствует.

Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33,  частью  1  статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42  Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

 

1. Признать ненадлежащей, размещенную 06 октября 2015 года в городе Челябинске по адресу: ул. Бр. Кашириных, д. 160,  рекламу, в которой:

присутствует демонстрация процесса потребления алкогольной продукции, что нарушает пункт 3 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»;

содержатся сведения «Бухен хауз», воспринимаемые как иностранное выражение, приводящие к искажению смысла информации, нарушающие пункт 1 части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ИП <…>

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение изготовлено в полном объеме 28 января 2016 года.

Связанные организации

Связанные организации не указаны