Решение б/н Решение и предписание № 906, 908-ж/2016 по жалобам ООО «Стро... от 29 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 906, 908-ж/2016

27 декабря 2016 года                                                                        г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

«<…>»

«<…>»

«<…>»

Членов Комиссии:

«<…>»

«<…>»

«<…>»

 

«<…>»

«<…>»

«<…>»

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобы ООО «Стройиндустрия», ООО «Стройинвест» на действия Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение строительно- монтажных работ по объекту: «Строительство сетей газоснабжения Парка индустриальных инновации в пос. Малая Сосновка (восточный планировочный район) Сосновского муниципального района Челябинской области, в том числе проектно-изыскательские работы» (извещение № 0169200001116000033) в присутствии:

- представителей Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области, действующих на основании доверенностей №№ 21-Д от 28.01.2016, удостоверения № 1810 от 08.07.2015;

- представителя ООО «ИнженерИнвест», действующего на основании приказа № 1 от 19.09.2014.

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 20.12.2016 поступили жалобы ООО «Стройиндустрия», ООО «Стройинвест» на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно- монтажных работ по объекту: «Строительство сетей газоснабжения Парка индустриальных инновации в пос. Малая Сосновка (восточный планировочный район) Сосновского муниципального района Челябинской области, в том числе проектно-изыскательские работы» (извещение № 0169200001116000033) (далее – Аукцион, Закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 05.12.2016 в 20:07.

Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение строительно- монтажных работ по объекту: «Строительство сетей газоснабжения Парка индустриальных инновации в пос. Малая Сосновка (восточный планировочный район) Сосновского муниципального района Челябинской области, в том числе проектно-изыскательские работы» – 26 912 000,00 рублей.

Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме № 0169200001116000033 от 21.12.2016.

На момент рассмотрения жалоб контракт по итогам аукциона не заключен.

Согласно доводам жалобы ООО «Стройиндустрия» дополнительные требования к участникам закупки установлены заказчиком не в соответствии с требования Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99), поскольку не учтены внесенные в Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 изменения от 14.11.2016.

Доводы жалобы ООО «Стройинвест» заключаются в следующем.

1. Заказчиком в документации об аукционе не установлено требование к участникам закупки о наличии у них допуска СРО на проектно-изыскательские работы.

          2. При начальной (максимальной) цене контракта 26 912 000,00 рублей, пункт 4.3.17 проекта контракта содержит обязанность подрядчика предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта, тогда как установленный Правительством Российской Федерации размер начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которой в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта составляет 100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

          3. Положения проекта контракта, предусматривающие, что стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Государственному контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, делающих невозможным полное или частичное исполнение любой из сторон обязательств по Государственному контракту. Срок исполнения обязательств отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства, по мнению заявителя являются условиями изменения контракта, не соответствующими части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

          Представители Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области по доводам жалобы ООО «Стройиндустрия» пояснили, что заказчиком своевременно не были учтены изменения от 14.11.2016, внесенные в Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99, поскольку в документацию об аукционе вносились изменения, согласованные 24.11.2016, изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 вступили в силу 25.11.2016.

Представители заказчика с доводами жалобы ООО «Стройинвест» не согласились и пояснили, что:

1. Предметом контракта является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство сетей газоснабжения Парка индустриальных инновации в пос. Малая Сосновка (восточный планировочный район) Сосновского муниципального района Челябинской области, в том числе проектно-изыскательские работы» (Объект). Объектом закупки выступает выполнение строительно-монтажных работ на объекте. Проектно-изыскательские работы не входят в предмет контракта и упоминание о них присутствует только в наименовании закупки. К тому же именно «Строительство сетей газоснабжения Парка индустриальных инновации в пос. Малая Сосновка (восточный планировочный район) Сосновского муниципального района Челябинской области, в том числе проектно-изыскательские работы» называется объект капитального строительства государственной собственности Челябинской области и собственности муниципальных образований Челябинской области на 2014-2017 годы в перечне, утвержденном Постановлением Правительства Челябинской области от 09.04.2014 № 122-П.

2. Закон о контрактной системе не содержит запрет о включении в контракт условий об обязанности подрядчика предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта независимо от начальной (максимальной) цены контракта.

3. Заказчиком правомерно в проекте контракта установлены основания исключения ответственности сторон при наступлении обстоятельств непреодолимой силы, а также возможности сроков исполнения обязательств по контракту, поскольку в силу части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

На основании статей 421, 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами и должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно статье 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

При этом частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 (далее - Постановление) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

В силу пункта 1 Постановления к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными Приложением N 1 к Постановлению.

В Приложении № 1 для соответствующих товаров, работ, услуг установлены дополнительные требования к участникам закупки, документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям. Так, для выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участнику закупки предъявляются дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Примечанием к указанному положению Приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 (<*>) регламентировано, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.

При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Документами, подтверждающими соответствие участников закупки указанному дополнительному требованию, являются:

 копия исполненного контракта (договора);

 копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

 копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

В пункте 16 Информационной карты документации об электронном аукционе заказчиком предусмотрены следующие требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих (относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается Контракт, а именно: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены Контракта, на право заключить который проводится электронный аукцион.

Документами, подтверждающими соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копиями этих документов в силу пункта 24 Информационной карты (Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, исчерпывающий перечень документов и информации, предоставляемых участником электронного аукциона) являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта (актов) приемки объекта капитального строительства и разрешения (разрешений) на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта (актов) о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.

Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контактной системе заказчиком в документации об аукционе требования к содержанию второй части заявки установлены без учета внесенных в Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 изменений от 14.11.2016 года.

Довод заказчика о том, что Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 в редакции от 14.11.2016 по сути не меняет установленные действующей до 25.11.2016 редакцией Постановления дополнительные требования к участникам закупки не принимается во внимание Комиссией Челябинского УФАС России, поскольку не соблюдение заказчиком требований действующего законодательства о контрактной системе может создать трудности аукционной комиссии при рассмотрении вторых частей заявок, на предмет соответствия требованиям частей 2 - 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления № 99.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Как следует из пункта 5 Информационной карты документации об аукционе наименование объекта закупки: Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство сетей газоснабжения Парка индустриальных инноваций в пос. Малая Сосновка (восточный планировочный район) Сосновского муниципального района Челябинской области, в том числе проектно-изыскательские работы» (далее – Объект).

В соответствии с пунктом 1.1 Проекта контракта предмет государственного контракта - выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство сетей газоснабжения Парка индустриальных инноваций в пос. Малая Сосновка (восточный планировочный район) Сосновского муниципального района Челябинской области, в том числе проектно-изыскательские работы».

Таким образом, объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по Объекту.

Требование к участникам электронного аукциона, установленное в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе содержится в пункте 16 Информационной карты документации об аукционе, так, соответствием требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки: выступает наличие действующего свидетельства, выданного участнику электронного аукциона саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, о допуске к определенному виду работ, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 (далее – Перечень). В состав разрешенной деятельности должны входить: Объекты газоснабжения (п.33.6 Раздела III «Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту» Перечня).

Таким образом, требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки установлены заказчиком в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Довод ООО «Стройинвест» о неустановлении заказчиком требования к участникам закупки о наличии допуска СРО на проектно-изыскательские работы не обоснован, в связи с тем, что выполнение проектно-изыскательских работ не является объектом рассматриваемой закупки.

3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Исходя из содержания пункта 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 № 775, установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:

1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;

100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

Как следует из извещения о проведении электронного аукциона № 0169200001116000033, пункта 9 Информационной карты документации об аукционе, начальная (максимальная) цена контракта составляет 26 912 000,00 рублей. При этом пункт 4.3.17 Проекта контракта предусматривает обязанность генерального подрядчика предоставить Государственному заказчику информацию в письменной форме обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Генеральным подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены Государственного контракта.

Таким образом, указанная в пункте 4.3.17 Проекта контракта обязанность установлена заказчиком в нарушение части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Озвученный представителями заказчика на заседании Комиссии довод о необходимости установления такой обязанности Генерального подрядчика для соблюдения заказчиком требований части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе (осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок), в силу положения части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе (заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций), а также, что Закон о контрактной системе не содержит запрет о включении в контракт условия об обязанности подрядчика предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта независимо от начальной (максимальной) цены контракта, не принимается во внимание Комиссией Челябинского УФАС России, поскольку в пункте 4.3.16 Проекта контракта нашли отражение положения части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе (генеральный подрядчик обязан привлекать к исполнению Государственного контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектом малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций в размере 15% от цены Государственного контракта). Вместе с тем, отсутствие запрета о включении в контракт обязанности подрядчика предоставлять информацию о соисполнителях, субподрядчиках не является основанием для нарушения требований части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе.

4. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В силу части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей 34 Закона о контрактной системе и статьей 95 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: 1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом: а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара; 2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации; 3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации; 5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги; 6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом; 7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

Согласно пункту 11.2 Проекта контракта изменения или дополнения, вносимые в Контракт, оформляются в письменной форме, подписываются обеими Сторонами, Государственным заказчиком и Генеральным подрядчиком, и являются неотъемлемыми частями Контракта: 1) при снижении цены Контракта без изменения предусмотренных Контрактом объема оказываемых работ, качества оказываемых работ и иных условий Контракта; 2) если по предложению Государственного заказчика увеличивается предусмотренный Контрактом объем выполняемых работ не более чем на десять процентов или уменьшается предусмотренный Контрактом объем выполняемых работ не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены Контракта пропорционально дополнительному объему работ исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных Контрактом объема работ Стороны обязаны уменьшить цену Контракта исходя из цены единицы работы. Цена единицы дополнительно выполняемых работ или цена единицы работы при уменьшении предусмотренного Контрактом объема выполняемых работ определяется как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренный в Контракте объем таких работ; 3) в случае, предусмотренном пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до Государственного заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом указанные заказчиком в Проекте контракта случаи изменения контракта соответствуют требованиям части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Пунктом 10.1 Проекта контракта предусмотрено, что стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Государственному контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, делающих невозможным полное или частичное исполнение любой из сторон обязательств по Государственному контракту. Срок исполнения обязательств отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства. Указанное положение соответствует нормам части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Довод заявителя о несоответствии установленных заказчиком в 10.1 Проекте контракта условий изменения контракта части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе не находит своего подтверждения, не обоснован, поскольку раздел 10 Проекта контракта, включающий пункт 10.1 содержит основание освобождения от ответственности в силу действия обстоятельств непреодолимой силы и не предусматривает условия изменения контракта.

При проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика антимонопольным органом выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.

Согласно части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.

Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе).

В силу части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Пунктом 9.4 проекта контракта установлено, что в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по Контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Генеральным подрядчиком своих обязательств по Контракту, Генеральный подрядчик обязуется в течение 10 банковских дней представить Государственному заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательства по Контракту на тех же условиях и в том же размере, что указаны в данном разделе Контракта.

Таким образом, Закон о контрактной системе не предусматривает обязанности поставщика предоставлять новое обеспечение на стадии исполнения контракта. Следовательно, Заказчиком нарушены части 4, 7 статьи 96 Закона о контрактной системе.

          Поскольку характер нарушений, допущенных Заказчиком при осуществлении закупки не повлиял на проведение Аукциона, на участие в Аукционе поступило 6 заявок, 5 участников приняли участие в закупке, экономия по результатам закупки составила 25,94 %, Комиссией принято решение о выдаче предписания устранить нарушения при рассмотрении заявок, при направлении проекта контракта победителю.

            Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Стройиндустрия» на действия Заказчика обоснованной.

2. Признать жалобу ООО «Стройинвест» обоснованной в части установления в пункте 4.3.17 проекта контракта обязанности генерального подрядчика, не соответствующей положениям Закона о контрактной системе, в остальной части необоснованной.

3. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе.

4. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения частей 4, 7 статьи 96 Закона о контрактной системе.

5. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

6. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 906, 908-ж/2016

об устранении нарушений законодательства

Российской Федерации о контрактной системе

27 декабря 2016 года                                                                        г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

«<…>»

«<…>»

«<…>»

Членов

Комиссии:

«<…>»

«<…>»

«<…>»

 

«<…>»

«<…>»

«<…>»

на основании решения Челябинского УФАС России от 27.12.2016, вынесенного по итогам рассмотрения жалоб ООО «Стройиндустрия», ООО «Стройинвест» на действия Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение строительно- монтажных работ по объекту: «Строительство сетей газоснабжения Парка индустриальных инновации в пос. Малая Сосновка (восточный планировочный район) Сосновского муниципального района Челябинской области, в том числе проектно-изыскательские работы» (извещение № 0169200001116000033) и проведения внеплановой проверки указанной Закупки, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области с даты размещения настоящего предписания на официальном сайте в сети «Интернет» не заключать контракт по итогам проведения Аукциона до полного исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания;

2. Аукционной комиссии при рассмотрении заявок участников:

2.1. проверить участников закупки на соответствие требованиям действующего законодательства на наличие опыта участников по исполнению контракта на выполнение работ, а также наличие документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, установленным действующей редакцией Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

3. Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области

3.1. при направлении проекта контракта победителю Аукциона исключить:

- требование, установленное пунктом 4.3.17 проекта контракта об обязанности генерального подрядчика предоставить Государственному заказчику информацию в письменной форме обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Генеральным подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены Государственного контракта;

- требование, установленное пунктом 9.4 проекта контракта об обязанности Генерального подрядчика в течение 10 банковских дней представить Государственному заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения обязательства по Контракту;

3.2. продолжить процедуру определения Поставщика.

4. ООО «РТС-тендер»: с 29.12.2016 обеспечить Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области исполнение пунктов 1, 3 настоящего предписания;

5. Аукционной комиссии в подтверждение исполнения предписания в срок до 13.01.2017 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно копию протокола рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе, протокол подведения итогов аукциона.

6. Министерству строительства и инфраструктуры Челябинской области в подтверждение исполнения предписания в срок до 13.01.2017 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно заверенную копию заключенного контракта со всеми приложениями.

               Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

               Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает действия предписания.

               За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны