Решение б/н Решение по делу № 91-08/2015 от 28 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

18 декабря  2015 года                                                                                      г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

          председатель Комиссии:

<…> – заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

 

          члены Комиссии:

 <…> – главный специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

<…> –  специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

 

рассмотрев дело № 91-08/2015, возбужденное по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» по факту распространения в городе Челябинске в августе 2015 года рекламы цирковой программы «Калифорнийские морские львы», в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения «…львы…»,

в отсутствие:

представителей Федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания», филиала Федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания» Челябинский Государственный цирк (далее - Челябинский Государственный цирк, филиал), надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела  и  не заявивших ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие их представителей,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило заявление  жителя города Челябинска о распространении в городе Челябинске на телевидении, радио и в печатных СМИ рекламы программы «Калифорнийские морские львы», которая содержит сведения о выступлении калифорнийских морских львов. Заявитель считает, что присутствующие к рекламе сведения о цирковом представлении с участием животных не соответствуют действительности, поскольку фактически на выступлении, состоявшемся 09 августа 2015 года, выступал только один морский лев. 

В письменных объяснениях Челябинский Государственный цирк указало, что в процессе проведения цирковой программы «Калифорнийские морские львы» произошел гон морских животных, вызывающий проявление сильной агрессии. Во избежание травматизма животных во время представления в целях гуманного к ним отношения, а также обеспечения безопасности зрителей было принято решение временно, с 07 августа 2015 года снять с представлений одного животного– морского льва, что подтверждается копией акта от 07.08.2015 года, составленным комиссией в составе: руководитель аттракциона «Иллюзия с морскими львами» Мартиросян Г.Б., ветврач Челябинского государственного цирка Бахаев Н.С., инспектор манежа Гусев И.В. Также указано, что количество животных, заявленных в программе подтверждается документально, в связи с чем, считает, что реклама цирковой программы «Калифорнийские морские львы» является достоверной.

Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ в городе Челябинске по ул. Кирова, д. 25 находится филиал Федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания» Челябинский Государственный цирк.

Пунктом 2.1. приказа Федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания» № 792/п от 09 июля 2015 года (далее - Приказ)  директору Челябинский Государственный цирк поручено провести гастроли программы Г.Б. Мартиросян  в городе Челябинске в период с 10 июля 2015 года по 27 августа 2015 года.  Пунктом 2.4 Приказа указано провести цирковые представления программы Г.Б. Мартиросян в период с 18 июля 2015 года по 23 августа 2015 года. В силу пункта 3 Приказа директору филиала необходимо обеспечить проведение рекламной компании. Из приложения № 2 к Приказу следует, что в состав цирковой программы  Мартиросян Г.Б. входит, в том числе аттракцион «Идиллия с морскими львами».

Согласно подпункту «с» пункта  2.3. Положения о филиале, утвержденном 17 января 2008 года приказом генерального директора Федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания» М.М. Запашным, Челябинский Государственный цирк при осуществлении видов деятельности вправе  осуществлять рекламную деятельность в соответствии с целями и предметом деятельности филиала.

Реклама цирковой программы «Калифорнийские морские львы» распространялась в городе Челябинске на мониторах в троллейбусах  в рамках договора № 24/07/2015/З от 09 июля 2015 года, заключенного между ООО «Альфа промоушен» и Челябинским государственным цирком  в период с 09 июля 2015 года по 07 августа 2015 года.  Факт распространения рекламы  в указанный период подтверждается заявкой-медиапланом на размещение рекламы, являющейся приложением № 1 к договору № 24/07/2015/З от 09 июля 2015 года

Также реклама цирковой программы «Калифорнийские морские львы» транслировалась в региональном эфире на телеканалах  «СТС», «Домашний Челябинск», «5 канал Челябинск», «Перец Челябинск», «ТВЦ Челябинск», «Россия Челябинск», «РЕН Челябинск»  в рамках договора № 1501-107М от 01.01.2015, заключенного между ЗАО «Видео Интернешнл Челябинск» и Челябинским государственным цирком в период с 14 июля 2015 года по 31 июля 2015 года, что подтверждается графиками размещения рекламных роликов, являющихся приложением к договору.

Кроме того реклама цирковой программы «Калифорнийские морские львы» распространялась с использованием полиграфической продукции, изготовленной   в рамках договора  об изготовлении широкоформатной печатной продукции № 001 от 10 января 2015 года, заключенного между ООО «СТАМП 74» и Челябинским государственным цирком и договора возмездного оказания услуг доставки № 38 от 12 января 2015 года, заключенного между ИП Трофимовым В.Г. и Челябинским государственным цирком.           

Из рекламных материалов, представленных Челябинским Государственным цирком усматривается, что в рекламе присутствуют сведения: «с 18 июля по 23 августа Калифорнийские морские львы…».

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара.

В силу части 3 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» положения настоящего Федерального закона, относящиеся к изготовителю товара, распространяются также на лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги.

Присутствующие в рекламе цирковой программы «Калифорнийские морские львы» сведения «..морские львы…» указывают о цирковом представлении с участием нескольких животных, в данном случае морских львов.

В соответствии с ветеринарным свидетельством 242 № 0076767 от 07 июля 2015 года  при ветеринарном осмотре подлежащих отправке цирковых животных согласно описи в количестве трех голов больных и подозрительных по заболеванию заразными болезнями не обнаружено. Здесь же указано, что животные направляются в город Челябинск в Челябинский государственный цирк для гастролей. В строке «Особые отметки» присутствуют следующие сведения:

«Морской лев самец 2011 по кличке «Гера»»

«Морской лев самец 1998 г по кличке «Гергий»»

«Морской лев самка 2004 по кличке «Геа».

Согласно акту от 07 августа 2015 года, составленному комиссией в составе: руководитель аттракциона «Иллюзия с морскими львами» Мартиросян Г.Б., ветврач Челябинского государственного цирка Бахаев Н.С., инспектор манежа Гусев И.В. в связи с наступлением гона у морских животных с 07 августа 2015 года временно снят с работы один самец. В качестве замены выбывшего самца рекомендовано в течение недели ввести в работу к самцу самку для восстановления художественной ценности аттракциона.

Таким образом, с 07 августа 2015 года в аттракционе «Иллюзия с морскими львами»  снято с работы одно животное, что подтверждается актом от 07 августа 2015 года, в связи с чем, в выступлениях цирковой программы «Калифорнийские морские львы», состоявшихся после 07 августа 2015 года, принимал участие один лев.

Сведения о количестве животных, участвующих  в выступлениях после  07 августа, подтверждается и поступившим в Челябинское УФАС России заявлением физического лица, в котором указано, что в аттракционе 09 августа 2015 года участвовало одно морское животное.

С учетом изложенного,  реклама о цирковом представлении с участием нескольких животных, в данном случае морских львов, распространявшаяся после  07 августа 2015 года содержит не соответствующие действительности сведения о художественной ценности аттракциона, качества его исполнения и восприятия зрителями (потребителями) услуги,  то есть  характеристике услуги.

В данном случае, Челябинскому государственному цирку надлежало принять меры по прекращению  размещения рекламы о гастролях программы Г.Б. Мартиросян  с участием нескольких животных, морских львов, поскольку такая реклама не соответствует пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Из материалов дела следует,  что  с 09 июля 2015 года по  07 августа 2015 года, на мониторах, установленных в общественном транспорте МУП «ЧелябГэт» размещалась реклама цирковой программы «Калифорнийские морские львы» (приложение № 1 к договору № 24/07/2015/з от 09 июля 2015 года, заключенному между ООО «Альфа-Промоушен»  и Челябинским государственным цирком).

Таким образом, Челябинским государственным цирком меры по прекращению рекламы цирковой программы «Калифорнийские морские львы» с 07 августа 2015 года не приняты.

В соответствии с частью 6 Федерального закона «О рекламе»    ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»  несет рекламодатель.

Статьей 3 Федерального закона «О рекламе» установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Исходя из понятия рекламодателя, изложенного в статье 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель - это по сути, заказчик рекламы, то есть то лицо, в чьих интересах осуществляется распространение и размещение рекламы. Соответственно, таким лицом могут выступать изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, государственный или общественный орган, частное лицо и так далее.

Рекламодателем рекламы является Челябинский Государственный цирк, поскольку в рекламной информации указывается на цирковое представление, организуемое данным лицом и такая информация направлена на формирование и поддержание интереса к услугам данной организации.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе»  антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Пункту 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе предусмотрено, что при добровольном устранении лицом совершенного нарушения антимонопольный орган вправе не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Поскольку распространение рекламы цирковой программы «Калифорнийские морские львы» прекращено, в связи с окончанием гастролей программы Г.Б. Мартиросян  в городе Челябинске 27 августа 2015 года,  что подтверждается объяснениями Челябинского государственного цирка и представленными материалами, необходимость в выдаче предписания отсутствует.

   Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33,  частью  1  статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42  Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

                                                       РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу цирковой программы «Калифорнийские морские львы», в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения о гастролях с участием нескольких животных, морских львов,  распространявшуюся 07 августа 2015 года на мониторах в общественном транспорте МУП «ЧелябГэт», поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Челябинского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания» и его должностного лица.

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение изготовлено в полном объеме 18 декабря 2015 года.

Связанные организации

Связанные организации не указаны