Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу № 91-14.9ч.1/15 об ... от 4 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

01 февраля 2016 года                                                              г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 91-14.9ч.1/15, возбужденного начальником отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России <…> в отношении <...>, ранее занимавшего должность Главы Администрации города Челябинска, __________ года рождения, место рождения:____________________________________, зарегистрирован по адресу:____________________________________________________, паспорт <...> серия <...> номер <...> выдан:______________________________________ _________________________, дата выдачи: ________, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отсутствие извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела <...> (почтовое уведомление о вручении определения от 17.12.2015 исх. № 18981/07), в присутствии его представителя на основании доверенности  74АА2961748 от 20.11.2015 <…>, которым разъяснены права знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также положения статьи 51 Конституции РФ и иные процессуальные права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ (определение о продлении срока рассмотрения дела № 91-14.9ч.1/15 об административном правонарушении и о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 91-14.9ч.1/15 от 17.12.2015), и исследовав материалы настоящего дела об административном правонарушении,   
УСТАНОВИЛ:

Распоряжением Администрации города Челябинска (далее – Администрация)                                № 133-к от 04.06.2010 <...> назначен на должность муниципальной службы Главы Администрации с 04.06.2010.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38.1 Устава города Челябинска (далее – Устав) Глава Администрации города является должностным лицом местного самоуправления, наделяется исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и организации деятельности Администрации города.
Пункт 5 статьи 38.1 Устава определяет, что Глава Администрации, в том числе возглавляет Администрацию города на принципах единоначалия, руководит деятельностью Администрации города, утверждает Регламент Администрации города (подпункт 1), обеспечивает осуществление Администрацией города полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области (подпункт 4), издает постановления Администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области, а также распоряжения Администрации города Челябинска по вопросам организации работы Администрации города, осуществляет контроль их исполнения (подпункт 6), осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством Челябинской области, настоящим Уставом, а также решениями городской Думы (подпункт 20).
Распоряжением Администрации от 08.12.2014 № 618-к <...>, Глава Администрации города Челябинска, уволен последним днем отпуска 22.12.2014.
Таким образом, ранее занимавший должность Главы Администрации <...>  несет ответственность за организацию деятельности Администрации города Челябинска, в том числе обеспечение осуществления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области, в период с 04.06.2010 по 22.12.2014.
<...> в период занятия должности Главы Администрации совершено  бездействие, которое недопустимо в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, ввиду следующего.
Антимонопольным законодательством определяются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления. Этим органам запрещается осуществлять бездействие, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев осуществления такого бездействия, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)).
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах ОМСУ) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (статья 2).
К вопросам местного значения согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах ОМСУ относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Закона об общих принципах ОМСУ органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
С учетом изложенного, органы местного самоуправления вправе за счет бюджетных средств в рамках решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, вводить социальные карты в целях учета количества предоставленных льготникам услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования для дальнейшего возмещения перевозчикам расходов, возникающих при перевозке льготных категорий граждан.
Так, Решением Челябинской городской Думы от 15.12.2009 № 9/4 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан» (далее - Решение Челябинской городской Думы от 15.12.2009 № 9/4) определены категории граждан, которым предоставлено право бесплатного проезда, а также категории граждан, которым предоставлено право разовой оплаты в размере 50 процентов от установленного тарифа, по внутримуниципальным маршрутам регулярных перевозок, обслуживаемым муниципальными предприятиями пассажирского транспорта, на основании социальной карты жителя города Челябинска.
К категории граждан, которым предоставлено право бесплатного проезда, относятся, например: граждане, достигшие возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости; инвалиды и участники Великой Отечественной войны;  учащиеся и студенты из малообеспеченных семей.
К категории граждан, которым предоставлено право разовой оплаты в размере 50 процентов от установленного тарифа, относятся: учащиеся; студенты, обучающиеся по очной форме обучения на бюджетной основе; слушатели организаций дополнительного профессионального образования, обучающиеся на бюджетной основе по программам ординатуры или интернатуры.
Вместе с тем, категории граждан, которым оказываются меры социальной поддержки, устанавливаются не только муниципальными правовыми актами, но и федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Так, Законом Челябинской области от 24.11.2005 № 430-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в части продажи и учета проданных единых социальных проездных билетов для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов на территории Челябинской области. К числу таких категорий граждан в соответствии с частью 6 статьи 2 названного закона относятся, например: инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий; инвалиды; граждане из подразделений особого риска; лица, награжденные нагрудным знаком «Почетный донор России» либо знаком «Почетный донор СССР».
Законом Челябинской области от 24.09.2009 № 465-ЗО установлены дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств федерального бюджета, по оплате проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов на территории Челябинской области. В соответствии с данным законом проезд осуществляется на основании единого социального проездного билета или персонифицированной социальной электронной карты.
К числу таких категорий граждан относятся лица, указанные в пункте 6 статьи 2 Закона Челябинской области от 24.11.2005 № 430-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан».
Решением Челябинской городской Думы от 28.08.2012 № 36/9 «Об обеспечении доступности проезда в городском пассажирском транспорте на территории Челябинского городского округа отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств бюджета Челябинской области» (далее - Решение Челябинской городской Думы от 28.08.2012 № 36/9) с 1 октября 2012 года предоставлено право льготного проезда отдельным категориям граждан, зарегистрированным на территории Челябинского городского округа и получающим меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета, на основании социальных транспортных карт. При этом право льготного проезда без ограничения количества поездок предоставляется при условии ежемесячного внесения указанными лицами 220,0 рублей на социальную транспортную карту.
К указанным категориям граждан относятся, например: ветераны труда; ветераны военной службы; реабилитированные лица.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) под государственной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги; под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Законом об общих принципах ОМСУ и уставами муниципальных образований.
Следовательно, осуществление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате проезда на транспорте за счет средств федерального и областного бюджетов является государственной услугой, за счет средств местного бюджета – муниципальной услугой. Данные услуги должны предоставляться органом местного самоуправления в соответствии с положениями Закона № 210-ФЗ.
Так, в соответствии частью 1 статьи 11 и частью 1 статьи 12 Закона № 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг, а также предоставляются заявителям в соответствии с административными регламентами.
    Согласно подпункту 22 пункта 4 статьи 36 Устава города Челябинска создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования, заключение договоров на транспортное обслуживание населения, утверждение маршрутов и графиков движения общественного транспорта обеспечивает Администрация.
Однако услуга по осуществлению органом местного самоуправления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате проезда на транспорте за счет средств федерального, областного и местного бюджетов не включена соответственно в реестр государственных услуг и реестр муниципальных услуг. Административный регламент по предоставлению указанных услуг в порядке статьи 13 Закона № 210-ФЗ не разработан.
Фактически социальная карта – это инструмент учета количества предоставленных услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования. С помощью социальной карты конкретизируются и более четко выстраиваются отношения между транспортными предприятиями, которые непосредственно предоставляют проезд льготникам, и бюджетом, который впоследствии эти расходы предприятиям возмещает.
 Согласно части 3 статьи 3 Закона Челябинской области от 24.11.2005 № 430-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления в целях исполнения государственных полномочий по установлению права на меры социальной поддержки и выдаче документов о праве на указанные меры отдельным категориям граждан, выдача документов о праве на меры социальной поддержки которым отнесена к компетенции органов государственной власти Челябинской области, осуществляют прием заявлений граждан, сбор документов, являющихся основанием для установления статуса, формирование личных дел граждан, выдачу документов, проставление отметок в документы, ведение книг учета, отчетной документации, организацию и ведение дифференцированного учета численности указанных категорий граждан.
Частями 1 и 3 статьи 4 Закона Челябинской области от 24.09.2009 № 465-ЗО «О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств федерального бюджета» установлено, что в целях приобретения единого социального проездного билета или персонифицированной социальной электронной карты граждане обращаются в органы социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов Челябинской области по месту жительства с документами, удостоверяющими личность и право на предоставление мер социальной поддержки по оплате проезда.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Челябинской области от 30.09.2009 № 246-П «О мерах по реализации Закона Челябинской области "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств федерального бюджета» главам муниципальных районов и городских округов Челябинской области рекомендовано определить уполномоченный орган, ответственный за продажу единых социальных проездных билетов и учет проданных единых социальных проездных билетов), а также за выдачу и учет персонифицированных социальных электронных карт.
Введение социальной карты необходимо органу местного самоуправления для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, поскольку такая форма позволяет реализовывать меры социальной поддержки путем обеспечения льготного проезда отдельных категорий граждан.
Соответственно, организация работы по оформлению и выдаче социальных электронных карт должна осуществляться органами местного самоуправления в рамках решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий.
В соответствии с указанными ранее Решениями Челябинской городской Думы от 15.12.2009 № 9/4 и  от 28.08.2012 № 36/9 Управлению транспорта Администрации (далее – Управление транспорта) поручено организовать работу по обеспечению граждан социальными картами, организовать работу по обеспечению социальными картами граждан, указанных в данных решениях, и обеспечить учет поездок лиц, осуществляющих проезд на основании социальных карт.
Социальные карты могут быть как магнитные, так и бесконтактные (со встроенным чипом). При их изготовлении могут использоваться различные стандарты (например, MIFARE® с различными чипами: МifareClassic 1K (NXPs50); MifarePlusS2K/4K, MifarePlusX2K/4K, MifareDESFire и др.).
Вместе с тем, органом местного самоуправления г. Челябинска не определены требования к социальной карте (стандарт, вид (бесконтактная или иная), и пр.).
Из содержания решений Челябинской городской Думы от 15.12.2009 № 9/4 и от 28.08.2012 № 36/9 следует, что отдельным категориям граждан предоставлено право бесплатного проезда, другим - право разовой оплаты в размере 50 процентов от установленного тарифа, третьим - право льготного проезда без ограничения количества поездок предоставляется при условии ежемесячного внесения указанными лицами 220,0 рублей на социальную транспортную карту.
Однако органами местного самоуправления г. Челябинска не определен порядок оплаты услуг указанными гражданами с помощью карты (наличный/безналичный/смешанный), порядок пополнения карты денежными средствами (предварительный и др.) и порядок распределения между перевозчиками указанных средств.
Согласно действующему законодательству перевозчик любой формы собственности вправе осуществлять перевозку льготных категорий граждан и получать возмещение соответствующих расходов за счет бюджета.
Так, согласно части 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Указанные положения федерального законодательства предусматривают обязанность соответствующих органов власти возмещать транспортной организации расходы, связанные с предоставлением установленных мер социальной защиты, за счет средств соответствующего бюджета, при условии представления транспортной организацией надлежащих доказательств фактического количества перевезенных льготников.
Постановлением Администрации от 27.11.2012 № 256-п утвержден  Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка получатели субсидий должны иметь, в том числе терминалы системы электронного учета, совместимой с действующими социальными картами, транспортными картами, персонифицированными социальными электронными картами для обеспечения безналичной оплаты проезда, фиксации поездок граждан, проезд которых в соответствии с действующим законодательством предусмотрен на основании социальных карт, договор с организацией, осуществляющей сопровождение автоматизированной системы оплаты проезда.
Сумма субсидии на основании пункта 8 Порядка определяется на основании социальных транспортных карт, транспортных карт школьника, транспортных карт студента по данным учета Центра эмиссии социальных карт или получателя субсидии.
Получатели субсидии в соответствии с пунктом 9 Порядка формируют сведения о количестве поездок на основании социальных транспортных карт, транспортных карт школьника, транспортных карт студента самостоятельно, через принадлежащую им систему электронного учета поездок, совместимую с автоматизированной системой учета оплаты услуг по перевозке пассажиров в соответствии с Постановлением № 5-п, либо через Центр эмиссии социальных карт.
Таким образом, актами органов местного самоуправления г. Челябинска установлена необходимость обеспечения проезда льготной категории граждан с использованием социальных карт и возможность получения хозяйствующими субъектами субсидий на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, только на основании социальных карт через принадлежащую им систему электронного учета поездок, совместимую с автоматизированной системой учета оплаты услуг по перевозке пассажиров в соответствии с Постановлением Администрации от 18.01.2012 № 5-п «О модернизации транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска» (далее – Постановление № 5-п).
Вместе с тем, Постановлением Администрации от 27.01.2014 № 10-п признано утратившим силу Постановление № 5-п.
При этом органом местного самоуправления г. Челябинска автоматизированная система учета оплаты услуг по перевозке льготной категории пассажиров, с которой перевозчикам необходимо обеспечить совместимость приобретаемой ими системой для получения субсидий за проезд льготной категории граждан не выбрана, в том числе путем проведения конкурентных  процедур.
Поскольку создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения, государственные полномочия по социальной поддержке отдельных категорий граждан, установлению права на меры социальной поддержки и выдаче документов о праве на указанные меры отдельным категориям граждан переданы органам местного самоуправления, решениями Челябинской городской Думы от 15.12.2009 № 9/4 и от 28.08.2012 № 36/9 установлено, что проезд льготных категорий граждан осуществляется на основании социальной карты, то органу местного самоуправления необходимо:
- выбрать автоматизированную систему учета оплаты проезда льготной категории граждан (далее - Автоматизированная система), в том числе программное приложение, обеспечивающее взаимодействие социальных карт с оборудованием перевозчиков;
- установить с учетом выбранной Автоматизированной системы требования к социальной карте (стандарт, вид (бесконтактная или иная), и пр.);
- определить порядок пользования социальной картой, устанавливающий, в том числе порядок оплаты услуг с помощью карты, порядок ее пополнения денежными средствами и порядок распределения указанных средств между перевозчиками.
Однако органом местного самоуправления г. Челябинска указанные меры не приняты.
Так, постановлением Главы города Челябинска от 31.07.2002 № 1100-п (признанным утратившим силу ввиду принятия Постановления Администрации от 27.01.2014 № 10-п) принято предложение ОАО «Челябинвестбанк» о совместном взаимовыгодном сотрудничестве по созданию и внедрению на территории  города Челябинска единой городской автоматизированной платежной системы учета предоставляемых льгот, субсидий и услуг населению – «Социальная карта жителя города Челябинска», которая представляет собой специализированный программно - технический комплекс с использованием пластиковых карт.
Согласно постановлению Главы города Челябинска от 14.02.2003 № 224-п (признанным утратившим силу ввиду принятия Постановления Администрации от 27.01.2014 № 10-п) социальная карта жителя города Челябинска определена единым унифицированным документом на регистрацию количества предоставленных услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования г. Челябинска, имеющих право льготного проезда. Согласно приложению к указанному акту социальная карта не означает утрату юридической силы установленных законодательством документов. Карта выдается на основании этих документов и является инструментом учета количества предоставленных услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования.
В соответствии с Постановлением № 5-п (признанным утратившим силу ввиду принятия Постановления Администрации от 27.01.2014 № 10-п) транспортное приложение социальной карты жителя города Челябинска подлежит модернизации путем введения новой автоматизированной системы учета оплаты услуг по перевозке пассажиров, которая представляет собой технический комплекс с использованием бесконтактных пластиковых карт с микропроцессором mifar 1k и транспортных терминалов с возможностью выдачи проездного билета.
МУП «Служба организации движения» (далее - МУП «СОД») определен организатором Центра эмиссии, заказчиком изготовления модернизированного транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска и организацией, уполномоченной предоставлять отчеты в Министерство социальных отношений Челябинской области, Управление социального развития Администрации города Челябинска, Управление по делам молодежи Администрации города Челябинска, Управление по делам образования Администрации города Челябинска (пункт 2 Постановления № 5-п).
Ранее решением Челябинского УФАС России от 20.03.2013 по делу № 68-07/12 признан факт нарушения Администрацией антимонопольного законодательства, выразившегося в принятии пунктов 1 (в части модернизации транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска в виде транспортных терминалов), 2, 3 и 4 Постановления № 5-п.
Постановлением Администрации от 27.01.2014 № 10-п признаны утратившими силу Постановление № 5-п, а также постановления от 31.07.2002 № 1100-п и от 14.02.2003 № 224-п.
Однако по состоянию на 16.12.2014 МУП «СОД» осуществляется выдача и оформление социальных карт, действуют определенные муниципальным предприятием требования к социальным картам, к порядку их использования, а также функционирует выбранная муниципальным предприятием автоматизированная система учета оплаты проезда. Указанные обстоятельства подтверждаются следующим.
1. МУП «СОД» разработаны Правила пользования системой «Транспортная карта» (далее – Правила), которыми определены в том числе: порядок оформления социальных карт; порядок использования социальных карт; порядок пополнения социальных карт; порядок продления социальных карт.
Согласно пункту 1.1 Правил под системой «Транспортная карта» понимается автоматизированная система учета оплаты проезда пассажира в общественном пассажирском транспорте с использованием микропроцессорных пластиковых карт; под транспортной картой – обезличенная бесконтактная микропроцессорная пластиковая карта, без ограничения срока действия, позволяющая осуществлять пользователям безналичную оплату проезда в пассажирском транспорте общего пользования в соответствии с суммой пополнения; под социальной транспортной картой (картой школьника, картой студента) – персонифицированная бесконтактная микропроцессорная пластиковая карта, позволяющая пользователям, которым в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, Челябинской области, города Челябинска предоставляются льготы, осуществлять оплату проезда в пассажирском транспорте общего пользования на льготных условиях.
Согласно сведениям, содержащимся на оборотной стороне карты, и пояснениям МУП «СОД», социальные карты являются собственностью МУП «СОД».
В информации, содержащейся на сайте: https://autotickets.ru/new/cards/, в разделе «Памятка держателя школьной транспортной карты» указано следующее. «Школьная транспортная карта не является реализуемым товаром, поэтому к ней не могут применяться понятия брака или гарантийного срока. Она представляет собой «ключ», позволяющий пользоваться услугами городского общественного транспорта, и является собственностью МУП «СОД». Будучи собственником карты, МУП «СОД» оставляет за собой право на денежную компенсацию в случае ее утери или поломки и реализует его в виде взимания ее залоговой стоимости».
Вместе с тем, поскольку в соответствии с действующим законодательством полномочиями по организации работы по оформлению и выдаче социальных карт жителя города Челябинска наделены органы местного самоуправления, социальные карты не могут являться собственностью хозяйствующего субъекта.
Социальные карты, являющиеся собственностью МУП «СОД», переданы 26.08.2014 в оперативное управление Управлению транспорта. Выдача органом местного самоуправления социальных карт, содержащих информацию о нахождении их в собственности муниципального предприятия, может ввести в заблуждение граждан относительно собственника карт.
В соответствии с пунктом 2.3 Правил при получении транспортной карты пользователь обязан оплатить МУП «СОД» залоговую стоимость карты в размере 50 рублей.
Из информации, содержащейся на сайте: https://autotickets.ru/new/cards/, в разделе «Памятка держателя школьной транспортной карты» следует, что залоговая стоимость школьной транспортной карты составляет 50 рублей. Кассовым чеком (номер операции: 426013) подтверждается взимание МУП «СОД» с гражданина денежных средств в размере 50 рублей за оформление транспортной кары школьника.
Следовательно, МУП «СОД» взимает с граждан денежные средства за оказание услуг по оформлению и выдаче социальных карт, которые, по сути, являются государственной и муниципальной услугами.
Тогда как государственные и муниципальные услуги, к которым в данном случае относятся услуги по оформлению и выдаче социальных карт, на основании части 1 статьи 8 Закона № 210-ФЗ предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 названной нормы.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.1 Правил для оплаты проезда с помощью социальной транспортной карты (карта школьника, карта студента) пользователь должен предварительно пополнить счет электронных денежных средств согласно установленным уполномоченным государственным или муниципальным органом власти тарифам за каждую перевозку пользователя. Пополнение социальной транспортной карты осуществляется в пунктах оформления и продления. Для этого пользователь передает сотруднику пункта карту и денежные средства в счет предоплаты услуг перевозки, а сотрудник пункта производит запись на социальную транспортную карту о принятых денежных средствах и выдает пользователю чек, подтверждающий принятие денежных средств (пункт 3.4 Правил).
Согласно пункту 4.2.1 Правил неиспользованные денежные средства зачисляются только с неисправной транспортной карты на новую транспортную карту. Возврат наличных денежных средств не производится. В случае неисправности социальной транспортной карты, возникшей по вине пользователя, изготовление социальной транспортной карты  взамен неисправной производится за счет пользователя.
На сайте: https://autotickets.ru/new/cards/, в разделе «Памятка держателя школьной транспортной карты» содержится следующая информация: «Срок действия школьной транспортной карты 4 месяца, при пополнении карты срок действия продлевается ещё на 4 месяца. Если в течение этого времени денежные средства не израсходованы, для активации карты необходимо совершить минимальный платеж в размере 50 рублей (денежные средства по карте суммируются)».
Соответственно, МУП «СОД» определило правила пользования социальной картой, предусматривающие необходимость предварительной оплаты проезда льготной категорией граждан МУП «СОД», которое не является перевозчиком.
Таким образом, МУП «СОД» не только взимает денежные средства за оформление и выдачу социальной карты, но и аккумулирует денежные средства, предназначенные перевозчикам в качестве предварительной оплаты проезда. При этом, органами местного самоуправления также не проводились конкурентные процедуры по выбору организации для открытия счета в целях пополнения социальных карт.
Поскольку создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения, то потребность органа местного самоуправления в открытии счета в целях пополнения социальных карт относится к муниципальной нужде. При таких обстоятельствах, выбор финансовой организации для оказания услуг, связанных с открытием и ведением банковского счета в целях пополнения социальных карт, должны быть осуществлены по результатам проведения конкурентных процедур в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе.
2. МУП «СОД» в рамках осуществления функций организатора Центра эмиссии приобрело автоматизированную систему учета оплаты услуг по перевозке пассажиров.
Так, МУП «СОД» с ООО «БЕНТОК-Смоленск» заключен дилерский договор от 30.08.2011, предметом которого является предоставление предприятию эксклюзивного права на территории Челябинской области на продажу, гарантийное и сервисное обслуживание транспортных терминалов и программно-технологического обеспечения.
Согласно акту передачи программного обеспечения от 01.01.2012 к договору дилерскому договору от 30.08.2011 ООО «БЕНТОК-Смоленск» передало МУП «СОД» программное обеспечение: ПО рабочего оператора баз данных; ПО рабочего места кассира; ПО рабочего места киоскера. При этом муниципальное предприятие получило право и приняло на себя обязательства по использованию программного обеспечения без права продажи (неисключительное право).
В соответствии с приложением № 2 к указанному договору стороны 01.01.2012 пришли к соглашению о разрешении использования МУП «СОД» программного обеспечения (неисключительного права) в течение одного года.
Согласно акту передачи программного обеспечения от 30.12.2013 ООО «БЕНТОК-Смоленск» передало МУП «СОД» программное обеспечение: ПО рабочего оператора баз данных; ПО рабочего места кассира; ПО рабочего места киоскера. При этом муниципальное предприятие получило право и приняло на себя обязательства по использованию программного обеспечения без права продажи (неисключительное право).
Таким образом, согласно актам передачи программного обеспечения от 01.01.2012 и 30.12.2013 по дилерскому договору от 30.08.2011 ООО «БЕНТОК-Смоленск» передало МУП «СОД» два экземпляра программного обеспечения, включающего ПО рабочего оператора баз данных; рабочего места кассира и ПО рабочего места киоскера.
 При этом в договоре отсутствуют сведения об организационно-правовой форме и наименовании юридического лица, являющегося разработчиком указанного программного обеспечения, а также торговом (фирменном) наименовании программного обеспечения.
Дополнительным соглашением № 1 к указанному договору от 29.03.2013 изменен срок использования программного обеспечения на два года с момента подписания, т.е. срок определен с  01.01.2012 по 01.01.2014.
В соответствии с приложением № 3 к указанному договору, стороны 30.12.2013 пришли к соглашению о разрешении использования МУП «СОД» программного обеспечения (неисключительного права) в течение одного года. При этом указано, что по окончании срока действия соглашения стороны подписывают новое соглашение, при отсутствии неразрешимых противоречий.
01 сентября 2014 года между сторонами подписано соглашение о расторжении дилерского договора от 30.08.2011.
Следовательно, право пользования МУП «СОД» программным обеспечением утрачено в связи с расторжением указанного договора.
Согласно приказам Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска от 19.09.2014 № 897 и от 25.09.2014 № 927 из муниципальной казны города Челябинска в оперативное управление Управлению транспорта передано следующее муниципальное имущество: программное обеспечение рабочего места оператора баз данных; программное обеспечение рабочего места кассира; программное обеспечение рабочего места киоскера; картридеры.
Письмом от 19.09.2014 исх. № 34 в адрес МУП «СОД» ООО «БЕНТОК-Смоленск» выразило свое согласие на использование Администрацией указанного программного  обеспечения, а также на передачу Администрацией права на его использование своим структурным подразделениям.
Однако между ООО «БЕНТОК-Смоленск» и Администрацией, ее структурными подразделениями договор, предусматривающий возможность использования программного обеспечения не заключался.
По состоянию на 16.12.2014 в пользовании МУП «СОД» находится один экземпляр программного обеспечения, совместимый с действующей автоматизированной системой учета оплаты услуг по перевозке пассажиров.
В результате чего, перевозчики, имеющие намерение осуществлять перевозку льготных категорий граждан и возмещать соответствующие расходы за счет бюджета, не имеют возможности заключения договора на оказание услуг по информационно-технологическому обслуживанию перевозчика в системе с иными организациями, помимо МУП «СОД», поскольку исключительно указанный хозяйствующий субъект обладает информацией о порядке взаимодействия действующей социальной карты жителя города Челябинска с терминалами перевозчиков, а также доступом к автоматизированной системе учета оплаты услуг по перевозке пассажиров, введенной без проведения конкурентных процедур.
Согласно сведениям, содержащимся в сети «Интернет», данная система позиционируется под наименованием «Ехать быстро» и разработана с участием                     ООО «БЕНТОК-Смоленск», ООО «Висом» и ООО «Трансгидсервис».
В Перечень программных модулей системы «Ехать быстро» включены модули: «Администратор» (предназначен для организации рабочего места администратора и является частью автоматизированной системы учета оплаты проезда пассажиров, работает со справочниками базы данных и позволяет регистрировать необходимое оборудование и служебные карты); «Кассир» (организует взаимодействие терминалов с базой данных, т.е. обработку (чтение/запись) и регистрацию в базе данных информации о проезде пассажиров, накопленной в течении смены, а также позволяет сформировать сменный отчет по любому терминалу, зарегистрированному в базе); «Аналитик» (позволяет получать консолидированные отчеты по транспортным терминалам, продажам и пополнениям карт, а также производить контроль над кассирами и кондукторами); «Агент» (предназначен для организации рабочего места пополнения карт и позволяет осуществлять продажу и пополнение всех типов карт с транспортным приложением).
Указанная система в 2009 году была использована в качестве пилотного проекта в г. Воткинск (ОАО «Удмуртавтотранс») Удмуртской Республики, в 2010 году – внедрена в г. Ижевск (ОАО «ИПОПАТ») Удмуртской Республики и в г. Печоры Псковской области, в 2011 году - внедрена у всех государственных перевозчиков Удмуртской Республики (ОАО «Удмуртавтотранс», МУП «ИжГЭТ»), в 2012 году – внедрена в г. Челябинск, в 2013 году – внедрена в городе Пятигорск Ставропольского края (доработка программного обеспечения для работы с картами системы лояльности и банковскими картами), в 2014 году - внедрена в г. Смоленск и использована в качестве пилотного проекта в г. Златоуст (МУП «Златоустовское трамвайное управление» МО-ЗГО) Челябинской области и в г. Курган Курганской области.
Указанная система предполагает использование терминалов мобильных МТ-01М, которые были приобретены муниципальными перевозчиками. МУП «СОД» в соответствии с дилерским договором от 30.08.2011 являлся эксклюзивным дилером указанных терминалов и иного оборудования для функционирования автоматизированной системы на территории Челябинской области.
По состоянию на 16.12.2014 в городе Челябинске продолжала функционировать автоматизированная система учета оплаты услуг по перевозке пассажиров, выбранная МУП «СОД» без проведения конкурентных процедур.
Вместе с тем, согласно сведениям, содержащимся в сети «Интернет», разработчиками автоматизированных систем учета оплаты услуг по перевозке пассажиров могут являться различные хозяйствующие субъекты.
Так, на территории Российской Федерации функционируют различные автоматизированные системы учета, основанные на разных технических решениях.
Например, компанией «РОЗАН» по заданию Правительства Москвы был разработан проект по автоматизации учета проезда в наземном транспорте города на основе Социальной карты москвича. Указанный проект получил название «Удобный маршрут» и был внедрен более чем в десяти регионах России: Ивановская область, Чувашская республика, Ульяновская область, Екатеринбург, Пенза, Снежинск, Киров, Республика Башкортостан,  Курская область, Краснодарский край, Калуга, Ангарск, Нижний Новгород.
На территории Республики Татарстан по решению Кабинета Министров Республики Татарстан реализован проект «Транспортная карта Республики Татарстан» с использованием автоматизированной системы учета оплаты проезда на городском пассажирском транспорте, разработчиком которой является ЗАО «ЭЛСИ». Одними из основных принципов модели указанной системы являются: открытые протоколы взаимодействия с другими смежными системами для получения большей эффективности работы системы; система разработана по открытым стандартам, пользователю предоставляются все потоки передачи данных между подсистемами и компонентами системы, что позволяет привлечь к модернизации системы сторонних поставщиков оборудования, программного обеспечения и целых подсистем. Внедрение автоматизированной системы оплаты проезда в городском пассажирском транспорте осуществляется на основании заключаемых с перевозчиками договоров.  Согласно решению Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2013 по делу № А65-25669/2013 указанная система предусматривает техническую возможность интеграции оборудования перевозчиков, приобретенного у различных разработчиков, в том числе у ООО «БЕНТОК-Смоленск».
На территории города Санкт-Петербурга действует система электронного контроля оплаты проезда и автоматизированной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом общего пользования в Санкт-Петербурге, разработанная на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28 января 2009г. №78. Присоединение перевозчика к указанной системе осуществляется путем предоставления организатору заявки и заключения Соглашения о конфиденциальности при осуществлении совместной деятельности.
Поскольку по состоянию на 16.12.2014 органами местного самоуправления                          г. Челябинска Центр эмиссии социальных карт не определен, получатели субсидии в соответствии с пунктом 9 Порядка предоставления субсидий должны формировать сведения о количестве поездок на основании социальных карт самостоятельно, через принадлежащую им систему электронного учета поездок, совместимую с автоматизированной системой учета оплаты услуг по перевозке пассажиров. При этом необходимым условием для получения перевозчиками субсидий на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, является наличие терминалов системы электронного учета, совместимой с действующими социальными картами.
Наряду с требованиями, предъявляемые органом местного самоуправления к социальным картам, должна быть определена и автоматизированная система учета оплаты услуг по перевозке льготной категории пассажиров, с помощью которой осуществляется сбор денежных средств с граждан при пополнении социальных карт, контроль оплаты проезда и расходования бюджетных средств, а также обеспечение денежных компенсаций транспортным операторам за реальный объем оказанных услуг.
Внедрение автоматизированной системы учета оплаты услуг по перевозке льготной категории пассажиров предполагает собой установку и внедрение программного обеспечения, необходимого для оформления социальных карт и обеспечения их взаимодействия с оборудованием перевозчиков, участие организации, оказывающей процессинговые услуги (сбор и обработку информации), а также организации, аккумулирующей денежные средства граждан и осуществляющей их распределение между перевозчиками, и органами местного самоуправления.
Фактически такая система выбрана МУП «СОД». После отмены Постановления                № 5-п МУП «СОД» продолжает осуществлять функции организатора Центра эмиссии и оказывать услуги по информационно-технологическому обслуживанию перевозчиков в автоматизированной системе учета оплаты услуг по перевозке пассажиров с использованием ранее приобретенного оборудования. При этом отсутствие информации о выбранной органами местного самоуправления системе ограничивает перевозчиков в выборе оборудования, совместимого с действующими социальными картами, поскольку вынуждает их использовать оборудование, совместимое с программным обеспечением, приобретенным ранее МУП «СОД» у ООО «БЕНТОК-Смоленск».
Однако создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения. Соответственно, потребность органа местного самоуправления в выборе автоматизированной системы учета оплаты услуг по перевозке пассажиров относится к муниципальной нужде.
Однако органами местного самоуправления не проводились конкурентные процедуры по выбору автоматизированной системы учета оплаты услуг по перевозке льготной категории пассажиров, в том числе организатора Центра эмиссии, в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В целях обеспечения развития конкуренции, как на рынке перевозки пассажиров, так и реализации оборудования и финансовых услуг, условиями выбора такой системы могут быть: открытые протоколы взаимодействия с другими системами; разработка системы по открытым стандартам, что позволит обеспечить выбор перевозчиками различного оборудования и программного обеспечения для оказания услуг по перевозке льготных категорий граждан; возможность  интеграции в новую систему ранее закупленного оборудования перевозчиков. Выбор организатора Центра эмиссии может быть осуществлен с учетом наилучших условий оказания им услуг как для граждан (например, с учетом наибольшего количества точек пополнения карт, их расположения, удобства режима работы, отсутствие комиссии за пополнение счета), так и для перевозчиков (например, с учетом минимального размера оплаты услуг Центра эмиссии).
Бездействие органов местного самоуправления необоснованно препятствует осуществлению деятельности перевозчиками, имеющими намерение осуществлять пассажирские перевозки льготных категорий граждан, поскольку перевозчики не обладают информацией о характеристиках оборудования (терминалов и программного обеспечения), которыми надлежит оснастить транспортные средства в целях обеспечения льготного проезда граждан, а также информацией о порядке приема от льготных категорий граждан денежных средств для оплаты проезда и получения денежных средств, оплачиваемых ими при пополнении социальных карт и предназначаемых для оплаты проезда.
3. МУП «СОД» в рамках осуществления функций организатора Центра эмиссии  заключены с муниципальными предприятиями-перевозчиками:
- договор от 06.03.2012 № 162с с МУП «ЧАТ» оказания платных услуг по информационно-технологическому обслуживанию перевозчика в системе. Согласно договору перевозчик выплачивает исполнителю ежемесячно 2 % от всех совершенных транзакций по картам за услуги, предусмотренные договором, в том числе по распространению, пополнению и обслуживанию карт, в том числе: транспортных карт школьника; транспортных карт студента; социальных транспортных карт; садовая льготная пригородная карта;
- договор от 06.03.2012 № 37/10/168с с МУП «ЧелябГЭТ» оказания платных услуг по информационно-технологическому обслуживанию перевозчика в системе. Согласно договору перевозчик выплачивает исполнителю ежемесячно 2 % от всех совершенных транзакций по картам за услуги, предусмотренные договором, в том числе по распространению, пополнению и обслуживанию карт, в том числе: транспортных карт школьника; транспортных карт студента; социальных транспортных карт; садовая льготная пригородная карта.
При этом сумма денежных средств, полученная МУП «СОД» в период с января по октябрь 2014 года по договорам оказания услуг от 06.03.2012 № 37/10/168с и № 162с, составила более двадцати семи миллионов рублей (27 065 741, 10 рублей).
Таким образом, выбранная МУП «СОД» Автоматизированная система была внедрена в муниципальных предприятиях - перевозчиках. В результате в целях получения субсидий указанные перевозчики не только приобрели оборудование необходимое для функционирования Автоматизированной системы, но и оплачивают МУП «СОД» соответствующие услуги.
Администрацией представлены письменные пояснения от 20.04.2015 о том, что акты, документы, подтверждающие возложение на должностных лиц  (структурных подразделений) администрации города полномочий по обеспечению выбора автоматизированной системы учета оплаты услуг по перевозке льготной категории пассажиров в городском пассажирском транспорте на территории Челябинского городского округа, в том числе программного приложения, обеспечивающего взаимодействие социальных карт с оборудованием перевозчиков, а также полномочий по определению требований к социальной карте, порядка пользования социальной картой, устанавливающего в том числе порядок оплаты услуг с помощью карты, порядок ее пополнения денежными средствами граждан и порядок распределения между перевозчиками указанных средств, отсутствуют.
Бездействие <...>, ранее занимавшего должность Главы Администрации, выразившееся в необеспечении выбора автоматизированной системы учета оплаты услуг по перевозке льготной категории пассажиров, в том числе программного приложения, обеспечивающего взаимодействие социальных карт с оборудованием перевозчиков, необоснованно препятствует осуществлению деятельности иными операторами автоматизированных систем, хозяйствующими субъектами, имеющими намерение осуществлять пассажирские перевозки льготных категорий граждан, а также создает преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности отдельному хозяйствующему субъекту - МУП «СОД» по сравнению с иными организациями, осуществляющими деятельность на одном с ним товарном рынке по оказанию услуг информационно-технологического обслуживания перевозчика в системе, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе подпункту 2 указанной нормы.
Бездействие <...>, ранее занимавшего должность Главы Администрации, выразившееся в неопределении требований к социальной карте, порядка пользования социальной картой, устанавливающего в том числе порядок оплаты услуг с помощью карты, порядок ее пополнения денежными средствами граждан и порядок распределения между перевозчиками указанных средств, необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, имеющими намерение осуществлять пассажирские перевозки льготных категорий граждан, а также создает преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности отдельному хозяйствующему субъекту - МУП «СОД» на рынке оказания услуг по информационно-технологическому обслуживанию перевозчика в системе, поскольку обеспечивает доступ указанного хозяйствующего субъекта к денежным средствам граждан, оплачиваемым ими при оформлении и пополнении социальных карт, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующих товарных рынках и противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе подпункту 2 указанной нормы.
Должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности (статья 2.4 КоАП РФ (в редакции от 28.12.2013)).
В соответствии с примечанием к указанной статье под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
       Действия (бездействие) должностных лиц органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, являются составом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ (в редакции от 28.12.2013), и влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

На рассмотрение настоящего дела <...>, ранее занимавший должность Главы Администрации, не явился, пояснений не представил, ходатайств и отводов не заявлял.
<…>, являющаяся представителем <...> на основании доверенности  74АА2961748 от 20.11.2015, при рассмотрении настоящего дела, пояснений не представила, отводов не заявляла, заявила ходатайство об отложении рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении.
Должностным лицом антимонопольного органа отказано в удовлетворении указанного ходатайства, о чем вынесено определение от 01.02.2016.  
Объектом правонарушений по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере антимонопольного регулирования с участием органов власти и органов местного самоуправления.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, составляют нарушения запретов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключение предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Объективная сторона правонарушения, совершенного <...>, ранее занимавшим должность Главы Администрации, выразилась в нарушении указанным должностным лицом предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктом 2 названной нормы, запретов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, путем необеспечения выбора автоматизированной системы учета оплаты услуг по перевозке льготной категории пассажиров, в том числе программного приложения, обеспечивающего взаимодействие социальных карт с оборудованием перевозчиков, а также неопределения требований к социальной карте, порядка пользования социальной картой, устанавливающего в том числе порядок оплаты услуг с помощью карты, порядок ее пополнения денежными средствами граждан и порядок распределения между перевозчиками указанных средств.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат в числе прочих выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Одним из элементов состава административного правонарушения является его субъективная сторона, в числе характерных признаков которой имеется вина.  
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Вина <...>, ранее занимавшего должность Главы Администрации, выразилась в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при необеспечении выбора автоматизированной системы учета оплаты услуг по перевозке льготной категории пассажиров, в том числе программного приложения, обеспечивающего взаимодействие социальных карт с оборудованием перевозчиков, а также неопределении требований к социальной карте, порядка пользования социальной картой, устанавливающего в том числе порядок оплаты услуг с помощью карты, порядок ее пополнения денежными средствами граждан и порядок распределения между перевозчиками указанных средств.
<...>, ранее занимавший должность Главы Администрации, мог обеспечить соблюдение требований антимонопольного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению, в том числе путем обеспечения выбора автоматизированной системы учета оплаты услуг по перевозке льготной категории пассажиров, определения требований к социальной карте, порядка пользования социальной картой и др.
В материалы дела об административном правонарушении документов и сведений, подтверждающих, что <...> были приняты возможные меры по недопущению нарушения не представлено.
С учетом указанных обстоятельств, <...> должен был осознавать, что его бездействие не соответствует законодательству, т.е. противоправный характер своего бездействия, мог предвидеть наступление вредных последствий.  
Исходя из изложенного, <...>, ранее занимавший должность Главы Администрации, несет ответственность за допущенное нарушение.
Таким образом, в бездействии <...>, ранее занимавшего должность Главы Администрации, по необеспечению выбора автоматизированной системы учета оплаты услуг по перевозке льготной категории пассажиров, а также неопределению требований к социальной карте, порядка пользования социальной картой содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Время совершения <...>, ранее занимавшим должность Главы Администрации, административного правонарушения: период с 28.01.2014 по 16.12.2014.
Место совершения <...>, ранее занимавшим должность Главы Администрации, административного правонарушения: пл. Революции, д. 2,                                    г. Челябинск, 454113.
Факт совершения административного правонарушения <...>, ранее занимавшим должность Главы Администрации, подтверждается протоколом по делу  № 91-14.9ч.1/15 об административном правонарушении от 17.12.2015, а также другими материалами дела.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности.
Данное административное правонарушение посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере функционирования товарных рынков, в связи с конкуренцией между хозяйствующими субъектами, что является необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности.
Государственное регулирование в области поддержки конкуренции и нормального функционирования товарных рынков обусловлено необходимостью защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публичных правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, также не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18  Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
Рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным, и должностное лицо антимонопольной службы в данном случае не может ограничиться устным замечанием, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности.
Кроме того, о значительной степени общественной опасности рассматриваемого правонарушения свидетельствуют установленный КоАП РФ значительный размер штрафа и годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Следовательно, в данном случае невозможно квалифицировать рассматриваемое правонарушение в качестве малозначительного.
Должностное лицо антимонопольного органа, всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснив обстоятельств настоящего дела об административном правонарушении, приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, исключающих производство по настоящему делу.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица (личность виновного, его имущественное положение)  обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении настоящего дела учтены личность правонарушителя, совершение подобного административного правонарушения впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность. Деяние, являющееся составом административного правонарушения, не содержит иных составов административных правонарушений.
Поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении, на основании части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ является принятие комиссией Челябинского УФАС России решения по делу № 32-07/14, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства (исх. № 1871/07 от 10.02.2015) (размещено в сети Интернет на официальном сайте Челябинского УФАС России www.chel.fas.gov.ru в разделе «Решения»).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.10.2015 по делу                       № А76-11056/2015 оставлено без изменения решение Челябинского УФАС России по делу № 32-07/14.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, составляет один год со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (части 1, 6 статьи 4.5 КоАП РФ).
Решение по делу № 32-07/14, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, изготовлено в полном объеме 10 февраля 2015 года, соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности <...>, ранее занимавшего должность Главы Администрации, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
1.    Признать ранее занимавшего должность Главы Администрации города Челябинска <...> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
2. Привлечь ранее занимавшего должность Главы Администрации города Челябинска <...> к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Штраф должен быть перечислен в доход бюджета. КБК 16111602010016000140, ОКТМО 75701000 на счет федерального казначейства: УФК по Челябинской области (Челябинское УФАС России), банк получателя: Отделение Челябинск, г. Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001.
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа <...>  предлагается направить в Челябинское УФАС России (телефон/факс: (351) 263-18-39) надлежащим образом заверенные копии платежных документов.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд с учетом местожительства должностного лица и юрисдикции антимонопольного органа.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 
Заместитель руководителя                                                                    <…>          

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны