Предупреждение №АК/5253/22 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 09-07/22 от 6 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 09-07/22

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«06» мая 2022 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) рассмотрены материалы, направленные Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Челябинской области, по вопросу наличия нарушения требований антимонопольного законодательства в действиях Министерства сельского хозяйства Челябинской области (далее - Министерство), выразившихся в несоблюдении Порядка предоставления в 2021 году субсидий на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области (далее – Правительство) от 05.10.2021 № 466-П (далее - Порядок), а также в необоснованных отказах в предоставлении субсидий отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям.

В ходе рассмотрения документов и материалов установлено следующее.

В соответствии с пунктом 3 Порядка определено, что субсидии предоставляются в целях реализации государственной программы Челябинской области «Развитие сельского хозяйства» на возмещение части затрат (без учета налога на добавленную стоимость), связанных с производством и реализацией зерновых культур собственного производства урожая 2020 года, по ставке на 1 тонну реализованных зерновых культур. Средства субсидий могут быть использованы для возмещения затрат по следующим направлениям: 1) затраты на транспортные услуги (в том числе услуги экспедитора); 2) затраты по доставке зерновых культур до места назначения собственным транспортом производителя зерновых культур.

Пунктом 5 Порядка определена категория получателей субсидий - производители зерновых культур, осуществляющие производство зерновых культур на территории Челябинской области и реализацию в 2021 году зерновых культур собственного производства урожая 2020 года.

Критерием отбора получателей субсидий является осуществление участником отбора деятельности по производству зерновых культур на территории Челябинской области и реализации зерновых культур (пункт 6 Порядка).

Пунктом 11 Порядка определен перечень документов, которые производители зерновых культур в целях участия в отборе представляют в Министерство.

Подпунктом 13 пункта 11 Порядка установлено, что в случае оказания транспортных услуг, возмещение затрат на которые планируется осуществить за счет средств субсидии, сторонними организациями производитель зерновых культур представляет следующие документы:

- копии договоров на оказание соответствующих транспортных услуг (выполнение работ), в том числе договоров на оказание услуг экспедитора;

- копии платежных документов, подтверждающих оплату оказанных транспортных услуг, в том числе услуг экспедитора;

- копии документов, подтверждающих факт оказания транспортных услуг, в том числе услуг экспедитора.

Основания для отклонения заявок на стадии рассмотрения и оценки заявок предусмотрены пунктом 15 Порядка.

Пунктом 17 Порядка установлены основания для отказа получателям субсидий в предоставлении субсидий.

Из полученных антимонопольным органом материалов следует, что Министерством 10 ноября 2021 года на основании Порядка издан Приказ № 989 «О проведении отбора получателей субсидии в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 05.10.2021 № 466-П» (далее – Приказ № 989).

Подпунктом «м» пункта 5.1 Приказа № 989 определены документы, представляемые участниками отбора в случае оказания транспортных услуг, возмещение затрат на которые планируется осуществить за счет средств субсидии, сторонними организациями.

Основания отклонения заявки участника отбора приведены в пункте 8 Приказа № 989 и соответствуют основаниям, предусмотренным пунктом 15 Порядка.

Министерством представлен Протокол № 12 от 16.12.2021 Заседания комиссии Министерства по рассмотрению вопросов, связанных с выплатой субсидий из федерального и областного бюджетов, а также по вопросам возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении в рамках программ. Указанной комиссией рассматривался вопрос о том, можно ли принять затраты на оказание транспортных услуг по договорам с физическими лицами в рамках Порядка, в связи с тем, что ИП Главой К(Ф)Х <...> представлены документы, подтверждающие затраты на оказание транспортных услуг сторонними организациями – два договора на оказание услуг заключены с физическими лицами, платежные поручения и акты выполненных работ по указанным договорам. По данному вопросу комиссией принято следующее решение: поскольку в соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации организация – это юридическое лицо, затраты на транспортные услуги, оказанные физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, к субсидированию не принимаются.

В соответствии с Результатами рассмотрения заявок участников отбора на предоставление субсидии на возмещение производителям зерновых культур части затрат на производство и реализацию зерновых культур в 2021 году, размещенными на официально на сайте Министерства в сети Интернет, на участи в отборе подано 26 заявок, из которых 13 отозваны участниками отбора, 7 отклонены Министерством по результатам их рассмотрения, 6 признаны победителями отбора и с производителями зерновых культур заключены соглашения о предоставлении субсидии.

Согласно сводному реестру получателями субсидии признаны 6 сельхозпроизводителей.

В связи с представлением документов о затратах на транспортные услуги, оказанные физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, Министерством на основании подпункта 6 пункта 15 Правил приняты решения об отклонении следующих заявок на участие в отборе:

- заявка ИП Главы К(Ф)Х <....>( уведомление от 28.12.2021 № <...>);

- заявка ИП <...> (уведомление от 28.12.2021 № <...>);

- заявка ИП Главы К(Ф)Х <....> (уведомление от 28.12.2021 № <....>);

- заявка ООО «Агрофирма «Южноуральская» (уведомление от 28.12.2021 № <...>).

Уведомления Министерства от 28.12.2021 №№ <...> не содержат указания на иные основания, предусмотренные действующим Порядком, для отклонения участников отбора.

Подпункт 6 пункта 15 Правил предусматривает отклонение заявки участника отбора в связи с представлением документов, оформленных с нарушением требований, указанных в пункте 12 Порядка, и (или) выявление в представленных участником отбора документах противоречащих друг другу сведений.

Таким образом, указанная норма не содержит такого основания для принятия решения об отклонении заявки как предъявление претендентом к возмещению расходов на оказание транспортных услуг, оказанных физическими лицами или индивидуальными предпринимателями, а не организациями. При этом подпункт 8 пункта 2 Приказа 989, пункт 15 Порядка, пункт 17 Порядка такого основания для отклонения заявок на стадии рассмотрения и оценки, для отказа получателям субсидий в предоставлении субсидий также не содержат.

Согласно пункту 3 Порядка средства субсидий могут быть использованы для возмещения затрат по следующим направлениям:

1) затраты на транспортные услуги (в том числе услуги экспедитора);

2) затраты по доставке зерновых культур до места назначения собственным транспортом производителя зерновых культур.

В связи с указанным, возможность использования субсидии не ставится в зависимость от организационно-правовой формы юридического или физического лица, оказывающего сельхозтоваропроизводителю транспортные услуги, а подпункты 13 и 14 пункта 11 Порядка устанавливают только перечень документов, которые претендент представляет в случае самостоятельной транспортировки груза или с привлечением сторонних организаций.

Порядок не содержит определения понятия «сторонние организации».

Вместе с тем, транспортные услуги могут быть оказаны как юридическим лицом, так и физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

При этом, положения статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие термин «организации» для целей применения такого кодекса и налогового законодательства, не может быть применим к правоотношениями, связанным с предоставлением субсидий сельхозтоваропроивзодителям.

Вопрос о правомерности принятия Министерством решения об отклонении заявок отдельных сельхозпроизводителей от участия в проводимом в декабре 2021 года отборе рассмотрен Прокуратурой Челябинской области, в связи с чем Министру сельского хозяйства Челябинской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства при предоставлении мер государственной поддержки (исх. от 07.02.2022 № 7-8-2022).

В действиях Министерства, выразившихся в принятии решений об отклонении заявок ИП Главы К(Ф)Х  <...>, ИП <...>, ИП Главы К(Ф)Х <...>, ООО «Агрофирма «Южноуральская» в связи с представлением документов о затратах на транспортные услуги, оказанные физическими лицами и индивидуальными предпринимателями, что не соответствует подпункту 8 пункта 2 Приказа № 989, пункту 15 Порядка, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при предоставлении мер государственной поддержки сельхозпроизводителям, установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в том числе пунктов 2, 8 указанной нормы. В связи с чем, Министерству выдано предупреждение № 08-07/22 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, указанный отбор получателей субсидий на возмещение производителям зерновых культур в части затрат на производство и реализацию зерновых культур в 2021 году проводился в соответствии с Порядком, отдельные положения которого привели (могли привести) к созданию неравных условий доступа к финансовым мерам государственной поддержки субъектов, осуществляющих производство и реализацию сельскохозяйтвенной продукции. При этом Порядок является действующим, не изменен в рассматриваемой части и не отменен.

Действия Правительства, выразившееся в утверждении Порядка, подпунктом 13 пункта 11 которого предусмотрено представление претендентами на получение субсидии на возмещение затрат на производство и реализацию зерновых культур документов, подтверждающих оказание транспортных услуг сторонними организациями, при условии отсутствии в таком Порядке понятия «сторонние организации», используемого для целей его применения, а также с учетом того, что транспортные услуги могут быть оказаны как юридическим лицом, так и физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при предоставлении мер государственной поддержки сельхозпроизводителям, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пунктов 2, 8 указанной нормы.

Согласно части 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем создания необоснованного препятствования осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2), дискриминационных условий (пункт 8).

В пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» отмечено, что антимонопольному контролю в соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции подлежат нормативные и индивидуальные правовые акты, иные решения лиц, перечисленных в пункте 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции, их действия (бездействие), способные влиять на конкуренцию на товарных рынках, в том числе принятые (совершенные) в связи с реализацией властных полномочий.

Согласно статье 39.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

На основании изложенного, в связи с наличием в рассмотренных действиях Правительства признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции, в том числе пунктами 2, 8 указанной нормы, Челябинское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Правительство о необходимости в срок до 30 июня 2022 года изменения Порядка, который содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем приведения указанного акта в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том числе подпункта 13 пункта 11 Порядка, содержащего указание на необходимость представления претендентами на участие в отборе на получение субсидии на возмещение затрат на производство и реализацию зерновых культур документов, подтверждающих оказание транспортных услуг сторонними организациями.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Челябинское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов (надлежащим образом заверенных копий акта о внесении изменений в Порядок и документов, подтверждающих их официальное опубликование).

При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением (часть 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

 

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны