Решение б/н Решение по делу № 30-03/11 от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

                                                                                                                  г. Челябинск

Резолютивная часть решения оглашена 26 августа 2011 года.

 

В полном объеме решение изготовлено 14 сентября 2011 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

Семенова Е.Г. – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

 

 

Ростовцева Ю.Г. – специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 

 

Лычагин А.И. – специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России,

 в присутствии:

представителя ТСЖ «Центр» - <…> (протокол собрания правления от 23.10.2010 № 11);

законного представителя ООО «Комтранссервис» - <…>;

 

представителя ООО «Комтранссервис» - <…> (доверенность от 11.07.2011),

 

рассмотрев дело № 30-03/10 по признакам нарушения ООО «Комтранссервис» части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступило заявление ТСЖ «ЦЕНТР»  на действия ООО «Комтранссервис», выразившиеся в навязывании хозяйствующему субъекту невыгодных условий договора.

 

Как следует из заявления 11 января 2011 года между ТСЖ «Центр» и ООО «Комтранссервис» заключен договор возмездного оказания услуг по транспортировке, размещению опасных отходов, согласно которому оплата услуг производилась не по утвержденному тарифу в размере 0.92 руб./кв.м., а от количества подъемов контейнеров в размере 171,10 руб.

 

1 марта 2011 года ТСЖ «Центр» в адрес ООО «Комтранссервис» направлено письмо № 86, согласно которому товарищество просит согласовать стоимость услуг по утвержденному тарифу,  установленному в размере 0.92 руб./кв.

 

5 марта 2011 года со стороны ООО «Комтранссервис» в адрес ТСЖ «Центр» направлено предложение заключить договор оказания услуг по транспортировке, размещению опасных отходов, сроком действия с 1 апреля 2011 года. Стоимость услуг согласована согласно утвержденному тарифу в размере 0.92 руб./кв.м.

 

С 20 марта 2011 договор возмездного оказания услуг по транспортировке, размещению опасных отходов между сторонами расторгнут.

 

28.03.2011 ООО «Комтранссервис» в адрес ТСЖ «Центр» направлен проект договора возмездного оказания услуг по транспортировке, размещению опасных отходов.

 

ТСЖ «Центр» договор подписало с протоколом разногласий, в котором  пункт 4.1 изменен следующим образом: настоящий договор вступает в силу с 1 января 2011 года и действует по 31 декабря 2011 года. 

 

В настоящее время договор не заключен, поскольку данный пункт сторонами не согласован.

 

По мнению заявителя, применение ООО «Комтранссервис» тарифа в размере 171,1 за один подъем контейнера неправомерно.

 

Согласно письменным пояснениям ООО «Комтранссервис» плата на услуги по вывозу отходов потребления утверждена директором организации. Размещение твердых бытовых отходов является регулируемым видом деятельности, поэтому тариф на данную услугу утвержден в уполномоченном органе, а именно: Государственном комитете «Единый тарифный орган Челябинской области» )далее - ГК ЕТО Челябинской области).

 

Объем вывозимого мусора определяется потребителем исходя из фактически накопленного или по лимитам образования отходов, разработанными Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

 

На заседании Комиссии представитель ответчика пояснил, что сбор и вывоз бытовых отходов является составной частью расходов на содержание общего имущества. Органы местного самоуправления не обладают полномочиями по утверждению тарифа на услугу по сбору и вывозу бытовых отходов. Для поддержания чистоты во дворе требуется ежедневный вывоз 3 контейнеров твердых бытовых отходов.

 

Цена одного подъема контейнера сложилась из следующих составляющих:

- стоимость услуги по сбору, вывозу твердых бытовых отходов, которая составляет 147,22 руб./куб.м.;

- стоимость услуги захоронения – 46,13 руб. согласно утвержденному тарифу.

 

Стоимость сбора, вывоза и захоронения бытовых отходов 1 куб.м. составляет 193,35 руб.

 

Вместимость одного контейнера составляет 0,75 куб.м. Стоимость обслуживания 1 контейнера составляет 171,1 руб. (193,35 руб.*0,75 куб.м.*1,18 НДС).

 

В марте 2011 года ТСЖ «Центр» решило перезаключить договор при согласовании стоимости предоставляемых услуг согласно тарифу, рассчитанному для жилого фонда Копейского городского округа. Также ООО «Комтранссервис» указало, что тариф был утвержден при учете нормы накопления 1,2 куб.м. на 1 человека в год. Поскольку в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Копейск, пр. Коммунистический, 25 а, проживает 242 человека, то обслуживанию подлежит 1,09 контейнера ежедневно. На момент рассмотрения дела обслуживается 2 контейнера. 

 

27.07.2011 в адрес Челябинского УФАС России ТСЖ «Центр» представлено уточнение заявленных требований относительно действий ООО «Комтранссервис», выразившихся в навязывании ему невыгодных условий договора оказания услуг по транспортировке, размещению опасных отходов, а именно следующих пунктов: 2.1.3, 2.1.7, 2.2.2, 3.2, 3.4, 4.1, 6.7. По мнению заявителя, указанные пункты договора не соответствуют действующему законодательству РФ и ущемляют его экономические интересы.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ООО «Комтранссервис» нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, по следующим основаниям.

 

1. В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50%.

 

Учитывая, что доля ООО «Комтранссервис» на рынке услуг по сбору и обработке твердых бытовых отходов Копейского городского округа по итогам 2008 и 2009 годов составляет более 50%, положение ООО «Комтранссервис» на рынке услуг по сбору и обработке твердых бытовых отходов (код ОКВЭД – 90.02 «сбор и обработка прочих отходов») Копейского городского округа признано доминирующим.

 

В силу своего доминирующего положения на соответствующем товарном рынке ООО «Комтранссервис» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий (бездействия), которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе таких действий как навязывание хозяйствующему субъекту невыгодных условий договора.

 

2. Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон «Об отходах производства и потребления») отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и, способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности подлежит лицензированию.

 

Не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I – V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности.

 

На основании лицензии ООО «Комтранссервис» от 10.04.2008 № ОТ-56-002442(74) ООО «Комтранссервис» осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

 

В разделе III Решения Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 21.12.2007 № 124-МО «О порядке обращения с отходами потребления на территории Копейского городского округа» предусмотрены следующие виды деятельности:

– сбор отходов;

– транспортировка отходов;

– захоронение отходов.

 

Федеральный закон от 31 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не относит услуги по вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данные услуги являются конкурентными и их стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.

 

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом.

 

Юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, признается организацией коммунального комплекса.

 

Установление тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок или органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок.

 

Федеральный закон от 31 декабря 2004 года № 210-ФЗ не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.

 

Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

 

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

- плату за коммунальные услуги.

 

В соответствии с частью 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В указанный перечень не входят сбор, вывоз, утилизация твердых и жидких бытовых отходов.

Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги.

 

Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения.

 

Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

 

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника и пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему имущества (п. 1 ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).

 

В соответствии с п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

 

При согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

 

Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги.

 

11 января 2011 года между ТСЖ «Центр» и ООО «Комтранссервис» заключен договор возмездного оказания услуг по транспортировке, размещению опасных отходов. Каких-либо разногласий при заключении указанного договора в процессе согласования его условий между сторонами не возникло. Стоимость услуг на вывоз и размещение ТБО сторонами согласована в размере 171,1 за 1 контейнер. В данную стоимость включен тариф на размещение ТБО, утвержденный  ООО «Комтранссервис»  уполномоченным органом по утверждению тарифов на данную услугу, а именно: ГК ЕТО Челябинской области.

Таким образом, нарушения порядка ценообразования в действиях ООО «Комтранссервис» не установлено.

 

3. В соответствии с частью 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются  или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление  интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

 

Согласно ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы уполномочены возбуждать и рассматривать дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе о навязывании хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, невыгодных условий договора своему контрагенту.

 

В соответствии с Законом о защите конкуренции антимонопольные органы рассматривают не разногласия, возникшие в ходе заключения договора (ст. 445 ГК РФ), а устанавливают наличие или отсутствие нарушения антимонопольного законодательства со стороны определенного законом субъекта. В случае установления нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязывает его устранить, предлагает способы для устранения и, таким образом, выполняет возложенную на него обязанность по защите нарушенного права.

 

Антимонопольные органы не могут формулировать конкретные условия договора, они не разрешают преддоговорные споры, однако вправе предложить изменить условия договора с тем, чтобы исключить условия, составляющие предмет нарушения ст. 10 Закона о защите конкуренции. Условие договора может быть квалифицировано антимонопольным органом как ущемляющее права контрагента (дискриминирующее или невыгодное) и в силу этого незаконное, т.е. не соответствующее ст. 10 Закона о защите конкуренции.

 

Навязывание хозяйствующему субъекту невыгодных условий договора возможно только на стадии заключения договора, т.е. в ходе ведения преддоговорных споров. При этом, фактом, подтверждающим навязывание невыгодных условий, является нерассмотрение контрагентом протокола разногласий либо отклонение предложенных условий после его рассмотрения.

 

Навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

 

Так, «навязыванием невыгодных контрагенту условий договора» является направление занимающей доминирующее положение организацией проекта договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента.

 

Именно настаивание организации, занимающей доминирующее положение, на предложенных ею условиях договора является злоупотреблением доминирующим положением в форме навязывания невыгодных условий договора для абонента.

 

При этом, для того, чтобы квалифицировать действия хозяйствующего субъекта по навязыванию контрагенту невыгодных условий договора как злоупотребление доминирующим положением на рынке не обязательно, чтобы навязываемые условия противоречили требованиям действующего законодательства РФ, указанные условия не должны быть прямо предусмотрены законодательством и должны ущемлять интересы лица.

 

Материалами дела установлено, что  28.03.2011 ООО «Комтранссервис» в адрес ТСЖ «Центр» направлен проект договора возмездного оказания услуг по транспортировке, размещению опасных отходов.

 

ТСЖ «Центр» договор подписало с протоколом разногласий, в котором  настаивало на

изменении следующих пунктов договора:  2.1.3, 2.1.7, 2.2.2, 3.2, 3.4, 4.1, 6.7.

 

ООО «Комтранссервис» направило в адрес ТСЖ «Центр» протокол урегулирования разногласий от 05.04.2011, в котором настаивало на согласовании  спорных пунктов в редакции исполнителя, указанной в проекте договора.

 

Не согласившись с редакцией ответчика пунктов 2.1.3, 2.1.7, 2.2.2, 3.2, 3.4, 4.1, 6.7 договора, протокол урегулирования разногласий от 05.04.2011 ТСЖ «Центр» подписало с протоколом согласования от 26.04.2011.

 

На момент рассмотрения дела ответа от ООО «Комтранссервис» не поступило.

 

По мнению антимонопольного органа, действия ООО «Комтранссервис» по несогласованию на протяжении длительного времени  спорных пунктов договора пунктов 2.1.3, 2.1.7, 3.4, 6.7 договора представляют собой навязывание Заявителю условий договора, которые являются невыгодными для него, по следующим основаниям.

 

Пункт 2.1.3 проекта договора, направленного ООО «Комтранссервис» в адрес ТСЖ «Центр», предусматривает: организовать складирование ТБО в контейнерах (размер отходов не должен превышать линейных размеров 250 мм). Запрещается складировать другие отходы  (картон, коробки, строительный мусор, мебель, траву с газонов и т.п.) около контейнеров.

Редакция ответчика: организовать складирование ТБО в контейнеры.

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» под твердыми и жидкими бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

 

Исходя из анализа положений вышеуказанного закона, приходим к выводу, что мусор, образовавшийся в ходе уборки и текущего ремонта жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода относятся к твердым и бытовым отходам, которые подлежат уборке за счет платы, вносимой собственниками за содержание и ремонт жилого помещения.

 

Закрепление в договоре условия о том, что размер отходов не должен превышать 250 мм ущемляет интересы заявителя, а также жителей многоквартирного дома.

 

Пункт 2.1.7 проекта договора предусматривает: в течение года в связи с уменьшением (увеличением) объема оказываемых услуг производить перерасчет по оплате услуг за вывоз ТБО, подтверждая соответствующими документами, актами. Перерасчет производится после вручения соответствующих документов исполнителю в течение 10 дней.

 

Пункт 3.4 проекта договора предоставляет исполнителю право в течение года изменять тариф на вывоз промышленных и бытовых отходов в связи с изменением цен на топливно-энергетические ресурсы и другие статьи затрат.

 

Согласно пункту 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме.

 

Пунктом 4 статьи 158 ЖК РФ определено, что если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

 

На общем собрании собственники жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Копейск, пр. Коммунистический, 25-а, было принято решение о том, что  оплату за жилье и коммунальные услуги производить по тарифам, утвержденным органами местного самоуправления Копейского городского округа.

 

Постановлением администрации Копейского городского округа Челябинской области от 30.11.2010 № 214 утвержден тариф ООО «Комтранссервис» на вывоз и размещение ТБО установлен в размере 0.92 руб./кв.м. Тариф устанавливается на срок не менее 1 года.

 

Таким образом, изменение ООО «Комтранссервис» платы за оказываемую услугу  в связи с изменением цен на топливно-энергетические ресурсы и другие статьи затрат приводит к нарушению порядка ценообразования и нарушает интересы собственников жилого фонда.

 

Изменение тарифа осуществляется только уполномоченным органом.

 

Таким образом, условие договора, предусматривающее возможность изменение ООО «Комтранссервис» в течение года тарифа на вывоз промышленных и бытовых отходов в связи с изменением цен на топливно-энергетические ресурсы и другие статьи затрат, не правомерно.

 

Пункт 6.7 проекта договора устанавливает: в случае несвоевременной и не в полном объеме оплаты платежа более 10 дней за оказанные услуги заказчиком, исполнитель оставляет за собой право полностью приостановить исполнение договорных обязательств до полного погашения задолженности по оплате. 

 

Согласно п. 1 ст. 779, п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

 

Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.

 

В соответствии с п. 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.

 

Меры воздействия и ответственности за имеющуюся задолженность за жилищно-коммунальные услуги носят исчерпывающий характер, расширительному толкованию не подлежат.

 

И применение других мер воздействия, в частности ограничения или прекращения оказываемых услуг  для всех жителей многоквартирного дома, действующим законодательством РФ не предусмотрено.

 

Согласно СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).

 

Таким образом, приостановление исполнения договорных обязательств в случае несвоевременной и не в полном объеме оплаты платежа более 10 дней за оказанные услуги заказчиком не законно и нарушает интересы жителей многоквартирного дома.

 

С учетом изложенного Комиссия расценивает действия ООО «Комтранссервис» по несогласованию на протяжении длительного времени  спорных пунктов договора (2.1.3, 2.1.7, 3.4, 6.7), как навязывание заявителю указанных условий договора, которые являются невыгодными для него.

 

В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

 

Статьей 10 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что хозяйствующему субъекту, занимающего доминирующее положение, запрещается допускать действия, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него.

 

Поскольку на момент рассмотрения дела между сторонами не согласованы пункты 2.1.3, 2.1.7, 3.4, 6.7 договора оказания услуг по транспортировке, размещению опасных отходов, то Членами Комиссии принято решение о выдаче предписания о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

4.  Пункты 2.2.2, 3.2, 4.1 договора, по мнению Челябинского УФАС России, не противоречат действующему законодательству и (или) не ущемляют интересы заявителя.

 

Пункт 2.2.2 проекта договора устанавливает: обеспечить вывоз и размещение отходов в соответствии с графиком, предложенным заказчиком.

 

Согласно СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест при временном хранении отходов в дворовых сборниках срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

 

На заседании Комиссии законный представитель ответчика указал, что организация не возражает против ежедневного вывоза ТБО.

 

Учитывая, что в пункте 3.2 указано на ежедневный вывоз ТБО, а также устные пояснения ответчика о том, что в графике с заказчиком согласовывается время вывоза, считаем, что пункт 2.2.2 договора в редакции ответчика не ущемляет прав и интересов ТСЖ «Центр».

 

Согласно пункту 3.2 количество ежедневного вывоза – 2 контейнера объемом 0,75 куб.м.

 

Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.

 

В марте 2011 года ТСЖ «Центр» решило перезаключить договор при согласовании стоимости предоставляемых услуг согласно тарифу, рассчитанному для жилого фонда Копейского городского округа. Тариф был утвержден при учете нормы накопления 1,2 куб.м. на 1 человека в год. Поскольку в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Копейск, пр. Коммунистический, 25 а, проживает 242 человека, обслуживанию подлежит 1,09 контейнера ежедневно. На момент рассмотрения дела обслуживается 2 контейнера.

 

По мнению антимонопольного органа, согласование п. 3.2 договора в редакции заявителя  может привести к злоупотреблению прав со стороны ТСЖ «Центр», предоставляя ему возможность требовать установки неограниченного количества контейнеров, тем самым делая невозможным исполнение договора надлежащим образом. Кроме того, неопределенность формулировки данного условия договора приводит к невозможности установления цены договора,  что является существенным условием договора возмедного оказания услуг.

 

В соответствии с п. 4.1 договор вступает в силу с 1 апреля 2011 года и действует до 31 декабря 2011 года.

 

Согласно статье 425 Гражданского кодекса РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

 

Договор возмездного оказания услуг по транспортировке, размещению опасных отходов, заключенный между ТСЖ «Центр» и ООО «Комтранссервис» 11 января 2011 года, расторгнут.

 

5 марта 2011 года со стороны ООО «Комтранссервис» в адрес ТСЖ «Центр» направлено предложение заключить новый договор оказания услуг по транспортировке, размещению опасных отходов. 

 

По мнению Челябинского УФАС России, рассматриваемый пункт договора соответствует общим положениям Гражданского кодекса РФ о заключении договора.

 

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать действия ООО «Комтранссервис», выразившиеся в навязывании контрагенту – заявителю невыгодных условий договора  оказания услуг по транспортировке, размещению опасных отходов (пункты 2.1.3, 2.1.7, 3.4, 6.7), нарушающими пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

2. Выдать ООО «Комтранссервис» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

3. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

 

Е.Г. Семенова

 

Члены Комиссии

 

Ю.Г. Ростовцева

 

А.И. Лычагин

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

  

ПРЕДПИСАНИЕ № 26

 

26 августа  2011 года                                                                               г. Челябинск

 

Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Семёнова Е.Г. – заместитель  руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

Ростовцева Ю.Г. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;

 

Лычагин А.И. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),  на основании своего  решения от 26 августа 2011 года по делу № 30-03/11 о нарушении ООО «Комтранссервис» пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

            

1. ООО «Комтранссервис» не позднее 14 дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в навязывании контрагенту – ТСЖ «Центр» невыгодных условий договора оказания услуг по транспортировке, размещению опасных отходов, а именно: пунктов 2.1.3, 2.1.7, 3.4, 6.7.

 

2. ООО «Комтранссервис» не позднее 14 дней с момента получения настоящего предписания согласовать пункты 2.1.3, 2.1.7, 3.4, 6.7 договора оказания услуг по транспортировке, размещению опасных отходов в редакции абонента ТСЖ «Центр».

 

3. ООО «Комтранссервис» о выполнении Предписания сообщить до 1 ноября 2011 года, с приложением документов, подтверждающих его выполнение.

 

Председатель Комиссии

 

Е.Г. Семенова

 

Члены Комиссии

 

Ю.Г. Ростовцева

 

А.И. Лычагин

          

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны