Решение б/н Решение по жалобе № 92-04-18.1/14 от 10 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена 8 декабря 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 8 декабря 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
«...» – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии:
«...»  – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;
«...» – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России,
рассмотрев жалобу ИП «...» на действия ОАО «Челябинское авиапредприятие», выразившиеся в создании преимуществ для конкретного участника запроса котировок на выполнение работ по ремонту помещений на цокольном этаже и втором этаже здания аэровокзала (извещение № 31401646546),
    в присутствии представителей подателя жалобы, ОАО «Челябинское авиапредприятие», 
           УСТАНОВИЛА:
                                                 
    29.10.2014 ОАО «Челябинское авиапредприятие» разместило на официальном сайте www.zakupki.gov.ru  извещение и документацию о проведении запроса котировок на выполнение работ по ремонту помещений на цокольном этаже и помещений на втором этаже здания аэровокзала (№ 31401646546).
Согласно       извещению      дата       и      время     окончания     подачи     заявок
1


(по местному времени заказчика): 17.11.2014 в 15:00 (МСК+2).
Дата и время рассмотрения и оценки котировочных заявок
(по местному времени заказчика): 18.11.2014 в 15:00 (МСК+2)
    Место рассмотрения и оценки котировочных заявок: 454133, г. Челябинск, аэропорт.
    Срок предоставления документов: с 29.10.2014 по 17.11.2014 (МСК+2).
    Место предоставления документов: 454133, г. Челябинск, аэропорт.
Начальная (максимальная) цена договора составляет 1 130 000 (один миллион сто тридцать тысяч) рублей, включая НДС 18%.
Согласно протоколу заседания Тендерной комиссии по подведению итогов запроса котировок на выполнение работ по ремонту помещений на цокольном этаже и помещений на втором этаже здания аэровокзала (далее - запрос котировок) от 18.11.2014 на участие в запросе котировок поступили заявки ООО «ВССК-Технология» (1 024 202, 46 руб. с НДС), ООО «Тех СтройМаталл» (920 000 руб. с НДС), «...»  (880 000 руб. без НДС), ООО «Стил групп» (1 030 000 руб. с НДС), ООО «Строим вместе» (970 000 руб. без НДС), ООО «УралСтрой» (915 000 руб. с НДС), ООО Строительная компания «УралСтрой» (1 017 000 руб. без НДС), ООО «СК «МегаСтрой» (1 130 000 руб. с НДС), ООО «АРС-Групп» (1 015 000 руб. с НДС), шесть из которых, в т.ч. заявка подателя жалобы, признаны соответствующими условиям проведения закупки и допущены к участию в ней.
По результатам оценки котировочных заявок лучшей признана заявка участника ООО «УралСтрой».
26.11.2014 между ОАО «Челябинское авиапредприятие» и ООО «УралСтрой» заключен договор на выполнение работ № 968 по цене 915 000 руб., в т.ч. НДС 18 %.

Согласно доводам жалобы Заказчиком созданы преимущественные условия для конкретного участника путем указания при рассмотрении котировочных заявок условий, ущемляющих права других участников закупки.
Заявка ИП «...»  содержала предложение минимальной цены, составляющей 880 000 руб. без НДС, однако, последний не был признан победителем закупки ввиду использования упрощенной системы налогообложения.
Победителем запроса котировок признано ООО «УралСтрой», предложившее цену 915 000 руб., расчитанную с учетом НДС.

ИП «...», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления, на заседание Комиссии не явился, направив представителя.
Представитель подателя жалобы поддержал изложенные в ней доводы, отметив, что заявка ИП «...»  содержала наиболее низкое предложение по цене договора, расчет которого был произведен без НДС ввиду использования упрощенной системы налогообложения.
Однако, поданная им заявка не была признана лучшей и ИП «...» не был признан победителем запроса котировок.

Представители ОАО «Челябинское авиапредприятие» на заседании Комиссии по доводам жалобы ИП «...» пояснили следующее.
Извещение о проведении запроса котировок содержало условие о начальной максимальной цене договора - 1 130 000 (один миллион сто тридцать тысяч) рублей, включая НДС 18%.  Сумма  НДС  была  выделена  в  силу п. 1 ст. 168 НК РФ, т.к. ОАО 
2
«Челябинское авиапредприятие» является плательщиком данного налога. 
Требования об обязательном указании участником закупки, не являющимся плательщиком НДС, суммы НДС, учитываемой в цене закупки, документация о закупке и проект договора не содержат.
То есть к рассмотрению принимались любые предложения участников (как работающих с НДС, так и не применяющих данную систему налогообложения). Податель жалобы был допущен Заказчиком к участию в закупке.
Учитывая отсутствие рассматриваемого требования как обязательного для участников, действия Заказчика недопустимо квалифицировать как создание преимуществ на участие в закупке для некоторых её участников.
Довод ИП «...» относительно противоречия условий закупочной документации в части необходимости включения в цену предложения всех налогов и сборов и выделения суммы НДС для разных категорий налогоплательщиков является несостоятельным, так как участник закупки - плательщик НДС в цену предложения аналогичным образом включает иные понесенные налоговые обязательства, равно как и участник закупки, не являющийся плательщиком НДС.
НДС является возмещаемым налогом (ст. 176 НК РФ), что исключает возможность включения сумм НДС в расходную часть. Для плательщиков данного налога сумму НДС недопустимо включать в себестоимость расхода.
Стоимость предложения ИП «...» за вычетом неравного для участников элемента - НДС - была выше ценового предложения, представленного организацией, признанной победителем закупки.
Кроме того, действующим законодательством не установлено обязательство заказчика возлагать на себя дополнительные расходы при проведении закупки, что подтверждено судебной практикой.
На основании изложенного, представители ОАО «Челябинское авиапредприятие» ходатайствовали о признании жалобы необоснованной.

    Изучив материалы жалобы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
     4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
    Согласно части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Пункт 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из 
3
них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.    
ОАО «Челябинское авиапредприятие» как Заказчик запроса котировок обязан при их проведении соблюдать запреты, установленные частью 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции».
2. Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с  ними  и  утвержденными  с  учетом  положений  части  3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).
Согласно Положению об организации закупочной деятельности ОАО «Челябинское авиапредприятие», утвержденному Решением Совета директоров (протокол от 12.11.2012 № 8/2012) (далее - Положение), оно подготовлено в соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, Законом № 223-ФЗ, другими относящимися к теме федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Положение устанавливает единые требования к организации и осуществлению закупочной деятельности в ОАО «Челябинское авиапредприятие».
В силу п. 1.5 Положения при закупке товаров, работ, услуг Общество руководствуется следующими принципами:
        -  информационная открытость закупок;
    - равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
    - отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
2.1. П. 5.7 Положения определено, что Документация о закупке, подготавливаемая коммерческим отделом, должна включать в себя сведения о начальной (максимальной) цене договора, порядок формирования цены договора (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
    Согласно п. 5.5.3 Документации участник производит расчет цены договора в соответствии с требованиями раздела «Техническое задание».
    Цена договора должна включать все налоги (включая НДС) и другие
обязательные платежи в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации. В случае если в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации участник закупки освобождается от уплаты НДС, то в расчете цены договора должно быть указано основание освобождения от уплаты НДС.
    В силу п. 6.4 раздела 6 Документации (Техническое задание) цена договора включает в себя все расходы по его выполнению, в том числе: стоимость всех работ, стоимость материалов, погрузочно-разгрузочные работы, транспортные расходы, накладные расходы, расходы на страхование, сметную прибыль, налоги и прочие обязательные платежи. 
4
    Таким образом, исходя из регламентированного Документацией порядка формирования цены Договора следует, что она может быть расчитана как с учетом НДС, так и без него, в зависимости от применяемой потенциальным участником системы налогообложения.
Соответственно, отсутствие у потенциального участника запроса котировок статуса плательщика НДС не препятствует принятию им участия в проводимой закупке.
Как следует из установленных фактических обстоятельств, заявка подателя жалобы, заявившего цену, не включающую НДС, была допущена Тендерной Комиссией к участию в запросе котировок как соответствующая требованиям Документации.
Согласно п. 4.1 проекта Договора стоимость выполнения Подрядчиком работ по настоящему Договору составляет _______, в т.ч. НДС 18 %.
Из анализа приведенного условия Договора следует, что оно также не содержит положений, ограничивающих участие в запросе котировок в зависимости от применяемой участником закупки системы налогообложения. 
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что ввиду отсутствия в проекте Договора и Документации требований об обязательном указании участником закупки, не являющимся плательщиком НДС, суммы НДС, учитываемой в цене контракта, Заказчиком не допущено ограничение участников закупки в зависимости от вида налогового режима, ими применяемого.
В связи с чем, довод подателя жалобы о создании Заказчиком преимуществ для конкретного участника запроса котировок подлежит отклонению как необоснованный и противоречащий фактическим обстоятельствам.
2.2. П. 5.7 Положения определено, что Документация о закупке, подготавливаемая коммерческим отделом, должна включать в себя порядок и критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупках, сведения о начальной (максимальной) цене договора, порядок формирования цены договора (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
Согласно п. 2.15 Положения запрос котировок (цен) - конкурентный способ закупки товаров, работ, услуг, не являющимимся технически сложными, при этом решающим условием является цена и победителем в проведении запроса котировок (цен) признается потенциальный поставщик, предложивший наиболее низкую цену.
В силу п. 3.16 Документации о запросе котировок на выполнение работ по ремонту помещений на цокольном этаже и помещений на втором этаже здания аэровокзала (далее - Документация) для целей оценки и сопоставления заявок используется  цена,  предложенная  участником,  за  вычетом  налога  на  добавленную 
стоимость. В случае если участник закупки не является плательщиком НДС, при сопоставлении  заявок  используется  размер  предложения такого участника. В случае 
если все участники являются плательщиками НДС, Заказчик имеет  право не вычитать 
НДС и провести оценку и сопоставление заявок по ценам, предложенным участниками и включающим НДС.
В случае если в нескольких заявках содержатся одинаковые предложения по цене договора, победителем признается участник закупки, заявка которого поступила ранее заявок других участников закупки.
Победителем признается участник закупки, заявка которого содержит наименьшее предложение по цене. 
    5
    Согласно пп. 1 п. 2 предложения ИП «...» на участие в запросе котировок цена договора составляет 880 000 руб. 00 копеек, НДС не предусмотрен.
    Согласно п. 2 предложения ООО «УралСтрой» на участие в запросе котировок цена договора составляет 915 000 руб. 00 копеек, с учетом НДС.
  Как следует из протокола заседания Тендерной Комиссии по подведению итогов запроса котировок, на стадии сопоставления и оценки заявок, поданных плательщиками НДС, учитывалась цена, из размера которой произведен вычет НДС (18%). Ценовые предложения участников, не имеющих статуса плательщиков НДС, оценивались без изменения их размеров.
Так, цена, предложенная ООО «УралСтрой», без НДС составила 779 661, 02 руб., цена, предложенная ИП «...» - 880 000, 00 руб.
Таким образом, заявка ООО «УралСтрой» содержала наименьшее предложение по цене и в соответствии с положениями Документации была признана наилучшей.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода подателя жалобы о нарушении ОАО «Челябинское авиапредприятие» порядка проведения запроса котировок в части определения его победителя и отсутствии оснований для отмены либо аннулирования результатов проведенного запроса котировок.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 3, статьей 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия

РЕШИЛА: 

    Признать жалобу ИП «...» № 92-04-18.1/14 на действия ОАО «Челябинское авиапредприятие» необоснованной.


Председатель Комиссии                                           «...» 
Члены Комиссии                                               «...» 
               «...» 

Решение ли предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны