Определение №8962/06 Челябинским УФАС России возбуждено дело № 074/01/10-1642/202... от 27 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АО «Челябинское авиапредприятие»

454133, г. Челябинск, п. Аэропорт,

здание летного отряда

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 074/01/10-1642/2020 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

27 июля 2020 года                                                                                    г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

Челябинским УФАС России по результатам рассмотрения обращения Челябинской транспортной прокуратуры (от 02.03.2020 № 1-19-2020) о проверке обоснованности установленного АО «Челябинское авиапредприятие» тарифа за использование телескопического трапа на предмет нарушения антимонопольного законодательства выявлено следующее.

Согласно прейскурантам «Ставки аэропортовых сборов и тарифы за наземное обслуживание воздушных судов РФ в аэропорту Челябинск (Баландино)», утвержденным приказами АО «Челябинское авиапредприятие» от 13.11.2019 № 535, от 19.12.2019 № 636, тариф за посадку или высадку пассажиров на 1 час использования одного телескопического трапа составляет 23 000 руб.

Указанную услугу АО «Челябинское авиапредприятие» предоставляет с 27.11.2019.

По результатам проведенного анализа ценовой политики аэропортов Челябинским УФАС России установлено, что стоимость услуги по предоставлению телескопического трапа у АО «Челябинское авиапредприятие» является самой высокой из выявленных по сравнению со стоимостью в других аэропортах Российской Федерации (Таблица 1).

Таблица 1

Тарифы за использование телескопического трапа в аэропортах Российской Федерации, руб./час

Наименование города/организации/аэропорта

с 27.11.2019

с 01.01.2020

г. Челябинск (АО «Челябинское авиапредприятие»)

23 000

23 000

г. Казань

8 600

9 100

г. Нижний Новгород

(АО «Международный аэропорт Нижний Новгород»)

12 800

13 310

г. Калининград

11 610

11 610

г. Самара

12 400

12 896

г. Санкт-Петербург

3 300

3 948*

г. Екатеринбург (ПАО «Аэропорт Кольцово»)

9 900

10 296

г. Уфа (АО Международный аэропорт «Уфа»)

11 809

11 809

г. Тюмень (АО «Аэропорт Рощино»)

14 330

15 765

г. Сочи

6 100

6 650

г. Владивосток

8 890

9 157**

г. Симферополь

5 800

5 800

г. Саратов ( АО «CарАэро-Инвест»)

16 700

16 700

г. Архангельск

5 700

5 700

г. Москва (Внуково)

2 960

3 100

г. Москва (Шереметьево)

2 090

2 153

г. Красноярск

16 500

16 500

г. Мурманск

3 700

3 700

г. Новосибирск

12 420

13 662***

г. Ростов-на-дону

12 800

13 312

г. Сургут

2 650

2 650

г. Хабаровск

5 000

7 500****

* - с 11.02.2020;

** - с 15.01.2020;

*** - с 03.01.2020;

*** - с 29.01.2020.

В ходе изучения представленных АО «Челябинское авиапредприятие» документов Челябинским УФАС России выявлено, что основными расходами в структуре себестоимости услуги по предоставлению телескопического трапа являются расходы на амортизацию оборудования (73,6% от полной себестоимости).

Так, согласно калькуляции услуги по предоставлению телескопического трапа расходы на амортизацию имущества составляют 47 693 833 руб. (без НДС) в год.

Расчет расходов на амортизацию телескопических трапов осуществлен линейным способом и соответствует учетной политике АО «Челябинское авиапредприятие».

Для оказания услуг по предоставлению телескопического трапа АО «Челябинское авиапредприятие» закупило 4 телескопических трапа CIMC-Tianda общей стоимостью 242 443 651,10 руб., что подтверждается инвентарными карточками учета объекта основных средств (от 01.12.2019 № ОС000000000242, от 18.06.2020 № ОС000000000243, от 18.06.2020 № ОС000000000244, от 18.06.2020 № ОС000000000245). Стоимость одного телескопического трапа составляет 60 610 912,77 руб.

Производителем указанных трапов является компания Shenzhen CIMC-TianDa Airport Support Ltd (страна-производитель Китайская народная республика).

Согласно инвентарным карточкам учета объекта основных средств (от 01.12.2019 № ОС000000000242, от 18.06.2020 № ОС000000000243, от 18.06.2020 № ОС000000000244, от 18.06.2020 № ОС000000000245) телескопическим трапам CIMC-Tianda присвоен код по ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) – 330.27.90.70.000 «Устройства электрической сигнализации, электрооборудование для обеспечения безопасности или управления движением на железных дорогах, трамвайных путях, автомобильных дорогах, внутренних водных путях, площадках для парковки, в портовых сооружениях или на аэродромах».

Согласно информации, представленной АО «Челябинское авиапредприятие», указанные телескопические трапы относятся к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования имущества свыше 5 лет до 7 лет включительно. Приказом АО «Челябинское авиапредприятие» от 01.12.2019 № 586-А телескопический трап CIMC-Tianda по ОКОФ 330.27.90.70.000 отнесен к четвертой амортизационной группе.

Таким образом, установление АО «Челябинское авиапредприятие» высокой стоимости услуги по предоставлению телескопического трапа связано с высокой балансовой стоимостью оборудования и небольшим сроком его амортизации.

На основании пункта 1 статьи 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями статьи 258 НК РФ и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация).

Описание пассажирского телескопического трапа CIMC-Tianda представлено в технических паспортах (10-7642-4429.ПС, 10-7642-4430.ПС, 10-7642-4431.ПС, 10-7642-4432.ПС).

Так, пассажирский телескопический трап представляет собой закрытый туннель между самолетом и зданием терминала, который не только предоставляет пассажирам безопасный, удобный и защищенный от непогоды переход между самолетом и зданием терминала, но и повышает мобильность пассажиров и перронных средств транспортировки, тем самым значительно улучшая управление и эффективность технического обслуживания аэропорта.

Пассажирский телескопический трап может выполнять маневры по перрону в пределах зоны работы. Благодаря телескопической конструкции туннеля, пассажирский телескопический трап может выдвигаться и сдвигаться. Пассажирский телескопический трап может подниматься или опускаться одновременно с выдвижением/сдвижением и перемещаться по перрону.

Основными составляющими пассажирского телескопического трапа являются ротонда, телескопический туннель, подъемный и ходовой механизм, кабина, служебный вход, механизм размещения кабелей, система управления, система освещения и сигнализации.

Пассажирский телескопический трап – крупногабаритное наземное оборудование для посадки и высадки пассажиров, это высокотехнологичный продукт, который имеет сложную форму.

Согласно указанному описанию пассажирский телескопический трап представляет собой подъемное транспортное средство.

Согласно перечню основных производственных фондов по основным комплексам авиапредприятий, утвержденному Приказом Федеральной авиационной службы от 11.10.1996 № 71 «О совершенствовании системы аэропортовых сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации», телескопические трапы являются средством посадки и высадки пассажиров и относятся к группе машин и механизмов.

Пассажирский телескопический трап CIMC-Tianda имеет сертификат соответствия № 0000059, выданный Системой добровольной сертификации аэродромного оборудования и средств наземного обслуживания авиационной техники.

Согласно указанному сертификату пассажирскому телескопическому трапу CIMC-Tianda присвоены следующие коды классификаторов:

– код ОКПД-2 – 28.99.39.190 «Оборудование специального назначения прочее, не включенное в другие группировки» (Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст);

– код ТН ВЭД ЕАЭС – 8479 71 000 0 «Трапы для посадки пассажиров, используемые в аэропортах» (Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54).

Согласно пункту 45 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н инвентарные объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету согласно требованиям группировки объектов основных фондов, предусмотренной Общероссийским классификатором основных фондов.

Такое средство посадки и высадки пассажиров как телескопический трап в Классификации не поименовано.

Согласно письму Минфина России от 27.12.2016 № 02-07-08/78243 группировку объектов основных средств, принимаемых к бухгалтерскому (бюджетному) учету с 1 января 2017 года, следует осуществлять в соответствии с группировкой, предусмотренной Общероссийским классификатором основных фондов ОКОФ ОК 013-2014 (СНС) и сроками полезного использования, определенными положениями постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (в ред.  постановления Правительства Российской Федерации от 07.07.2016 № 640).

В целях перехода от применения старого ОКОФ ОК 013-94 в 2016 году к новому ОК 013-2014 (СНС 2008) в 2017 году приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.04.2016 № 458 разработаны прямые и обратные ключи между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов.

Так, Челябинское УФАС России полагает, что в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, телескопические трапы согласно описанию, содержащемуся в технических паспортах, относятся к коду ОКОФ – 14 3533455 «Средства подъемно – транспортные аэродромные (трапы самоходные, подъемники грузовые и прочие)».

Согласно прямому переходному ключу от ОКОФ ОК 013-94 к ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) телескопические трапы относятся к коду ОКОФ – 330.27.90.70.000 «Устройства электрической сигнализации, электрооборудование для обеспечения безопасности или управления движением на железных дорогах, трамвайных путях, автомобильных дорогах, внутренних водных путях, площадках для парковки, в портовых сооружениях или на аэродромах».

Основные средства по коду ОКОФ – 330.27.90.70.000 согласно Классификации относятся к четвертой, шестой и седьмой амортизационным группам (Таблица 2).

Таблица 2

Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы

Код ОКОФ

Наименование

Примечание

Амортизационная группа

Срок полезного использования

330.27.90.70.000

Устройства электрической сигнализации, электрооборудование для обеспечения безопасности или управления движением на железных дорогах, трамвайных путях, автомобильных дорогах, внутренних водных путях, площадках для парковки, в портовых сооружениях или на аэродромах

кроме основных средств, включенных в другие группы

IV

свыше 5 лет

до 7 лет включительно

машины заправочные аэродромные

VI

свыше 10 лет до 15 лет включительно

аппаратура, механизмы и устройства железнодорожной автоматики и телемеханики

VII

свыше 15 лет до 20 лет включительно

При этом телескопические трапы по коду ОКОФ – 330.27.90.70.000 могут быть отнесены к четвертой амортизационной группе либо к седьмой амортизационной группе.

В соответствии с Классификацией срок полезного использования имущества четвертой амортизационной группы составляет свыше 5 лет до 7 лет включительно, срок полезного использования имущества седьмой амортизационной группы – свыше 15 лет до 20 лет включительно.

Согласно письму ООО «Тианда-Рус» от 02.07.2020 № 01-ФАС/2020 (вх. № 9243 от 03.07.2020), являющегося официальным представителем компании Shenzhen CIMC-TianDa Airport Support Ltd, мирового лидера по производству пассажирских телетрапов, срок полезного использования телескопических трапов CIMC-Tianda указан в паспорте пассажирских телетрапов.

Согласно паспортам на пассажирские телетрапы (10-7642-4429.ПС, 10-7642-4430.ПС, 10-7642-4431.ПС, 10-7642-4432.ПС), представленным АО «Челябинское авиапредприятие» и ООО «Тианда-Рус», конструкция пассажирского телетрапа подразумевает возможность его эксплуатации до 20 и более лет в зависимости от условий и интенсивности использования. Гарантийный срок на пассажирские телетрапы составляет 3 года при условии регулярного обслуживания в соответствии с техническим регламентом.

Учитывая существенный срок эксплуатации телескопических трапов (до 20 лет и более), Челябинское УФАС России полагает, что телескопические трапы должны быть отнесены к седьмой амортизационной группе.

Вместе с тем, в случае, если телескопические трапы относятся к четвертой амортизационной группе, то при их амортизации целесообразно применять максимальный срок полезного использования имущества данной амортизационной группы – 7 лет вместо 5 лет, поскольку согласно техническому паспорту срок эксплуатации телетрапов составляет до 20 и более лет.

Челябинское УФАС России в ходе проведенного опроса аэропортов, использующих телескопические трапы, выявило, что аналогичные телескопические трапы CIMC-Tianda используют АО «СарАэро-Инвест» (международный аэропорт «Гагарин» (г. Саратов) и ООО «Международный аэропорт «Симферополь» (Таблица 3).

Таблица 3

Наименование аэропорта

Наименование используемого телескопического трапа

Амортизационная группа

Срок полезного использования

АО «СарАэро-Инвест» (международный аэропорт «Гагарин» (г. Саратов)

телескопический трап CIMC-Tianda

V

85 мес. (7 лет и 1 мес.)

ООО «Международный аэропорт «Симферополь»

телескопический трап CIMC-Tianda

IV

84 мес. (7 лет)

АО «Аэропорт «Храброво» (г. Калининград)

пассажирский телескопический трап ТВ 27/17,75-2

V

120 мес. (10 лет)

АО «Международный аэропорт Нижний Новгород» (аэропорт Стригино)

пассажирский телескопический трап ТВ 45,0/26,5-2

V

85 мес. (7 лет и 1 мес.)

При этом указанные в Таблице 2 аэропорты при амортизации телескопических трапов применяют наибольший срок полезного использования указанного имущества (от 84 до 120 мес.), нежели АО «Челябинское авиапредприятие» (61 мес.).

На основании изложенного, Челябинское УФАС России полагает, что АО «Челябинское авиапредприятие» при амортизации телескопических трапов не обоснованно уменьшило срок их полезного использования, что привело к завышению расходов на амортизацию имущества в тарифе, и вследствие чего к установлению высокой стоимости на услуги по предоставлению телескопического трапа.

Так, тариф за использование телескопического трапа в аэропорту г. Челябинска составляет 23 000 руб./час, в других аэропортах РФ – в диапазоне от 2 153 до 16 700 руб./час.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Применение данного запрета обуславливает необходимость определения действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые могут рассматриваться антимонопольным органом как установление или поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены, а также необходимость определения положения такого хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке как доминирующего.

По результатам предварительно проведенного анализа рынка услуг по предоставлению средств посадки и высадки пассажиров в аэропорту г. Челябинска за период с 27.11.2019 по 10.07.2020 АО «Челябинское авиапредприятие» занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке с долей более 50%.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

На основании изложенного, в действиях АО «Челябинское авиапредприятие» по установлению высокой стоимости услуги по предоставлению телескопического трапа усмотрены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем Челябинским УФАС России издан приказ от 14.07.2020 № 74 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения АО «Челябинское авиапредприятие» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 074/01/10-1642/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 25 августа 2020 года в 15 часов 00 минут по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 322.

2. Привлечь к участию в деле в качестве ответчика – АО «Челябинское авиапредприятие» (ИНН 7450003519; ОГРН 1027402816671; 454133, г. Челябинск, п. Аэропорт, здание летного отряда).

3. АО «Челябинское авиапредприятие» представить в срок до 20 августа 2020 года следующую информацию и документы:

3.1. Письменные пояснения с правовым обоснованием по изложенным в настоящем определении обстоятельствам, в том числе по отнесению телескопических трапов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 к четвертой амортизационной группе;

3.2. Письменное обоснование не отнесения телескопических трапов в соответствии со сроком их эксплуатации, указанным в технических паспортах, к седьмой амортизационной группе согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1;

3.3. Копии учредительных документов (со всеми действующими изменениями и дополнениями к ним), свидетельства о регистрации юридического лица в налоговом органе (ИНН, ОГРН), документы, подтверждающие полномочия руководителя, лицензии и т.д.;

3.4. Перечень группы лиц вашего предприятия по состоянию на 31.12.2019 и на дату получения настоящего определения с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, составленный в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, Приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293 с обязательным приложением схематического изображения группы лиц;

3.5. Сведения о выручке вашего предприятия от реализации всех товаров и услуг за 2019 год и I полугодие 2020 года (отдельно по периодам), а также сведения о совокупной выручке лиц, входящих в одну группу лиц с вашим предприятием за указанный период по основаниям, предусмотренным статьей 9 Закона о защите конкуренции, с приложением подтверждающих первичных документов;

3.6. Информацию о том, к какому виду экономической деятельности относится оказание услуг по предоставлению телескопического трапа, осуществляемой вашим предприятием (с указанием кода ОКВЭД);

3.7. Информацию о территориальных границах осуществления вашим предприятием деятельности по предоставлению телескопического трапа в 2019 – 2020 годах;

3.8. Перечень хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по предоставлению телескопического трапа на территории аэропорта г. Челябинска в 2019 – 2020 годах, с указанием их наименования, ИНН, юридических и фактических адресов, контактных телефонов;

3.9. Информацию о том, имеют (имелась) ли возможность авиакомпании получать услуги по предоставлению телескопического трапа на территории аэропорта г. Челябинска в 2019 – 2020 годах у иных хозяйствующих субъектов, кроме АО «Челябинское авиапредприятие», с указанием их наименования, ИНН, юридических и фактических адресов, контактных телефонов;

3.10. Перечень авиакомпаний, пользующихся услугой по предоставлению телескопического трапа в аэропорту г. Челябинска в 2020 году, с указанием их полного наименования, ИНН, юридических и фактических адресов;

3.11. Копии договоров, заключенных с крупнейшими авиакомпаниями на оказание услуг по предоставлению телескопического трапа и действующих в 2019 – 2020 годах, со всеми приложениями и дополнениями (порядка 10 договоров);

3.12. Информацию об объемах услуг по предоставлению телескопического трапа, оказанных вашим предприятием в аэропорту г. Челябинска в 2019 году и 1 полугодии 2020 года (отдельно по периодам и месяцам) в натуральном и стоимостном выражении всего, в том числе в разрезе авиакомпаний, по форме согласно Приложению;

3.13. Информацию об объемах услуг по предоставлению самоходного трапа, оказанных вашим предприятием в аэропорту г. Челябинска в 2019 году и 1 полугодии 2020 года (отдельно по периодам и месяцам) в натуральном и стоимостном выражении всего, в том числе в разрезе авиакомпаний, по форме согласно Приложению;

3.14. Информацию об объемах услуг по доставке пассажиров, оказанных вашим предприятием в целях посадки/высадки пассажиров с помощью самоходного трапа в аэропорту г. Челябинска в 2019 году и 1 полугодии 2020 года (отдельно по периодам и месяцам) в натуральном и стоимостном выражении всего, в том числе в разрезе авиакомпаний, по форме согласно Приложению;

3.15. Информацию о том, включены ли затраты на доставку пассажиров в тариф на подачу одного технического средства (самоходного трапа) (п. 2.2.1 прейскуранта);

3.16. Копии всей документации по закупке № 31806355865 (в том числе извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке, заявки на участие в закупке, выписку из журнала приема заявок на участие в закупке, все протоколы, составленные в ходе осуществления закупки);

3.17. Иные документы и сведения, имеющие отношения к рассматриваемому вопросу.

Приложение: на 1 л. в 1 экз.

Документы (информацию) необходимо представить в оригиналах или копиях, в прошитом и пронумерованном виде с описью вложения, заверить печатью и подписью представившего их лица и/или органа.

Нумерацию пунктов в ответах не изменять. В случае, если по какому-либо пункту информация отсутствует, следует указать причину её отсутствия.

Информацию (файлы, копии документов и т.д.) можно представить записанными на любой электронный носитель.

При представлении информации на электронном носителе обязательно сопроводительное письмо и опись содержимого электронного носителя с указанием общего количества корневых папок, количества документов в каждой папке и веса данных папок (мегабайты, гигабайты).

За непредставление в срок по требованию антимонопольного органа информации и документов либо представление заведомо недостоверных сведений (информации) частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа для юридических лиц от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей, на должностных лиц – от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

В связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) сообщаем вам о технической возможности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства путем использования систем видеоконференц-связи посредством программного обеспечения Skype (логин UFAS74).

О принятии решения об участии в рассмотрении дела № 074/01/10-1642/2020 о нарушении антимонопольного законодательства путем использования систем видеоконференц-связи просим сообщить в адрес Челябинского УФАС России.

Председатель Комиссии <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны