Решение (комиссия) №АК/3954/23 146ж решение от 28 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

4

 

 

 

ООО «ПОЛИГОН ТБО»

 

456504, Сосновский район,

пос. Северный, ул. Гагарина,1а

 

ООО «РТС-тендер»

 

121151, г. Москва, наб. Тараса Шевченко, д. 23А

 

ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ»

 

620027, г. Екатеринбург,

ул. Луначарского, д. 31, оф. 216

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/01/18.1-714/2023 (146-ж/2023)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 23.03.2023

В полном объеме решение изготовлено 28.03.2023

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

Председателя Комиссии:

     

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

     

ведущего специалиста–эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

 

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

в ходе рассмотрения жалобы ООО «Глобалс Аудит», при участии в дистанционном режиме:

- представителя ООО «ПОЛИГОН ТБО» действующего на основании доверенности № 136 от 22.03.2023;

- представителя ООО «ПОЛИГОН ТБО»  действующего на основании доверенности № 137 от 22.03.2023;

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 16.03.2023 поступила жалоба ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0400700045423000001 на проведение обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «ПОЛИГОН ТБО» за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года (далее - конкурс).

Согласно представленным документам 28.02.2023 ООО «ПОЛИГОН ТБО» объявило о проведении конкурса.

Начальная (максимальная) цена контракта – 265 000, 00 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 16.03.2023.

На момент рассмотрения жалобы ООО «Глобалс Аудит» контракт не заключен.

В жалобе заявитель оспаривает порядок оценки заявок, который не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в части установления требования к критериям оценки заявок по опыту выполнения работ (установление нескольких детализирующих показателей, отсутствие возможности предоставления опыта выполнения работ за 5 лет, а также отсутствие предельного максимального значения показателя), а также установление в рамках критерия «характеристик объекта закупки» условия о разработке методики проведения аудита без разъяснения порядка ее оформления.

Представители заказчика представили письменные пояснения и указали, что порядок оценки заявок, установленный в извещении о закупке, не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, так как требования к опыту выполнения работ указаны с учетом положений Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604, необходимость разработки методики обусловлена требованиями Закона об аудиторской деятельности, международными стандартами аудита и методическими рекомендациями по проведению конкурса на право заключения договора на проведение аудита. При этом, заказчиком предусмотрено, что в указанной методике должны содержаться порядок и методы проведения аудиторской проверки, иные положения разрабатываются участником закупки самостоятельно.

 

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1. Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе следует, что в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).

Согласно подпункту «г» пункта 3 раздела I Положения предусмотрено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяется критерий оценки квалификация участников закупки.

В пункте 8 раздела I Положения указано, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами «в» и «г» пункта 3 настоящего Положения:

- применяются детализирующие показатели;

- в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

- оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

В подпункте «в» пункта 24 раздела V Положения предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» может применяться показатель оценки наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.

Согласно подпункту «а» пункта 28 раздела V Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения: применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- общее количество исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

В подпунктах «в, г» пункта 28 раздела V Положения закреплено следующее:

- документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению (порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе) устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

- последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Таким образом, разделом V Положения предусмотрены требования как к показателям (детализирующим показателям) по критерию «квалификация участника закупки», так и требования к документам и сведениям, которые должны быть установлены для оценки в рамках указанных показателей.

В пункте 3 раздела II Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме (Приложение № 7 к извещению о закупке) определено, что по критерию «квалификация участников закупки) предусмотрен показатель «наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом договора (контракта)», а также два детализирующих показателя: общая цена исполненных участником закупки договоров и общее количество исполненных участником закупки договоров, что соответствует подпункту «а» пункта 28 раздела V Положения.

 

В разделе III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме предусмотрено, что к оценке будут приниматься договоры на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, что также отвечает требованиям подпункта «в» пункта 28 раздела V Положения, так как указанный опыт сопоставим с предметом закупки.

Кроме того, доводы заявителя в части неприменения предельного максимального значения показателя опыта выполнения работ, являются необоснованными, так как в соответствии с пунктом 21 раздела 4 Положения установление данного значения является правом заказчика.

При этом, выбранная заказчиком формула оценки заявок по детализирующим показателям опыта выполнения работ (пп. «б» п. 20 раздела 4 Положения), не предполагает установление предельного максимального значение для оценки заявок участников закупки

Вместе с тем, в разделе III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме указано, что к оценке принимаются исключительно исполненный договор за период с 2019 по 2021 годы (включительно), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).

Так, заказчик ограничил предоставление документов, подтверждающих опыт исполнение обязательств по контракту, тремя годами до проведения аукциона, что противоречит подпункту «г» пункта 28 раздела V Положения, в рамках которого императивно указано, что последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок, то есть опыт выполнения работ должен быть не ранее 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Таким образом, установленный в извещении о закупке порядок оценки по показателю опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта, в части предъявления требований к сроку исполнения документов, подтверждающих опыт оказания аудиторских услуг, не соответствует подпункту «г» пункта 28 раздела V Положения, пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

 

2. В соответствии с подпунктами «а, б» пункта 16 раздела IV Положения для оценки заявок по критерию оценки «характеристики объекта закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

- качественные характеристики объекта закупки;

- функциональные характеристики объекта закупки;

- экологические характеристики объекта закупки.

С учетом пункта 17 раздела IV Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.

Из пункта 19 раздела IV Положения следует, что если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.

Таким образом, показатель оценки заявки и детализирующий показатель оценки должны раскрывать содержание критерия оценки заявки путем установления перечня свойств объекта закупки, подлежащих оценке.

Как установлено при рассмотрении жалобы в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме в рамках критерия «качественные функциональные и экологические характеристики объекта закупки» одним из детализирующих показателей является оценка качества предложенной методики проведения аудита - соответствие данной методики специфике деятельности предприятия (общий подход к осуществлению аудиторской проверки, включающей подробное описание порядка и методов оказания услуг).

При этом, данный критерий предусмотрен Методическими рекомендациями по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», одобренными Советом по аудиторской деятельности от 18.09.2014 (далее – Методические рекомендации).

Так, в подпункте «а» пункта 6.3 Методических рекомендаций указано, что заявка участника закупки должна содержать описание качественной характеристики объекта закупки согласно стандартам аудиторской деятельности, Кодексу профессиональной этики аудиторов и Правилам независимости аудиторов и аудиторских организаций, в частности методику проведения аудита (описание общего подхода к организации и проведению аудита, описание внутреннего контроля качества работы, др.).

Таким образом, заказчиком предъявлены требования к том, что указанная методика должна содержать описание порядка и методов проведения аудиторской проверки.

При этом, из пояснений заказчика следует, что под «предприятием» подразумевается аудиторская организация, а не организация заказчика.

На основании изложенного, общие требования к содержанию методики раскрыты в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме, что позволяет аудиторской организации разработать указанный документ с учетом особенностей проведения аудиторских проверок, Следует отметить, что в составе заявки заявителя предоставлена методика проведения аудиторской проверки, при этом согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 17.03.2023 по указанному показателю заявителю (заявка 113757381) присвоено максимальное значение по критерию – 15, что не позволяет сделать вывод о неясности порядка оформления указанной методики для общества.

Рассмотрев доводы жалобы в указанной части, Комиссия не усматривает нарушения законодательства о контрактной системе в действиях заказчика по установлению содержания методики проведения аудита в качестве показателя критерия оценки «характеристики объекта закупки».

В связи с допущенными нарушениями, выявленными при рассмотрении жалобы, в действиях виновных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.


 

Исходя из информации, представленной сторонами, а также информации, полученной Комиссией при рассмотрении жалобы, Комиссия, руководствуясь статей 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Глобалс Аудит» на действия заказчика обоснованными в части установления порядка оценки заявок по показателю критерия «квалификация участников закупки» с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение подпункта «г» пункта 28 раздела V Положения, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-4411

 

 

Связанные организации

ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ»
ИНН 6652022791, ОГРН 1076652000336
ООО "Полигон ТБО"
ИНН 7438030026, ОГРН 1117438003407
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666