Решение б/н Решение по делу № 93-2013 в отношении индивидуального предпр... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

15 ноября 2013 года г. Челябинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

 

председатель Комиссии:

Л.Н.Галичина – заместитель руководителя - -начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией;

члены Комиссии:

Н.В.Соболь – ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

И.П. Баранова – ведущий специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,

 

рассмотрев дело № 93-2013 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, возбужденное в отношении <...> по факту размещения рекламы с использованием непристойного образа полуобнаженной девушки с признаками нарушения требований частей 6 и 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в присутствии:

представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства, <...>, адвоката <...> по ордеру № 21 от 15 ноября 2013 года (личность удостоверена по служебному удостоверению № 633 от 30.03.2004);

представителя ООО «Рестком» <...> по доверенности б/н от 1 ноября 2013 года (личность удостоверена по паспорту);

представителя ЗАО «Элис» <...> по доверенности б/н от 6 июня 2013 года (личность удостоверена по паспорту),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области из Челябинской городской Думы для рассмотрения по подведомственности поступило коллективное обращение жителей города Челябинска о распространении в городе Челябинске наружной рекламы СПА-салонов и ночных клубов, которая противоречит морально-нравственным устоям общества и наносит  непоправимый вред нравственному воспитанию несовершеннолетних. Аналогичное заявление было направлено Челябинской городской Думой в Прокуратуру г. Челябинска.

Одним из фактов распространения такой рекламы в заявлении указано размещение рекламы «Abyss» с использованием рекламной конструкции в г. Челябинске по улице Труда, д. 61.

Распространение рекламы подтверждается актом осмотра, составленным специалистами Челябинского УФАС России 7 октября 2013 года с использованием технического средства – фотоаппарата PRACTICA DZC 4,4 Mega Pixel и приложенными к нему фотографиями. В рекламе, в левой части информационного поля, содержатся сведения «Нельзя не увидеть! Каслинская 99 «в» 796-56-23 Abyss 18+», в правой части присутствует изображение полуобнаженной девушки, танцующей у шеста. Изображение полуобнаженной девушки у шеста отражает специфику заведения именно как ночного клуба.

По сведениям Управления наружной рекламы и информации Администрации г. Челябинска на запрос Челябинского УФАС России, владельцем рекламной конструкции является ООО «Элис» (г. Челябинск, ул. Энгельса, 97 б).

ЗАО «Элис» на запрос Челябинского УФАС России представило сведения о том, что арендатором рекламной конструкции является <...> (г. Челябинск, ул. Чайковского, 15/198).

Челябинским УФАС России возбуждено дело № 93-2013 в отношении <...> по признакам нарушения частей 6,11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», к участию в рассмотрении дела привлечено ЗАО «Элис» и ООО «Рестком», адрес которого (г. Челябинск, ул. Каслинская, 99 «В») указан в рекламе.

Представитель <...> на заседании Комиссии пояснила, что образ девушки не является непристойным и не нарушает нравственные устои общества, так как танец на пилоне (шесте) относится к разряду спортивных танцев, обучение которым проводится в обычных школах танцев. Полагает, что при оценке данной рекламы необходимы специальные познания в области культурологии, искусствоведения.

Из объяснений ЗАО «Элис» следует, что реклама с изображением девушки у шеста не содержит непристойного образа и не нарушает нравственные устои общества.

Рассмотрев заявление и материалы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

В силу части 6 статьи 5 Закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.

Слово «непристойный» в соответствии с Толковым словарем русского языка  С.И.Ожегова означает «неприличный, бесстыдный». Слово «Бесстыдный» согласно вышеуказанному словарю означает «лишенный «чувства стыда, противоречащий общественной морали, непристойный». «Неприличный» - противоречащий правилам приличия. «Приличие» - правило поведения, вежливость, благопристойность.

Следовательно, к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые модели и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

По данным Википендии размещенной по ссылке http://ru.wikipedia.org/wiki /%D1%F2%F0%E8%EF%F2%E8%E7 стрипти́з (от англ. strip — «раздеваться» и tease — «дразнить») — эротический танец, в ходе которого постепенно раздеваются. Стриптиз обычно демонстрируют в ночных клубах. Классическим элементом стриптиза является пилон (шест), вокруг которого танцует и раздевается стриптизерша.

К стриптизерше можно применить определение стриптизера, данного в толковом словаре Ефремовой Т.Ф по ссылке http://www.efremova.info/word/striptizer.html, - это участник стриптиза, тот, кто в своем поведении отличается чрезмерным, неуместным откровением.

Образ полуобнаженной девушки у шеста в рекламе «Abyss» является непристойным, так как отличается чрезмерным, неуместн ым откровением. Иными словами, в рекламе ночного клуба изображена именно стриптизерша, что является неуместным в виду выбранного способа распространения рекламы - на наружной рекламной конструкции, что увеличивает неопределенный круг потребителей, в который вынужденно входит не только целевая аудитория, но и другие категории проживающего в городе Челябинске населения, в том числе несовершеннолетние.

С учетом изложенного, Комиссия признает рекламу, в которой использован непристойный образ полуобнаженной девушки, танцующей у шеста, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Нормы Федерального закона «О рекламе», запрещающие использование непристойных образов, также направлены на защиту в том числе несовершеннолетних детей от негативного воздействия на их нравственное развитие со стороны публично распространяемой рекламы с применением непристойных образов.

Указание в наружной рекламе «Abyss» категории информационной продукции 18+ является мерой по ограничению доступа лиц, не достигших возраста 18 лет в развлекательный комплекс «Abyss». Вместе с тем, и сама непристойная реклама в данном случае также не должна быть доступной для лиц, не достигших 18 лет.

В связи с изложенным, Комиссия считает, что необходимость в дополнительной квалификации данного нарушения по части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» отсутствует.

Относительно доводов <...> о необходимости специальных познаний для оценки рекламы Комиссия считает, что в силу положений пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 года № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» при рассмотрении дел о привлечении лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за использование ими в рекламе непристойных образов специальных знаний, как правило, не требуется.

Комиссия отмечает, что вопрос о том, содержится ли в рассматриваемой рекламе развлекательного комплекса «Abyss» непристойный образ, был рассмотрен на заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Челябинском УФАС России (далее – Экспертный совет), состоявшемся 24 октября 2013 года.

Экспертный совет, изучив наружную рекламу «Нельзя не увидеть!...Abyss…» пришел к выводу о необходимости при оценке такой рекламы применения положений части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Комиссия считает, что результаты заседания Экспертного совета и заявление с подписями жителей города Челябинска, направленное в антимонопольный орган, являются достаточными доказательствами непристойного характера данной рекламы.

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем указанной рекламы является <...> (г. Челябинск, ул. Чайковского 15-198) как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную <...> с использованием рекламной конструкции по адресу: г. Челябинск, ул. Труда, д. 61, в которой использован непристойный образ полуобнаженной девушки, танцующей у шеста, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ИП <...> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <...>

Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение изготовлено в полном объеме 28 ноября 2013 года.

Председатель Комиссии

Л.Н.Галичина

Члены Комиссии

Н.В. Соболь

И.П. Баранова

Связанные организации

Связанные организации не указаны