Решение (комиссия) №АК/3737/23 Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/106-654/2023 по делу № 130-ж/2023 от 24 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

11

 

 

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Районная больница

п. Бреды»

457310, Челябинская область,

п. Бреды, мкр. Медгородок, стр. 11

 

ООО «САВИР»

454071, г. Челябинск,

ул. Шуменская, д. 6, кв. 135

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва,

набережная Тараса Шевченко, д. 23А,

25 этаж, помещение 1

 

Комиссии по осуществлению закупок

(извещение № 0369600036423000012)

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/106-654/2023

по делу № 130-ж/2023

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 марта 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 23 марта 2023 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

Козловой А.А.

 

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>  

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 <…>

Фадеевой Н.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «САВИР» (далее – ООО «САВИР», заявитель) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку средства дезинфицирующего (извещение № 0369600036423000012), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Районная больница п. Бреды» (далее – Учреждение, Заказчик): <…>., действующего на основании доверенности № 1 от 03.03.2023; <…>., действующего на основании доверенности № 2 от 03.03.2023;

- представителя Заявителя: <…>., действующей на основании доверенности № 1 от 09.01.2023,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 01.03.2023 поступила жалоба ООО «САВИР» на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку средства дезинфицирующего (извещение № 0369600036423000012) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 03.03.2023 в 09:21.

Начальная (максимальная) цена контракта на поставку средства дезинфицирующего составляет 285 846,07 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 13.03.2023 08:00.

В соответствии с протоколом подведения итогов № 0369600036423000012 от 14.03.2023 в связи с тем, что членами комиссии по осуществлению закупок принято решение о соответствии требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, только одной заявки на участие в ней, на основании пункта 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.

На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.

 

Доводы жалобы ООО «САВИР» заключаются в следующем.

  1. По позиции 1 Технического задания Заказчик ненадлежащим образом обосновал требование к объему: не менее 4,3 л, указав, что «Требования к фасовке указаны для удобства хранения, учета и использования в работе, а также для более эффективной и своевременной доставки в нужном количестве в профильные кабинеты со складского помещения. Указанный объем, позволяет делить ДС по отделениям без вскрытия упаковки», что не подтверждает, по мнению Заявителя, как указанный объем 4,3 литра и более средства позволяет делить ДС по отделениям без вскрытия упаковки.

  2. По позиции 2 Технического задания установлено: «Форма выпуска: таблетка. Тип средства: концентрат в таблетированной форме».

По мнению Заявителя, в извещении об осуществлении закупки отсутствует разъяснение понятия такого типа дезинфицирующего средства, как «концентрат в таблетированной форме», а также недостаточным является обоснование такого требования: «Тип товара определен с учетом специфики деятельности ЛПУ, в соответствии с СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" , «Федеральные клинические рекомендации по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях», п. 4.6.2. (далее – ФКР). Данное обоснование Заявитель считает формальным и не отражающим суть потребности Заказчика в указанной части.

  1. В позиции 3 Технического задания установлено, что «Рабочие растворы могут применяться как в активированном виде, так и в не активированном виде (приготовление активированных рабочих растворов предусматривает использование активатора). Упаковка: емкость не менее 1л (в комплект входит активатор средства)». Содержится также обоснование указанного требования, в соответствии с которым применение активатора позволяет контролировать стабильность сохранения концентрации действующих веществ, увеличить выходы рабочих растворов средства.

По мнению Заявителя, данное обоснование является формальным, поскольку установленные данные выхода рабочего раствора из 1 литра концентрированного средства не позволяют определить, рассчитаны они с применением активатора или без его применения.

  1. В Техническом задании установлено незаконное требование об указании наименования дезинфицирующего средства, зарегистрированного на территории ЕврАзЭс».

  2. В позиции 4 Технического задания установлено следующее: «Срок годности рабочих растворов средства: не менее 30 суток». Данное требование, по мнению Заявителя, является излишним.

Также в позиции 4 Технического задания установлено следующее требование: «Выход рабочего раствора из 1 л концентрированного средства: - дезинфекция поверхностей по бактериальному режиму не менее 1000 л при времени экспозиции не более 60 минут, при этом суммарное содержание всех ДВ в рабочем растворе должно быть не менее 0,01 %; - дезинфекция поверхностей по вирусному режиму не менее 500 л при времени экспозиции не более 30 минут, при этом суммарное содержание всех ДВ в рабочем растворе должно быть не менее 0,049 %; - дезинфекция поверхностей в отношении возбудителей внутрибольничных инфекций, включая синегнойную палочку Pseudomonas aeruginosa, не менее 200 литров при времени экспозиции не более 30 минут, при этом суммарное содержание всех ДВ в рабочем растворе должно быть не менее 0,1 %; - проведение генеральных уборок в соматических отделениях не менее 500 л при времени экспозиции не более 30 минут; - дезинфекция ИМН однократного применения (отходы) по вирусному режиму не менее 250 л при времени экспозиции не более 45 минут; - дезинфекция санитарно-технического оборудования по бактериальному режиму не менее 1000 л при времени экспозиции не более 60 минут; - дезинфекция, совмещенная с ПСО (ручной способ) по вирусам ИМН не менее 500 л рабочего раствора при времени экспозиции на этапе погружения (замачивания) не более 40 минут, при этом суммарное содержание всех ДВ в рабочем растворе должно быть не менее 0,049 %; - дезинфекция, совмещенная с предстерилизационной очисткой эндоскопов и инструментов к ним, механизированным способом не менее 200 л при времени экспозиции не более 20 минут, при этом суммарное содержание всех ДВ в рабочем растворе должно быть не менее 0,09 %».

По мнению Заявителя, данное требование к выходу, концентрации и экспозиции готового раствора является излишним, поскольку наличие данных характеристик проверить при поставке не представляется возможным.

 

Дополнительно на заседании Комиссии Заявителем указано на неправомерное установление ограничения допуска иностранных товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 102), поскольку товар, являющийся объектом закупки, не является медицинским изделием.

Антимонопольный орган отмечает, что данный довод не может быть рассмотрен в качестве довода жалобы, поскольку не соответствует с нарушением требований абзаца 1 части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, предусматривающего, что жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, исключительно с использованием единой информационной системы путем формирования и размещения в этой системе.

Вместе с тем, по данному вопросу антимонопольным органом в рамках рассмотрения настоящего дела может быть проедена внеплановая проверка.

 

Заказчик представил письменные пояснения, в которых указал следующее.

  1. Заказчик обосновал потребность в данной фасовке (объеме упаковки), с учетом своей ежедневной практической деятельности. Любая форма выпуска запрашиваемых средств имеет свои преимущества и недостатки, свою ценовую категорию, и совокупность этих факторов учитывалась Заказчиком при выставлении соответствующих требований к фасовке. Если из описания объекта закупки убрать требования к фасовке в данном конкретном случае, то это не просто расширит круг возможных участников, предлагающих альтернативные фасовки товара. Это будет ограничивать к поставке товары с требуемыми Заказчику свойствами.

Под запрашиваемые Заказчиком требования подходят, в том числе, товары с разными объемами упаковок, например, 4, 3 л или 5,0 л. Это распространенные формы выпуска данного товара, широко представленные на рынке дезинфицирующих средств. Поскольку закупаемый товар выпускается и поставляется в оригинальных емкостях производителя, имеющих строго определенную фасовку, по мнению Заказчика, логично установление соответствующих требований в описании объекта закупки.

  1. Согласно пункту 4.6.2 ФКР Средства дезинфекции и стерилизации выпускают в виде концентратов и готовых к применению форм.

По мнению Заказчика, данная классификация отражает общие сведения о выпускаемых формах дезинфицирующих средств, а не является законодательно утвержденным и обязательным к применению перечнем форм выпуска.

Методические указания МУ 3.5.2644—10 «Организация и проведение дезинфекционных мероприятий при дерматомикозах», к примеру, содержат следующее положение: «3.1.2. Заключительная дезинфекция. Для дезинфекции используют фунгицидные средства, разрешенные для применения способом орошения. Предпочтение отдают таблетированным формам препаратов на основе дихлоризоцианурата натрия и трихлоризоциануровой кислоты, хлорпроизводным гидантоина, композиционным средствам, содержащим КЛАВ». Национальный справочный портал Реестр дезсредств ((Зегг.ги) так же информирует потребителей об основных формах выпуска дезинфицирующих средств: «Концентраты бывают жидкие и твердые (таблетированные и порошкообразные)».

Заказчик поясняет, что производители дезинфицирующих средств также могут прописывать в инструкциях по применению формы выпуска средств своего производства по-разному. Нет общепринятого, законодательно закрепленного термина для запрашиваемой формы выпуска необходимого Заказчику средства. При этом, как считает Заказчик, описание Заказчика содержит общепринятые термины и понятия в дезинфектологии и обосновано, с учетом его ежедневной практической деятельности.

Заказчик поясняет, что у каждой из основных форм выпуска дезинфицирующих средств (готовые к применению, концентраты) есть свои преимущества, которые учитывает Заказчик при составлении технического задания на поставку необходимых ему дезинфектантов. Общее преимущество концентратов - это то, что из единицы объема средства получается больший объем рабочего раствора. Проще всего готовить растворы таблетированных средств, к объему воды добавляют нужное количество таблеток, дожидаются полного растворения - не нужно что-то отмерять и высчитывать.

Описание объекта закупки отражает реальную потребность Заказчика в дезинфицирующих средствах, с учетом микробиологического профиля медицинской организации. Обоснование запрашиваемых дополнительных характеристик также составлено с учетом практической деятельности заказчика и является отражением его потребности.

3. Заказчиком не устанавливлены требования к выходам рабочих растворов с указанием необходимости их активирования как раз с целью не ограничивать количество участников закупки и дать возможность поставщикам предложит к поставке средства с разными характеристиками. Приоритетным для заказчика является в данном случае такой показатель, как выход рабочего раствора средства из 1 литра концентрата, отражающий экономичность применения запрашиваемого средства, а не условия приготовления рабочих растворов.

4. По мнению Заказчика, обращение на территории Российской Федерации имеют только дезинфицирующие средства, зарегистрированные в установленном порядке, сведения о которых размещаются в открытом доступе на официальном сайте Евразийской экономической комиссии, в Едином реестре свидетельств о государственной регистрации, которая доступна для неопределенного круга лиц.

По мнению Заказчика, отсутствие в поданной заявке участником указаний на торговое наименование дезинфицирующего средства не позволяет Заказчику идентифицировать предлагаемый к поставке товар - как легитимное дезинфицирующее средство, разрешенное для обращения на территории Таможенного союза. Указание наименования необходимо для возможности проведения проверки достоверности предоставленных сведений и наличия у дезинфицирующего средства свидетельства о государственной регистрации.

5. Процентное содержание действующих веществ в рабочих растворах - это величина, которая напрямую определяет дезинфекционные свойства любого дезинфектанта. Она рассчитывается на основании процентной концентрации рабочего раствора и процентной концентрации действующего вещества в концентрате. Формула расчета приведена в ФКР, пункт 6.4. В пункте 6.3 ФКР приведены сведения о минимальных концентрациях действующих веществ в рабочих растворах, проявляющих активность в отношении обрабатываемых микроорганизмов. В пункте 6.3 также указывается: «Учитывая возможность формирования устойчивых к дезинфектантам штаммов микроорганизмов, не рекомендуется применять ДС, если концентрации растворов по ДВ меньше приведенных в табл. 4».

Заказчик использовал данные рекомендации при установлении требований к режиму дезинфекции поверхностей по бактериальному режиму (дезинфекция поверхностей по бактериальному режиму не менее 1000 л при времени экспозиции не более 60 минут, при этом суммарное содержание всех ДВ в рабочем растворе должно быть не менее 0,01 %). В соответствии с пунктом 6.3. ФКР, композиции на основе нескольких ДВ из группы КЛАВ содержат, как правило, не менее 0,01 % по сумме ДВ.

В нормативном документе СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", вступившем в силу с 01.09.2021 года, также приведены сведения в отношении минимальных концентраций действующих веществ в рабочих растворах при работе с микроорганизмами 1-П групп патогенности (таблица 6). Кроме того, в СанПиН приведены минимальные эффективные концентрации стерилизующих агентов в рабочих растворах (пункт 3605).

Эти пункты санитарных нормативов напрямую доказывают важность и необходимость данных характеристик для Заказчика.

Однако сведения об эффективных концентрациях, приведенные в данных санитарных нормативах, не отражают все режимы применения, которые необходимы Заказчику. В инструкциях по применению любого дезинфицирующего средства порядка нескольких десятков конкретных режимов применения (например, дезинфекция поверхностей посуды, санитарно- технического оборудования, медицинских отходов, медицинских изделий и т.п.). Поэтому использование только сведений из нормативных документов для выставления ограничений в отношении концентраций действующих веществ в рабочих раствора, для Заказчика недостаточно.

Заказчик отмечает, что прежде чем установить требования к приобретаемым дезинфицирующим средствам, лечебное учреждение проводит апробации дезинфектантов или производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований применяемых дезинфицирующих средств.

Режимы применения запрашиваемых дезинфицирующих средств были установлены на основании ранее проведенных апробаций. По итогу проведения обязательного производственного контроля при использовании запрашиваемых дезинфицирующих средств нарушений санитарно- эпидемиологического режима не выявлено, все смывы были отрицательными. Данный факт свидетельствует о правильно выбранной тактике ведения дезинфекционных мероприятий, при которых учитываются рекомендованные минимальные эффективные концентрации действующих веществ в рабочих растворах.

Лечебное учреждение опытным путем (в результате проведенного производственного контроля) установило, что определенное дезинфицирующее средство имеет эффективные режимы применения и желает в результате закупки получить не менее эффективный эквивалент.

Показатели, устанавливаемые производителями для своей продукции (в том числе, запрашиваемый показатель - суммарное содержание действующих веществ в рабочем растворе), являются общими для всего выпускаемого товара и не зависят от конкретной партии товара. Поставщики, участвующие в закупках на поставку дезинфицирующих средств, не проводят экспертизу закупаемого товара перед поставкой.

Заказчик поясняет, что для предоставления подробных сведений о компонентном составе средства, а также, обо всех запрашиваемых режимах применения, необходимы следующие документы: свидетельство государственной регистрации средства и действующая инструкция по применению.

По мнению Заказчика, Инструкцию по применению средства поставщик может запросить у производителя, предлагаемого к поставке товара, без обязательного приобретения товара, на этапе согласования условий приобретения и поставки товара. Это документ, который законодательно закрепляется на этапе регистрации товара и не меняется в зависимости от конкретной партии товара. Суммарное процентное содержание действующих веществ в рабочих растворах рассчитывается на основании процентной концентрации рабочего раствора и процентной концентрации действующего вещества в концентрате. Обе эти характеристики в обязательном порядке содержатся в каждой инструкции по применению дезинфицирующих средств.

Требование к сроку годности рабочего раствора установлено в целях достижения максимального экономического эффекта при норме среднемесячного количества использования средства, уменьшения времени контакта медицинского персонала с концентрированными дезинфицирующими средствами, а также снижения нагрузки на медицинский персонал.

 

Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.

 

Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

  1. Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.

В соответствии с частью 29 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить:

1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;

2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

При этом, пункт 2 части 29 указанной нормы не определяет требования к формированию лота в сфере поставки дезинфицирующих средств, и заказчик наделен правом самостоятельного формирования лотов, в соответствии с имеющейся потребностью.

Хозяйствующие субъекты, принимая решение о возможности участия в конкретной закупке, имеют возможность оценить все риски, связанные с исполнением контракта, заключаемого по ее результатам.

При этом формирование потребности заказчика не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения единого порядка потенциальным претендентам и гарантий реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдать требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (далее – Правила № 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения.

При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

- наименование товара, работы, услуги;

- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В пункте 5 Правил № 145 указано, что заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно пункту 6 Правил № 145 в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

 

Описание объекта закупки содержит также обоснование необходимости применения указанных дополнительных характеристик по каждой позиции Технического задания.

Комиссия антимонопольного органа отмечает, что законодательство не содержит требований к виду, порядку и содержанию обоснования дополнительных характеристик заказчиком при описании объекта закупки.

При этом, Комиссия антимонопольного органа не обладает специальными познаниями, позволяющими оценить технологические и функциональные преимущества дезинфицирующих средств, представленных на товарном рынке, обладающих теми или иными функциональными характеристиками, также, как и определить соответствие каждого из них потребности Заказчика.

Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа отмечает следующее.

Из графы «обоснование включения показателя в описание объекта закупки» следует, что максимальные и минимальные значения по каждой позиции в Техническом задании предусмотрены в соответствии с ФКР.

Вместе с тем, ФКР не являются ни нормативным актом, ни национальным стандартом, и в отношении них заказчик не связан положениями пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 2.1 Приказа Минздрава РФ от 10.11.2002 № 344 «О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей» с 1 января 2003 года организовано проведение государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей.

Таким образом, все дезинфицирующие средства, прошедшие государственную регистрацию, отвечают нормативно установленным требованиям к качеству и безопасности.

Согласно пункту 3.6.3 СП 3.5.1378-03 выбор дезинфицирующего средства, а также способа его применения определяются особенностями обеззараживаемого объекта, биологическими свойствами микроорганизма, что в совокупности должно обеспечить достижение дезинфекции.

Следовательно, согласно санитарным правилам, определяющими характеристиками для дезинфицирующего средства в совокупности являются область его применения.

Все без исключения дезинфицирующие средства на территории Российской Федерации проходят исследования, предрегистрационные испытания, регистрируются, сертифицируются на основе требований Руководства 4.2.2643-10.3.5 «Дезинфектология».

В связи с этим на территории Российской Федерации действует единая установленная классификация дезинфицирующих средств, указанная в пунктах 4.1., 4.2. Руководства, в соответствии с которой и проводятся соответствующие исследования, испытания и регистрация.

При регистрации дезинфицирующих средств в инструкциях по их применению прописывается индивидуальный рецептурный состав средства, на основе которого уже были произведены все необходимые исследования и испытания.

В связи с этим в инструкциях прописываются и утверждаются только конкретные режимы применения средств, эффективность рабочих растворов, функциональные и технические характеристики, такие как: назначение средства и основные режимы его применения; срок годности средства и рабочего раствора; активность средства в отношении различных инфекций и микроорганизмов; время обработки объектов обеззараживания; утвержденные концентрации применения рабочих растворов; упаковка, температура хранения, класс опасности и меры предосторожности.

Указанное не оспаривается Заказчиком, и, напротив, подтверждается его письменными пояснениями.

Все официально представленные на рынке России дезинфицирующие средства, которых насчитывается более 2 000 наименований, апробированы и сертифицированы в качестве соответствующих дезинфицирующих веществ. Это означает, что эти средства в ходе сертификации прошли все необходимые испытания и отвечают своему назначению (уничтожать те или иные микробы, бактерии). При наличии указания области применения отсутствует необходимость указания конкретного рецепта дезинфицирующего средства. Рецептуру конкретных дезинфицирующих средств определяет производитель, для которого наличие и процентное содержание того или иного вещества в составе дезинфицирующего средства во многом является маркетинговым ходом, позволяющим выделить свою продукцию среди подобных средств иных производителей.

Таким образом, включение в аукционную документацию описания рецептуры дезинфицирующего средства, в том числе указание процентного содержания действующих веществ, носит избыточный характер и формирует узконаправленных поставщиков, что в свою очередь, приводит к ограничению количества участников закупки.

С учетом изложенного, описание объекта закупки на основании инструкции применения конкретного дезинфицирующего средства даже с учетом указания характеристик рабочего раствора, объема наполнения, с использованием слов «не более», «не менее» не является надлежащим исполнением требований статьи 33 Закона о контрактной системе. Поскольку по смыслу данной нормы описание объекта закупки должно быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки путем установления в документации о закупке таких требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц.

Следовательно, указание в Техническом задании конкретных характеристик дезсредства (конкретные значения концентрации действующих веществ; срок годности рабочих растворов; указание конкретных режимов дезинфекции; требования к упаковке), носит излишний характер не соответствует положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.

При этом, Заказчиком не представлено доказательств невозможности использования дезсредств, отличающихся по составу, режимам дезинфекции, сроку годности рабочих растворов от требований к данным характеристикам, указанным в Техническом задании, не следует наличие объективных оснований для исключения возможности использования дезинфицирующих средств, обладающих отличными от указанных в описании закупки.

Из материалов дела и пояснений Заказчика не следует, что при формировании объекта закупки им осуществлялся анализ дезсредств, представленных на товарном рынке Российской Федерации, что противоречит принципам эффективности осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

 

С учетом изложенного, при отсутствии нормативно закрепленных требований к количественному и качественному составу дезинфицирующих средств, при отсутствии доказательств, подтверждающих наличие потребности заказчика в необходимости установления требований к составу дезинфицирующего средства, требований к сроку годности рабочих растворов; указанию конкретных режимов дезинфекции; требования к объему наполнения, описание объекта закупки носит избыточный характер, включает в себя излишние требования к характеристикам дезинфицирующего средства, что не соответствует пунктам 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

 

  1. Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе, информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать определенную информацию, и, согласно части 3 указанной нормы требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Постановление № 617) заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно:

а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок.

Пунктом 4.1. Приложения № 3 к извещению о проведении закупки установлено, что предложение участника закупки должно содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона:

- А. В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Приказ № 126н):

декларация страны происхождения поставляемого товара.

- Б. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – постановление № 102):

- сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами. (форма СТ-1)

- В. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств:

а) наличие сведений об отдельных видах промышленных товаров в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»;

б) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

в) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики. Из извещения о проведении закупки следует, что условия допуска и ограничения иностранных товаров установлены в соответствии с постановлением постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 617 и Приказом № 126н.

Объектом закупки является дезинфицирующие средства код КТРУ 20.20.14.000-00000005, предусмотренный Постановлением № 617.

В этой связи Приложение № 3 к извещению о проведении закупки содержит требования, соответствующие указанным нормативным правовым актам.

При этом, требования о предоставлении сведений о «наименовании дезинфицирующего средства, зарегистрированного на территории ЕврАзЭс», ни законодательство о контрактной системе, ни извещение о проведении закупки, не содержит.

Вместе с тем, описанием объекта закупки в позициях 2-5 Технического задания предусмотрено, что участнику при подаче заявки необходимо «Указать наименование дезинфицирующего средства, зарегистрированного на территории ЕврАзЭс».

С учетом изложенного, описание объект закупки, содержащее требование о необходимости указания наименования предлагаемого товара, исключительно зарегистрированного на определенной территории, является излишним, и не соответствует пункту 15 части 1 статьи 42, пункту 2 части 1, части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе

Более того, аббревиатура ЕврАзЭс не является официальным сокращением наименования Евразийского экономического союза (ЕАЭС), согласно «Договору о Евразийском экономическом союзе» (подписан в г. Астане 29.05.2014).

 

Из протокола подведения итогов аукциона № 0369600036423000012 от 14.03.2023 следует, что на участие в аукционе подано две заявки, только одна из которых признана соответствующей положениям извещения об осуществлении закупки.

С учетом изложенного, установление излишних требований к описанию объекта закупки может являться причиной отказа в допуске к участию в аукционе, что, в свою очередь, подтверждает отсутствие достаточной конкуренции при проведении данной закупки.

Доводы жалобы Заявителя в части нарушения Заказчиком при описании объекта закупки положений законодательства о контрактной системе, являются обоснованными.

 

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлено следующее.

 

  1. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Исходя из содержания извещения о проведении аукциона, заказчиком осуществляется закупка дезинфицирующих средств, с кодами 20.20.14.000-00000005 и 20.20.14.000-00000009 «Средства дезинфекционные».

Данные товары включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, информация об установлении соответствующих ограничений должна быть указана в извещении о проведении аукциона, в аукционной документации.

Вместе с тем, в извещении об осуществлении закупки также установлены ограничения допуска, предусмотренные Постановлением № 102.

Приложением к Постановлению № 102 предусмотрен код ОКПД2 20.20.14.000 «Медицинские изделия, содержащие антисептические и дезинфицирующие препараты».

При этом, в силу законодательства о контрактной системе, а также положений части 1, 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ограничения на закупку дезинфицирующих средств для государственных и муниципальных нужд, предусмотренные Постановлением № 102, распространяются исключительно в случае закупки медицинских изделий, содержащих антисептические и дезинфицирующие препараты, которые зарегистрированы в качестве медицинских изделий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Из положений извещения об осуществлении закупки, а также содержания заявок на участие в аукционе не следует, что закупаемые дезинфицирующие средства являются медицинскими изделиями, зарегистрированными в качестве медицинских изделий в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В этой связи, установление ограничений допуска, предусмотренных Постановлением № 102, не соответствует пункту 10 статьи 42, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

 

С учетом характера допущенных Заказчиком нарушений Комиссия считает целесообразным выдать предписание об отмене аукциона.

 

В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,

РЕШИЛА:

 

 

  1. Признать жалобу ООО «САВИР» на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку средства дезинфицирующего (извещение № 0369600036423000012) обоснованной, в части нарушения Заказчиком при описании объекта закупки положений законодательства о контрактной системе.

  2. Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 15 части 1 статьи 42, пункта 2 части 1, части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.

3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушение пункта 10 статьи 42, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

4. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

  1. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии

 

 

А.А. Козлова

Члены комиссии:

 

 

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

 

 

 

2023-4185

 

 

Связанные организации

ГБУЗ "Районная больница п. Бреды"
ИНН 7427000559, ОГРН 1027401513963
Общество с ограниченной ответственностью "САВИР"
ИНН 7452151128, ОГРН 1197456025975
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666