Решение (комиссия) №ВЛ/540/23 Решение № 074-10/104-40/2023 об отказе во включении сведений... от 19 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Государственное учреждение социального

обслуживания <...>

 

Индивидуальному предпринимателю

 

 

РЕШЕНИЕ № 074-10/104-40/2023

об отказе во включении сведений в Реестр недобросовестных

поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по делу № 36-РНП/2023

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 16 января 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 19 января 2023 года.

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

<...>

заместителя руководителя управления – начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

<...>

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

<...>

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Государственного учреждения социального обслуживания <...> (далее   заказчик) о включении сведений об индивидуальном предпринимателе <...> (далее – ИП <...>, поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку свежих овощей (извещение № 0869200000222004548) (далее – аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

представителя <...>, действующего на основании доверенности от 12.01.2023 № 3;

- представителя ИП <...> действующего на основании доверенности от 17.03.2022,


УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение <...> о включении сведений об ИП <...> в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку свежих овощей (извещение № 0869200000222004548) в порядке, определенном статьей 104 Закона о контрактной системе.

Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 13.09.2022 извещения о проведении о проведении электронного аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта – 145 998 рублей 00 копеек.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №ИЭА1 от 21.09.2022.

Контракт № 03/10 на поставку свежих овощей (реестровый номер в ЕИС № 2743400138422000107) заключен 03.10.2022.

Из обращения заказчика следует, что поставщик неоднократно нарушил периодичность и объем поставки товара, в связи с чем, 28.12.2022 заказчиком принято Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 28.12.2022 (далее – решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).

Контракт расторгнут – 10.01.2023.

Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 10.01.2023.

Изучив представленные документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.

Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что если в соответствии с Законом о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием единой информационной системы, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Между <...> реабилитационным центром и ИП <...> 03.10.2022 заключен контракт № 03/10 на поставку свежих овощей (далее контракт).

Согласно пункту 1.1 контракта: «Поставщик обязуется передать в собственность свежие овощи (далее товар) заказчику в обусловленный контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение № 1 к контракту), а 3аказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом».

Цена контракта составляет 120 000 рублей 00 копеек (пункт 2.1 контракта).

Пунктом 3.2 контракта установлено, что поставка товара осуществляется поставщиком с даты заключения контракта в течении 85 (восьмидесяти пяти) дней. Периодичность поставки товара: один раз в неделю в рабочие дни с 8-00 до 16-00 часов. По заявке заказчика, согласованной с поставщиком. В заявке указывается дата и объем поставки товара.

Согласно пункту 11.2 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято и сформировано с использованием единой информационной системы 28.12.2022.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта является 28.12.2022.

Заказчик считает контракт расторгнутым – 09.01.2023, в связи с чем, сведения о расторжении контракта размещены в ЕИС – 09.01.2023.

Антимонопольный орган обращает внимание, что в соответствии со статьей 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Следовательно, контракт считается расторгнутым 10.01.2023.

Из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является нарушение поставщиком пунктов 1 и 2 статьи 523 ГК РФ.

Как следует из пояснений представителя заказчика, поставщиком осуществлялась поставка товара, при этом при поставки товара поставщиком нарушался график поставки товара, указанный в заявке, а также поставлялся товар в количестве не соответствующем заявки заказчика.

Указанный факт подтверждается, по мнению заказчика, Актами приемки товара и заявками (от 30.09.2022, 20.12.2022), направленными поставщику.

Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым отметить следующее.

Из содержания актов приемки товара следует, что при приемки товара заказчик был согласен с поставленным количеством товара и качеством. Также со стороны заказчика не направлялись претензии в адрес поставщика относительно количества поставленного товара, сроков поставки товара.

На заседании Комиссии представитель ИП <...> выразил несогласие с решение заказчика, пояснил о том, что в период действия контракта со стороны заказчика в адрес поставщика каких-либо претензий не направлял. В связи с чем, поставщик считает, что с его стороны нет нарушений пункта 2 статьи 523 ГК РФ.

Также представитель ИП <...> пояснил о том, что 30.12.2022 поставщик посредством функционала ЕИС опубликовал возражения на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, однако заказчик на него не ответил.

На заседании Комиссии установлено и не отрицалось заказчиком, что поставщик предлагал в декабре 2022 года привезти недостающий товар, однако заказчик отказался принимать товар, так как заказчиком заключен новый контракт на поставку свежих овощей.

Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение поставщиком (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.

С учетом характера правовых последствий включения лица в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).

Согласно пункту 15 Постановлению Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)») (далее – Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)) Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее – санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее – меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Из сведений, представленных в материалы дела, невозможно сделать вывод о существенном нарушении условий контракта со стороны поставщика, так как заказчиком не подтверждена поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок, а также неоднократность нарушения сроков поставки товаров со стороны поставщика.

Вместе с тем, Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке и снижении начальной (максимальной) цены контракта.

Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных нужд и подавая соответствующую заявку, юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (поставщиком).

Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание, что, подавая заявку, участник закупки выразил согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных извещением о проведении электронного аукциона.

Более того, действия ИП <...> явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность заказчика не удовлетворена в полном объеме. Контракт исполнен на 70 000 рублей из 120 000 рублей.

Вместе с тем, принимая во внимание, что заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта, а также действия поставщика, направленные на частичное исполнения обязательство по контракту, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации объективным не принимать решение о включении сведений об ИП <...> в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078,

 

РЕШИЛА:

Сведения, представленные Государственным учреждением социального обслуживания <...> в отношении индивидуального предпринимателя <...> (ИНН <...>), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку свежих овощей (извещение № 0869200000222004548), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<...>

 

 

<...>

Связанные организации

ИП Ермаков Максим Михайлович
ИНН 745203712688, ОГРН 306745218800012
Кусинский областной реабилитационный центр
ИНН 7434001384, ОГРН 1027401757294