Решение б/н Решение и предписание № 94-03-18.1/2016 по жалобе ООО «Автос... от 29 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

       Р Е Ш Е Н И Е

 

24 ноября 2016 года                                                       г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

рассмотрев дело № 94-03-18.1/2016 по жалобе ООО «Автосфера» на действия (бездействие) МАУ «Челябмедтранс» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку автомобильных запчастей № 31604328492, в присутствии представителей МАУ «Челябмедтранс» по доверенностям,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Автосфера» на действия (бездействие) МАУ «Челябмедтранс» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку автомобильных запчастей № 31604328492 (далее также – закупка, запрос котировок).

В жалобе ООО «Автосфера» указано следующее.

В закупочной документации МАУ «Челябмедтранс» установлен неразумный срок поставки товара: «в течение периода с 05.12.2016 по 31.12.2016, по заявкам заказчика, в течение 1 (одного) дня с момента поступления заявки».

 На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представители МАУ «Челябмедтранс» по доводам жалобы пояснили следующее.

В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупке, в том числе, место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (часть 10 статьи 4 Закона о закупках).

В документации о закупке предусмотрено: «поставка товара поставщиком осуществляется в течение периода с 05.12.2016 по 31.12.2016, по заявкам заказчика, в течение 1 (одного) дня с момента поступления заявки» (пункт 4 документации, пункт 2.1 проекта договора).

Установление вышеуказанного срока поставки товара направлено на создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика.

При этом, представитель МАУ «Челябмедтранс» отметил, что целью создания учреждения является транспортное обеспечение лечебно-профилактических учреждений г. Челябинска автомобилями скорой медицинской помощи и санитарными автомобилями.

Учредителем автономного учреждения является Управление здравоохранения администрации г. Челябинска, имущество автономного учреждения является муниципальной собственностью г. Челябинска и закреплено за МАУ «Челябмедтранс» на праве оперативного управления.

В соответствии с действующим законодательством собственник автотранспортных средств обязан поддерживать их надлежащее техническое состояние, обеспечивающее безаварийную эксплуатацию транспортных средств, проводить техническое обслуживание автотранспортных средств в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, текущий и/или капитальный ремонт автотранспортных средств.

С учетом того, что основной задачей МАУ «Челябмедтранс» является непрерывное транспортное обеспечение выездных бригад санитарными автомобилями и автомобилями скорой медицинской помощи, учреждение осуществляет на своей ремонтной базе и своими силами ремонт автотранспортных средств.

Запасные части, указанные в документации о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку запчастей, являются широко распространенными, имеются в наличии у поставщиков, а установленный срок для поставки товара является разумным.

ООО «Автосфера» не представило каких-либо доказательств невозможности поставки товара в указанный в документации срок.

На основании изложенного, МАУ «Челябмедтранс» считает доводы, содержащиеся в жалобе ООО «Автосфера», необоснованными.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Законом о закупках, Положением о закупках товаров, работ, услуг МАУ «Челябмедтранс», утвержденным наблюдательным советом МАУ «Челябмедтранс» 14.03.2014 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

При этом, согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

15.11.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку автомобильных запчастей № 31604328492 (далее также – извещение, документация, закупочная документация).

Закупочная документация утверждена директором МАУ «Челябмедтранс».

Предметом закупки является поставка автомобильных запчастей.

В документации о закупке предусмотрено: «поставка товара поставщиком осуществляется в течение периода с 05.12.2016 по 31.12.2016, по заявкам заказчика, в течение 1 (одного) дня с момента поступления заявки» (пункт 4 документации, пункт 2.1 проекта договора).

Согласно п. 10 ст. 4 Закона о закупках заказчик в документации о закупке вправе устанавливать требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам, потребительским свойствам товаров и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Таким образом, заказчик вправе определить в документации такие требования, в том числе, к порядку исполнения договора (срок поставки), которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности. 

Учредителем автономного учреждения является Управление здравоохранения администрации г. Челябинска, имущество автономного учреждения является муниципальной собственностью г. Челябинска и закреплено за МАУ «Челябмедтранс» на праве оперативного управления.

В соответствии с действующим законодательством собственник автотранспортных средств обязан поддерживать их надлежащее техническое состояние, обеспечивающее безаварийную эксплуатацию транспортных средств, проводить техническое обслуживание автотранспортных средств в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, текущий и/или капитальный ремонт автотранспортных средств.

С учетом того, что основной задачей МАУ «Челябмедтранс» является непрерывное транспортное обеспечение выездных бригад санитарными автомобилями и автомобилями скорой медицинской помощи, учреждение осуществляет на своей ремонтной базе и своими силами ремонт автотранспортных средств.

На заседании Комиссии МАУ «Челябмедтранс» представило скриншоты страниц сайтов в сети Интернет, подтверждающие возможность доставки закупаемых автомобильных запчастей иными субъектами данного товарного рынка в течение одного дня.

Запасные части, указанные в документации о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку запчастей, являются широко распространенными, имеются в наличии у поставщиков, а установленный срок для поставки товара разумным.

Доказательств невозможности исполнения договора, заключаемого по результатам проводимой закупки, в указанный в документации срок, а также того, что действия заказчика направлены на ограничение количества участников запроса котировок, материалы дела не содержат.

На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что жалоба ООО «Автосфера» является необоснованной.

2. Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Пункт 9 закупочной документации закрепляет обязательные требования, предъявляемые к участникам процедуры закупки, в том числе:

- участник закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к организациям, выполняющим работы (оказывающим услуги), для выполнения которых он привлекается;

- у организации должен быть положительный опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, положительная деловая репутация;

- участник закупки должен иметь в наличии квалифицированный и опытный персонал, способный оказать услуги, выполнить работы, поставить товары в объеме, предусмотренном документацией о закупке;

- участник закупки должен иметь в собственности (частично в аренде) достаточные для поставки товаров, работ, услуг производственные мощности, технологическое оборудование, технику и оборудование (дилерские, дистрибьюторские соглашения с производителями товаров – для участников закупки техники и оборудования).

Отмечаем, что установление на стадии допуска к участию в закупке ограничивает конкуренцию, поскольку предусматривает допуск для участия в закупке участников, существующих на рынке продолжительное время, исключая при этом, вновь созданные предприятия, способные на достойном уровне выполнить поставку, указанные требования также не являются измеряемыми. Установление таких критериев на стадии допуска участников к аукциону не позволяет выявить участника закупки, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотреблений в указанной сфере, а также, не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Указанные действия не отвечают принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции, установленным в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того, указанный пункт документации закрепляет перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения соответствия установленным требованиям, а именно:

1. Заявка установленной формы на участие в запросе котировок;

2. Анкета участника запроса котировок установленной формы;

3. Копия свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц); копия паспорта (для физических лиц);

4.  Копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ (для юридических лиц); Копия свидетельства о внесении записи в ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей);

5. Копия свидетельства о постановке на налоговый учет;

6.  Копия учредительных документов (для юридических лиц);

7. Выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП (не позднее 6 месяцев), либо засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки, либо выписка в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью налогового органа;

8. Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа (копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности, либо копия доверенности на право на осуществление действий от имени участника размещения заказа).

Таким образом, в нарушение пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках документация не содержит в себе перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия указанным выше требованиям. 

Использование формулировок критериев допуска к участию в закупке без уточнения перечня документов, которыми следует подтвердить соответствие участника данным требованиям, может ввести участников закупки в заблуждение относительно возможности участия в ней, и обязательных требований к участникам, что является нарушением принципа информационной открытости закупки, закрепленного в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Антимонопольный орган не принимает довод МАУ «Челябмедтранс» о том, что указанные в пункте 9 закупочной документации требования к участникам закупки являются типовыми и при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку автомобильных запчастей не применялись, поскольку закупочная документация должна содержать порядок проведения конкретной закупочной процедуры.

Смысловая нагрузка положений документации должна быть предельно ясной, не допускающей двойного толкования содержащихся в них слов и выражений.

Вместе с тем, поскольку установление в документации указанных требований не привело к негативным последствиям, а именно: необоснованному отказу в допуске к участию в закупке ввиду несоответствия этим требованиям, Челябинское УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для аннулирования закупки.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Автосфера» на действия МАУ «Челябмедтранс» необоснованной;
  2. Признать действия МАУ «Челябмедтранс» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку автомобильных запчастей (31604328492), выразившиеся в установлении в документации о закупке в качестве критериев допуска к участию в запросе котировок типовых требований, без указания перечня документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия данным требованиям:

- участник закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к организациям, выполняющим работы (оказывающим услуги), для выполнения которых он привлекается;

- у организации должен быть положительный опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, положительная деловая репутация;

- участник закупки должен иметь в наличии квалифицированный и опытный персонал, способный оказать услуги, выполнить работы, поставить товары в объеме, предусмотренном документацией о закупке;

- участник закупки должен иметь в собственности (частично в аренде) достаточные для поставки товаров, работ, услуг производственные мощности, технологическое оборудование, технику и оборудование (дилерские, дистрибьюторские соглашения с производителями товаров – для участников закупки техники и оборудования),

нарушением пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  1. Выдать МАУ «Челябмедтранс» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения закупок.

 

Председатель Комиссии                                                                       

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.             

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 30

  по делу № 94-03-18.1/2016

 

28 ноября 2016 года                                                   г. Челябинск, пр. Ленина, 59 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

 

 

 

руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 25.09.2016 № 94-03-18.1/2016 по жалобе ООО «Автосфера» на действия (бездействие) МАУ «Челябмедтранс» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку автомобильных запчастей № 31604328492,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. МАУ «Челябмедтранс» в срок до 23 декабря 2016 года прекратить нарушение Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившееся в установлении в документации о закупке в качестве критериев допуска к участию в запросе котировок типовых требований, без указания перечня документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия данным требованиям:

- участник закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к организациям, выполняющим работы (оказывающим услуги), для выполнения которых он привлекается;

- у организации должен быть положительный опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, положительная деловая репутация;

- участник закупки должен иметь в наличии квалифицированный и опытный персонал, способный оказать услуги, выполнить работы, поставить товары в объеме, предусмотренном документацией о закупке;

- участник закупки должен иметь в собственности (частично в аренде) достаточные для поставки товаров, работ, услуг производственные мощности, технологическое оборудование, технику и оборудование (дилерские, дистрибьюторские соглашения с производителями товаров – для участников закупки техники и оборудования).

2. В срок 26 декабря 2016 года при проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в течение 3 дней после опубликования извещения представить в Челябинское УФАС России копии: извещения о проведении закупки, утвержденной документации со всеми приложениями.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

                                                  

Связанные организации

Связанные организации не указаны