Определение б/н Определение о ВД от 6 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе 074/05/21-1322/2023

06 июня 2023 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) <...> рассмотрев заявление и материалы по факту размещения рекламы на фасаде многоквартирного дома с признаками нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛ:

Челябинским УФАС России рассмотрено заявление физического лица (от<...> ) по факту размещения рекламы следующего содержания: «Дом хмеля и солода Пиватека. Акции Скидки Бонусы Лучшие сорта и аппетитные закуски Рыба холодного и горячего копчения, вяленая Крылышки, ребрышки Мы открылись» на фасаде многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. <...> , с признаками нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Челябинским УФАС России направлен запрос ООО УК «Ключевые люди» (от <...> ) о представлении необходимых документов и сведений.

Ответ на запрос представлен ООО «УК Домоуправ-Сервис», в соответствии с которым торговый объект расположен в нежилом помещении № <...> . К письменным пояснениям ООО «УК Домоуправ-Сервис» представлены фотографии информационного стенда, согласно которым деятельность в указанном помещении осуществляет ИП К<...> (ОГРНИП <...> ).

Специалистами Челябинского УФАС России на сайте https://2gis.ru/ обнаружен телефонный номер <...> магазина «Пиватека».

Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации, размещенной на официальном сайте Федерального агентства связи, телефонный номер <...> входит в ресурс нумерации оператора связи ООО «Т2 Мобайл».

ООО «Т2 Мобайл» представлены письменные пояснения, согласно которым абонентский номер<...> выделен в пользование физическому лицу ______________________________ на основании договора об оказании услуг связи от 14.10.2021.

Челябинским УФАС России направлен запрос ИП К<...> . (от <...> ) о представлении необходимых документов и сведений, в ответ на который последней представлен договор аренды нежилого помещения от 15.09.2021 № 8-2021, фотографии, подтверждающие отсутствие рекламы.

Рассмотрение заявления и материалов приводит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (то есть возможность купить товар или воспользоваться услугой).

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (часть 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе»).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи (часть 1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе»).

В силу пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства) (части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе»).

Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

В силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

 

Так, на фасаде многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. <...> размещалась информация следующего содержания: «Дом хмеля и солода Пиватека. Акции Скидки Бонусы Лучшие сорта и аппетитные закуски Рыба холодного и горячего копчения, вяленая Крылышки, ребрышки Мы открылись».

Исходя из содержания, места распространения, указанная информация имеет все признаки рекламы:

- распространена посредством рекламной конструкции;

- предназначена для неопределенного круга лиц;

- привлекает, формирует и поддерживает интерес к магазину «Пиватека», его товарам.

- способствует продвижению данного магазина на рынке.

Таким образом, информация содержания: «Дом хмеля и солода Пиватека. Акции Скидки Бонусы Лучшие сорта и аппетитные закуски Рыба холодного и горячего копчения, вяленая Крылышки, ребрышки Мы открылись», является рекламой, что свидетельствует о распространении к ней положений Федерального закона «О рекламе».

Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является магазин «Пиватека», его товары.

В содержании рассматриваемой рекламы присутствует формулировка «Лучшие сорта и аппетитные закуски». Вместе с тем, в рекламе отсутствует указание конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, а также имеющего объективное подтверждение.

ИП К<...> не представлены документы и сведения с указанием критерия данного сравнения, подтверждающих достоверность информации.

Таким образом, реклама следующего содержания: «Дом хмеля и солода Пиватека. Акции Скидки Бонусы Лучшие сорта и аппетитные закуски Рыба холодного и горячего копчения, вяленая Крылышки, ребрышки Мы открылись» содержит признаки нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В содержании рассматриваемой рекламе отсутствует предупредительная надпись о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, что свидетельствует о наличии признаков нарушения части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, реклама содержания: «Дом хмеля и солода Пиватека. Акции Скидки Бонусы Лучшие сорта и аппетитные закуски Рыба холодного и горячего копчения, вяленая Крылышки, ребрышки Мы открылись» распространена с помощью баннера, размещена на внешней стене фасада многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. <...>

Учитывая изложенное, распространяемая реклама содержит признаки нарушения пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона «О рекламе» ответственность несет рекламодатель, за нарушение части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» ответственность несет рекламодатель и рекламораспространитель, за нарушение требований пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» ответственность несет рекламораспространитель.

В соответствии с пунктами 5 статьи 3 Закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Согласно заявлению, представленным материалам рекламодателем и рекламораспространителем рекламы следует признать: ИП К<...>

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Возбудить производство по делу 074/05/21-1322/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Продлить срок рассмотрения дела 074/05/21-1322/2023 до 06.09.2023.

3. Назначить дело 074/05/21-1322/2023 к рассмотрению на 12.07.2023 в 13:00 по адресу: г. Челябинск, пр. Ленина, 59, каб. 330.

4. Признать лицами, участвующими в деле:

- заявитель;

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства – ИП К<...>

5. ИП К<...> в срок до 30.06.2023 надлежащим образом заверенные документы и сведения:

5.1) договор на изготовление и размещение рекламы следующего содержания: «Дом хмеля и солода Пиватека. Акции Скидки Бонусы Лучшие сорта и аппетитные закуски Рыба холодного и горячего копчения, вяленая Крылышки, ребрышки Мы открылись», размещенной на фасаде многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.<...> с приложением согласованного макета рекламы, документов об оплате рекламы, акта приема-передачи выполненных работ;

5.2) письменные пояснения по вопросу содержания в рекламе сведений: «Лучшие сорта и аппетитные закуски» с указанием критерий данного сравнения, подтверждающих достоверность информации, с приложением документов;

5.3) письменные пояснения по факту распространения на фасаде многоквартирного дома рекламы алкогольной продукции, указанной в пункте 1 настоящего запроса, с признаками нарушения пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Федерального закона «О рекламе»;

5.4) иные сведения, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

При участии в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представителей, их полномочия должны быть оформлены доверенностью на право представления лица в антимонопольном органе.

Дополнительно сообщаем, что в целях обеспечения реализации Ваших прав на участие в рассмотрении дела путем дистанционного участия посредством видеоконференцсвязи с использованием программного обеспечения TrueConf необходимо на адрес to74@fas.gov.ru заблаговременно представить ходатайство об участии в данном рассмотрении.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны