Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по делу № 95-ВП/2018 от 28 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Урал Профи»

454028, г. Челябинск, ул. Воровского, 43,3

 

ФГБУЗ КБ № 71 ФМБА России

456780, Челябинская область, г. Озерск, улица Строительная, 1

 

АО «ЕЭТП»

127006, Москва, ул. Каретный ряд, д.2/1

 

Аукционная комиссия (извещение №0369100004718000219)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу 95-ВП/2018

                                                                                                                г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 19.06.2018

В полном объеме решение изготовлено 22.06.2018

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение ООО «Урал Профи», в присутствии представителей ФГБУЗ КБ № 71 ФМБА России (далее - Заказчик)., действующих на основании доверенностей от 19.06.2018 и директора Государственного автономного учреждения Челябинской области «Централизованная прачечная»

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы и уполномоченного органа, заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия,

 

У С Т А Н О В И Л А:

В Челябинское УФАС России 13.06.2018 поступила жалоба ООО «Урал Профи» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг прачечных (извещение № 0369100004718000219) (далее – аукцион, закупка).

            Согласно представленным документам 07.06.2018 Заказчиком объявило о проведении аукциона.

            Начальная (максимальная) цена контракта – 1 664 820,00 рублей. 

            На момент рассмотрения жалобы ООО «Урал Профи» контракт не заключен.

            Челябинское УФАС России 18.06.2018 принято ходатайство ООО «Урал Профи» об отзыве жалобы № 404-ж/2018 и назначено проведение внеплановой проверки действия Заказчика и аукционной комиссии.

            В обращении заявителя указано, что в документации о закупке неправомерно не установлено условие о наличии у участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности в области дезинфектологии, так как в соответствии с действующим лицензионным законодательством и законодательством в области осуществления  санитарно-противоэпидемических мероприятий при дезинфекции, в том числе больничного белья, требуется наличие указанной лицензии.

            Представитель Заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России с доводами жалобы заявителя не согласился, представил письменные пояснения и указал, что лицензия на осуществление медицинской деятельности в области дезинфектологии не установлена, так как объятом закупки является оказание прачечных услуг, а дезинфекция белья осуществляется Заказчиком самостоятельно.

 

            Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

В соответствии с пунктом 3 Положения «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (далее - Положение).

Согласно приложению к Положению дезинфектология включена в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Более того, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) является основным актом федерального законодательства, закрепляющим как общие принципы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, так и особые права отдельных категорий граждан в данной сфере.

Согласно пункту 10 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

В силу статьи 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Пунктом 1 статьи 29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Согласно пункту 3.1. СП 3.5.1378-03. «3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003 (далее – СП 3.5.1378-03) дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.

Пунктом 3.6.1. СП 3.5.1378-03 установлено, что дезинфекция включает работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий.

Из совокупного толкования требований действующего законодательства следует, что дезинфекционные работы относятся к санитарно-эпидемиологическим мероприятиям, деятельности в области охраны здоровья граждан и включены в понятие медицинская деятельность.

Следовательно, деятельность, связанная с оказанием услуг по дезинфекции подлежит лицензированию.

Согласно выводам судебной коллегии, изложенным в Определении Верховного суда Российской Федерации от 12.01.2018 № 310-КГ17-14344, Определении Верховного суда Российской Федерации от 15.01.2018 № 309-КГ17-12073, выполнение работ (оказание услуг) по дезинфектологии (мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации) должно рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в соответствии с Законом об охранах здоровья граждан, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе № 52-ФЗ, и в соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности, является лицензируемым видом деятельности.

При этом, правовая позиция Верховного суда Российской Федерации заключается в том, что медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, и должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. При этом суд отмечает, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие «медицинская деятельность».

Таким образом, в случае, если описание объекта закупки включает в себя оказание услуг по дезинфекции в рамках осуществления медицинской деятельности, то получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) «дезинфектология» является обязательным, в силу пункта 3 положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.

  Как следует из извещения и технического задания документации о закупке предметом контракта является оказание услуг прачечных.

В технической части документации о закупке также указаны требования к оказываемым услуг, в том числе:

- стирка белья (в том числе замачивание, кипячение, обработка специальными средствами, дезинфекция).

В извещении и документации о закупке условие применительно к участнику закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не установлено.

Согласно пояснениям представителя Заказчика ФГБУЗ КБ № 71 ФМБА России имеет действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности № ФС-74-01-002111 от 30.03.2018, в соответствии с которой учреждение выполняет все санитарно-эпидемиологические требования, в том числе, касаемые дезинфекции белья.

Так, разделом вторым СанПиНа 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10) (п. 1.4) существуют следующие виды дезинфекции: планово-профилактическая и очаговая.

При этом только в ходе текущей и заключительной очаговой дезинфекции производится обеззараживание потенциально контаминированных выделений больного и всех объектов внутрибольничной среды, с которыми больной имел контакт, в том числе, белья, а также в дезинфекционных камерах – постельных принадлежностей, нательного белья и вещей больного, выдаваемых ему перед выпиской.

Согласно пунктам 6.18 и 6.19 СанПиНа 2.1.3.2630-10 обеззараживание загрязненных выделениями и биологическими жидкостями изделий из текстильных материалов (нательного, постельного белья, полотенец, спецодежды медицинского персонала и др.) осуществляют в прачечных путем замачивания в растворах дезинфицирующих средств перед стиркой или в процессе стирки с использованием разрешенных для этих целей дезинфицирующие средства в стиральных машинах проходного типа по программе стирки N 10 (90°С) согласно технологии обработки белья в медицинских организациях. После выписки пациента постельные принадлежности (матрасы, подушки, одеяла), одежду и обувь подвергают камерной дезинфекции.

В иных разделах данного СанПиНа 2.1.3.2630-10 дезинфекция белья не упоминается.

В соответствии с Техническим заданием документации об электронном аукционе белье поступает в стирку к исполнителю только после дезинфекции Заказчиком, которая производится в конкретных структурных подразделениях. Обязанность Заказчика по предварительной дезинфекции белья до сдачи его исполнителю также отражена в пунктах 4.4, 6.4.2 проекта контракта.

Для осуществления дезинфекции белья собственными силами ФГБУЗ КБ № 71 ФМБА России ежеквартально приобретает дезинфицирующие средства для дезинфекции белья «Део-хлор люкс», «Дезотриз», «Дезолвер клин» (контракт № 185А-18 от 30.01.2018), заказывает работы по производственному контролю по смывам на санитарно-показательную флору с объектов, в том числе, продезинфицированного им белья, а также контроль дезкамер (контракт № 6-18 от 09.04.2018).

Более того, в январе 2018 Заказчиком проведен аукцион по замене устаревшего медицинского дезинфекционного оборудования, по итогам заключенного контракта произведен монтаж нового парогенератора и дезкамеры (контракт № 173-18 от 30.01.218).

С 2011 года по настоящее время в структурных подразделениях учреждения трудятся медицинские дезинфекторы, что подтверждается Приказом Главного врача ФГБУЗ КБ № 71 ФМБА России от 04.05.2018 № 105-у «Об утверждении штатного расписания», типовой должностной инструкцией медицинского дезинфектора.

Таким образом, Заказчик самостоятельно проводит дезинфекцию перед стиркой белья в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами.

Относительно указания в Техническом задании документации об электронном аукционе формулировки «стирка белья (в том числе замачивание, кипячение, обработка специальными средствами, дезинфекция)» представитель Заказчика пояснил, что под «дезинфекцией» в данном случае подразумевается «гигиеническая чистота белья». Данный термин установлен пунктом 4.2 ГОСТ Р 52058-2003 «Услуги бытовые. Услуги прачечные. Общие технические условия (с изменениями № 1)».

Таким образом, заслушав пояснения Заказчика, принимая во внимание наличие контрактов Заказчика на закупку средств и оборудования для дезинсекции, Приказ Главного врача ФГБУЗ КБ № 71 ФМБА России от 04.05.2018 №105-у «Об утверждении штатного расписания», подтверждающий наличие в штате Заказчика сотрудников, занимающихся дезинсекцией белья, а также учитывая тот факт, что пунктами 4.4, 6.4.2 проекта контракта установлена обязанность Заказчик проводить предварительную дезинфекцию белья своими силами, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе в части отсутствия в документации об электронном аукционе и извещении о проведении закупки требования о наличии у участников закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности в области дезинфектологии, поскольку объектом закупки являются услуги прачечные, не подразумевающие под собой осуществление исполнителем дезинфекции, являющейся лицензируемым видом деятельности.

 

            Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

 

РЕШИЛА:

 

Признать доводы, изложенные в обращении Заявителя, необоснованными.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                                   

Члены Комиссии                                                                                                

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны