Решение б/н решение от 12 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-2250/2023 9 октября 2023 года г. Челябинск Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

 

рассмотрев жалобу № 074/07/3-2250/2023 ООО «СантехВентКомплектация-УРАЛ» (далее – Заявитель) вх. № 12246-ЭП/23 от 18.09.2023 на действия закупочной комиссии АО «УКВЗ» (далее – Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку материалов и оборудования для отопления (извещение № 32312743358), УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «СантехВентКомплектацияУРАЛ» на действия закупочной комиссии АО «УКВЗ» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку материалов и оборудования для отопления (извещение № 32312743358). 2023-16123 2 Заявитель указывает на неправомерные действия закупочной комиссии АО «УКВЗ», выразившиеся в следующем: 15 сентября 2023 в ЕИС был опубликован протокол № 32312743358, согласно которому предложение ООО «СантехВентКомплектация-УРАЛ» имеет наименьшую цену, 2023-16008 2 однако при ранжировании заявки был присвоен третий номер из трёх участников. В качестве обоснования своего решения закупочная комиссия сослалась на положения Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения» (далее — Постановление № 925). ООО «СантехВентКомплектация-УРАЛ» считает решение закупочной комиссии противоречащим законодательству и конкурсной документации. В соответствии с приложением № 3 к извещению о проведении закупки «Порядок оценки и сопоставления заявок» единственным критерием оценки является цена договора. Иных критериев оценки заявок документация не содержит. Заявитель утверждает, что заявка ООО «СантехВентКомплектация-УРАЛ» соответствует критериям конкурсной документации и содержит лучшие условия исполнения договора, в связи с чем победителем закупки должно быть признано ООО «СантехВентКомплектация-УРАЛ». Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам по жалобе. Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Жалоба ООО «СантехВентКомплектация-УРАЛ» поступила в Челябинское УФАС России 18.09.2023. Протокол подведения итогов размещен в ЕИС 15.09.2023. 2023-16123 3 Таким образом, жалоба на закупочную комиссию Заказчика правомерно подана в Челябинское УФАС России. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). Заявитель указывает на неправомерные действия закупочной комиссии АО «УКВЗ», выразившиеся в следующем: 15 сентября 2023 в ЕИС был опубликован протокол № 32312743358, согласно которому предложение ООО «СантехВентКомплектация-УРАЛ» имеет наименьшую цену, однако при ранжировании заявки был присвоен третий номер из трёх участников. В качестве обоснования своего решения закупочная комиссия сослалась на положения Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения» (далее — Постановление № 925). ООО «СантехВентКомплектация-УРАЛ» считает решение закупочной комиссии противоречащим законодательству и конкурсной документации. В соответствии с приложением № 3 к извещению о проведении закупки «Порядок оценки и сопоставления заявок» единственным критерием оценки является цена договора. Иных критериев оценки заявок документация не содержит. Заявитель утверждает, что заявка ООО «СантехВентКомплектация-УРАЛ» соответствует критериям конкурсной документации и содержит лучшие условия исполнения договора, в связи с чем победителем закупки должно быть признано ООО «СантехВентКомплектация-УРАЛ». Заказчик пояснил, что пунктом 32 Информационной карты в соответствии с Постановлением № 925 в закупочной процедуре установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. В том числе данное условие было указано в карточке Закупочной процедуры на ЭТП. При осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса предложений или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке. Условия предоставления приоритета включены в документацию в формы заявки и ценового предложения. Текст документации был доступен для ознакомления в форме электронного документа весь период проведения Закупочной процедуры, таким образом, у ООО «СантехВентКомплектация-УРАЛ» была возможность подробно изучить требования, изложенные в документации и, при необходимости, направить запрос разъяснений. Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев доводы сторон, установила следующее. 2023-16123 4 Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. 07.09.2023 на официальном сайте zakupki.gov.ru АО «УКВЗ» разместило извещение № 32312743358 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку материалов и оборудования для отопления. Пунктом 32 информационной карты в соответствии с Постановлением № 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. Документацией установлена форма № 3, согласно которой участник закупки подает ценовое предложение. Ценовое предложение участников закупки должно содержать информацию о стране происхождения продукции. Приложением № 3 к извещению о проведении закупки установлен порядок оценки и сопоставления заявок. Оценка и сопоставление заявок осуществляются на основании единственного критерия оценки «Цена договора» в порядке, установленном ниже: № п/п Порядок оценки по критерию Цена договора: Содержание критерия: Под содержанием указанного критерия понимается цена договора, предлагаемая участником процедуры закупки в заявке, в соответствии с требованиями к структуре цены, изложенными в пункте 8 информационной карты и проекте договора. Порядок оценки по критерию: Формулы расчета для указанного критерия не применяются. Оценка и сопоставление заявок участников осуществляется простым сопоставлением числовых значений ценовых предложений по математическим правилам в порядке возрастания цены, предложенной ими в заявке, начиная с наименьшей. Победителем закупки признается участник закупки, который предложил наиболее низкую цену договора (вне зависимости от режима налогообложения участника закупки). Таким образом, ООО «СантехВентКомплектация-УРАЛ», подавая заявку на участие в закупке, было ознакомлено с требованиями документации и знало, что при проведении закупки Заказчик и его закупочная комиссия руководствуются Постановлением № 925. Кроме того, Постановление № 925 не является критерием оценки. 2023-16123 5 Согласно протоколу № 32312743358 на участие в закупки поступило 3 заявки, все заявки были признаны соответствующими требованиям документации. В пункте 7 протокола указана информация об участниках закупки, заявки на участие которых были рассмотрены, и предлагаемая ими цена договора: Участник процедуры закупки Регистр ационн ый номер заявки Ценовое предложение (руб.) Ценовое предложение с учетом ПП РФ №925 (руб.) НДС Дата и время подачи заявки (МСК) ООО «СантехВентКомплектац ия-УРАЛ» 1 1 446 811,52 1 446 811,52 (Цена с НДС) 14.09.2023 14:42 ООО «ФОРС ПРОДАКШН» 2 1 663 173,94 1 413 697,85 (Цена с НДС) 14.09.2023 15:01 ООО «ПРОМАГРОДЕТАЛЬ» 3 1 494 760,00 1 270 546,00 (Цена с НДС) 15.09.2023 01:52 Закупочная комиссия приняла решение ранжировать заявки участников процедуры закупки, допущенных к участию в закупке, по мере увеличения цен заявок и в соответствии с Постановлением № 925: Участник процедуры закупки Номер заявки, присвоенный по результатам ранжировки ООО «СантехВентКомплектация-УРАЛ» 3 ООО «ФОРС ПРОДАКШН» 2 ООО «ПРОМАГРОДЕТАЛЬ» 1 Победителем закупки признано ООО «ПРОМАГРОДЕТАЛЬ» с предложенной ценой договора 1 494 760 рублей 00 копеек, с учетом НДС, с объемом поставляемой продукции в соответствии с Техническим заданием и сроком исполнения договора, указанным в договоре. Рассмотрев заявки участников закупки, итоговый протокол Комиссия Челябинского УФАС России сообщает следующие. Пунктом 1 Постановления № 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет). В соответствии с пунктом 2 Постановления № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление 2023-16123 6 заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке. Пунктом 6 Постановления № 925 регламентированы случаи, при которых приоритет не предоставляется, в том числе, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами (подпункт «б»); если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами (подпункт «в»). Как следует из материалов жалобы, на участие в запросе котировок подано три заявки: - ООО «СантехВентКомплектация-УРАЛ» по 1 позиции из 18 предложило товар страной происхождения которого является Китай, по остальным позициям предложен товар российского происхождения; - ООО «ПРОМАГРОДЕТАЛЬ» по 9 позиции из 18 предложило товар страной происхождения которого является Китай, по остальным позициям предложен товар российского происхождения; - ООО «ФОРС ПРОДАКШН» по всем позициям предложило товар российского происхождения. Закупочной комиссией был предоставлен приоритет ООО «ФОРС ПРОДАКШН», так как по всем позициям предложен товар российского происхождения. Закупочной комиссией был предоставлен приоритет ООО «ПРОМАГРОДЕТАЛЬ», так как при расчете соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и китайского происхождения доля товаров российского происхождения составила 98,57 процентов, что более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, что позволяет предоставить приоритет. Ценовое предложение данных участников закупки, с учетом Постановления № 925 было снижено на 15 %. Закупочной комиссией не был представлен приоритет ООО «СантехВентКомплектация-УРАЛ», так как по 1 позиции из 18 предложен товар страной происхождения которого является Китай, стоимость товаров российского происхождения составила менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, что не позволяет предоставить приоритет. В соответствии с пунктом 8 Постановления № 925 приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Из указанных положений международных договоров (соглашений) Российской Федерации и Постановления № 925 следует, что заказчики, по общему правилу, не имеют оснований для предоставления российским товарам (работам, услугам) приоритета по отношению к товарам (работам, услугам) стран - членов ВТО и ЕАЭС. В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Согласно ГАТТ 1994 года товарам происхождения из стран, присоединившихся к ГАТТ 1994, работам, услугам, выполняемым, оказываемым лицами из стран, 2023-16123 7 присоединившихся к ГАТТ 1994, предоставляется приоритет аналогично товарам российского происхождения, работам, услугам, выполняемым, оказываемым российскими лицами, за исключением случаев, которые, в том числе относятся к общим исключениям (статья 20 ГАТТ 1994), исключениям по соображениям безопасности (статья 21 ГАТТ 1994). Пунктом 1 статьи I части I ГАТТ 1947 установлено, что любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой Договаривающейся Стороной любому товару, происходящему из, или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из, или предназначаемому для территорий всех других Договаривающихся Сторон. Согласно пункту 4 статьи III части II ГАТТ 1947 товарам с территории любой договаривающейся стороны, ввозимым на территорию другой договаривающейся стороны, предоставляется режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставлен аналогичным товарам отечественного происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение к продаже, покупку, транспортировку, распределение или использование. В связи с изложенным, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о том, что при закупке товаров, работ и услуг юридическими лицами, подпадающими под действие Закона о закупках, приоритет, предусмотренный Постановлением № 925, предоставляется товарам (подрядчикам, исполнителям) стран ВТО, а также подрядчикам и исполнителям стран ЕАЭС наравне с российскими товарами (подрядчиками, исполнителями), то есть товары этих стран в рамках исполнения Постановления № 925 полностью приравниваются к товарам российского происхождения. Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 23.01.2020 № 303-ЭС19-12126, Арбитражного суда Волго-Вятского округа, приведенной в постановлении арбитражного суда кассационной инстанции по делу № А28-533/2020 от 28.09.2021, Арбитражного суда Московского округа, приведенной в постановлении по делу № А40-162016/2021 от 16.06.2022. В соответствии с подпунктом «в» пункта 6 Постановления № 925 приоритет не предоставляется в случае, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами. ООО «ФОРС ПРОДАКШН» предложен товар российского происхождения. ООО «СантехВентКомплектация-УРАЛ» и ООО «ПРОМАГРОДЕТАЛЬ» предложен товар производства страны - члена ВТО (Китай), следовательно, данный товар в рамках исполнения Постановления № 925 полностью приравнивается к товарам российского происхождения. Таким образом, закупочной комиссией приоритет согласно Постановлению № 925 никому из участников не должен был быть предоставлен, так как товары стран - участников ВТО / ЕАЭС приравниваются к товарам российского происхождения. Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу, что закупочная комиссия неправомерно применила приоритет согласно Постановлению № 925. Действия закупочной комиссии являются нарушением пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках. 2023-16123 8 С учетом выявленных нарушений, Комиссия считает необходимым выдать закупочной комиссии предписание об устранении нарушения порядка организации закупки. На основании изложенного и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать жалобу ООО «СантехВентКомплектация-УРАЛ» обоснованной. 2. Признать действия закупочной комиссии АО «УКВЗ» нарушением пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках. 3. Выдать закупочной комиссии АО «УКВЗ» предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки. 4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны