Решение б/н 1. По результатам проведения внеплановой проверки определени... от 9 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 3» Еманжелинского муниципального района Челябинской области (МБОУ ДО «ДШИ №3»)

456591, Челябинская область, Еманжелинский район, поселок Зауральский, II квартал, дом 3 «А»

Администрация Еманжелинского муниципального района

456580, Челябинская обл., Еманжелинский район, г. Еманжелинск, ул. Мира, д. 18, каб. № 212

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

119435, г. Москва, Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/99-527/2021

по делу № 28-ВП/2021

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 03 марта 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 09 марта 2021 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«…»

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

«…»

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

«…»

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе) на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России информации о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции кровли нежилого здания (извещение №0169300003421000005) в присутствии:

- представителя администрации Еманжелинского муниципального района «…», действующего на основании доверенности от 24.02.2021 № 6;

- представителя МБОУ ДО «ДШИ №3» «…», действующего на основании доверенности от 01.01.2021;

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 18.02.2021 поступила жалоба ООО «ДЖУЛИ» на действия Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 3» Еманжелинского муниципального района Челябинской области при проведении электронного аукциона №0169300003421000005 на выполнение работ по реконструкции кровли нежилого здания (далее – аукцион).

На основании пункта 1 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращена заявителю, как несоответствующая требованиям законодательства о контрактной системе.

В связи с полученной информацией о нарушении законодательства о контрактной системе Челябинским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки определения поставщика.

Согласно представленным документам МБОУ ДО «ДШИ № 3» (далее - заказчик), Администрация Еманжелинского муниципального района (далее – уполномоченный орган) 10.02.2021 года объявили о проведении аукциона, путем опубликования в Единой информационной системе в сфере закупок извещения № 0169300003421000005.

Закупка размещена в рамках национального проекта Культура, код бюджетной классификации 625.0703.677A15519Е.407

Начальная (максимальная) цена контракта (извещение № 0169300003421000005) определена в размере 7 275 229,44 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок 19.02.2021 09:00.

Согласно протоколу от 25.02.2021 электронного аукциона №0169300003421000005 рассмотрения заявок и подведения итогов электронного аукциона победителем закупки признано общество с ограниченной ответственностью «УРАЛ-СТРОЙ» с предложением о цене контракта 6 745 010,68 рублей.

Контракт по итогам проведения закупки не заключен.

Заслушав пояснения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе).

  1. Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1011 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042» внесены изменения в Постановление Правительства РФ № 1042. Так, слова «начисленной неустойки (штрафов, пени)» в пунктах 11, 12 Постановления Правительства РФ № 1042 заменены словами «начисленных штрафов».

Вместе с тем, пункт 7.12 проекта контракта устанавливает, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта.

Кроме того, проект контракта не содержит условия согласно пункту 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042: общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Таким образом, положения проекта контракта об общей сумме ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлено заказчиком в нарушение пунктов 11, 12 постановления Правительства РФ № 1042.

Также согласно пункту 7.9 проекта контракта в случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона договором предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия о привлечении к исполнению договора субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного договором.

При этом в документации об аукционе, проекте контракта заказчиком не предусмотрено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Таким образом, предусмотренный вид ответственности не соответствует условиям контракта, что может привести к возникновению спорных ситуаций в ходе исполнения обязательств по контракту.

Проект контракта не соответствует частям 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктам 11, 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

  1. В силу части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе результатом выполненной работы по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, является построенный и (или) реконструированный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, заказчик в нарушение части 4 статьи 110.2 Закона о контрактной системе не предусмотрел в проекте контракта требований к результатам выполненных работ.

  1. В силу части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе установить виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.

Так, Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлено, что:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять.

Согласно извещению о проведении аукциона наименованием объекта закупки является выполнение работ по реконструкции кровли нежилого здания.

В соответствии с пунктом 6.3.16 проекта контракт во исполнение требований постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 подрядчик должен:

- выбрать конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, приведенных в Приложение 5 к муниципальному контракту, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по муниципальному контракту. Стоимостное выражение выбранных видов и объемов работ должны составлять не менее 25 процентов цены контракта;

- направить в адрес заказчика в течение двух дней с даты опубликования результатов определения подрядчика конкретные виды и объемы работ, с указанием общей стоимости работ.

Также пункт 6.3.16 проекта контракта отсылает на приложение № 5 к муниципальному контракту. Однако указанное приложение в составе размещенного проекта контракта отсутствует.

Таким образом, возможные виды работ по муниципальному контракту в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017г. № 570 с учетом необходимых к выполнению работ документацией о закупке не установлены, что не соответствует подпункту а пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 №570, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

Кроме того, в нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе аукционная документация, в том числе проект контракта, не содержат объемов работ из возможных видов работ, что не соответствует Постановлению Правительства РФ от 15.05.2017 № 570.

  1. В соответствии с частью 5 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

Исходя из требований части 6.1. статьи 110.2 Закона о контрактной системе оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

Согласно части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минстроя России от 05.06.2018 № 336/пр утверждена Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее – Методика, утвержденная Приказом Минстроя России от 05.06.2018 № 336/пр).

В соответствии с пунктом 1.4. Методики, утвержденной Приказом Минстроя России от 05.06.2018 № 336/пр, проекты графика выполнения работ и графика оплаты выполненных работ составляются заказчиком одновременно с проектом контракта, являются его приложением и размещаются заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок вместе с документацией об осуществлении закупки, извещением о закупке.

Вместе с тем, пункт 3.8 проекта контракта предусматривает, что график выполнения работ в течение 3 рабочих дней с даты подписания контракта согласовывается подрядчиком и утверждается с заказчиком. Утвержденный и согласованный с исполнителем график работ (Приложение № 4 к контракту) размещен заказчиком в виде пустого приложения.

Более того, график оплаты выполненных работ ни проектом контракта, ни документацией об аукционе не предусмотрен.

Таким образом, проект контракта не соответствует частям 5, 6.1, 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, пункту 1.4. Методики, утвержденной Приказом Минстроя России от 05.06.2018 № 336/пр.

  1. Приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр утверждены Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования).

Согласно пункту 1 Порядка, утвержденного приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр (далее - Порядок), порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) (далее - Порядок) устанавливает общие правила определения государственными или муниципальными заказчиками (далее - заказчики) начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), начальной цены единицы товара, работы, услуги в отношении:

1) подрядных работ по:

инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

подготовке проектной документации объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

строительству объектов капитального строительства или некапитальных строений и сооружений, расположенных на территории Российской Федерации;

реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

капитальному ремонту объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

сносу объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации;

по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Российской Федерации;

2) услуги по исполнению функций технического заказчика, в том числе по составлению проекта сметы контракта.

Объектом закупки является реконструкция кровли.

Из пункта 7 раздела 1 Порядка следует, что результат определения начальной (максимальной) цены контракта оформляется заказчиком в виде протокола. Рекомендуемый образец такого протокола приведен в Приложении № 1 к Порядку. Указанный протокол в составе аукционной документации отсутствует.

В пункте 24 раздела 4 Порядка указано, что расчет начальной (максимальной) цены контракта на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок вместе с документацией об осуществлении закупки. Рекомендуемый образец такого расчета приведен в Приложении № 4 к Порядку.

Из материалов дела следует, что расчет начальной (максимальной) цены контакта представлен заказчиком в Приложении № 3 к документации об электронном аукционе.

Пунктом 29 раздела 6 Порядка предусмотрено, что НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений (далее - подрядные работы) осуществляется в виде проекта сметы контракта в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

Согласно пункту 34 раздела 6 Порядка в проекте сметы контракта указывается наименование, единица измерения, количество (объем) конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ, цена каждого конструктивного решения (элемента) и (или) комплекса (вида) работ на единицу измерения и с учетом объемов работ, определенные в пределах НМЦК на выполнение подрядных работ, а также цена конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (на принятую единицу измерения и всего). Рекомендуемый образец проекта сметы контракта приведен в Приложении № 6 к Порядку.

Однако указанный проект сметы контракта, равно как и протокол начальной (максимальной) цены контракта, отсутствует в составе аукционной документации, что не соответствует пунктам 29, 34 раздела 6 Порядка.

Действия заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что с учетом социальной значимости объекта рассматриваемой закупки, наличия конкуренции при осуществлении закупки, отсутствие материально-правовой заинтересованности заявителя, учитывая, что допущенные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, Комиссия считает возможным в рассматриваемом случае предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.

Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

  1. По результатам проведения внеплановой проверки определения поставщика признать в действиях заказчика нарушения частей 5, 8 статьи 34, частей 2, 4, 5, 6.1, 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, пункта 1.4. Методики, утвержденной Приказом Минстроя России от 05.06.2018 № 336/пр, пунктов 11, 12 постановления Правительства РФ № 1042, подпункта а пункта 2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570, пунктов 29, 34 раздела 6 Порядка.
  2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как допущенные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
  3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии «…»

Члены комиссии «…»

 

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны