Решение №ВЛ/1134/22 решение от 7 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

решение

 

Муниципальное учреждение Копейского городского округа «Управление строительства»
456618, Челябинская область,

г. Копейск, пр. Ильича, 6
stroika139@mail.ru

ООО «Региональная Интегрированная Компания»
426003, Удмуртская Республика,

г. Ижевск, ул. карла Маркса, д. 130, блок Б, каб. 211
ylubochka88@mail.ru; ugipro@mail.ru; info@udmrik.ru

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 074/06/104-184/2022 (№ РНП-74-52/2022)

об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 02 февраля 2022 года

В полном объеме решение изготовлено 07 февраля 2022 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<...>

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<...>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<...>

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев обращение Муниципального учреждения Копейского городского округа «Управление строительства» о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «РИК», о его генеральном директоре и участниках, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам запроса предложений в электронной форме на выполнение проектно–изыскательских работ по техническому обследованию и корректировке проектно-сметной документации объекта незавершенного строительства: «Физкультурно-спортивный комплекс по ул. Жданова, 26 в г. Копейске» (извещение № 0169300025320000078), при участии в заседании Комиссии:

- представителя Муниципального учреждения Копейского городского округа «Управление строительства» (далее - заказчик)<...>, действующего на основании доверенности от 01.02.2022 № 156/22-Д;

- представителей ООО «РИК» <...> (генеральный директор общества согласно выписки из ЕГРЮЛ), личность удостоверена паспортом, <...>, действующей на основании доверенности от 17.01.2022 № 02-Д/22,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении ООО «РИК» в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам запроса предложений в электронной форме на выполнение проектно–изыскательских работ по техническому обследованию и корректировке проектно-сметной документации объекта незавершенного строительства: «Физкультурно-спортивный комплекс по ул. Жданова, 26 в г. Копейске» (извещение № 0169300025320000078) (далее – закупка).

Согласно представленным документам 06.04.2020 заказчик и ООО «РИК» заключили контракт на выполнение проектно–изыскательских работ по техническому обследованию и корректировке проектно-сметной документации объекта незавершенного строительства: «Физкультурно-спортивный комплекс по ул. Жданова, 26 в г. Копейске» по цене 2 700 000,00 руб.

Как следует из содержания обращения заказчика, обществом при исполнении контракта нарушены сроки выполнения работ, установленные контрактом, в связи с чем решением от 12.01.2022 заказчик отказался от исполнения контракта.

Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 27.01.2022.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик в день вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с пунктом 11.4 контракта заказчиком предусмотрен односторонний порядок отказа стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.

Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:

а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);

б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта.

Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.

Так, заказчиком 12.01.2022 составлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Информация о расторжении контракта размещена заказчиком в единой информационной системе 12.01.2022 в разделе «информация об исполнении (расторжении) контракта».

Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 27.01.2022.

Таким образом, на дату заседания Комиссии, согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, контракт считается расторгнутым.

Вместе с тем, заказчиком в нарушение пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не передано лицу, имеющему право действовать от имени подрядчика, лично под расписку или не направлено подрядчику по адресу, указанному в контракте.

Кроме того, заказчиком в нарушение части 13 статьи 95 Законе о контрактной системе в единой информационной системе в сфере закупок размещена информация о расторжении контракта в день принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Тогда как согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

Таким образом, общество лишилось возможности в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранить нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.

С учетом изложенного, процедура одностороннего отказа от исполнения контакта заказчиком проведена с нарушением законодательства о контрактной системе.

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 КоАП РФ.

Необходимо отметить, что подпунктом «а» пункта 15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 1078, предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.

 

При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее,

 

Между заказчиком и ООО «РИК» 06.04.2020 заключен контракт № 78-2020 (далее – контракт).

В соответствии с пунктом 1.1 контракта «Проектировщик обязуется по заданию Заказчика, в соответствии с требованиями и условиями Контракта, выполнить проектно-изыскательские работы по техническому обследованию и корректировке проектно-сметной документации объекта незавершенного строительства: «Физкультурно-спортивный комплекс по ул. Жданова, 26 в г. Копейске» (далее – Работы), пройти государственную экспертизу Работ по доверенности Заказчика, получить положительное заключение на выполненные Работы, сдать результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом».

В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.

Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, с учетом положений статей 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.

В пункте 3.1 контракта заказчиком указан срок выполнения работ:

«Срок выполнения Работ: С момента заключения контракта в течение 6 (шести) месяцев».

Из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 12.01.2022 следует, что основанием принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта является нарушение сроков выполнения работ, установленных контрактом.

В силу пункта 1 статьи 760 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:

- выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;

- согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;

- передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.

Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В соответствии с пунктом 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.

Представители ООО «РИК» на заседание Комиссии представили письменные пояснения и указали, что исполнитель передал заказчику отчет по инженерно-геодезическим изысканиям письмом от 21.05.2020 №05-20/168И, а разработанную документацию в полном объеме 11.11.2021 на основании накладной № 7-21/И.

Кроме того, представители общества отметили, что при составлении результатов топографической съемки и существующей кадастровой карты выявлено несоответствие координат и конфигурации по кадастровому учету реальной конфигурации и расположению построенного здания Физкультурно-спортивного комплекса (ФСК). Также обществом выявлено пересечение границ земельных участков, в результате которых имеющееся здание ФСК частично попадает на соседний земельный участок. Полученные результаты проверены с помощью повторного выполнения топографической съемки, с проверкой данных через спутниковую систему. Указанная информация направлена в адрес заказчика письмом от 14.12.2020 №12-20/379И с просьбой произвести корректировку данных кадастрового учета и предупреждением о невозможности получения положительного заключения государственной экспертизы в случае непроведения такой корректировки. Указанное письмо общества заказчиком оставлено без ответа. В настоящее время органами местного самоуправления имеющаяся проблема не решена.

Не получив ответа на письма от заказчика, принимая во внимание сокращенные сроки выполнения работ по муниципальному контракту, проектировщик продолжил осуществлять выполнение работ по контракту и письмом от 29.12.2020 №°12-20/421-И общество проинформировало заказчика о завершении подготовки проектной документации и нахождении ее в органах государственной экспертизы.

В результате прохождения государственной экспертизы обществом получено отрицательное заключение. Так, в частности эксперт Громов Д.А. указал на необоснованность схемы планировочной организации земельного участка в соответствии с градостроительными регламентами и ГПЗУ, в результате чего экспертом установлено, что проектирование ведется в отношении объекта, расположенного за границами отведенного земельного участка и вне зоны допустимого размещения объекта.

В соответствии со статьей 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка подготавливается органом местного самоуправления. Поскольку проектирование ведется в отношении уже построенного, существующего в натуре объекта и со стороны исполнителя происходит подготовка документации к уже имеющемуся факту, указанное обстоятельство от проектировщика не зависит. О необходимости устранения имеющихся противоречий со стороны исходных данных, предоставленных заказчиком, проектировщик неоднократно обращался в адрес заказчика, о чем свидетельствует переписка как по электронной почте, так и путем направления почтовой корреспонденции, неоднократное проведение совещаний.

Представители общества обратили внимание, что заказчик на протяжении всего срока выполнения работ по контракту не предоставил проектировщику откорректированный градостроительный план земельного участка, на котором расположен реконструируемый объект незавершенного строительства, и не указал на изменение способа исполнения контрактного обязательства.

Таким образом, по мнению представителей общества, отрицательное заключение экспертизы, в том числе повторной, явилось следствием ненадлежащего исполнения встречных обязательств со стороны заказчика.

Представитель заказчика на данные пояснения возразил, указав при этом, что в отрицательном заключении государственной экспертизы помимо указанного замечания имеются и замечания к разработанной проектировщиком документации.

В материалы дела заказчиком представлено письмо-уведомление ООО «РИК» от 30.12.2021 № 12-21/299И, в котором общество в ответ на претензию заказчика от 21.12.2021 № 32146-пс с требованием уплаты неустойки со ссылкой на статью 719 ГК РФ уведомляет о приостановлении работ по контракту в связи с неисполнением заказчиком встречных обязательств относительно устранения выявленных недостатков кадастрового учета имеющегося объекта капитального строительства, поскольку указанное влечет за собой невозможность устранения замечаний ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области».

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что обществом принимались возможные меры и совершались конкретные действия с целью выполнения работ, являющихся предметом контракта. Более того, на дату принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта работы по контракту обществом приостановлены.

Согласно пункту 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Комиссия антимонопольного органа, рассматривающая вопрос о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.

Изучив материалы дела Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что обществом выполнена часть работ по контракту, что подтверждается документами, представленными сторонами в материалы дела. Переписка сторон подтверждает намерение общества исполнить контракт. Обстоятельства, послужившие выдаче ОГАУ «Госэкспертиза Челябинской области» отрицательного заключения экспертизы, а именно: проектирование ведется за границами отведенного земельного участка и вне зоны допустимого размещения объекта, не устранены заказчиком.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.

Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, от 21.11.2002 №15-П).

Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.

Таким образом, учитывая обстоятельства настоящего дела, Комиссия Челябинского УФАС России считает в данной ситуации возможным не принимать решение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «РИК», о его генеральном директоре, участниках.

 

С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

 

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные Муниципальным учреждением Копейского городского округа «Управление строительства» об ООО «РИК» (ИНН 1834052030), о его генеральном директоре, участниках, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии <...>

 

Члены Комиссии <...>

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

2022-1221

 

 

Связанные организации

МУ КГО «Управление строительства»
ИНН 7411015020, ОГРН 1027400779230
ООО "Региональная Интегрированная Компания"
ИНН 1834052030, ОГРН 1101840003462