Решение б/н Решение и предписание по делу № 97-04-18.1/14 по жалобе СОАО... от 24 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 19 декабря 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 23 декабря 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

- «...» – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

- «...» – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

- «...» – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

рассмотрев жалобу № 97-04-18.1/14 СОАО «ВСК» на действия (бездействие) ОАО «Трансэнерго» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО «Трансэнерго» (извещение № 31401732409 от 25.11.2014), в присутствии:

  • представителей СОАО «ВСК»;

  • представителей ОАО «Трансэнерго»;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с извещением от 25.11.2014, размещенным на сайте www.zakupki.gov.ru под номером 31401732409, предмет закупки: Право заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО «Трансэнерго».

Состав и объем услуг: указаны в Техническом задании – Раздел 8 Документации.

Срок оказания услуг (страхования объектов): с 05.03.2015 по 04.03.2016

Срок действия договора: один год с момента подписания и действует один год, а в части обязательств по страхованию до окончания действия последнего страхового полиса, оформленного на опасные производственные объекты Страхователя в период действия договора.

Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: г.Снежинск, ул. Транспортная, 44

Начальная (максимальная) цена договора: 288237 руб., НДС не облагается, франшиза не предусмотрена.

Форма, сроки и порядок оплаты предоставляемых услуг: в рассрочку 2 равными платежами (смотри условия проекта договора).

Дата начала и дата и время окончания подачи заявок на участие в запросе цен, место и порядок их подачи участниками:

Заявки на участие в запросе предложений предоставляются по адресу 456770 г.Снежинск, ул.Транспортная, 44, а/я 575 или курьером в каб.101, начиная с даты размещения настоящего извещения и документации по запросу предложений на официальном сайте, в срок не позднее 10-00 (время местное) «05» декабря 2014 года.

Место, дата и время открытия доступа к поданным заявкам на участие в запросе предложений: г.Снежинск, Транспортная, 44, каб. №314 в 13-20, 05 декабря 2014 г.

Срок заключения договора после определения победителя запроса предложений: не ранее 10 и не позднее 20 дней с момента подписания протокола об определении победителя

Форма, размер и срок предоставления обеспечения исполнения договора: не требуется.

Требования к участникам размещения заказа:

Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, отвечающие требованиям законодательства, предъявляемым при оказании данных видов услуг, и документации:

На претендентов в полном объеме распространяется действие Закона РФ от 14.07.1992г. №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» и Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996г. №693).

Правовой статус процедуры: Данная процедура проводится в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденный решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» протокол от 07.02.2012 №37 (Решение о присоединении - Протокол от 25.07.2012 №19 Наблюдательного совета ОАО «Трансэнерго»), Федеральным законом №223-ФЗ от 18.07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иным действующим законодательством Российской Федерации.

Критериями оценки заявок на участие в запросе предложений являются:

1. «Цена договора», руб.;

2. «Качество технического предложения»:

а) наличие обособленных подразделений (филиалов) в Челябинской области;

б) рейтинг надежности не ниже А++;

в) Наличие сертификата, подтверждающего соответствие Системы Менеджмента Качества страховой организации применительно к страхованию и перестрахованию требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008);

3. «Финансовая обеспеченность»: размер уставного капитала;

4. «Опыт работы по страхованию»: срок работы по данному виду страхования на рынке.

Для осуществления расчетов используются следующие обозначения:

Rai- рейтинг критерия «цена договора»;

Kbi- рейтинг критерия «Качество технического предложения»;

Rfi  - рейтинг критерия «финансовая обеспеченность».

Rсi-рейтинг критерия «опыт работы»

Кr - коэффициент веса критерия.

Рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям (подкритериям), умноженную на коэффициент веса критерия. Максимальное количество баллов по каждому критерию (сумме подкритериев) 100. Общий вес критериев оценки заявок, установленных документацией процедуры закупки, составляет 100 процентов. Вес критерия «цена договора» составляет 75%, вес «качества технического предложения» – 10%, вес «финансовая обеспеченность» – 10%, вес «опыт работ» - 5%. Для расчета рейтинга применяется коэффициент, равный весу соответствующего критерия в процентах, деленному на 100. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.

Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию (подкритерию) оценки заявки, установленному в документации процедуры закупки.   Rитог= Rai+ Kbi+ Rfi + Rсi

Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения договора производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер.

Порядок оценки Заявок по критериям оценки Заявок

Оценка заявок по критерию «цена договора» («цена единицы продукции»)

При оценке заявок по критерию «цена договора» использование подкритериев не допускается.

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «цена договора» определяется по формуле №1:

Аmin

Ra = ___________x 100 x Кr,

i Аi

где Ra i – рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

A min – минимальная цена договора, предложенная из всех заявок;

Ai – предложение i-го участника процедуры по цене договора.

Максимальный балл-75

Оценка Заявок по качественным критериям выполняется в соответствиями с условиями, приведенными в таблице 1.

Таблица 1

Наименование и содержание Критерия/подкритериев

Оценка

  1. критерий «Качество технического предложения»

Максимум 100 баллов, вес 0,1

а) наличие обособленного структурного подразделения в г.Снежинск. Подтверждается следующими документами: «Положением структурном подразделении в г.Снежинск; формой 1-3 Учет «Уведомление о постановке на учет российской организации в налоговом органе» по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории РФ; Приказом о назначении руководителя структурного подразделения -

максимум 40 баллов

б) рейтинг надежности не ниже А++; максимум 40 баллов;

 

 

в) Наличие сертификата, подтверждающего соответствие Системы Менеджмента Качества страховой организации применительно к страхованию и перестрахованию требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008), подтверждается его заверенной копией;

максимум 20 баллов

А) - подтверждение наличия обособленного структурного подразделения в г.Снежинске Челябинской области – 40 б.

- Отсутствие такого подтверждения – 0 б.

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) - рейтинг надежности не ниже «А++» - 40 баллов.

- рейтинг надежности ниже «А++» -0 баллов

в) - Наличие такого сертификата - 20 баллов

-Отсутствие сертификата - 0 баллов

  1. критерий «финансовая обеспеченность»,

Максимум 100 баллов, вес 0,1

Размер уставного капитала

-уставной капитал равен или более 5 млрд. рублей - 100 баллов;

- уставной капитал равен 2,5 и более, но до 5 млрд, руб. - 50 баллов.

- уставной капитал равен 1 млрд. и более до 2,5 млрд. руб. – 20 баллов

- уставной капитал менее 1 млрд. руб. – 0 баллов

  1. критерий «опыт работы»

Максимум 100 баллов, вес 0,05

«срок работы по Закону №225-ФЗ «об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (обязательное страхование ОПО), подтверждается датой выдачи лицензии

- 3 и более лет 100 баллов;

- менее 3 лет – 50 баллов

Итого максимальный балл по критериям

25

 

Согласно протоколу от 08.12.2014 № 3141732409/1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом запросе предложений на право заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО «Трансэнерго» на участие поступило три заявки: ОСАО «Ингострах», ОАО «СОГАЗ», ООО «Росгосстрах». Комиссия постановила провести процедуру рассмотрения заявок на участие в открытом запросе предложений на предмет допуска к участию 09.12.2014 в 14-00.

Согласно протоколу от 09.12.2014 № 3141732409/2 рассмотрения заявок на участие в открытом запросе предложений на право заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО «Трансэнерго» комиссия рассмотрела поступившие заявки и по результатам рассмотрения заявок приняла следующее:

  1. Все поданные заявки соответствуют требованиям документации и действующего законодательства, все необходимые документы приложены.

  2. Условия исполнения договора, предложенные участниками, не превышают предельно допустимых значений, установленных документацией, и удовлетворяют требованиям заказчика.

  3. Признать запрос предложений состоявшимся.

  4. Провести оценку заявок и подведение итогов запроса предложений 10.12.2014 в 15-00 по местному времени.

Согласно протоколу от 10.12.2014 № 3141732409/3 оценки заявок и подведения итогов открытого запроса предложений на право заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО «Трансэнерго» произведен расчет баллов присваиваемых заявкам участников

Наименование и содержание Критерия/подкритериев

ОСАО «Ингострах»

ОАО «СОГАЗ»

ООО «Росгосстрах»

Вес критерия

1. Цена договора

Аmin

Ra = ___________x 100 x Кr,

i Аi

(268100*100*0,75)/268100= 75

(268100*100*0,75)/274250=73,32

(268100*100*0,75)/276050 =72,84

0,75

2. Качество технического предложения

100

60

100

0,1

а) наличие обособленного структурного подразделения в г.Снежинск. Подтверждается следующими документами: «Положением структурном подразделении в г.Снежинск; формой 1-3 Учет «Уведомление о постановке на учет российской организации в налоговом органе» по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории РФ; Приказом о назначении руководителя структурного подразделения -

максимум 40 баллов

б) рейтинг надежности не ниже А++; максимум 40 баллов;

в) Наличие сертификата, подтверждающего соответствие Системы Менеджмента Качества страховой организации применительно к страхованию и перестрахованию требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008), подтверждается его заверенной копией;

максимум 20 баллов

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

20

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

20

40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

20

3. Финансовая обеспеченность

10

10

10

0,1

4. Опыт работы

5

5

5

0,05

Итоговый рейтинг, баллы

100

94,32

97,84

 

 

Согласно итоговому рейтингу места участников запроса предложений распределились следующим образом:

  1. ОСАО «Ингострах», 2. ООО «Росгострах», 3. ОАО «СОГАЗ».

Победителем открытого запроса предложений признано ОСАО «Ингострах».

12.12.2014 в Челябинское УФАС России поступила жалоба СОАО «ВСК» вх. № 19237 на действия (бездействие) ОАО «Трансэнерго» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО «Трансэнерго» (извещение № 31401732409 от 25.11.2014) и на официальном сайте ОАО «Трансэнерго» www.oaotransenergo.ru.

В своей жалобе СОАО «ВСК» указало, что одним из критериев оценки заявки является финансовая обеспеченность. При этом оценка по критерию финансовая обеспеченность осуществляется следующим образом:

  • уставный капитал более 5 млрд. рублей — 100 баллов;

  • уставный капитал от 2,5 до 5 млрд. рублей — 50 баллов;

  • уставный капитал от 1 млрд. до 2,5 млрд. рублей — 20 баллов;

  • уставный капитал менее 1 млрд. руб. - 0 баллов.

По мнению СОАО «ВСК» включение такого критерия, как размер уставного капитала является неправомерным. Согласно пункту 3 статьи 25 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», уставный капитал при страховании гражданской ответственности устанавливается в размере 240 млн. рублей (2*120). Размер уставного капитала не влияет на качество предоставляемых услуг, поскольку размера уставного капитала, установленного законом, достаточно для покрытия убытков страхователя в случае наступления страхового случая.

Необоснованное завышение уставного капитала способствует уменьшению количества потенциальных участников закупки.

19.12.2014 на рассмотрение жалобы СОАО «ВСК» вх. № 19237 явились представители СОАО «ВСК» и ОАО «Трансэнерго».

Представители СОАО «ВСК» поддержали доводы, изложенные в жалобе.

Представители заказчика ОАО «Трансэнерго» по доводам жалобы СОАО «ВСК» пояснили следующее.

ОАО «Трансэнерго» в целях создания для себя условий своевременного и полного удовлетворения потребностей заинтересовано в том, чтобы договор страхования был заключен с финансово устойчивой организацией. Установление в конкурсной документации критерия оценки заявок по наличию у страховщика уставного капитала более 5 млрд. рублей является для ОАО «Трансэнерго» принципиально важным и необходимым для гарантированности получения потерпевшими компенсации выплат и заинтересованности в скорейшем урегулировании убытков при наступлении страхового случая. Кроме того на территории Российской Федерации зарегистрировано более 8 страховых компаний, имеющих уставный капитал более 5 млрд. рублей. К тому же данный критерий не является основанием для отклонения заявок и предусматривает оценку по данному критерию.

К тому же, в соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках СОАО «ВСК» не вправе в данном случае обращаться в антимонопольный орган с жалобой, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов осуществляется закупка товаров, работ, услуг в соответствии с основными требованиями к закупке товаров, работ, услуг, установленным настоящим федеральным законом.

Таким образом, ОАО «Трансэнерго» обязано осуществлять закупку товаров, работ, услуг в соответствии с основными требованиями к закупке товаров, работ, услуг, установленными Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  1. В ходе рассмотрения дела Комиссией Челябинского УФАС России была исследована документация открытого запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО «Трансэнерго» (извещение № 31401732409 от 25.11.2014).

В соответствии с извещением от 25.11.2014, размещенным на сайте www.zakupki.gov.ru под номером 31401732409, предмет закупки: Право заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО «Трансэнерго».

Критериями оценки заявок на участие в запросе предложений являются:

1. «Цена договора», руб.;

2. «Качество технического предложения»:

а) наличие обособленных подразделений (филиалов) в Челябинской области;

б) рейтинг надежности не ниже А++;

в) наличие сертификата, подтверждающего соответствие Системы Менеджмента Качества страховой организации применительно к страхованию и перестрахованию требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ISO 9001:2008);

3. «Финансовая обеспеченность»: размер уставного капитала;

4. «Опыт работы по страхованию»: срок работы по данному виду страхования на рынке.

Критерий оценки заявки «Финансовая обеспеченность»: размер уставного капитала оценивается следующим образом:

- уставной капитал равен или более 5 млрд. рублей - 100 баллов;

- уставной капитал равен 2,5 и более, но до 5 млрд, руб. - 50 баллов;

- уставной капитал равен 1 млрд. и более до 2,5 млрд. руб. – 20 баллов;

- уставной капитал менее 1 млрд. руб. – 0 баллов.

ОАО «Трансэнерго» осуществляет закупку, предметом которой является: право заключения договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО «Трансэнерго», то есть реализуются риски ответственности перед третьими лицами по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Заказчик безусловно заинтересован в создании для себя условий своевременного и полного удовлетворения потребностей при возникновении страховых случаев, заинтересован в том, чтобы договор страхования был заключен с финансово устойчивой организацией. По мнению ОАО «Трансэнерго», установление в конкурсной документации критерия оценки заявок по наличию у страховщика уставного капитала более 5 млрд. рублей является, необходимым для гарантированности получения потерпевшими компенсации выплат и заинтересованности в скорейшем урегулировании убытков при наступлении страхового случая. Обратного подателем жалобы не представлено

Помимо этого рынок услуг страхования является конкурентным, на территории Российской Федерации зарегистрированы и осуществляют свою деятельность восемь хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по страхованию с уставным капиталом более 5 млрд. рублей. К тому же определенный размер уставного капитала не является условием для допуска к участию в процедуре торгов.

Указанная позиция подтверждена соответствующей судебной практикой, а именно, определением ВАС РФ от 14 апреля 2014 года № ВАС-4437/14.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что установление ОАО «Трансэнерго» такого критерия оценки заявки как «Финансовая обеспеченность» (размер уставного капитала) соответствует требованиям Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании изложенного у Челябинского УФАС России отсутствуют правовые основания для признания жалобы СОАО «ВСК» на действия (бездействие) ОАО «Трансэнерго» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО «Трансэнерго» (извещение № 31401732409 от 25.11.2014) обоснованной.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» объектом обязательного страхования являются имущественные интересы владельца опасного объекта, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим.

Страховым риском является возможность наступления гражданской ответственности владельца опасного объекта по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда потерпевшим.

Страховым случаем является наступление гражданской ответственности страхователя по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда потерпевшим в период действия договора обязательного страхования, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату потерпевшим.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 № 916 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» cтраховая премия по договору обязательного страхования определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными Правительством Российской Федерации. Доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может быть менее 80 процентов страховой премии.

Изменение Правительством Российской Федерации страховых тарифов в течение срока действия договора обязательного страхования не влечет за собой изменения страховой премии, установленной договором обязательного страхования.

При определении размера страховой премии, подлежащей уплате страхователем по договору обязательного страхования, страховщик применяет базовые страховые тарифы и поправочные коэффициенты к ним, исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении об обязательном страховании и иных документов, прилагаемых к нему.

При этом, необходимо отметить, что действующее законодательство в сфере закупок товаров, работ, услуг не содержит понятий «конкретная цена» либо «ориентировочная», однако, согласно пунктам 5 и 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определенные положением о закупке сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Заказчик обязан указать сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), но при этом допустимо указывать сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) не в фиксированной сумме либо указать на то, что начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не установлена, однако заказчику необходимо отражать порядок формирования начальной (максимальной) цены договора (цены лота).

Учитывая, что цена договора является регулируемой, следовательно, она не может быть разной у разных исполнителей данной страховой услуги и должна быть рассчитана на основании тарифов, действующих на момент заключения договора.

Таким образом, указание ОАО «Трансэнерго» в документации о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО «Трансэнерго» (извещение № 31401732409 от 25.11.2014) такого критерия оценки заявок как «цена договора» является необоснованным, не соответствующим требованиям действующего законодательства, создает угрозу нарушения установленного порядка ценообразования, нарушающим принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленные частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

По мнению Комиссии, в документации открытого запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО «Трансэнерго» в графе начальная (максимальная) цена договора должна быть указаена заказчиком не конкретная цена, а указание на то, что данная цена определяется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» и Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 № 916 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Необходимо отметить, что Комиссия также не принимает довод ОАО «Трансэнерго» о том, что в соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках СОАО «ВСК» не вправе в данном случае обращаться в антимонопольный орган с жалобой, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Закон о защите конкуренции позволяет антимонопольному органу рассматривать жалобы участников закупки в тех случаях, когда жалоба подана не по основаниям, указанным в Законе о закупках, а содержит сведения о том, что организатор закупки нарушает требования антимонопольного законодательства.

Действие Закона о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Полномочия антимонопольного органа установлены статьей 23 Закона о защите конкуренции, среди которых частью 4.2 предусмотрено рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.

Статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Таким образом, у Комиссии имеются основания для рассмотрения поступившей в адрес Челябинского УФАС России указанной жалобы в порядке, предусмотренном статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу СОАО «ВСК» вх. № 19237 на действия (бездействие) ОАО «Трансэнерго» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО «Трансэнерго» (извещение № 31401732409 от 25.11.2014) и на официальном сайте ОАО «Трансэнерго» www.oaotransenergo.ru не обоснованной.

2. Признать в действиях ОАО «Трансэнерго», выразившихся в установлении в документации о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО «Трансэнерго» (извещение № 31401732409 от 25.11.2014) такого критерия оценки заявок как «цена договора», нарушение части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать ОАО «Трансэнерго» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения открытого запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО «Трансэнерго» (извещение № 31401732409 от 25.11.2014, официальный сайт ОАО «Трансэнерго» www.oaotransenergo.ru), а именно:

- аннулировать протоколы, составленные по итогам проведения запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО «Трансэнерго» (извещение № 31401732409 от 25.11.2014) и на официальном сайте ОАО «Трансэнерго» www.oaotransenergo.ru;

- вернуть запрос предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО «Трансэнерго» на стадию формирования извещения и документации о запросе предложений;

- внести изменения в документацию о запросе предложений с учетом выводов, содержащихся в настоящем решении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии «...»

Члены Комиссии «...»

«...»

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 97-04-18.1/14

 

19 декабря 2014 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:

Председатель Комиссии:

- «...» – заместитель руководителя Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии

- «...» – начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

- «...» – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

 

руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 19.12.2014 № 97-04-18.1/14, принятого по итогам рассмотрения жалобы СОАО «ВСК» в Челябинской области на действия (бездействие) ОАО «Трансэнерго» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО «Трансэнерго» (извещение № 31401732409 от 25.11.2014),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «Трансэнерго» с момента получения настоящего предписания не заключать контракт по итогам открытого запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО «Трансэнерго» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО «Трансэнерго» (извещение № 31401732409 от 25.11.2014), проведенного с нарушением части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

2. ОАО «Трансэнерго» в срок до 31.12.2014 принять решение об отмене протоколов, составленных по итогам проведения запроса предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО «Трансэнерго» (извещение № 31401732409 от 25.11.2014) и разместить указанное решение на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/;

3. ОАО «Трансэнерго» в срок до 31.12.2014 вернуть запрос предложений на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ОАО «Трансэнерго» на стадию формирования извещения и документации о запросе предложений;

4. ОАО «Трансэнерго» внести изменения в документацию о запросе предложений с учетом выводов, содержащихся в решении Челябинского УФАС России от 19.12.2014 № 97-04-18.1/14;

5. ОАО «Трансэнерго» в срок до 31.12.2015 представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пунктов 1, 2, 3, 4 настоящего предписания.

 

Председатель Комиссии «...»

Члены Комиссии: «...»

«...»

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны