Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу № 97-14.9ч.1/15 об ... от 28 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

20 июля 2016 года                                                                г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) <…>, рассмотрев протокол об административном правонарушении № 97-14.9ч.1/15 от 07.12.2015 и материалы дела об административном правонарушении, возбужденного начальником отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России <…> в отношении начальника Главного управления лесами Челябинской области (ранее также исполнявшего обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области) <...> ________________ года рождения, место рождения:___________ ______________________________________, место жительства: ___________________________________________________,  паспорт <...> серия <...> номер <...> выдан_______________________________________________, дата выдачи _____________, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отсутствие <...>, в присутствии его представителя <…> по доверенности № 2791 от 29.04.2016, которым разъяснены права знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также положения статьи 51 Конституции РФ и иные процессуальные права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ (определение о продлении срока рассмотрения дела № 97-14.9ч.1/15 об административном правонарушении и об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 97-14.9.ч.1/15 от 20.05.2016),

У С Т А Н О В И Л :
Постановлением Губернатора Челябинской области от 29.10.2014 № 164 до назначения начальника Главного управления лесами Челябинской области исполнение его обязанностей с 30 октября 2014 года возложено на <...>.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 05.03.2015 № 57 <...>  назначен начальником Главного управления лесами Челябинской области.
В соответствии с пунктом 12, подпунктами 1, 4, 7-1 пункта 14 Положения о Главном управлении лесами Челябинской области, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 22.12.2006 № 385 (далее – Положение), управление возглавляет начальник Главного управления лесами Челябинской области, который руководит деятельностью управления, назначает на должность и освобождает от должности в установленном законодательством порядке сотрудников управления, принимает решения о поощрении и дисциплинарном взыскании сотрудников, организует работу управления, издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения.
Начальник управления несет персональную ответственность за: неисполнение и ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей (должностной проступок); несвоевременное или противоречащее законодательству принятие решения, за неправильно принятое решение (пункт 17 Положения).
Приказом Главного управления лесами Челябинской области от 19.07.2007 № 125 утвержден состав областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков и Положение об областной комиссии Главного управления лесами Челябинской области по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков. Приказом Главного управления лесами Челябинской области от 31.01.2011 № 65 внесены изменения в состав областной комиссии по проведению аукционов. В соответствии с указанным приказом председателем комиссии является <...> - первый заместитель начальника Главного управления лесами Челябинской области.
Таким образом, начальник Главного управления лесами Челябинской области несет ответственности за издание в пределах своей компетенции приказов и подписание протоколов областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков.
1.    <...> в период исполнения обязанностей начальника Главного управления лесами Челябинской области подписал протоколы заседаний областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков №  3 от 11.03.2015, № 10 от 25.11.2014, № 2 от 12.02.2015.
Путем подписания указанных протоколов заседаний областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков ранее исполнявшим обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области <...> совершены действия (бездействие), которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) осуществление полномочий по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, на основании части 1 статьи 87 ЛК РФ является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Частью 2 статьи 71 ЛК РФ установлено, что предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом.
Согласно части 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 ЛК РФ).
Организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является продавец права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация (часть 1 статьи 79 ЛК РФ).
В соответствии с частью 2 названной нормы продавцами права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Организация проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, порядок проведения указанных аукционов регулируются главой 8 ЛК РФ и Методическими указаниями по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 ЛК РФ, утвержденными приказом Минсельхоза России от 24.02.2009 № 75 (далее – Методические указания).
В соответствии с пунктом 2 Методических указаний решение о проведении аукционов по продаже права на заключение договоров аренды либо права на заключение договоров купли-продажи принимается продавцами, которыми в пределах своей компетенции выступают органы государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 83 ЛК РФ.
Согласно письму Рослесхоза от 21.08.2015 исх. № НК-05-35/9946 решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, организатором аукциона принимается на основании документов лесного планирования (лесной план субъекта Российской Федерации и лесохозяйственный регламент лесничеств (лесопарков) с учетом поданных заявлений.
Согласно пункту 6 Положения основной задачей Главного управления лесами Челябинской области является реализация на территории Челябинской области государственной политики в сфере лесных отношений.
Подпунктами 6 и 7 пункта 7 Положения установлено, что в целях реализации возложенной на него задачи Главное управление лесами Челябинской области предоставляет в границах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, организует и проводит в установленном порядке аукционы по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков в пределах земель лесного фонда, а также права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений.
Приказом Главного управления лесами Челябинской области от 19.07.2007 № 125 утвержден Порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков на территории Челябинской области (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка организатором аукциона является Главное управление лесами Челябинской области. Организатор аукциона осуществляет всю организационную и техническую работу по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесного участка.
Организатор аукциона в течение 15 дней рассматривает поступившие заявления от граждан и юридических лиц и запрашивает у подведомственных учреждений сведения о лесном участке, указанном в заявлении. Подведомственные учреждения в течение 15 дней представляют организатору аукциона сведения о выставляемых на аукцион лесных участках, с указанием полной характеристики выставляемых лесных участков в соответствии с перечнем приложений к договору аренды (пункты 3.1 и 3.2 Порядка).
Согласно пункту 3.3 Порядка организатор аукциона:
- рассматривает представленные подведомственным учреждением сведения об участке и принимает решение о выставлении участка на аукцион, или отказывает в выставлении с указанием причин отказа;
- составляет перечень выставляемых на аукцион лесных участков и не менее чем за 60 дней до дня проведения аукциона публикует извещение о проведении лесного аукциона в бюллетене поставок продукции для областных государственных нужд, а также размещает его на официальном сайте;
- устанавливает начальную цену аукционной единицы;
- проводит открытые устные торги в соответствии с утвержденным графиком.
При этом лесным законодательством не предусмотрены основания для отказа в формировании (выставлении) испрашиваемых заинтересованными лицами лесных участков на аукцион.
Вместе с тем, с учетом положений части 2 статьи 6, статьи 12, статьи 87 ЛК РФ, такими основаниями могут являться несоответствие заявленной цели использования лесохозяйственному регламенту лесничества, в границах которого находится испрашиваемый участок, а также если испрашиваемый участок полностью или частично уже передан в аренду (уже принято решение о выставлении его на аукцион) с несовместимым для нескольких целей видом использования лесов. Указанные обстоятельства подтверждаются письмом Рослесхоза от 21.08.2015 исх. № НК-05-35/9946.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135 - ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2).
Отказ в формировании испрашиваемого лесного участка на аукцион по иным основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, ведет к невозможности получения его хозяйствующим субъектом в аренду в целях осуществления предпринимательской деятельности, что в свою очередь создает не предусмотренные действующим законодательством препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности и может привести к ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.
1.1. ООО «Скопа» письмом от 21.01.2015 вх. № 0423 обратилось к начальнику Главного управления лесами Челябинской области с заявлением о предоставлении в долгосрочную аренду участка лесного фонда в Кременкульском участковом лесничестве, квартал 55, выдел 1, площадью 3 га, для выращивания лечебных трав и плодовых культур.
ООО «Скопа» письмом от 21.01.2015 вх. № 0425 обратилось к начальнику Главного управления лесами Челябинской области с заявлением  о предоставлении в долгосрочную аренду участка лесного фонда в Кременкульском участковом лесничестве, квартал 53, выделы 3, 7, площадью 8, 56 га, для выращивания лечебных трав, плодовых и ягодных растений.
ООО «Скопа» письмом от 04.12.2014 вх. № 9964 обратилось к начальнику Главного управления лесами Челябинской области с заявлением о предоставлении участка лесного фонда, расположенного по адресу: Челябинская область, Шершневский лесхоз, Кременкульское участковое лесничество квартал № 47, для размещения Детского Социального оздоровительного центра для малообеспеченных и воспитанников детских домов и социальных приютов города Челябинска.
Согласно выписке из протокола № 3 заседания областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков от 11.03.2015 по результатам рассмотрения указанных заявлений комиссией принято решение: не формировать лесной участок на аукцион в связи с несоответствием заявленного вида использования лесного участка на покрытой лесом площади Правилам использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, утвержденным Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 05.12.2011 № 510 (далее – Правила). Кроме того, по лесному участку в Кременкульском участковом лесничестве в квартале 53, выдел 3, выдел 7 на площади 8, 56 га в испрашиваемый участок входит лесной участок площадью 1, 0 га, по которому ранее принято решение о формировании его на аукцион для осуществления рекреационной деятельности; направить заявителя на оформление лесного участка в соответствии с изменениями в лесном и земельном законодательстве и не формировать на аукцион лесной участок для осуществления рекреационной деятельности.
Указанный протокол подписан в том числе председателем комиссии, исполняющим обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области <...>/
На основании указанного протокола Главным управлением лесами Челябинской области в адрес ООО «Скопа» направлены письма:
- от 16.03.2015 исх. № 2062, содержащее информацию о принятии решения не формировать лесной участок на аукцион в связи с несоответствием заявленного вида использования лесного участка на покрытой лесом площади Правилам;
- от 16.03.2015 исх. № 2057, содержащее информацию о принятии решения не формировать лесной участок на аукцион в связи с несоответствием заявленного вида использования лесного участка на покрытой лесом площади Правилам. Кроме того, в испрашиваемый участок входит лесной участок площадью 1, 0 га, по которому ранее принято решение о формировании его на аукцион для осуществления рекреационной деятельности;
- от 17.03.2015 исх. № 2098, содержащее информацию о том, что с 1 марта 2015 года вступили в силу поправки в земельное и лесное законодательство, в связи с чем предоставление лесных участков осуществляется в порядке, установленном Главой 5.1 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных ЛК РФ.
    Согласно пунктам 11 и 12 Правил для выращивания лесных плодовых, ягодных декоративных растений, лекарственных растений используют, в первую очередь, нелесные земли из состава земель лесного фонда, а также необлесившиеся вырубки, прогалины и другие, не покрытые лесной растительностью земли, на которых невозможно естественное возобновление леса до посадки на них лесных культур; земли, подлежащие рекультивации (выработанные торфяники и др.). Для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных, лекарственных растений под пологом леса могут использоваться участки малоценных насаждений, не намеченные под реконструкцию.
Соответственно, Правила не содержат прямого запрета на использование лесного участка на покрытой лесом для выращивания лесных плодовых, ягодных декоративных растений, лекарственных растений.
Кроме того, согласно письму Рослесхоза от 21.08.2015 исх. № НК-05-35/9946  проектирование лесных участок для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), однако может ограничиваться или запрещаться в соответствии со статьей 27 ЛК РФ и в случае, если на испрашиваемом лесном участке встречаются виды растений, занесенные в Красную книгу Российской Федерации или красные книги субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 59 ЛК РФ. При этом Правила применяются к переданным в аренду лесным участкам.
Согласно заключениям ЧОБУ «Шершневское лесничество» от 10.02.2015 № 173  и от 18.02.2015 № 228 испрашиваемые ООО «Скопа» участки расположены в защитных лесах категории «лесопарковая зона», использование лесных участков для выращивания лесных, плодовых, ягодных, декоративных, лекарственных растений соответствует регламенту Шершневского лесничества.
Кроме того, решение Областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды от 14.05.2014 № 4 о выставлении лесного участка в Кременкульском участковом лесничестве в квартале 53, ч. в. 3 на площади 1, 0 га на аукцион на срок аренды 49 лет для осуществления рекреационной деятельности согласно пояснениям Главного управления лесами Челябинской области до настоящего времени не реализовано. При этом доказательств невозможности осуществления разных видов деятельности разными лесопользователями на указанном лесном участке управлением не представлено.
Согласно заключению ЧОБУ «Шершневское лесничество» от 10.02.2015 № 174 испрашиваемый ООО «Скопа» участок расположен в защитных лесах категории «лесопарковая зона», использование лесного участка для осуществления рекреационной деятельности соответствует регламенту Шершневского лесничества.
В силу части 4 статьи 71 ЛК РФ в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, осуществляется предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам.
Однако ООО «Скопа» письмом от 04.12.2014 испрашивает лесной участок в долгосрочную аренду, а не в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование. Главным управлением лесами Челябинской области не представлены письменные пояснения с правовым обоснованием фактического отказа в формировании испрашиваемого ООО «Скопа» лесного участка на аукцион. Соответственно, вступление в силу поправок в земельное и лесное законодательство не может являться основанием для отказа в формировании испрашиваемого ООО «Скопа» лесного участка на аукцион.
Таким образом, основания для отказа в формировании испрашиваемых                             ООО «Скопа» лесных участков на аукцион на момент рассмотрения заявлений общества отсутствовали.
Таким образом, действия председателя областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, ранее исполнявшего обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области <...>, выразившиеся в принятии решения по результатам рассмотрения заявлений ООО «Скопа» от 21.01.2015 вх. № 0423, от 21.01.2015 вх. № 0425,  от 04.12.2014 вх. № 9964 не формировать лесные участки на аукцион путем подписания протокола № 3 заседания областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков от 11.03.2015, при условии, что заявленные ООО «Лесная опушка» цели использования лесных участков соответствуют лесохозяйственному регламенту, лесной участок площадью 1,0 га не сформирован на аукцион и вступление в силу поправок в земельное и лесное законодательство не затрагивает порядок предоставления в аренду лесных участков, могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем создания необоснованных препятствований осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам (в том числе ООО «Скопа») с использованием лесного участка по результатам проведения аукциона, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 названной нормы.
1.2. ООО Компания «Вездеход» письмом от 01.08.2014 вх. № 6534 обратилось к начальнику Главного управления лесами Челябинской области с заявлением о предоставлении лесного участка ориентировочной площадью 15 000 кв. м, расположенного по адресу: Миасский городской округ, кварталы 51, 52 Тургоякского лесничества, в аренду сроком на 49 лет для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно выписке из протокола № 10 заседания областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков от 25.11.2014 по результатам рассмотрения указанного заявления комиссией принято решение не выставлять лесной участок на аукцион по причине обременения испрашиваемого участка арендой по заготовке древесины и в связи с тем, что заявленные планы по освоению лесного участка не соответствуют распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849.
 Указанный протокол подписан в том числе председателем комиссии, исполняющим обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области <...>.
На основании указанного протокола Главным управлением лесами Челябинской области в адрес ООО Компания «Вездеход» письмом от 09.12.2014 исх. № 8751 направлена информация о принятии решения не формировать участок на аукцион по причине обременения испрашиваемого участка арендой по заготовке древесины и несоответствия заявленных планов по освоению лесного участка Распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849.
Однако из содержания положений статьи 1, части 1 статьи 25, статьи 39, пунктов 1, 2, 3 статьи 71, части 1 статьи 72, частей 1 и 3 статьи 74 РФ следует, что ЛК РФ  не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности.
Кроме того, согласно заключению ЧОБУ «Миасское лесничество» от 19.09.2012               № 542 испрашиваемый ООО Компания «Вездеход» участок расположен в защитных лесах категориях: «лесопарковая зона», «водоохранная зона», заявленный вид использования лесного участка для осуществления рекреационной деятельности соответствует  лесохозяйственному регламенту Миасского лесничества.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления рекреационной деятельности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849 утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (далее – Перечень).
Предоставление лесных участков в аренду для осуществления рекреационной деятельности само по себе не является разрешительным документом для строительства  каких-либо объектов и не должно ставиться в зависимость от наличия планируемых к размещению заявителем объектов в Перечне.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849 следует руководствоваться после предоставления в аренду лесных участков, в том числе при подготовке разрешительных документов для строительства, реконструкция и эксплуатация объектов.
Следовательно, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849 применяется к переданным в аренду лесным участкам и не регулирует вопросы, связанные с формированием лесных участков на аукцион.
Таким образом, отказ в формировании лесного участка на аукцион ввиду несоответствия заявленных планов по освоению лесного участка Распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849 не соответствует действующему законодательству.
В связи с этим основания для отказа в формировании испрашиваемого                             ООО Компания «Вездеход» лесного участка на аукцион на момент рассмотрения заявления общества отсутствовали.
Действия председателя областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, ранее исполнявшего обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области <...>, выразившиеся в принятии решения по результатам рассмотрения заявления ООО Компания «Вездеход»  от 01.08.2014 вх. № 6534 не формировать испрашиваемый обществом лесной участок на аукцион путем подписания протокола № 10 заседания областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков от 25.11.2014 при условии, что заявленная ООО Компания «Вездеход» цель  использования лесного участка соответствует лесохозяйственному регламенту и лесное законодательство  не содержит запретов на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности и при несоответствии заявленных планов по освоению лесного участка Распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849, могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем создания необоснованных препятствований осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам (в том числе ООО Компания «Вездеход») с использованием лесного участка по результатам проведения аукциона, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 названной нормы.
1.3.    ООО Компания «Вездеход» письмом от 16.01.2015 обратилось к председателю аукционной комиссии Главного управления лесами Челябинской области с заявлением о повторном рассмотрении заявки о предоставлении в аренду в рекреационных целях сроком на 49 лет лесного участка площадью 1, 5 га Тургоякского лесничества, представив письмо ООО «МИАССЛЕС» от 02.10.2014 исх. № 294 об отсутствии возражений против выставления на аукцион лесного участка и заявив об использовании испрашиваемого участка в полном соответствии с действующим законодательством.  
Согласно выписке из протокола № 2 заседания областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков от 12.02.2015 по результатам рассмотрения указанного заявления комиссией принято решение об отложении рассмотрения, в связи с нахождением испрашиваемого участка в охранной зоне озера Тургояк, направить запрос в Министерство экологии Челябинской области о возможности использования испрашиваемого участка в заявленных целях.
 Указанный протокол подписан в том числе председателем комиссии, исполняющим обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области <...>.
На основании указанного протокола Главным управлением лесами Челябинской области в адрес ООО Компания «Вездеход» письмом от 25.02.2015 исх. № 1549 направлена информация о повторном рассмотрении обращения общества и принятии решения об отложении рассмотрения обращения в связи с нахождением испрашиваемого участка в охранной зоне озера Тургояк, направлении запроса в Министерство экологии Челябинской области о возможности использования лесного участка в заявленных целях.
Письмом Министерства по радиационной и экологической безопасности от 14.08.2014 исх. № 04/4915 сообщено о нецелесообразности предоставления в аренду испрашиваемого ООО «Вездеход» лесного участка, поскольку осуществление рекреационной деятельности на лесном участке не обеспечит соблюдение режима охранной зоны памятника природы озера Тургояк.
Вместе с тем, в Челябинское УФАС России не представлены документы, подтверждающие возобновление рассмотрения обращения ООО Компания «Вездеход» от 25.02.2015 исх. № 1549 по существу, решение о формировании испрашиваемого обществом лесного участка на аукцион, либо об отказе в его формировании на аукцион Главным управлением лесами Челябинской области на протяжении шести месяцев не принято.
При этом Порядком не предусмотрено отложение рассмотрения обращения хозяйствующего субъекта о предоставлении в аренду лесного участка.
Таким образом, бездействие председателя областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, ранее исполнявшего обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области <...>, выразившееся в нерассмотрении заявления ООО Компания «Вездеход» от 16.01.2015 по существу путем подписания протокола № 2 заседания областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков от 12.02.2015, может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем создания необоснованных препятствований осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам (в том числе ООО Компания «Вездеход») с использованием лесного участка по результатам проведения аукциона, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 названной нормы.
2.    <...> в период исполнения обязанностей начальника Главного управления лесами Челябинской области и нахождения на должности начальника Главного управления лесами Челябинской области подписал протокол заседания областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков № 1 от 13.01.2015, Приказ Главного управления лесами Челябинской области от 31.12.2014 № 552 «О ведомственном перечне государственных услуг».
Путем подписания указанных протокола заседания областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков и приказа <...> совершены действия (бездействие), которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, ввиду следующего.
    2.1. ООО «Лесная опушка» письмом от 20.11.2014 обратилось к и.о. начальника Главного управления лесами Челябинской области с заявлением о предоставлении в аренду в рекреационных целях сроком на 49 участка лесного участка ориентировочной площадью 0,3 га, расположенного в квартале 25 Тургоякского участкового лесничества. Испрашиваемый лесной участок обществом планировалось использовать в целях организации досуга и отдыха путем размещения на нем спортивной площадки, биотуалетов, мусорных контейнеров, навесов, беседки, домика сторожа и нескольких деревянных домиков для пребывания отдыхающих, имеющих временный характер.
Согласно выписке из протокола № 1 заседания областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков от 13.01.2015 по результатам рассмотрения указанного заявления комиссией принято решение: не формировать лесной участок на аукцион в связи с наличием на участке высокополнотного насаждения с подростом, высокой рекреационной нагрузкой на лесной участок и несоответствием планируемого заявителем использования лесного  участка разрешенному использованию такого участка (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р).
 Указанный протокол подписан в том числе председателем комиссии, исполняющим обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области <...>.
На основании указанного протокола Главным управлением лесами Челябинской области в адрес ООО «Лесная опушка» направлено письмо от 23.01.2015 исх. № 0470, содержащее информацию о принятии решения не формировать лесной участок на аукцион в связи с наличием на участке высокополнотного насаждения с подростом, высокой рекреационной нагрузкой на лесной участок и несоответствием планируемого заявителем использования лесного  участка разрешенному использованию такого участка (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р).
Вместе с тем, Главным управлением лесами Челябинской области не представлены документы, подтверждающие наличие высоких рекреационных нагрузок на испрашиваемый ООО «Лесная опушка» лесной участок.
ЛК РФ не содержит прямого запрета на предоставление лесного участка, имеющего  высокополнотное насаждение с подростом и высокую рекреационную нагрузку, для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно заключению ЧОБУ «Миасское лесничество» от 10.12.2014 № 985 испрашиваемый ООО «Лесная опушка» участок расположен в защитных лесах категории «лесопарковая зона», использование лесного участка для осуществления рекреационной деятельности соответствует регламенту Миасского лесничества.
Пунктом 6 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления рекреационной деятельности.
Подпунктом «а» пункта 6 Перечня установлены следующие объекты в лесопарковых зонах, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности в защитных лесах, эксплуатационных и резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов:
- площадка для игр (детская), отдыха, занятий спортом, установки мусоросборников;
- форма малая архитектурная (некапитальное нестационарное сооружение, включая беседки, ротонды, веранды, дровницы, навесы, объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны);
- элемент благоустройства лесного участка (пешеходная дорожка с мягким покрытием, георешетка, устройство для оформления озеленения, фонарь, скамейка, мостик, настил, малогабаритный (малый) контейнер-мусоросборник, урна, физкультурный снаряд (тренажер), наземная туалетная кабина).
Однако предоставление лесных участков в аренду для осуществления рекреационной деятельности само по себе не является разрешительным документом для строительства  каких-либо объектов и не должно ставиться в зависимость от наличия планируемых к размещению заявителем объектов в Перечне.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849 следует руководствоваться после предоставления в аренду лесных участков, в том числе при подготовке разрешительных документов для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов.
Следовательно, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849 применяется к переданным в аренду лесным участкам и не регулирует вопросы, связанные с формированием лесных участков на аукцион.
Таким образом, отказ в формировании лесного участка на аукцион ввиду наличия на нем высокополнотного насаждения с подростом, высокой рекреационной нагрузки и несоответствия планируемого заявителем использования лесного участка Распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849 не соответствует действующему законодательству.
В связи с этим основания для отказа в формировании испрашиваемого                             ООО «Лесная опушка» лесного участка на аукцион на момент рассмотрения заявления общества отсутствовали.
Таким образом, действия председателя областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, ранее исполнявшего обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области <...>, выразившиеся в принятии решения по результатам рассмотрения заявления ООО «Лесная опушка» от 20.11.2014 не формировать испрашиваемый обществом лесной участок на аукцион путем подписания протокола № 1 заседания областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков от 13.01.2015 при условии, что заявленная ООО «Лесная опушка» цель использования лесного участка соответствует лесохозяйственному регламенту и лесное законодательство  не содержит запретов на предоставление лесных участков, имеющих высокополнотное насаждение с подростом и высокую рекреационную нагрузку, а также при несоответствии заявленных планов по освоению лесного участка Распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849, могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем создания необоснованных препятствований осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам (в том числе ООО «Лесная опушка») с использованием лесного участка по результатам проведения аукциона, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 названной нормы.
2.2. ООО «Небосвод» письмом от 19.07.2013 обратилось к начальнику Главного управления лесами Челябинской области с заявлением  о предоставлении в аренду в рекреационных целях сроком на 49 участка лесного фонда площадью 1,5 га в квартале 43 Тургоякского лесничества. Испрашиваемый лесной участок обществом планировалось использовать в целях организации досуга и отдыха населения путем размещения на нем спортивной площадки, биотуалетов, мусорных контейнеров, площадки для волейбола. При этом отвод сточных вод и канализация планируется в закрытые резервуары с последующим вывозом.
Согласно представленным материалам испрашиваемый ООО «Небосвод»  лесной участок расположен в границах охранной зоны Памятника природы в защитных лесах категории: «лесопарковая зона» и «водоохранная зона».
В соответствии с пунктом 5 Положения о памятнике природы озере Тургояк, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 23.03.2007              № 62-П (далее – Положение о памятнике природы), материалы намечаемой хозяйственной деятельности (в части размещения новых объектов) на территории памятника природы озера Тургояк и его охранной зоны согласовываются с Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области и Главным управлением лесами Челябинской области.
В связи с этим Главное управление лесами Челябинской области направило в Министерство радиационной и экологической безопасности Челябинской области обращение о представлении заключения о возможности предоставления в испрашиваемого   ООО «Небосвод» лесного участка в заявленных целях.
В ответ на указанное обращение Министерством радиационной и экологической безопасности подготовлен ответ от 26.11.2014 исх. № 01/7492 о нецелесообразности предоставления в аренду испрашиваемого ООО «Небосвод» лесного участка, поскольку осуществление рекреационной деятельности на нем не обеспечит соблюдение режима охранной зоны памятника природы озера Тургояк ввиду несоблюдения требований Положения о памятнике природы и пункта 6 Перечня.
Согласно выписке из протокола № 1 заседания областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков от 13.01.2015 по результатам рассмотрения заявления ООО «Небосвод» от 19.07.2013 комиссией принято решение: не формировать лесной участок на аукцион в связи с высокими рекреационными нагрузками, несоответствием планируемого заявителем использования лесного  участка разрешенному использованию такого участка (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р) и наличием письма Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области о нецелесообразности предоставления лесного участка в аренду.
 Указанный протокол подписан в том числе председателем комиссии, исполняющим обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области <...>.
На основании указанного протокола Главным управлением лесами Челябинской области в адрес ООО «Небосвод» письмом от 23.01.2015 исх. № 0512 направлена информация о принятии решения не формировать лесной участок на аукцион в связи с высокими рекреационными нагрузками на охранную зону памятника природы Челябинской области озеро Тургояк и отсутствием согласования с Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области.
Вместе с тем, Главным управлением лесами Челябинской области не представлены документы, подтверждающие наличие высоких рекреационных нагрузок на охранную зону памятника природы Челябинской области озеро Тургояк.
ЛК РФ не содержит прямой запрет на предоставление лесного участка, имеющего высокую рекреационную нагрузку, для осуществления рекреационной деятельности.
Лесным законодательством также не предусмотрено предоставление лесных участков по согласованию с иными органами исполнительной власти Челябинской области. При этом из содержания пункта 5 Положения о памятнике природы следует, что Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области согласовывает материалы намечаемой хозяйственной деятельности (в части размещения новых объектов) на территории памятника природы озера Тургояк и его охранной зоны, а не предоставление лесных участков в пользование. Следовательно, Положение о памятнике природы применяется к переданным в аренду лесным участкам и не регулирует вопросы, связанные с формированием лесного участка на аукцион.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 19-2 Положения о памятнике природы на территории охранной зоны Памятника природы при наличии положительного заключения государственной экспертизы (в случаях, предусмотренных законодательством) допускается за пределами 50 метров от береговой линии водного объекта жилищное строительство, дачное строительство, строительство рекреационных объектов с подключением к централизованным очистным сооружениям канализации или к локальным очистным сооружениям. При подключении к локальным очистным сооружениям сброс сточных вод производится в герметичный выгреб.
Подпунктом «б» пункта 6 Перечня установлены следующие объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, для осуществления рекреационной деятельности в лесах, расположенных в водоохранных зонах (помимо объектов, указанных в подпункте «а» названной нормы):
- линия связи;
- линия электропередачи воздушная, кабельная всех классов напряжения;
- постройка временная, используемая в рекреационных целях;
- трубопровод подземный.
Размещение очистных сооружений канализации, закрытых резервуаров для сбора сточных вод лесопарковых и водоохранных зонах защитных лесов пунктом 6 Перечня не предусмотрено.
Однако Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849 применяется к переданным в аренду лесным участкам и не регулирует вопросы, связанные с формированием лесных участков на аукцион.
Согласно заключению ЧОБУ «Миасское лесничество» от 26.08.2014 № 732 использование испрашиваемого ООО «Небосвод» лесного участка для осуществления рекреационной деятельности соответствует регламенту Миасского лесничества.
Таким образом, действия председателя областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, ранее исполнявшего обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области <...>, выразившиеся в принятии решения по результатам рассмотрения заявления ООО «Небосвод» от 19.07.2013 не выставлять испрашиваемый обществом  лесной участок на аукцион путем подписания протокола № 1 заседания областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков от 13.01.2015 при условии, что заявленная ООО «Небосвод» цель  использования лесного участка соответствует лесохозяйственному регламенту и лесное законодательство  не содержит запретов на предоставление лесных участков, имеющих высокую рекреационную нагрузку, а также при отсутствии согласования с Министерством по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем создания необоснованных препятствований осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам (в том числе ООО «Небосвод») с использованием лесного участка по результатам проведения аукциона, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 2 названной нормы.
2.3. В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Данная норма носит императивный (безусловный) характер, при этом доказывание факта ограничения конкуренции не требуется.
Приказом Главного управления лесами Челябинской области от 31.12.2014             № 552 утвержден Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) подведомственными государственными бюджетными учреждениями на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (далее – Ведомственный перечень).
Указанный приказ подписан исполняющим обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области <...>.
В соответствии с пунктом 1 Ведомственного перечня в перечень государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями лесного хозяйства Челябинской области, включены такие услуги, как: оформление комплекта документов для проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, для аукциона по продаже права на заключение купли-продажи лесных насаждений и для предоставления лесных участков в аренду, безвозмездное срочное, постоянное (бессрочное) пользование. Содержанием услуги является подготовка пакета документов для заключения договоров аренды лесного участка и договоров купли-продажи лесных насаждений.
Названную услугу оказывают подведомственные Главному управлению лесами Челябинской области областные бюджетные учреждения – лесничества: ЧОБУ «Аргаяшское лесничество»; ЧОБУ «Ашинское лесничество»; ЧОБУ «Брединское лесничество»; ЧОБУ «Верхнеуральское лесничество»; ЧОБУ «Златоустовское лесничество»; ЧОБУ «Карталинское лесничество»; ЧОБУ «Каслинское лесничество»; ЧОБУ «Катав-Ивановское лесничество»; ЧОБУ «Красноармейское лесничество»; ЧОБУ «Кунашакское лесничество»; ЧОБУ «Кусинское лесничество»; ЧОБУ «Кыштымское лесничество»; ЧОБУ «Миасское лесничество»; ЧОБУ «Нязепетровское лесничество»; ЧОБУ «Октябрьское лесничество»; ЧОБУ «Пластовское лесничество»; ЧОБУ «Саткинское лесничество»; ЧОБУ «Увельское лесничество»; ЧОБУ «Усть-Катавское лесничество»; ЧОБУ «Уфалейское»; ЧОБУ «Чебаркульское лесничество»; ЧОБУ «Шершневское лесничество».
Таким образом, Главным управлением лесами Челябинской области функции по оформлению комплекта документов для проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, для аукциона по продаже права на заключение купли-продажи лесных насаждений и для предоставления лесных участков в аренду, безвозмездное срочное, постоянное (бессрочное) пользование переданы подведомственным Главному управлению лесами Челябинской области областным бюджетным учреждениям – лесничествам, что подтверждается пунктом 1 Ведомственного перечня.
Однако осуществление указанных полномочий действующим законодательством отнесено к полномочиям органа государственной власти Челябинской области по следующим основаниям.
В силу пункта 2 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление таких полномочий в области лесных отношений, как предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда.
Статьей 71 ЛК РФ установлен порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 3 статьи 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом.
Частью 1 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что  договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 названной нормы.
Согласно частям 1 и 2 статьи 79 ЛК РФ  организаторами аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, являются органы государственной власти.
Методическими указаниями предусмотрено, что организатор аукциона осуществляет в том числе следующие функции: готовит документацию об аукционе с указанием всех сведений, предусмотренных ЛК РФ.
Таким образом, оформление комплекта документов для проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, а также для аукциона по продаже права на заключение купли-продажи лесных насаждений является неотъемлемой частью функции органа государственной власти субъекта Российской Федерации по организации и проведению соответствующих аукционов.
Соответственно, выполнение указанных работ относится к функциям органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпунктам 1, 3 части 1 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
Частью 5 статьи 71 ЛК РФ установлено, что предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено ЛК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 20 ЗК РФ (в редакции от 22.07.2014) в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Подпунктом «б» пункта 1 статьи 24 ЗК РФ (в редакции от 22.07.2014) предусмотрено, что в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных ЛК РФ случаях.
Частью 3 статьи 74 ЛК РФ установлены случаи, при которых без проведения торгов заключаются договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 74 ЛК РФ заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ.
Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 № 319 утвержден Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктами 18, 21 и 23 Порядка заключения договора аренды в случае заключения договора аренды лесного участка без проведения аукциона заявитель подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления. К заявлению прилагаются следующие документы: документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (при необходимости); документы, подтверждающие необходимость использования испрашиваемого лесного участка (предоставляется по усмотрению заявителя). Органы государственной власти получают путем межведомственного информационного взаимодействия в том числе следующие документы: сведения о наличии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на объекты, подлежащие реконструкции (при предоставлении лесных участков для реконструкции линейных объектов). По результатам рассмотрения выносится решение о предоставлении лесного участка в аренду либо решение об отказе в предоставлении лесного участка в аренду.
Постановлением Правительства Челябинской области от 20.06.2012 № 350-П утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению лесных участков в аренду, безвозмездное срочное, постоянное (бессрочное) пользование в соответствии со статьями 1, 9, 21, 25, 43, 44, 45, 47, 71 ЛК РФ.
Пунктами 22 и 23 названного регламента установлено, что в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении государственной услуги специалист, ответственный за предоставление государственной услуги, принимает решение о предоставлении государственной услуги.
Специалист, ответственный за предоставление государственной услуги, готовит договор аренды, постоянного (бессрочного) пользования лесным участком; договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Договор аренды, безвозмездного срочного, постоянного (бессрочного) пользования лесным участком подписывается начальником Главного управления лесами Челябинской области.
Из изложенного административного регламента следует, что  деятельность по оформлению указанных документов для предоставления лесных участков в аренду, безвозмездное срочное, постоянное (бессрочное) пользование осуществляется Главным управлением лесами Челябинской области.
Таким образом, без проведения работ по оформлению документов для предоставления лесных участков в аренду, безвозмездное срочное, постоянное (бессрочное) пользование невозможно осуществить предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование. Следовательно, выполнение указанных работ является неотъемлемой частью функции органа государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Подведомственные Главному управлению лесами Челябинской области областные бюджетные учреждения – лесничества осуществляют деятельность, приносящую доход. Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект – индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Следовательно, указанные бюджетные учреждения являются хозяйствующими субъектами.
Лесное и земельное законодательства не содержат положений, указывающих на то, что функции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению лесных участков в аренду, безвозмездное срочное, постоянное (бессрочное) пользование, в том числе организации аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, организации аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, в части либо в полном объеме могут быть переданы государственным бюджетным учреждениям, подведомственным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Возможность наделения государственных бюджетных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, функциями указанных органов власти не только не предусмотрена действующим законодательством, но прямо запрещена Законом о защите конкуренции.
Действия начальника Главного управления лесами Челябинской области <...> по наделению подведомственных Главному управлению лесами Челябинской областных бюджетных учреждений – лесничеств функциями органа исполнительной власти Челябинской области, связанными с предоставлением лесных участков в аренду, безвозмездное срочное, постоянное (бессрочное) пользование, в том числе организацией аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, организацией аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, путем подписания Приказа Главного управления лесами Челябинской от 31.12.2014 № 552, которым утвержден пункт 1 Ведомственного перечня, не соответствуют части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей подлежит административной ответственности (статья 2.4 КоАП РФ).
В соответствии с примечанием к указанной статье, под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Действия должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, являются составом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ (в редакциях, действовавших в период с 25.11.2014 по 11.03.2015), и влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
На составление протокола по настоящему делу об административном правонарушении начальником Главного управления лесами Челябинской области <...> представлены следующие письменные пояснения (от 27.11.2015 исх. № 8564).
Главным управлением лесами Челябинской области исполнено предписание Челябинского УФАС России по делу № 66-07/15 в полном объеме, в связи с чем отсутствует событие административного правонарушения.
Указанные письменные пояснения начальника Главного управления лесами Челябинской области <...> не могут быть приняты во внимание должностным лицом антимонопольного органа, поскольку исполнение предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства не свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, т.е. об отсутствии противоправных действий, за которые предусмотрено административное наказание.
        На рассмотрение настоящего дела начальник Главного управления лесами Челябинской области (ранее также исполнявший обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области) <...> не явился, дополнительных письменных пояснений не представил, отводов не заявлял, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (письмо от 17.06.2016 исх. № 4046), а также ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
    Представитель начальника Главного управления лесами Челябинской области  <...> при рассмотрении дела об административном правонарушении дополнительных письменных пояснений не представил, отводов не заявлял, поддержал ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Объектом правонарушений по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере антимонопольного регулирования с участием органов власти и органов местного самоуправления.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, составляют нарушения запретов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключение предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Объективная сторона правонарушения, совершенного начальником Главного управления лесами Челябинской области (ранее также исполнявшим обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области) <...>, выразилась в нарушении указанным должностным лицом предусмотренных статьей 15 Закона о защите конкуренции запретов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, при подписании протоколов заседаний областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков №  3 от 11.03.2015, № 10 от 25.11.2014, № 1 от 13.01.2015, № 2 от 12.02.2015, Приказа Главного управления лесами Челябинской области от 31.12.2014 № 552 «О ведомственном перечне государственных услуг».
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат в числе прочих выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Одним из элементов состава административного правонарушения является его субъективная сторона, в числе характерных признаков которой имеется вина.  
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Вина начальника Главного управления лесами Челябинской области (ранее также исполнявшего обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области) <...> выразилась в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при подписании протоколов заседаний областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков №  3 от 11.03.2015, № 10 от 25.11.2014, № 1 от 13.01.2015, № 2 от 12.02.2015, Приказа Главного управления лесами Челябинской области от 31.12.2014 № 552 «О ведомственном перечне государственных услуг».
Обстоятельств, исключающих вину начальника Главного управления лесами Челябинской области (ранее также исполнявшего обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области) <...> при совершении данного административного правонарушения, после рассмотрения материалов настоящего дела не выявлено.
    Указанные действия (бездействие) начальника Главного управления лесами Челябинской области (ранее также исполнявшего обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области) <...> повлекли вступление в силу актов, противоречащих требованиям антимонопольного законодательства.
Начальник Главного управления лесами Челябинской области (ранее также исполнявший обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области) <...> мог обеспечить соблюдение требований антимонопольного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению, в том числе путем принятия мер по рассмотрению заявлений обществ с учетом положений действующего законодательства, изложения особого мнения, проверки соответствия подписываемых актов требованиям действующего законодательства, отказа от подписания Приказа Главного управления лесами Челябинской области от 31.12.2014 № 552 «О ведомственном перечне государственных услуг»,  направления его на доработку и т.п.  
В материалы дела об административном правонарушении документов и сведений, подтверждающих, что <...> были приняты возможные меры по недопущению нарушения не представлено.
С учетом указанных обстоятельств данное должностное лицо должно было осознавать, что его действия (бездействие) не соответствуют законодательству, т.е. противоправный характер своих действий (бездействия), могло предвидеть наступление вредных последствий.  
Исходя из изложенного, начальник Главного управления лесами Челябинской области (ранее также исполнявший обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области) <...> несет ответственность за допущенные нарушения.
Кроме того, должностным лицом Челябинского УФАС России установлено, что в действиях начальника Главного управления лесами Челябинской области  <...>, выразившихся в подписании Распоряжения Главного управления лесами Челябинской области от 09.04.2015 № 203-р «Об утверждении изменений № 3 в Уставы Челябинских областных бюджетных учреждений в области управления лесами (лесничеств)», отсутствует состав административного правонарушения, поскольку вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Челябинской области от 13.04.2016 по делу № А76-31716/15  признан недействительным пункт 2 решения Челябинского УФАС России по делу № 46-07/15 о нарушении антимонопольного законодательства в части вывода о признании нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции действий Главного управления лесами Челябинской области по наделению подведомственных ему областных бюджетных учреждений - лесничеств функциями органа исполнительной власти Челябинской области, связанными с предоставлением лесных участков в аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование, в том числе организацией аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесного участка, организацией аукционов по продаже права на заключение договоров купли- продажи лесных насаждений, заключением соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, путем утверждения пункта 2.4.6. уставов лесничеств.
Таким образом, в действиях (бездействии) начальника Главного управления лесами Челябинской области (ранее также исполнявшего обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области) <...>, выразившихся в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при подписании протоколов заседаний областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков №  3 от 11.03.2015, № 10 от 25.11.2014, № 1 от 13.01.2015, № 2 от 12.02.2015, Приказа Главного управления лесами Челябинской области от 31.12.2014 № 552 «О ведомственном перечне государственных услуг», содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
Время совершения начальником Главного управления лесами Челябинской области (ранее также исполнявшим обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области) <...> административного правонарушения: 25.11.2014, 31.12.2014, 13.01.2015, 12.02.2015, 11.03.2015.
Место совершения начальником Главного управления лесами Челябинской области (ранее также исполнявшим обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области) <...> административного правонарушения:                               ул. Энгельса, 54, г. Челябинск, 454092.

Факт совершения административного правонарушения начальником Главного управления лесами Челябинской области (ранее также исполнявшим обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области) <...> подтверждается протоколом по делу № 97-14.9ч.1/15 об административном правонарушении от 07.12.2015, протоколами заседаний областной комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков №  3 от 11.03.2015, № 10 от 25.11.2014, № 1 от 13.01.2015, № 2 от 12.02.2015, Приказом Главного управления лесами Челябинской области от 31.12.2014 № 552 «О ведомственном перечне государственных услуг», а также другими материалами дела.

Рассмотрев ходатайство начальника Главного управления лесами Челябинской области (ранее также исполнявшего обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области) <...> о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения ввиду совершения правонарушения впервые, устранения нарушения антимонопольного законодательства, отсутствия какого-либо причиненного вреда и ущерба, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, иных нарушений антимонопольного законодательства, а также финансирования Главного управления лесами Челябинской области из федерального бюджета и отсутствия у органа власти собственных денежных средств, должностное лицо антимонопольного органа пришло к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения ввиду следующего.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.9 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности.
Данное административное правонарушение посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере функционирования товарных рынков, в связи с конкуренцией между хозяйствующими субъектами, что является необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности.
Государственное регулирование в области поддержки конкуренции и нормального функционирования товарных рынков обусловлено необходимостью защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публичных правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, также не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Финансирование Главного управления лесами Челябинской области из федерального бюджета и отсутствие у органа власти собственных денежных средств также не свидетельствуют о малозначительности правонарушения.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18  Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
Рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным, и должностное лицо антимонопольного органа в данном случае не может ограничиться устным замечанием, поскольку по своему характеру нарушение имеет значительную степень общественной опасности.
Кроме того, о значительной степени общественной опасности рассматриваемого правонарушения свидетельствуют установленный КоАП РФ значительный размер штрафа и годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Следовательно, в данном случае невозможно квалифицировать рассматриваемое правонарушение в качестве малозначительного.
Должностное лицо антимонопольного органа всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснив обстоятельства настоящего дела об административном правонарушении, приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, исключающих производство по настоящему делу.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица (личность виновного, его имущественное положение)  обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении настоящего дела учтены личность правонарушителя, совершение подобного административного правонарушения впервые, отсутствие иных нарушений антимонопольного законодательства и обстоятельств, отягчающих ответственность. Деяние, являющееся составом административного правонарушения, не содержит иных составов административных правонарушений.
Поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении, на основании части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ является принятие комиссией Челябинского УФАС России решений по делам № 66-07/15 (исх. № 14137/07 от 11.09.2015) и № 46-07/15 (исх. № 16450/07 от 23.10.2015), которыми установлены факты нарушения антимонопольного законодательства  (размещены в сети Интернет на официальном сайте Челябинского УФАС России www.chel.fas.gov.ru в разделе «Решения»).
Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, составляет один год со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (части 1, 6 статьи 4.5 КоАП РФ).
Решение по делу № 66-07/15 изготовлено в полном объеме 11 сентября 2015 года, решение по делу № 46-07/15 – 23 октября 2015 года, соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности начальника Главного управления лесами Челябинской области (ранее также исполнявшего обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области) <...> на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

1. Признать начальника Главного управления лесами Челябинской области (ранее также исполнявший обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области) <...> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
2. Привлечь начальника Главного управления лесами Челябинской области (ранее также исполнявшего обязанности начальника Главного управления лесами Челябинской области) <...> к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Штраф должен быть перечислен в доход бюджета. КБК 16111602010016000140, ОКТМО 75701000 на счет федерального казначейства: УФК по Челябинской области (Челябинское УФАС России), банк получателя: Отделение Челябинск, г. Челябинск, БИК 047501001, р/с 40101810400000010801, ИНН 7453045147, КПП 745301001.
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа <...> предлагается направить в Челябинское УФАС России (телефон/факс: (351) 263-18-39) надлежащим образом заверенные копии платежных документов.
Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы до пятидесяти часов.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 (десяти) суток со дня вручения или получения копии постановления в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд с учетом местожительства должностного лица и юрисдикции антимонопольного органа.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.


Руководитель                                                                                                    <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны