Решение №3829/04 признать доводы жалобы обоснованными от 1 апреля 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО «Навигатор-Т»

119313, г. Москва, ул. Гарибальди, д. 11, оф. 6

Info@navigator-siz.ru

ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница»

454092, г. Челябинск, ул. Воровского, д. 70

okb_dogovor@mail.ru

chelokb@mail.ru

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 074/07/18.1-137/2019

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 27 марта 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 29 марта 2019 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

<…> – заместителя руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<..> - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

<….> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

рассмотрев жалобу жалоба ООО «Новигатор-Т» (далее - Заявитель) от 06.03.2019 вх. № 2668 на действия (бездействие) заказчика ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница» (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку газодымозащитных комплектов ГДЗК-У (извещение № 31907566875) (далее – Запрос котировок),

 

УСТАНОВИЛА:

25.02.2019 на официальном сайте в сети Интернет по адресу: www.zаkuрki.gоv.гu Заказчик разместил извещение (№ 31907566875) и документацию о проведении Запроса котировок.

Сведения о начальной (максимальной) цене договора: 213 199, 80 руб.

Дата и время окончания подачи заявок: 05.03.2019 в 16:00 (МСК+2).

Дата и время подведения итогов: 06.03.2019 (МСК+2).

На участие в Запросе котировок подано 2 заявки.

Согласно протоколу от 06.03.2019 победителем Запроса котировок признано ООО «МЧС ГО «Экран».

05.03.2019 в Челябинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении Запроса котировок.

В жалобе от 05.03.2019 (вх. от 06.03.2019 № 2668) Заявитель считает, что:

1. Заказчик нарушил правила описания объекта закупки в описании объекта закупки товарного знака без слов «или эквивалент», а также установление требований к товару, направленных на ограничение количества участников закупки.

2. По мнению Заявителя, Заказчик установил требования к товару, не предусмотренные техническими регламентами документами в области стандартизации, не обоснована необходимость использования таких требований.

 

Представители Заказчика в письменных пояснениях и на заседании Комиссии пояснили, что:

1. Заказчик руководствовался пунктом 5 части 2 раздела 12 Положения о закупке и в описании объекта закупки установил требования к наименованию модели требуемого к поставке товара, а именно «ГДЗК-У».

2. По мнению Заказчика, требования, установленные в техническом задание к товару, соответствуют техническими регламентами, а именно: ТР ТС 019/2011 и ГОСТ Р 53261-2009.

Представителя победителя ООО «МЧС ГО «Экран» на заседании Комиссии пояснили, что: поддерживают позицию Заказчика.

Изучив материалы жалобы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, Заявитель был вправе подать жалобу на действия Заказчика, так как жалоба подана до окончания срока подачи заявок.

Согласно статье 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Для Заказчика таким положением является Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница», утвержденное заместителем Министра здравоохранения Челябинской области 29 декабря 2018 года.

В соответствии с пунктом 5 части 2 раздела 12 Положения о закупке Заказчик вправе в извещении и (или) документации в требованиях к закупаемым товарам, работам, услугам указать товарные знаки, марки, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара, наименование производителя без слова «эквивалент».

Однако в соответствии с пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что Заказчик не обосновал выбор конкретного товарного знака - «ГДЗК-У» обстоятельствами, предусмотренными в подпунктах «а» - «г» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Следовательно, в описании объекта закупки Заказчик при указании на товарный знак был обязан использовать слова «(или эквивалент)».

Таким образом, Заказчиком допущено нарушение пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия Челябинского УФАС России также отмечает, что довод заявителя о том, что Заказчиком установлены требования к товару, направленные на ограничение количества участников закупки является необоснованным, поскольку на участие в закупке поданы 2 заявки. Более того, в ходе заседания Комиссии были представлены доказательства того, что рынок поставки «ГДЗК-У» является конкурентным.

2. Границы и критерии оценки товарного рынка самоспасателей фильтрующих, предназначенных для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара, регулируются обязательными требованиями статьи 123 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - TP ПБ 123-Ф3) и пунктом 4.1 раздела 4 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» (далее - TP ТС 019/2011).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 № 304-р, установлен перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы, исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для обязательного применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и осуществления оценки соответствия, согласно которому выполнение требований пожарной безопасности для средств индивидуальной защиты при пожаре (самоспасателей) обеспечивается их соответствием ГОСТ Р 53261-2009

ГОСТ Р 53261-2009 содержит исчерпывающие требования к безопасности самоспасателей для человека, их конструкции, эксплуатационным свойствам и техническим параметрам.

В соответствии с требованиями статьи 145 TP ПБ 123-Ф3 и статьи 7.1 TP ТС 019/2011, оборот самоспасателей без подтверждения соответствия требованиям данных регламентов запрещён, а продукция, не соответствующая требованиям, подлежит изъятию из оборота.

В техническом задание на поставку газодымозащитных комплектов (ГДЗК-У) в комплекте поставки предусмотрено:

  • Рабочая часть (Капюшон из огнестойкой ткани со смотровым окном и внешним регулируемым оголовием для плотного прилегания маски к лицу человека. Внутренние ремни натяжения не допускаются. Полумаска с клапаном выдоха. Один комбинированный фильт (фильтрующе-сорбирующий патрон), устойчивый к механическим воздействиям и жестко закрепленный с капюшоном и полумаской металлическим жгутом, в целях недопущения самопроизвольного отсоединения. Прозрачное смотровое окно не нарушающее цветопередачу и способствующее обзору при эвакуации из задымленных помещений- 1 шт.;
  • Пакет для герметичного упаковывания рабочей части - 1 шт.;
  • Сумка из огнестойкого материала - 1 шт.;
  • Руководство по эксплуатации - I экз. на изделие;
  • паспорт <...> экз. на партию.

В соответствии с пунктом 4.1.1 ГОСТ Р 53261-2009 установлено, что в комплекте самоспасателя должны входить:

  • Рабочая часть;
  • Герметичная упаковка;
  • Руководство по эксплуатации;
  • Паспорт;
  • Сумка (футляр).

Комиссия Челябинского УФАС России установила, что в техническом задание Заказчик установил характеристики «огнестойкость ткани капюшона», «жесткость закрепления фильтра с капюшоном» «устойчивость к механическим воздействиям», «цветопередача», при этом не определил критерии оценки соответствия таким требованиям.

Представители Заказчика пояснили, что параметры огнестойкость ткани капюшона установлены в пункте 2 технических характеристик.

Однако Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что какой-либо ссылки на то, что параметры огнестойкость ткани капюшона установлены в пункте 2 технических характеристик в техническом задание не установлено.

В техническом задание Заказчиком установлен температурный диапазон эксплуатации:

- для защиты от продуктов горения при пожарах - от 0 до плюс 60°С;

- для защиты от OXB и аэрозолей — от минус 40 до плюс 40°С.

Пункте 4.3.1 ГОСТ Р 53261-2009 установлено, что самоспасатель по виду климатического исполнения следует относить к исполнению У категории размещения 1 в соответствии с ГОСТ 15150-69, и должен быть рассчитан на применение при температуре окружающей среды в диапазоне от 0 °С до 60 °С и относительной влажности воздуха до 95% (при температуре 25 °С).

Заказчик не обосновал установления в техническом задании необходимость установления иного температурного диапазона.

В пункте 3 технического задания установлено, что время защитного действия фильтрующе-поглощающей коробки ГДЗК-У по тест - веществам при указанной концентрации, мин., не менее:

- монооксиду углерода, 4375 мг/м³ не менее 30 мин.

- акролеину, 1250 мл/м³ не менее 30 мин.

- хлору,300 мг/м³ не менее 30 мин.

- сероводороду,1400 мг/м³ не менее 30 мин.

- амиаку,600мг/м³ не менее 30 мин.

- циклогексану 1000мг/м³ не менее 30 мин.

Подпункт 15 пункта 4.4 TP ТС 019/2011 установлено, что в отношении фильтрующих самоспасателей, используемых при пожарах, кроме требований, предусмотренных подпунктом 14 настоящего пункта, должно применяться требование об обеспечении в течение не менее чем 30 минут защиты органов дыхания, глаз и кожных покровов головы человека от продуктов горения аэрозолей (дымов), паров и газов органических, неорганических кислых, неорганических основных веществ, а также от монооксида углерода при превышении предельно допустимого содержания токсичного вещества. Уровень предельно допустимого содержания в отношении каждого вещества устанавливается в нормативных документах по пожарной безопасности стран – участников Таможенного союза.

В пункте 7.3.1 ГОСТ Р 53261-2009 установлен, что апроверка ВЗД фильтра самоспасателя по монооксиду углерода

- начальная концентрация монооксида углерода в газовоздушной смеси, подаваемой в фильтр, 0,35% (об.) (4375±125) мг/м.

В пункте 7.3.2 ГОСТ Р 53261-2009 проверка ВЗД фильтра самоспасателя по водороду цианид (синильной кислоте) - начальная концентрация водорода цианид в паровоздушной смеси, подаваемой на фильтр, (400±40) мл/м.

В пункте 7.3.3 ГОСТ Р 53261-2009 проверка ВЗД фильтра самоспасателя по водороду хлорид - начальная концентрация водорода хлорид в газовоздушной смеси, подаваемой на фильтр, (1000±100) мл/м.

В пункте 7.3.4 ГОСТ Р 53261-2009 установлено, что проверка ВЗД фильтра самоспасателя по Акролеину начальная концентрация акролеина в паровоздушной смеси, подаваемой на фильтр, (100±10) мл/м.

Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что Заказчиком установлена концентрация акролеина, превышающая концентрацию, установленную ГОСТ Р 53261-2009, а также Заказчиком установлено в качестве тест-веществ, не предусмотренные ГОСТ Р 53261-2009 хлор, сероводород, амиак, циклогенсан и определил к ним концентрацию.

Заказчик не обосновал установления в техническом задании превышающую концентрацию акролеина, а также дополнительные тест-вещества и их концентрацию.

В пункте 4 техничного задания установлено, что сопротивление ГДЗК-У пульсирующему потоку воздуха при расходе 30 дм³/мин. не более 800Па (82 ммвод. ст.) или постоянному потоку воздуха при расходе 95 дм³/мин. должно быть: не более 300ПА (31 мм вод. ст.) Сопротивление ГДЗК-У постоянному потоку воздуха при расходе 30 дм³/мин. должно быть:

-на вдохе не более284 Па (29 мм вод. ст)

-на выдохе не более 206 Па (21 мм вод. ст).

Однако в подпункте 14 пункта 4.4 TP ТС 019/2011 установлено, что в фильтрующих самоспасателях сопротивление дыханию при расходе воздуха 95 дм³/мин безопасности средств индивидуальной защиты/мин не должно превышать на вдохе 800 Па, а на выдохе - 300 Па;

В пункте 4.1.6 ГОСТ Р 53261-2009 установлено, что сопротивление дыханию самоспасателя при легочной вентиляции 30 дм³/мин или постоянном потоке воздуха 95 дм³/мин должно быть на вдохе - не более 800 Па.

Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу о том, что Заказчиком установлен иной норматив по проверке сопротивления дыхания при расходе воздуха 30 дм³/мин.

Заказчик не предоставил обоснования установления иного норматива по проверке сопротивления дыхания при расходе воздуха 30 дм³/мин.

В пункте 9 технического задания Заказчик установил, что общее поле зрения в ГДЗК-У не менее 70% с возможностью прочтения знаков.

Пунктом 4.4.7 ГОСТ Р 53261-2009 установлено, что смотровое окно капюшона должно обеспечивать площадь поля зрения не менее 70% от площади поля зрения без капюшона.

В подпункте 7 пункта 4.4 TP ТС 019/2011 установлено, что допускается ограничение поля зрения не более чем на 30 процентов.

В соответчики с пунктом 10 технического задания установлена возможность ведения переговоров между людьми. Правильность выполнения команд, не менее — 80%.

Пункт 4.4.5 ГОСТ Р 53261-2009 установил, что капюшон должен позволять ведение переговоров между людьми, использующими самоспасатели.

Согласно пункту 12 технического задания масса комплекта, не более 800 г.

В пункте 4.1.8 ГОСТ Р 53261-2009 указано, что масса рабочей части самоспасателя не должна быть более 1 кг., подпунктом 14 пункта 4.4 TP ТС 019/2011 также установлено, что фильтрующие самоспасатели должны обладать массой не более 1 кг.

Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком установлены иные требования к предмету закупки, не предусмотренные ни ГОСТ Р 53261-2009, ни TP ТС 019/2011. Обратного Заказчиком не доказано, также Заказчиком не предоставлено обоснования установления данных характеристик.

В техническом задание установлены требования к упаковке и маркировке товара, а именно: ГДЗК-У должен находится в собранном и уложенном виде внутри герметично заваренного пакета для герметичного упаковывания, помещенного в сумку. На герметично заваренном пакете наносятся стрелки, указывающие место вскрытия пакета.

Маркировка, идентифицирующая ГДЗК-У должна быть нанесена на:

-рабочую часть ГДЗК- У (капюшон);

-пакет для герметичного упаковывания;

-сумку для ГДЗК-У -пломбу на сумке ГДЗК-У.

Маркировка должна быть выполнена способом, обеспечивающим четкость, нестираемость информации.

Наличие пломбы с индивидуальным номером.

Наличие руководства по эксплуатации находящегося с каждым ГДЗК в комплекте.

Наличие иллюстраций на упаковке показывающих правила пользования комплектом.

Особенности маркировки:

Маркировка на этикетке дна сумки должна содержать следующие данные:

- наименование изделия;

- назначение изделия;

- класс изделия «Самоспасатель фильтрующий высокой эффективности»;

- марка самоспасателя: «Марка - универсальный»

- товарный знак продукции;

- товарный знак организации- изготовителя и другая идентификация (адрес, телефон и т.д.);

- знак обращения на рынке;

- обозначение ТУ;

- обозначение «TP ТС 019/2011»;

- обозначение «Федеральный закон № 123-ФЗ»

- обозначение «ГОСТ Р 53261- 2009»;

- надпись: «Для взрослых и детей старше 12 лет»;

- надпись: «Запрещается использовать при содержании кислорода в окружающей среде менее 17 %»;

- надпись: «Вскрывать только в случае пожара или другой чрезвычайной ситуации»;

- указание «При нарушении целостности пакета комплект не пригоден к применению!»;

- наименование и концентрация ОХВ, от которых обеспечивается защита в течение 30 мин;

- пиктограммы по условиям хранения и эксплуатации;

- номер партии;

- дата изготовления;

- срок годности.

Пломба на сумке должна содержать товарный знак организации-изготовителя и номер пломбы.

В пункте 4.6 ГОСТ Р 53261-2009 указано, что маркировка герметичной упаковки или футляра (сумки) самоспасателя должна содержать информацию о назначении самоспасателя, а также следующие сведения:

  • наименование или условное обозначение изделия;
  • номер технических условий (ТУ) и (или) номер стандарта;

товарный знак или наименование предприятия-изготовителя (фирмы);

  • страна-изготовитель;
  • заводской номер партии;
  • дата изготовления (месяц, год) и срок хранения, или дата истечения срока хранения (дата ближайшей проверки);
  • информация на русском языке о том, что фильтрующий самоспасатель допускается использовать только при условии, если концентрация кислорода в окружающей среде составляет не менее 17% (об.).
  • На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком при описании объекта закупки установлены требования, не предусмотренные ни ГОСТ Р 53261-2009, ни TP ТС 019/2011.

Таким образом, Заказчиком нарушены положения части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что в действиях Заказчика не усматривается признаков недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы ООО «Новигатор-Т» от 06.03.2019 вх. № 2668 на действия (бездействие) заказчика ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница» при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку газодымозащитных комплектов ГДЗК-У (извещение № 31907566875) обоснованными.

2. Признать действия ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница», выразившиеся в нарушении порядка проведения закупки в части неуказания в описании объекта закупки при указании на товарный знак слова «(или эквивалент)», что является нарушением пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, а также установления при описании объекта закупки требований, не предусмотренных ни ГОСТ Р 53261-2009, ни TP ТС 019/2011, что является нарушением части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать ГБУЗ «Челябинская областная клиническая больница», оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о закупках.

4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                           <…>

 Члены Комиссии                                                            <…>

<…>

Исп. <..>>

(351) 266-68-84

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны