Решение б/н Решение по делу № 98-04-18.1/14 по жалобе СОАО «ВСК» на дейс... от 22 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 19 декабря 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 22 декабря 2014 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

рассмотрев жалобу № 98-04-18.1/14 СОАО «ВСК» на действия (бездействие) ОАО «Трансэнерго» при проведении открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора ОСАГО для нужд ОАО «Трансэнерго» (извещение № 31401661115), в присутствии представителей СОАО «ВСК» и ОАО «Трансэнерго»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Челябинское УФАС России поступила жалоба СОАО «ВСК» (от 12.12.2014 вх. № 19238) на действия (бездействия) ОАО «Трансэнерго» при проведении открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора ОСАГО для нужд ОАО «Трансэнерго» (извещение № 31401661115), размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru.

05.11.2014 ОАО «Трансэнерго» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (извещение № 31401661115) разместило извещение о проведении открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора ОСАГО.

Дата, время окончания срока подачи заявок: 17.11.2014 в 10:00 (МСК+2).

Дата, время рассмотрения заявок: 18.11.2014 в 12:00 (МСК+2).

Дата, время подведения итогов: 21.11.2014 в 16:00 (МСК+2).

17.11.2014 в 11:00 был проведен этап процедуры закупки, по результатам которого 18.11.2014 был составлен протокол о признании закупки несостоявшейся.

19.11.2014 в 14:00 был проведен этап процедуры закупки, по результатам которого 20.11.2014 был подписан протокол о признании процедуры закупки несостоявшейся.

Дата, время подведения итогов: 27.11.2014 в 15:00 (МСК+2).

28.11.2014 подписан протокол оценки заявок на участие в запросе предложений.

Начальная (максимальная) цена договора: 1 327 100 руб., НДС не облагается, участник размещения заказа в обязательном порядке указывает стоимость оказания услуг страхования по каждой единице страхования транспортного средства (расчет страховой премии – в т.ч. страховую премию, базовую тарифную ставку), общую (итоговую) сумму. Стоимость услуг должна включать в себя налоговые и другие обязательные платежи.

Срок оказания услуг: в течение одного года, сроки действия страховых полисов определяются в зависимости от истечения срока действия имеющихся страховых полисов.

Запрос предложений проводится в неэлектронной форме в соответствии с условиями и требованиями документации по запросу предложений.

Победителем запроса предложений признается, по решению закупочной комиссии, допущенный участник запроса предложений, предложивший наилучшие условия исполнения договора, по совокупности критериев, объявленных в документации по запросу предложений.

Данная процедура запроса предложений проводится в соответствии с «Единым отраслевым стандартом закупок (Положением о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» (протокол от 07.02.2012 № 37), Федеральным законом № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иным действующим законодательством Российской Федерации в редакции согласно пункту 2 раздела 5 «Информационная карта запроса предложений».

Из материалов жалобы СОАО «ВСК» от 12.12.2014 вх. № 19238 следует, что ОАО «Трансэнерго» была объявлена закупка на размещение заказа на обязательное страхование транспорта ОАО «Трансэнерго».

Согласно протоколу оценки заявок на участие в запросе предложений от 27.11.2014 СОАО «ВСК» по подкритерию «Наличие отделений, представительств страховой компании и отдела выплат в нем в г. Снежинске» было присвоено 0 баллов, поскольку СОАО «ВСК» представило доказательства наличия центра урегулирования претензий, а не отдела выплат.

С доводами закупочной комиссии СОАО «ВСК» не может согласиться по следующим основаниям.

Ни Гражданским кодексом РФ, ни Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об организации страхового дела», ни иными законами и подзаконными актами не регламентирована структура страховой компании, наличие у нее тех или иных подразделений и их наименование.

Решение о наименовании того или иного подразделения в силу пункта 1 статьи 69 от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» относится к полномочиям руководителя организации.

В СОАО «ВСК» головное подразделение, на которое возложена функция по рассмотрению заявлений страхователей (выгодоприобретателей) о страховых случаях и их урегулирование, а также его территориальные подразделения, включая подразделение в г. Снежинске Челябинской области, именуется не отдел выплат, а центр урегулирования претензий.

Отделом выплат является общепринятое устоявшееся название подразделения страховой компании, ответственного за рассмотрение заявлений о страховых случаях и производство выплат, однако в различных страховых компаниях оно называется по разному.

В связи с чем, решение закупочной комиссии об отсутствии в СОАО «ВСК» в г. Снежинске отдела выплат является необоснованным.

28.11.2014 СОАО «ВСК» направило письмо представителю закупочной комиссии ОАО «Трансэнерго» с обоснованием своей позиции по принятому решению, в ответ на которое 05.12.2014 ОАО «Трансэнерго» ответило, что подкритерий «Наличие отделений, представительств страховой компании и отдела выплат в нем в г. Снежинске» определяет требования к участникам размещения заказа в части предоставления ими сведений о наличии в г. Снежинске отделения, представительства страховой компании, включающего в себя какую-либо структурную единицу (отдельный сотрудник, отдел, группа, центр и т. д.), осуществляющую производство выплат по результатам рассмотрения страховых случаев. Данное требование предъявляется ОАО «Трансэнерго» к участникам размещения заказа по страхованию транспорта ОАО «Трансэнерго» на протяжении 2-х лет.

Также в ответе на письмо от 28.11.2014 ОАО «Трансэнерго» указало, что в документах, представленных в составе заявки СОАО «ВСК» и в последующих разъяснениях, информация о наличии в представительствах СОАО «ВСК» в г. Снежинске структурной единицы, которая осуществляет производство выплат, отсутствует.

Между тем, в документации о закупке ОАО «Трансэнерго» требовало представить сведения о помещениях (с копиями документов на право пользования им), где располагается отдел выплат, и выпиской из штатного расписания о наличии принятых на эту работу сотрудников, проживающих в г. Снежинске. Указанные документы СОАО «ВСК» были представлены. В связи с этим присвоение СОАО «ВСК» 0 баллов по указанному критерию является неправомерным.

Представители ОАО «Трансэнерго» относительно возражений заявителя, связанных с присвоением 0 баллов при оценке по подкритерию «Наличие отделений, представительств страховой компании и отдела выплат в нем в г. Снежинске», указанных в пункте 22 «Информационной карты запроса предложений», ОАО «Трансэнерго», пояснили следующее.

ОАО «Трансэнерго» расположено по адресу: Челябинская область, г. Снежинск, ул. Транспортная, 44. Естественно, что для заказчика удобно исключительно в целях создания для себя условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей, чтобы именно в г. Снежинске находился отдел выплат, именно той страховой компании, с которой у него (заказчика) будет заключен договор. Данное обстоятельство обусловлено тем, что Обществу намного лучше, когда в одном с ним городе есть страховщик, к которому можно обратиться в связи с наступлением страхового случая, получить причитающие выплаты.

ОАО «Трансэнерго» также полагает, что оценка по подкритерию «Наличие отделений, представительств страховой компании и отдела выплат в нем в г. Снежинске» не ущемляет конкуренцию, а дает заказчику возможность выбрать наилучшие условия исполнения договора и позволяет сэкономить денежные средства заказчика.

Со стороны СОАО «ВСК» был представлен документ, свидетельствующий о наличии в г. Снежинске центра урегулирования претензий, на которое возложена обязанность по рассмотрению заявлений страхователей (выгодоприобретателей) о страховых случаях и их урегулирования. Однако не представлены документы, подтверждающие наделение центра урегулирования претензий полномочиями по осуществлению именно страховых выплат.

ОАО «Трансэнерго» также указало, что в соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) СОАО «ВСК» не вправе в данном случае обращаться в антимонопольный орган с указанной жалобой.

По результатам проведенного запроса предложений между ОАО «Трансэнерго» и ООО «СК «ЮЖУРАЛ-АСКО» 08.12.2014 заключен договор.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно статье 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

информационная открытость закупки;

равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с Законам о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 2.2.2 документации по запросу предложений на право заключения договора ОСАГО для нужд ОАО «Трансэнерго» (далее — документация) для участия в процедуре запроса предложений участник запроса предложений должен удовлетворять требованиям, изложенным в пункте 13.1 раздела 5 «Информационная карта запроса предложений» и представить заявку на участие в запросе предложений согласно требованиям настоящей документации по запросу предложений.

Пункты 22-23 «Информационная карта запроса предложений» устанавливают 2 критерия оценки заявок на участие в запросе предложений участников запроса предложений, а именно, цена договора — 75% (вес критерия) и качество услуг и квалификация — 25% (вес критерия).

Оценка заявок на участие в запросе предложений осуществляется следующим образом.

Для осуществления расчетов используются следующие обозначения:

Rai- рейтинг критерия «цена договора»;

Kci- рейтинг критерия «Качество услуг и квалификация»;

К -коэффициент веса критерия.

Рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям (подкритериям), умноженную на коэффициент веса критерия. Максимальное количество баллов по каждому критерию (сумме подкритериев) 100. Общий вес критериев оценки заявок, установленных документацией процедуры закупки, составляет 100%.

Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию (подкритерию) оценки заявки, установленному в документации процедуры закупки. Rитог= Rai+ Kci.

Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения договора производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер.

Рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию «Качество услуг и квалификация участника конкурса» определяется по формуле:

Kci = (Ci1 + Ci2 + Ci3 + Ci4 + Ci5+ Ci6+ Ci7+ Ci8,)*K, где

Cii - значение в баллах, присуждаемое комиссией заявке участника запроса предложений по i-му подкритерию (каждому).

Всего установлено 7 подкритериев критерия «качество услуг и квалификация», такие как:

1. «Наличие бесплатного круглосуточного контакт-центра по консультированию страхователя»;

2. «Закрепление за Страхователем персонального менеджера»;

3. «Возможность приема документов от Страхователя по прямому урегулированию убытков ПВУ в г. Снежинск»;

4. «Наличие отделений, представительств страховой компании и отдела выплат в нем в г. Снежинске»;

5. «Предоставление VIP- обслуживания: возможность срочного оформления и внесения изменений в страховые полисы (в течение 1 дня), подачи заявления на выплату и вызов специалиста на осмотр а/транспорта вне очереди»;

6. «Возможность получения оформленных документов о ДТП в подразделениях ГИБДД Челябинской области сотрудниками страховой компании»;

7. «Срок (со дня предоставления страховщику документов, указанных в пунктах 44, 51, 53-56, 61, 66 Правил), в течение которого страховщик составляет акт о страховом случае, на основании которого осуществляется страховая выплата (количество дней)».

Оценка по подкритерию «Наличие отделений, представительств страховой компании и отдела выплат в нем в г. Снежинске» осуществляется следующим образом.

Максимальное значение подкритерия – 20 баллов. Подтверждается сведениями о помещении (с копиями документов на право пользования им), где располагается отдел выплат, и выпиской из штатного расписания о наличии принятых на эту работу сотрудников, проживающих в г. Снежинске.

- подтверждение в техническом предложении Участника закупки «Наличие отделений, представительств страховой компании и отдела выплат в нем в г. Снежинске» – оценивается 20 баллов;

- отсутствие в техническом предложении Участника закупки «Наличие отделений, представительств страховой компании и отдела выплат в нем в г. Снежинске» – оценивается 0 баллов.

Таким образом, подкритерий «Наличие отделений, представительств страховой компании и отдела выплат в нем в г. Снежинске» подтверждается сведениями о помещении (с копиями документов на право пользования им), где располагается отдел выплат и выпиской из штатного расписания о наличии принятых на эту работу сотрудников, проживающих в г. Снежинске.

СОАО «ВСК» представило сведения о наличии в г. Снежинске центра урегулирования претензий, а именно, сведения о помещении (с копиями документов на право пользования им), где располагается центр урегулирования претензий, и выпиской из штатного расписания о наличии принятых на эту работу сотрудников, проживающих в г. Снежинске.

СОАО «ВСК» в письме адресованном ОАО «Трансэнерго» также пояснило, что центр урегулирования претензий осуществляет выплаты по заключенным договорам ОСАГО.

Однако, согласно протоколу оценки заявок на участие в запросе предложений от 27.11.2014 СОАО «ВСК» по подкритерию «Наличие отделений, представительств страховой компании и отдела выплат в нем в г. Снежинске» было присвоено 0 баллов, поскольку СОАО «ВСК» предоставило доказательства наличия центра урегулирования претензий, а не отдела выплат.

Комиссия считает, что присвоение СОАО «ВСК» 0 баллов по подкритерию «Наличие отделений, представительств страховой компании и отдела выплат в нем в

г. Снежинске» является необоснованным по следующим основаниям.

Из буквального прочтения сформулированного заказчиком подкритерия «Наличие отделений, представительств страховой компании и отдела выплат в нем в г. Снежинске» следует, что требуется наличие отделений, представительств страховой компании, которая осуществляла бы производство выплат по договорам ОСАГО, что подтвердили на заседании Комиссии представители СОАО «ВСК» и сам заказчик.

При этом, в документации не указано какое наименование должно иметь отделение или представительство страховой компании, а указание на отдел выплат свидетельствует лишь о наличие у него функций по их осуществлению.

В СОАО «ВСК» головное подразделение, на которое возложена функция по рассмотрению заявлений страхователей (выгодоприобретателей) о страховых случаях и их урегулирование, а также его территориальные подразделения, включая подразделение в г. Снежинске Челябинской области, именуются не отделом выплат, а центром урегулирования претензий. СОАО «ВСК» представило все необходимые документы, указанные заказчиком в документации, в связи с чем, неправомерно присуждать 0 баллов по указанному подкритерию, поскольку по функциональному назначению отдел выплат и центр урегулирования претензий являются одинаковыми.

На заседании Комиссии представители ОАО «Трансэнерго» указали, что оценка по данному подкритерию осуществляется комиссией только исходя из названия отделений, представительств, то есть ,если в названии четко указано «отдел выплат», то по подкритерию ставится максимальное количество баллов — 20, как, например, победителю запроса предложений — ООО «СК «ЮЖУРАЛ-АСКО», а если в названии не прописано «отдел выплат», то по подкритерию ставится 0 баллов (получили СОАО «ВСК», ООО «Росгосстрах», ОАО «СОГАЗ»).

Таким образом, оценка по данному критерию осуществляется заказчиком в нарушение буквального прочтения закупочной документации по названию отделений и представительств, а не по функциональной направленности, без анализа документов, которые представляют страховые компании в составе заявки для подтверждения сведений по данному подкритерию, что, по мнению Комиссии, является неправомерным.

Комиссия также отмечает, что в ответе на письмо СОАО «ВСК» от 28.11.2014 ОАО «Трансэнерго» указало, что подкритерий «Наличие отделений, представительств страховой компании и отдела выплат в нем в г. Снежинске» определяет требования к участникам размещения заказа в части предоставления ими сведений о наличии в г. Снежинске отделения, представительства страховой компании, включающего в себя какую-либо структурную единицу (отдельный сотрудник, отдел, группа, центр и т.д.), осуществляющую производство выплат по результатам рассмотрения страховых случаев. Данное требование предъявляется ОАО «Трансэнерго» к участникам размещения заказа по страхованию транспорта ОАО «Трансэнерго» на протяжении 2-х лет, по результатам которых выигрывает ООО «СК «ЮЖУРАЛ-АСКО».

Таким образом, необходимо представить информацию о какой-либо структурной единице (отдельный сотрудник, отдел, группа, центр и т. д.), осуществляющей производство выплат по результатам рассмотрения страховых случаев, что и было сделано СОАО «ВСК», однако по подкритерию присвоено 0 баллов.

Комиссия также не принимает довод ОАО «Трансэнерго» о том, что в соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках СОАО «ВСК» не вправе в данном случае обращаться в антимонопольный орган с жалобой, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Закон о защите конкуренции позволяет антимонопольному органу рассматривать жалобы участников закупки в тех случаях, когда жалоба подана не по основаниям, указанным в Законе о закупках, а содержит сведения о том, что организатор закупки нарушает требования антимонопольного законодательства.

Действие Закона о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Полномочия антимонопольного органа установлены статьей 23 Закона о защите конкуренции, среди которых частью 4.2 предусмотрено рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.

Статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Таким образом, у Комиссии имеются основания для рассмотрения поступившей в адрес Челябинского УФАС России указанной жалобы в порядке, предусмотренном статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия ОАО «Трансэнерго» по присвоению СОАО «ВСК» по подкритерию «Наличие отделений, представительств страховой компании и отдела выплат в нем в г. Снежинске» 0 баллов являются нарушением пункта 10 статьи 4 и части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку нарушают принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также содержат административное правонарушение предусмотренное статьей 7.32.3 КоАП.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Согласно статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Учитывая, что по результатам проведенного запроса предложений между ОАО «Трансэнерго» и ООО «СК «ЮЖУРАЛ-АСКО» 08.12.2014 заключен договор на право заключения договора ОСАГО, правовые основания для выдачи предписания об аннулировании запроса предложений отсутствуют.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу СОАО «ВСК» на действия ОАО «Трансэнерго» при проведении открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора ОСАГО для нужд ОАО «Трансэнерго» (извещение № 31401661115) обоснованной.

Признать действия ОАО «Трансэнерго», выразившиеся в присвоении СОАО «ВСК» по подкритерию «Наличие отделений, представительств страховой компании и отдела выплат в нем в г. Снежинске» 0 баллов, нарушением части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Предписание ОАО «Трансэнерго» не выдавать.

Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны