Решение б/н Решение по делу № 98-07/15 о нарушении антимонопольного зако... от 29 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «02» июня 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено «17» июня 2016 года.    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя
Комиссии:    
<…>    
-    
заместителя руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии:    
<…>    
-    начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;
    <…>    
-    главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;
рассмотрев дело № 98-07/15 по признакам нарушения Министерством  тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (ул. С. Кривой, д. 75, г. Челябинск, 454000; далее - Министерство)  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),  в присутствии на заседании:
- <…>– представителя Министерства на основании доверенности от  <…>;
- <…>– представителя Министерства на основании доверенности от  <…>;
- <…>– представителя Министерства на основании доверенности от  <…>;
руководствуясь  статьей  48.1  Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило обращение ОАО «Уральская теплосетевая компания» (далее с учетом изменений организационно-правой формы -  АО «УТСК») о неправомерных действиях Министерства тарифного регулирования и энергетики Челя-бинской области (далее – Министерство), выразившихся в неустановлении по заявлениям АО «УТСК» индивидуальной платы за подключение к системе теплоснабжения для организаций-застройщиков города Челябинска, а также в нарушении Министерством установленных действующим законодательством сроков рассмотрения обращений об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения.
По мнению заявителя, нарушение  Министерством сроков установления платы за подключение жилых домов к тепловым сетям препятствует осуществлению деятельности как АО «УТСК», так и застройщикам, обратившимся за осуществлением такого под-ключения. Уклонение  Министерства от установления платы за подключение жилых домов к тепловым сетям АО «УТСК» создает преимущественные условия осуществления деятельности хозяйствующим субъектам, конкурирующим с АО «УТСК». Действия Ми-нистерства привели к тому, что  АО «УТСК» лишилось права осуществить подключение жилых объектов ООО СК «Легион». Указанные действия Министерства, согласно доводам  заявителя, нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Министерством представлены письменные пояснения и на заседании Комиссии представителями пояснено следующее.
Несоблюдение сроков рассмотрения обращений АО «УТСК» связано с непредставлением обществом в адрес регулирующего органа документов, подтверждающих экономическую и технологическую обоснованность стоимости мероприятий в составе платы за подключение.
При рассмотрении заявлений АО «УТСК» Министерство основывалось на применении аналогии норм, регулирующих порядок установлении тарифов в сфере электроэнергетики, в соответствии с которым решение об установлении платы за подключение объектов к сетям принимается без открытия тарифного дела.
Также Министерством указано, что ООО СК «Легион» уведомило Министерство об отзыве заявок на подключение к сетям АО «УТСК» и реализовало свое право подключить объекты к сетям с более выгодными условиями договора, в связи с чем у регулирующего органа отсутствовали основания для установления соответствующей платы по обращениям ООО СК «Легион».
На основании изложенного, Министерство полагает, что в его действиях отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, в том числе статьи 15 Закона о защите конкуренции.

ООО СК «Легион»  представлены письменные пояснения и на заседании Комиссии представителем пояснено следующее. ООО СК «Легион»  отозваны заявки на подключение к сетям АО «УТСК», что обусловлено в том числе судебными разбирательствами между данными организациями и решением руководства застройщика. ООО СК «Легион» полагает, что  в действиях органа исполнительной власти отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.
 ООО «Промкомплект-М» представлены письменные пояснения, из которых следует, что неутверждение тарифным органом платы за подключение жилых домов к тепловым сетям не позволяет заключить договоры о подключении к системе теплоснабжения, что приводит к изменению сроков ввода объектов в эксплуатацию  и невозможности выполнить застройщиком мероприятия по подключению в заявленные сроки.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив письменные пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определение полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования) и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.
В соответствии с пунктом 16 Правил определен перечень  документов и материалов, которые прилагаются к заявлению об установлении цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 17 Правил для открытия дела об установлении цен (тарифов) перечень документов и материалов, указанных в пункте 16 Правил, является исчерпывающим, по инициативе регулируемой организации, помимо указанных в пункте 16 Правил документов и материалов, могут быть представлены иные документы и материалы, которые, по ее мнению, имеют существенное значение для рассмотрения дела об установлении цен (тарифов), в том числе экспертное заключение.
В соответствии с пунктом 20 Правил, в случае, если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования. Срок представления таких сведений определяется органом регулирования, но не может быть установлен регулирующим органом менее 7 рабочих дней с даты получения подобного запроса регулируемой организацией.
При этом запрос дополнительных сведений не влечет принятия органом регулирования решения об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов), о приостановлении, продлении рассмотрения или прекращении рассмотрения указанного дела.
В соответствии с пунктом 11 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163 (далее - Регламент), основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представления предложения об установлении цен (тарифов), принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 Регламента открытие дела или отказ в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных заявителем документов и материалов осуществляется в срок не позднее 10 рабочих дней с момента регистрации заявления об установлении цен (тарифов).
Из материалов дела следует, что АО «УТСК» обратилось в  ГК «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее - ГК «ЕТО»; после вступления в силу Постановления Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 № 300 - Министерство)  в 2014 году с заявлениями  об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения для застройщиков ООО «Промкомплект-М», ООО «СК Легион».

1.  ООО «Промкомплект-М» письмом от 12.02.2014 № 68 обратилось в АО «УТСК» с заявкой на подключение к тепловой сети жилого дома с объектами служебно-бытового обеспечения в первом этаже и подземной автостоянкой, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Звалишина, 4 (стр.).
02.12.2014 АО «УТСК» направило в ГК «ЕТО» заявление об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение к системе теплоснабжения указанного жилого дома  для ООО «Промкомплект-М» (исх. № АД-74-17/1641).
15.12.2014 письмом № 15/3988 ГК «ЕТО» у АО «УТСК» запрошены  дополнительные документы (договоры на выполнение проектных и строительно-монтажных работ с учетом проведения закупочных процедур, проектно-сметная документация).
27.01.2015 АО «УТСК» письмом вх. № 331  предоставило в тарифный орган запрошенные документы (исх. № АД-74-17/41 от 26.01.2015).
27.03.2015 АО «УТСК» запрошена информация у Министерства об установлении платы за подключение для ООО «Промкомплект-М» (исх.№АД-74-17/318 от 26.03.2015), однако, тарифным органом ответ на данное обращение не дан.
Постановлением Министерства от 12.11.2015 № 53/5 установлена плата за подключение к системе теплоснабжения АО «УТСК» для ООО «Промкомплект-М».
При этом решение об открытии тарифного дела об установлении платы за подключение к тепловой сети жилого дома по указанному заявлению принято не было.
03.12.2015 АО «УТСК» вручило  ООО «Промкомплект-М» проект договора о подключении к системе теплоснабжения. 15.03.2016 ООО «Промкомплект-М» представило подписанный договор о подключении к системе теплоснабжения  с протоколом разногласий.

2. ООО «Промкомплект-М» письмом от 12.02.2014 № 69 обратилось в АО «УТСК» с заявкой на подключение к тепловой сети жилого дома с объектами служебно-бытового обеспечения в первом этаже, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Звалишина, 7 (стр.).
02.12.2014 АО «УТСК» направило в ГК «ЕТО» заявление об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение к системе теплоснабжения указанного жилого дома  для ООО «Промкомплект-М» (исх. № АД-74-17/1640).
15.12.2014 письмом № 15/3989 ГК «ЕТО» у АО «УТСК» запрошены дополнительные документы (договоры на выполнение проектных и строительно-монтажных работ с учетом проведения закупочных процедур, проектно-сметная документация).
27.01.2015 АО «УТСК» письмом вх. № 332  предоставило в тарифный орган запрошенные документы (исх. № АД-74-17/42 от 26.01.2015).
27.03.2015 АО «УТСК» запрошена информация у Министерства об установлении платы за подключение для ООО «Промкомплект-М» (исх.№АД-74-17/316 от 26.03.2015), однако, тарифным органом ответ на данное обращение не дан.
Постановлением Министерства от 12.11.2015 № 53/4 установлена плата за подключение к системе теплоснабжения АО «УТСК» для ООО «Промкомплект-М».
При этом решение об открытии тарифного дела об установлении платы за подключение к тепловой сети жилого дома по указанному заявлению принято не было.
03.12.2015 АО «УТСК» вручило  ООО «Промкомплект-М» проект договора о подключении к системе теплоснабжения. 15.03.2016 ООО «Промкомплект-М» представило подписанный договор о подключении к системе теплоснабжения  с протоколом разногласий.

3. ООО «СК Легион» обратилось в АО «УТСК» с заявкой на подключение к тепловой сети жилого дома с объектами служебно-бытового обеспечения на первом этаже, расположенного по адресу: мкрн. № 30 жилой дом района Северо-Запада в Калининском районе г. Челябинска.
АО «УТСК» направило в ГК «ЕТО» заявление об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение к системе теплоснабжения указанного жилого дома  для ООО «СК Легион»  (исх. № ЧТС/1489 от 30.10.2014).
28.11.2014 письмом № 15/3767 ГК «ЕТО» у АО «УТСК» запрошены  дополнительные документы (справка о наличии (отсутвии) резерва пропускной способности тепловых сетей и тепловой мощности источника тепла и документы, подтверждающие экономическую обоснованность стоимости затрат на реконструкцию).
12.12.2014 письмом № 15/3949 ГК «ЕТО» у АО «УТСК» повторно запрошены документы, подтверждающие экономическую обоснованность стоимости затрат на реконструкцию.
30.12.2014 АО «УТСК» предоставило в тарифный орган запрошенные документы (исх. № АД-74-17/1752 от 29.12.2014).
26.01.2015 письмом № 15/188 Министерством у АО «УТСК» вновь запрошены дополнительные документы, подтверждающие предлагаемую стоимость реконструкции участков сети.
27.03.2015 АО «УТСК» запрошена информация у Министерства об установлении платы за подключение для ООО «СК Легион»  (исх.№АД-74-17/317 от 26.03.2015), однако, тарифным органом ответ на данное обращение не дан.
Тарифное дело об установлении платы за подключение к тепловой сети жилого дома по указанному заявлению регулирующим органом не открывалось.
Документов, подтверждающих рассмотрение вопроса об установлении платы на заседаниях Правления тарифного органа, не представлено.
Письмом от 10.09.2015 № 750 ООО «СК Легион» уведомило Министерство о том, что заявка на техподключение по данному объекту утратила актуальность и будет снята с исполнения.
ООО «СК Легион» представлены письма от 17.09.2015 № 699 от 30.12.2015 № 1065 в адрес  АО «УТСК» о снятии с исполнения заявки № 82 от 18.03.2014 о подключении к тепловой сети по объекту, расположенному по адресу: мкрн. № 30 жилой дом района Северо-Запада в Калининском районе г. Челябинска.
ООО «СК Легион» не представлены документы, подтверждающие вручение (направление) письма от 17.09.2015 № 699 АО «УТСК».
Из пояснений Министерства следует, что  рассмотрение вопроса об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения по заявлению АО «УТСК»   исх. № ЧТС/1489 от 30.10.2014 прекращено, поскольку полный пакет документов в Министерство от заявителя не поступил, а застройщиком направлена информация о снятии заявки на подключение.
В последующем Постановлением Министерства от 30.12.2015 № 67/3 установлена плата за подключение к системе теплоснабжения ООО «Альтернативная топливно-энергетическая компания» для ООО «СК Легион» по указанному объекту.
11.01.2016 между ООО «Альтернативная топливно-энергетическая компания» и ООО «СК Легион» заключен договор № 30/1 технологического присоединения к системе теплоснабжения.

4.  ООО «СК Легион» обратилось в АО «УТСК» с заявками  (№ 105, 106 от 09.04.2014) на подключение к тепловой сети жилых домов № 1, 2, 3, 4 по ул. Чичерина г. Челябинска.
31.07.2014 АО «УТСК» направило в ГК «ЕТО» заявление об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение к системе теплоснабжения указанных жилых домом  для ООО «СК Легион»  (исх. № АД-7/990 от 31.07.2014).
Протоколом заседания Правления ГК «ЕТО» от 29.08.2014 № 34 принято решение о возврате заявления от 31.07.2014 N АД-7/990 в АО «УТСК» для корректировки размера платы для ООО «СК Легион» за подключение к системе теплоснабжения АО «УТСК» в индивидуальном порядке.
АО «УТСК» 08.10.2014 повторно направило заявление в ГК «ЕТО» по установлению индивидуальной платы за подключение к тепловым сетям исх. № ЧТС/1364 с пояснениями, что строительство тепловой сети к микрорайону Академ Риверсайд не обеспечивает дополнительного резерва тепловой мощности для подключения объектов ООО «СК Легион», присоединяемых к 3-й т/м СЗК, так как данный участок не участвует в теплоснабжении подключаемых объектов. Также указан тот факт, что на момент обращения «Схема теплоснабжения Челябинского городского округа» не утверждена и в связи с этим АО «УТСК» направляет заявку на установление индивидуальной платы за подключение объектов ООО «СК Легион».
 ГК «ЕТО» направил письмо № 02/3358 от 24.10.2014 о возврате повторного Заявления № ЧТС/1364 от 08.10.2014 по установлению платы за подключение объекта в связи с отсутствием расчетных и фактических расходов теплоносителя, пьезометрического графика, описания типа подключения объектов с ухудшенными параметрами, фактических параметрах на объектах. Также сделана ссылка на перспективную схему теплоснабжения на 2015 год, в которой предусмотрено мероприятие по реконструкции участка тепловой сети 3 т/м СЗК от т.85 до т.89 с 2Ду800 мм до 2Ду1200 мм длиной 1220 м.
Правомерность Протокола заседания Правления ГК «ЕТО» от 29.08.2014 № 34 была рассмотрена Федеральной службой по тарифам в досудебном порядке.
Согласно Приказу ФСТ России от 18.06.2015 № 1239-д тарифным органом Челябинской области неправомерно принято решение об отказе (возврате) АО «УТСК» в открытии дела об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение объекта жилые дома N 1, 2, 3, 4 со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения по ул. Чичерина в Калининском районе г. Челябинска для ООО «СК Легион» и возврате представленных документов и материалов и неправомерно нарушены сроки рассмотрения предложения АО «УТСК» об установлении цен (тарифов).
Органу исполнительной власти Челябинской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения предписано в срок до 1 июля 2015 года принять соответствующий правовой акт об открытии дела об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения по заявлению АО «УТСК» от 31.07.2014 N АД-7/990 об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение к системе теплоснабжения жилых домов N 1, 2, 3, 4 со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения (I и II этапы строительства) по ул. Чичерина в Калининском районе г. Челябинска для ООО «СК Легион» и в установленном порядке рассмотреть вопрос об установлении соответствующих цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Приказом Министерства от 15.07.2015 № 15/01-тп открыто дело об установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении АО «УТСК».
Письмом от 10.09.2015 № 750 ООО «СК Легион» сообщило о том, что заявка на техподключение по данному объекту утратила актуальность и будет снята с исполнения.
ООО «СК Легион» представлены письма от 17.09.2015 № 699 от 30.12.2015 № 1065 в адрес  АО «УТСК» о снятии с исполнения заявки № 105, 106 от 09.04.2014 о подключении к тепловой сети жилых домов № 1, 2, 3, 4 по ул. Чичерина г. Челябинска.
При этом  ООО «СК Легион» не представлены документы, подтверждающие вручение (направление) письма от 17.09.2015 № 699 АО «УТСК».
В соответствии с  Выпиской из протокола Заседания Правления Министерства от 18.09.2015 № 42 принято решение об отсутствии оснований для установления платы за подключение объектов ООО «СК Легион» в связи с поступлением уведомления застройщика  о снятии заявки на подключение.
При этом ООО «СК Легион» в адрес МУП «ЧКТС» направлена заявка на подключение к системе теплоснабжения рассматриваемых объектов (вх. от 07.08.2015 № 7490).
28.09.2015 письмом исх. № 5312 МУП «ЧКТС» обратилось в Министерство с заявлением об установлении платы за подключение объекта «Тепловая сеть к жилым домам № 1, 2, 3, 4 (стр.) со встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения для комплексного освоения микрорайона Подсолнухи» по адресу: ул. Чичерина, Калининский район, г. Челябинск.
Постановлением Министерства от 09.10.2015 № 48/2 установлена плата за подключение к системе теплоснабжения МУП «ЧКТС» для ООО «СК Легион».
09.10.2015 между МУП «ЧКТС» и ООО «СК Легион» заключен договор № 78-ТП/2015 на подключение к системе теплоснабжения.

Таким образом, Министерством в нарушение пункта 12 Регламента не были открыты тарифные дела на основании заявлений АО «УТСК»  исх. № АД-74-17/1641 от 02.12.2014, № АД-74-17/1640 от 02.12.2014, № ЧТС/1489 от 30.10.2014, № АД-7/990 от 31.07.2014 (тарифное дело по заявлению АО «УТСК» № АД-7/990 от 31.07.2014 открыто только после выдачи Министерству предписания ФСТ России). Непринятие органом, регулирующим тарифы в сфере теплоснабжения, своевременных решений об открытии регулирующим органом тарифных дел по указанным заявлениям привело к нарушению сроков, установленных в пункте 12 Регламента. Заявления АО «УТСК» об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения для ООО «Промкомплект-М» рассматривалось тарифным органом около 11 месяцев, для ООО «СК Легион» около 9 месяцев и 14 месяцев, при этом за указанный период заявки ООО «СК Легион» утратили свою актуальность, и в последующем договоры на подключение к системе теплоснабжения были заключены с иными хозяйствующими субъектами.
Помимо этого, действующим законодательством не предусмотрено такое основание для прекращения рассмотрения обращения об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения, как поступление информации от застройщика в тарифный орган об отзыве заявки на подключение. При этом в тарифный орган с заявлением об установлении платы обращалась теплосетевая компания, которая,  в свою очередь, поданную в Министерство заявку не отзывала.
Действия Министерства по прекращению рассмотрения заявлений АО «УТСК» № АД-7/990 от 31.07.2014, № ЧТС/1489 от 30.10.2014 не соответствуют требованиям действующего законодательства, в том числе положениям Регламента. Более того, своевременное установление по указанным заявлениям платы за подключение позволило бы ООО «СК Легион» выбрать наиболее экономически целесообразную плату при решении вопроса о подключении объектов к системе теплоснабжения.

Согласно пояснениям Министерства АО «УТСК» не были представлены документы, подтверждающие экономическую обоснованность затрат на подключение к системе теплоснабжения объектов  ООО «Промкомплект-М» и ООО «СК Легион», что препятствовало рассмотрению вопроса об установлении платы за такое подключение.
При этом из системного толкования пункта 20 Правил и пунктов 11, 12 Регламента следует, что в случае необходимости уточнения предложения об установлении цен (тарифов) орган регулирования запрашивает дополнительные сведения в рамках рассмотрения открытого дела об установлении тарифов.
Непредставление документов, подтверждающих экономическую обоснованность затрат на подключение к системе теплоснабжения объектов, не является основанием для неутверждения органом, регулирующим тарифы, платы за такое подключение. При этом плата устанавливается на основании экономически обоснованных с точки зрения тарифного органа  затрат теплосетевой компании.
Более того, Министерством в Уральское управление Ростехнадзора по Челябинской области направлены материалы по вопросу установления платы для ООО «Промкомплект-М» с просьбой изложить позицию о необходимости проведения реконструкций в ходе работ по подключению рассматриваемых объектов к системе теплоснабжения АО «УТСК». Представитель Уральского управления Ростехнадзора по Челябинской области присутствовал в заседании Правления Министерства 12.11.2015. Указанные обстоятельства позволили Министерству в отсутствие ранее дополнительно истребуемых документов принять решение об установлении платы.
Однако аналогичные  действия не были осуществлены Министерством по вопросу установления платы за подключение ООО «СК Легион» к сетям АО «УТСК».
Пунктом 8 Правил подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 307 (далее – Правила № 307), предусмотрено, что теплоснабжающая или теплосетевая организация, к которой следует обращаться заявителям, определяется в соответствии с зонами эксплуатационной ответственности таких организаций, определенных в схеме теплоснабжения поселения, городского округа. Из указанного следует, что подключение объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения осуществляется теплоснабжающей или теплосетевой организацией в соответствии с зонами эксплуатационной ответственности.
Действиями Министерства  по нерассмотрению обращений АО «УТСК» об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения жилых домов в соответствии с требованиями действующего законодательства созданы препятствия АО «УТСК» при осуществлении деятельности на рынке оказания услуг в сфере теплоснабжения.  Так, указанные действия Министерства могли привести к тому, что  АО «УТСК» лишилось права на осуществление подключения  заявителя - ООО «СК Легион», к тепловым сетям при условии наличия заявки указанной организации на подключение, которая в последующем реализовала  подключение объектов к сетям теплоснабжения посредством обращения к иным хозяйствующим субъектам, имеющим возможность осуществить такое подключение - МУП «ЧКТС» и ООО «Альтернативная топливно-энергетическая компания».
При этом нерассмотрение тарифным органом  в соответствии с требованиями действующего законодательства обращений АО «УТСК» об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения жилых домов,  непринятие решения об открытии дела об установлении цен (тарифов) по обращениям АО «УТСК» может создать препятствия при осуществлении деятельности как теплосетевой организации, так и застройщикам.
Так, в соответствии с пунктом 3 Правил № 307, подключение к системам теплоснабжения осуществляется на основании договора о подключении к системам теплоснабжения. По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение, а заявитель обязуется выполнить действия по подготовке объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.  Согласно пункту 26 указанных правил договор о подключении содержит такое существенное условие, как размер платы за подключение. Таким образом, отсутствие утвержденной платы за подключение может создать препятствия при заключении договора о подключении к системам теплоснабжения.
Затягивание сроков заключения договора о подключении к системам теплоснабжения может привести к изменению сроков ввода объектов в эксплуатацию и невозможности застройщиком выполнить мероприятия по подключению в сроки, указанные в заявках.
Данная позиция также подтверждается письменными пояснениями ООО «Промкомплект-М» от 09.10.2015 № 412. Так, ООО «Промкомплект-М» указывает, что по объектам,  расположенным по адресу: г. Челябинск, ул. Звалишина, 4 (стр.) и 7 (стр.), по состоянию на октябрь 2015 года отсутствовали заключенные договоры о подключении к системе теплоснабжения, что в дальнейшем влияет на сроки ввода  объектов в эксплуатацию и, следовательно, приводит к невозможности застройщиком выполнить мероприятия по подключению в сроки, указанные в заявках.
Таким образом, действия Министерства  могли привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции  как на рынке оказания услуг по теплоснабжению, так и на смежном рынке – строительства жилых и нежилых зданий (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, подкласс 35.3 группа 35.30 подгруппа 35.30.2, подкласс 41.2 группа 41.20).
Географические границы товарных рынков: г. Челябинск.
Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке оказания услуг по теплоснабжению,  определяется  исходя из зоны эксплуатационной ответственности, границами прилегания сетей, а также с учетом наличия альтернативных источников подключения.
На рассматриваемом рынке установлено наличие как минимум трех хозяйствующих субъектов: АО «УТСК», МУП «ЧКТС» и ООО «Альтернативная топливно-энергетическая компания», что свидетельствует о наличии конкуренции на таком рынке.
На территории  города Челябинска  деятельность на рынке оказания услуг по строительству осуществляют  в том числе следующие  хозяйствующие субъекты: ООО «Домостроительная компания № 1», ООО «Бетотек-недвижимость», ООО «СК Магистр», ООО СК «Доступное жилье», ООО «СК Легион», ООО «Промкомплект-М», ООО «ЭкоСити», АО «ЮУ КЖСИ»,  ООО «КПД Заказчик» и др., что свидетельствует о наличии конкуренции на рассматриваемом рынке.

Доводы Министерства о том, что при рассмотрении заявлений АО «УТСК» Министерство основывалось на применении аналогии норм приказа ФСТ России от 28.03.2013 № 313-э, которым утвержден Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, которые не предусматривают открытие тарифного дела об установлении платы за подключение объекта к сетям, не могут быть приняты во внимание Комиссией, поскольку положения данного регламента регулируют порядок рассмотрения вопросов об установлении тарифов в сфере электроэнергетики, а не в сфере теплоснабжения.
Порядок рассмотрения вопросов об открытии дел об установлении тарифов определен Регламентом (Приказ ФСТ России от 07.06.2013 № 163), содержащим аналогичные Правилам нормы в отношении открытия дел об установлении тарифов в сфере теплоснабжения, отличающиеся от порядка рассмотрения вопросов об открытии дел в сфере электроэнергетики.

Таким образом, действия Министерства  по нерассмотрению обращений АО «УТСК» об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения жилых домов (исх. № АД-74-17/1641 от 02.12.2014, № АД-74-17/1640 от 02.12.2014, № ЧТС/1489 от 30.10.2014, № АД-7/990 от 31.07.2014) в соответствии с требованиями действующего законодательства,  в том числе ввиду непринятия решений об открытии дела об установлении цен/тарифов, нарушения сроков рассмотрения обращений, неустановления платы за подключение к тепловой сети объектов ООО «СК Легион», могут создать необоснованные препятствия осуществления деятельности как АО «УТСК», так и хозяйствующим субъектам, обратившимся за технологическим подключением, и  привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг теплоснабжения  и на смежном рынке – строительства жилых и нежилых зданий, что противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Материалами дела установлено, что по заявкам АО «УТСК» на подключение к тепловым сетям объектов ООО «Промкомплект-М» плата Министерством установлена, договоры находятся в стадии заключения, ООО «СК Легион» заключило договоры на подключение к системе теплоснабжения с иными хозяйствующими субъектами, в связи с чем отсутствуют основания для выдачи Министерству предписания  о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать нарушением части 1  статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Министерства  по нерассмотрению обращений АО «УТСК» об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения жилых домов (исх. № АД-74-17/1641 от 02.12.2014, № АД-74-17/1640 от 02.12.2014, № ЧТС/1489 от 30.10.2014, № АД-7/990 от 31.07.2014) в соответствии с требованиями действующего законодательства,  в том числе ввиду непринятия решений об открытии дела об установлении цен/тарифов, нарушения сроков рассмотрения обращений, неустановления платы за подключение к тепловой сети объектов ООО «СК Легион», которые могут создать необоснованные препятствия осуществлению деятельности как АО «УТСК», так и хозяйствующим субъектам, обратившимся за технологическим подключением, и  привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг теплоснабжения  и на смежном рынке – строительства жилых и нежилых зданий.
2. Министерству предписание, предусмотренное частью 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции, не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.
4. Иные меры по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.


Члены Комиссии                                                                                   <…>

                                                                                                               <…>


<…>


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в  арбитражный суд. Примечание.   За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 


<…> (351) 265-93-79

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны