Решение б/н Р Е Ш Е Н И Е по жалобе № 074/07/3-3028/2020 от 28 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Южуралводоканал»

454084, г. Челябинск,

ул. Каслинская, д. 5, корпус 2,

офис 113

456512, Челябинская область,

Сосновский район, п. Красное поле,

Ул. Цветочная, д. 3, оф. 45

agafonovasg@ebsaf.ru

ООО «Химпродмаркет»

426057, Удмуртская Республика,

Г. Ижевск, ул. М. Горького, д. 59А, эт. 2, литер А, оф. 19, 20, 21

nureev@himprodukt.biz

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 074/07/3-3028/2020

23 декабря 2020 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

   

Председателя Комиссии:

Членов Комиссии:

Рысевой Елены Григорьевны – заместителя руководителя управления Челябинского УФАС России;

Милициной Елены Олеговны – специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

Гузаировой Регины Ураловны – специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России;

   

рассмотрев жалобу № 074/07/3-3028/2020 ООО «Химпродмаркет» (далее – Заявитель) от 15.12.2020 вх. № 17836, на действия заказчика ООО «Южуралводоканал» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме (с 01.11.2018) на поставку коагулянта Бопак-Е «или эквивалента» (извещение № 32009784214),

УСТАНОВИЛА:

Заказчиком в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 32009784214 о проведении запроса котировок в электронной форме (с 01.11.2018) на поставку коагулянта Бопак-Е «или эквивалента» (извещение № 32009784214).

Дата и время окончания срока подачи заявок: 09.12.2020 (МСК+2).

Дата подведения итогов: 17.12.2020 в 07:00 (МСК+2).

Согласно протоколу подведения итогов закупки на участие в закупке поступило 1 заявка.

В адрес Челябинского УФАС России поступила жалоба ООО «Химпродмаркет» (далее – Заявитель) от 15.12.2020 вх. № 17836, на действия заказчика ООО «Южуралводоканал» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме (с 01.11.2018) на поставку коагулянта Бопак-Е «или эквивалента» (извещение № 32009784214) (далее – закупка).

По мнению подателя жалобы:

1. в закупочной документации заказчика полностью отсутствуют функциональные, технические и качественные характеристики товара и требования по этим показателям к Участникам;

2. в закупочной документации в части качества товара заказчика не указано, каким именно стандартам ГОСТ, ТУ должен соответствовать товар;

3. в закупочной документации указано, что товар, предлагаемый участником закупки, должен соответствовать показателям, указанным заказчиком в данном столбец, данный столбец в закупочной документации отсутствует;

4. в закупочной документации не раскрыт расчет начальной максимальной цены договора;

5. словосочетание «БОПАК-Е» является знаком обслуживания, а не зарегистрированным товарным знаком и поэтому применение слова «эквивалент» и связанные с этим действия заказчика здесь не применимы.

Заявитель полагает, что Заказчиком нарушены пункт 1 части 10 статьи 3, пункты 1, 2, 4 части 1 статьи 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – Закон о закупках).

ООО «Южуралводоканал» с доводами жалобы не согласилось, представило пояснения, которые приобщены к материалам жалобы.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. В силу части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу части 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Из толкования указанной нормы и сложившейся практики антимонопольного органа следует, что жалобы на положения документации о закупке могут быть поданы до окончания сроков подачи заявок на участие в закупке.

Жалоба ООО «Химпродмаркет» поступила в Челябинское УФАС России 15.12.2020. Датой окончания срока подачи заявок является 17.12.2020 в 07:00 (МСК+2).

Таким образом, сроки для подачи жалобы в антимонопольный орган ООО «Химпродмаркет» соблюдены, заявитель был вправе подать жалобу на действия Заказчика.

2. В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах Российской Федерации для размещений информации о размещении заказов http://www.zakupki.gov.ru ООО «Южуралводоканал» размещено извещение № 32009784214 о проведении запроса котировок в электронной форме (с 01.11.2018) на поставку коагулянта Бопак-Е «или эквивалента».

Способ закупки – Запрос запроса котировок в электронной форме (с 01.11.2018) на поставку коагулянта Бопак-Е «или эквивалента».

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Законом о закупках, Положение о закупках товаров, работ, услуг Общества с ограниченной ответственностью ЮжУралВодоканал (далее - Положение о закупках).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  1. информационная открытость закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Комиссией Челябинского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с техническим заданием на поставку полиалюминиума гидрохлорид Бопак-Е (или аналогов) в 2021 г. для нужд ООО «Южуралводоканал» в технических характеристиках указано одно требование полиалюминиума гидрохлорид Бопак-Е (или аналогов) – 24, 8 тн.

Заявитель пояснил, что предметом закупки является полиалюминиум гидрохлорид Бопак-Е (или эквивалент). Ввиду разнообразя химических названий данной продукции (полиоксихлорид алюминия, полиалюминий гидрохлорид, оксихлорид алюминия, алюминия гидрооксихлорид, гидрооксихлорид алюминия) и ввиду разнообразия физических и химических характеристик, не имеется другого способа, обеспечивающего более точного и четкого описания характеристик предмета закупки (подпункт 2, 3 части 6.1. статьи 3 Закона о закупках).

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Следовательно Заказчик должен был указать в документации о конкурентной закупке требования к качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя об отсутствии в закупочной документации заказчика функциональных, технических и качественных характеристик товара и требования по этим показателям к Участникам, является обоснованным.

В соответствии с техническим заданием на поставку полиалюминиума гидрохлорид Бопак-Е (или аналогов) в 2021 г. для нужд ООО «Южуралводоканал» в требованиях к качеству товара указано, что товар должен быть новым (не бывшим в употреблении), соответствие стандартам, ГОСТ, ТУ наличие документов, подтверждающих качество.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Следовательно, Заказчик должен был указать в документации о конкурентной закупке требования к качеству товара, указать каким именно стандартам ГОСТ, ТУ должен соответствовать участник закупки.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя об отсутствии в закупочной документации указаний, каким именно стандартам ГОСТ, ТУ должен соответствовать товар, является обоснованным.

В соответствии с подпунктом 3.2 пункта 8 извещения о проведении запроса котировок в электронной форме характеристики из столбца «Показатели, которые не могут изменяться» должны быть указаны участником закупки без изменений в соответствии со значениями, установленными Заказчиком. Товар, предлагаемый участником закупки, должен в точности соответствовать показателям, указанным Заказчиком в данном столбце.

При изучении документации Комиссия Челябинского УФАС России выявила, что данный столбец в документации отсутствует.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя о том, что в закупочной документации отсутствует столбец, где отражены показатели, которым должен соответствовать товар, является обоснованным.

Согласно документации в разделе 2 Информационной карты закупки указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора.

Сведения о начальной (максимальной) цене договора – 1116000 руб. (один миллион сто шестнадцать тысяч) рублей 00 копеек, включая НДС (20%) в сумме 186000.0 (сто восемьдесят шесть тысяч) рублей 00 копеек. Расчет НМДЦ (Приложение № 2 к Информационной карте закупки).

Согласно пункту 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя о том, что в закупочной документации не раскрыт расчет начальной максимальной цены договора, является необоснованным.

Заявитель утверждает, что «БОПАК-Е» не является зарегистрированным товарным знаком и поэтому применение слова «эквивалент» и связанные с этим действия заказчика здесь не применимы.

В соответствии с пунктом 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В данном случае параметры эквивалентности отсутствуют, «БОПАК-Е» не является товарным знаком.

Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя о том, что словосочетание «БОПАК-Е» не является зарегистрированным товарным знаком и применение слова «эквивалент» и связанные с этим действия заказчика здесь не применимы, является обоснованным.

На основании изложенного, Челябинское УФАС России считает, что жалоба ООО «Химпродмаркет» является обоснованной.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В связи с чем, Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым выдать ООО «Южуралводоканал» обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Химпродмаркет» обоснованной.

2.Признать бездействие ООО «Южуралводоканал», выразившиеся в нарушении пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), выразившееся в неуказании в документации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика и пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в нарушении описания в документации о конкурентной закупке предмета закупки, а также нарушении пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости.

3. Выдать ООО «Южуралводоканал» предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки.

4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии Е.Г. Рысева

Члены Комиссии Е.Г. Милицина

Р.У. Гузаирова

Исп.: Гузаирова Р.У.

to74-guzairova@fas.gov.ru

Связанные организации

Связанные организации не указаны