Решение б/н решение от 10 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1410/2022 7 июня 2022 года г. Челябинск Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

рассмотрев жалобу № 074/07/3-1410/2022 ООО «СТЭК» (далее – Заявитель) вх. № 6996-ЭП/22 от 27.05.2022 на действия ООО «ЧелябГЭТ» (далее – Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования для работы бескондукторной системы оплаты проезда для нужд ООО «ЧЕЛЯБГЭТ», участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение № 32211403461), УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «СТЭК» вх. № 6996-ЭП/22 от 27.05.2022 на действия ООО «ЧелябГЭТ» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования для работы 2022-7303 2 бескондукторной системы оплаты проезда для нужд ООО «ЧЕЛЯБГЭТ», участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение № 32211403461). Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в отсутствии в документации необходимой и достаточной информации для потенциальных участников закупки. Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам по жалобе. Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. 1. В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Из толкования указанной нормы и сложившейся практики антимонопольного органа следует, что жалобы на положения документации о закупке могут быть поданы до окончания сроков подачи заявок на участие в закупке. Жалоба ООО «СТЭК» поступила в Челябинское УФАС России 27.05.2022. Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени заказчика) 30.05.2022 10:00 (МСК+2). Таким образом, жалоба правомерно подана в Челябинское УФАС России. 2. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными 2022-7303 3 правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). Предмет закупки: поставка оборудования для работы бескондукторной системы оплаты проезда для нужд ООО «ЧЕЛЯБГЭТ», участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства. Согласно техническому заданию правообладателем программного обеспечения, имеющим имущественные права на знак обслуживания (товарный знак), документальный, программно-аппаратный комплекс и дизайн ПО является ООО «Трансгидсервис», ИНН 7452098192, ОГРН 1117452012171. Юридический адрес: 450022, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Менделеева, д. 134, корп. 7, офис 303 Email: minkov.denis@gmail.com. В соответствии с требованиями документации бескондукторный транспортный валидатор должен обеспечивать прием всех видов имеющихся в городе Челябинске социальных транспортных карт, выпущенных с применением программного обеспечения, используемого Управлением транспорта Администрации города Челябинска, обеспечивающего автоматизированный учёт оплаты проезда льготных категорий граждан. (Подтверждается письмом от правообладателя программного обеспечения, используемого Управлением транспорта Администрации города Челябинска или Управления транспорта Администрации города Челябинска о возможности приема предлагаемым Исполнителем бескондукторным транспортным валидатором всех видов имеющихся в городе Челябинске социальных транспортных карт, выпущенных с применением программного обеспечения, используемого Управлением транспорта Администрации города Челябинска, обеспечивающего автоматизированный учёт оплаты проезда льготных категорий граждан или демонстрацией работы бескондукторного транспортного валидатора, прилагаемого Исполнителем, в части выполнения данного требования, при приемке поставляемого оборудования. Обязательства по предоставлению демонстрационных образцов всех видов, имеющихся в городе Челябинске социальных транспортных карт, выпущенных с применением программного обеспечения, используемого Управлением транспорта Администрации города Челябинска, обеспечивающего автоматизированный учёт оплаты проезда льготных категорий граждан, лежат на Заказчике). В связи с отсутствием в документации необходимой информации для формирования заявки 14.05.2022 ООО «СТЭК» направило в адрес ООО «Трансгидсервис» запрос о предоставлении необходимой для участия в конкурсе информации. В частности, была запрошены информация о структуре данных, размещаемых на носителях Системы, используемой Управлением транспорта Администрации города Челябинска, обеспечивающей автоматизированный учёт оплаты проезда льготных категорий граждан. А также о битах доступа и ключах чтения записи к секторам носителя в соответствии со структурой данных Системы, используемой Управлением транспорта Администрации города Челябинска, обеспечивающей автоматизированный учёт оплаты проезда льготных категорий граждан. Согласно письму от 17.05.2022 ООО «Трансгидсервис» ответило согласием на предоставление права использования программного продукта путем заключения соглашений и предоставлением прошивки на оборудование, а также приложило техническое описание и протоколы подключения. 2022-7303 4 Также в своем письме ООО «Трансгидсервис» указало о невозможности предоставления некоторой запрашиваемой информации по причине ее конфиденциальности. Также ООО «Трансгидсервис» пояснило в своем письме, что оператором автоматизированной системы является Управление транспорта Администрации города Челябинска, соответственно, вопросы, заданные в запросе ООО «СТЭК», необходимо спросить у оператора, чтобы получить актуальную информацию. Заказчик пояснил, что цель закупки - обеспечение исполнения государственных контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам на территории Челябинска. В рамках контрактов ООО «ЧелябГЭТ» осуществляет передачу данных об оплате проезда пассажиров с установленного на транспортных средствах оборудования системы безналичной оплаты проезда в автоматизированную систему безналичной оплаты проезда (АСУОП) (подпункты 14), 16) пункта 5.4., Приложение № 2, параметры маршрута к контракту). Функции оператора системы на территории Челябинска осуществляет МУП «Служба организации движения» на основании договора с Управлением транспорта Администрации г. Челябинска. Указанная автоматизированная система функционирует на базе программного обеспечения «Терминал 82» АСОП «Ехать быстро», правообладателем которого является ООО «Трансгидсервис» г. Уфа. Комиссия Челябинского УФАС России изучила доводы сторон и сообщает следующее. Согласно пункту 2 части 6.1. статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. Согласно подпункту а) пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случая несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. В соответствии с законодательством при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими тем, что в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки. Заказчик вправе включить в документацию о проведении закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. Указанные потребности должны объективно существовать, в силу принципа публичности и открытости закупок должны найти прямое отражение в характеристиках предмета закупки, иметь соответствующее нормативное и фактическое обоснование. При этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа, поскольку 2022-7303 5 именно заказчику предоставлено право на установление в документации закупки требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, работ, услуг, опыту исполнителя и другим характеристикам, которые в максимальной степени удовлетворяют его потребностям, а также соответствующих критериев, индикаторов и показателей, позволяющих объективно оценить количественно и качественно степень соответствия потенциального исполнителя контракта объективным показателям, установленным документацией о закупке. Изложенное соответствует и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.12.2010 № 11017/10, в соответствии с которой основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. При этом право заказчика на указание в документации поставки товара конкретного производителя (указание в документации на товарный знак) предусмотрено Законом о закупках. Исходя из пояснений Заявителя, последнему требуется техническая информация по особенностям работы ПО (в т.ч. информации о битах доступа и ключах чтения записи к секторам носителя от правообладателя программного обеспечения), разработанному ООО «Трансгидсервис», чтобы ее использовать в своем ПО для совместимости с системой, используемой Заказчиком, Управлением транспорта Администрации города Челябинска. Заказчик не является разработчиком ПО или лицом, обеспечивающим процесс автоматизированного учёта оплаты проезда льготных категорий граждан, которым является Управление транспорта Администрации города Челябинска. Заказчик является перевозчиком, которому необходимо оборудование для взаимодействия c системой «Терминал 82» АСОП «Ехать быстро», используемой Управлением транспорта Администрации города Челябинска. Согласно пояснениям Заказчика ему необходимо оборудование, которое будет в полной мере взаимодействовать с указанной системой, т. е. товар. Вопросы взаимодействия ПО, его интеграции, использования и необходимой настройки ПО в целях его взаимодействия с другими системами и ПО является частью исполнения договора со стороны поставщика. Комиссией Челябинского УФАС России установлено, что в техническом задании в полной мере описаны функциональные, эксплуатационные, технические характеристики оборудования, принадлежащего Заказчику (терминал кондуктора - NEW 8210), а также техническое описание ПО, используемого на территории Челябинска, посредством которого обеспечивается автоматизированный учет оплаты проезда льготных категорий граждан, с которыми должно быть совместимо закупаемое оборудование. В описании программного обеспечения «Терминал 82» АСОП «Ехать быстро» имеется ссылка на данные о правообладателе ООО «Трансгидсервис», полная информация о его месте нахождения, что обеспечивает условия для беспрепятственного формирования заявок участниками, обеспечивает соблюдение принципов информационной открытости. Доводы подателя жалобы о том, что ему не в полном объеме предоставлена информация о ПО, необоснованны, поскольку вся информация по предмету закупки, в которой нуждается участник содержится в Техническом задании. 2022-7303 6 Следует отметить, что правообладатель ООО «Трансгидсервис» ответило Заявителю согласием на предоставление права использования программного продукта путем заключения соглашений и предоставлением прошивки на оборудование. Заказчик также пояснил, что ответ от ООО «Трансгидсервис» на запрос ООО «СТЭК» в полной мере соответствует требованиям документации и ООО «СТЭК», при наличии данного ответа, последнее могло принять участие в закупке. Вопрос о предоставлении \ не предоставлении ООО «Трансгидсервис», Управлением транспорта Администрации города Челябинска Заявителю данных, позволяющих последнему разработать ПО для его взаимодействия с указанной системой в компетенцию антимонопольного органа не входит и должно разрешаться в гражданско-правовом порядке. Таким образом, учитывая необходимость обеспечения совместимости закупаемого оборудования с оборудованием, используемой в Челябинске автоматизированной системы учета оплаты проезда (АСУОП), ООО «ЧелябГЭТ» была раскрыта наиболее полная информация о предмете закупки и условиях, в которых оно будет функционировать. Согласно протоколу, на участие в закупке было подано 2 заявки, соответствующие требованиям документации, что свидетельствуем об отсутствии ограничения конкуренции. Довод Заявителя об ограничении конкуренции со стороны Заказчика не доказан. На основании изложенного, Челябинское УФАС России считает, что жалоба ООО «СТЭК» является необоснованной, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о закупках, Закона о защите конкуренции. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия, РЕШИЛА: Признать жалобу ООО «СТЭК» вх. № 6996-ЭП/22 от 27.05.2022 на действия ООО «ЧелябГЭТ» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования для работы бескондукторной системы оплаты проезда для нужд ООО «ЧЕЛЯБГЭТ», участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства (извещение № 32211403461), необоснованной. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны