Решение (комиссия) №АК/3476/23 114 решение от 20 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

Министерство экологии Челябинской области

 

454091, г. Челябинск, пр-т Ленина, д. 57

 

Государственное казенное учреждение «Центр организации закупок Челябинской области»

 

454087, г. Челябинск, ул. Калинина,

д. 21

 

ООО «НПП АкваЭра»

 

141860, Московская область, Дмитровский г.о., р.п. Икша,

ул. Технологическая 44, зд. 1.

 

 

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А,25 эт, пом.1

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/106-602/2023 (114-ж/2023)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 15.03.2023

В полном объеме решение изготовлено 20.03.2023

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Козловой А.А.

-

руководителя Челябинского УФАС России,

Членов Комиссии:

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

<…>

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО «НПП АкваЭра», при участии в дистанционном режиме:

- представителя Министерства экологии Челябинской области <…>., действующего на основании доверенности № 40 от 13.03.2023,

- представителя Министерства экологии Челябинской области <…>., действующего на основании доверенности № 39 от 13.03.2023,

- представителя Министерства экологии Челябинской области <…>., действующего на основании доверенности от 13.03.2023,

- представителя ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» <…>, действующего на основании доверенности № 03 от 09.02.2023,

- представителя ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» <…>, действующего на основании доверенности № 09 от 04.04.2023,

- представителя ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» <…> действующего на основании доверенности № 14 от 05.12.2022,

- представителя ООО «НПП АкваЭра» <…>., действующего на основании Приказа от 22.01.2021,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 07.03.2023 поступила жалоба ООО «НПП АкваЭра» на действия заказчика при проведении электронного аукциона выполнение работ по осуществлению наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменением морфометрических особенностей Аргазинского водохранилища (извещение № 0869200000223001129) (далее – аукцион).

Согласно представленным документам 01.03.2023 Государственное казенное учреждение «Центр организации закупок Челябинской области» объявило о проведении аукциона.

Заказчиком выступило Министерство экологии Челябинской области.

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 800 000, 00 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе – 09.03.2023.

На момент рассмотрения жалобы ООО «НПП АкваЭра» контракт не заключен.

На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы жалобы и указал, что при проведении закупки в нарушение требований законодательства о контрактной системе заказчиком неправомерно не установлено условие о предоставлении лицензии в области гидрометеорологии и смежных с ней областях: проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее гидрологических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений. При этом определение уровня химических загрязнений водного объекта является второстепенным требованием, не влияющим на определение морфометрических особенностей водных объектов.

Представители заказчика и уполномоченного органа на заседании Комиссии представили письменные пояснения, с доводами жалобы не согласились и пояснили, что для выполнения работ, являющихся объектом закупки, достаточным требованием является наличие лицензии на проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений. При этом, доля гидрологических исследований является незначительной, в связи с чем указанные работы могут проводиться специализированными организациями, с которыми заключены договоры субподряда.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в требованиях к составу и содержанию заявки в силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

При этом, в соответствии с подпунктом «н» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

С учетом изложенного, в извещении об электронном аукционе должны содержаться конкретные документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.

При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, оказывающему услуги, фактически означает требование к исполнителю, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.

Согласно пункту 45 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) включена в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. № 1845 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) (далее – Положение), которое определяет порядок лицензирования деятельности в указанной сфере.

Согласно подпунктам «д, л», пункта 2 Приложения к Положению деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях включает следующие работы (услуги):

- проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее гидрологических характеристик, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;

- проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.

Таким образом, указанные виды деятельности являются самостоятельными работами (услугами), которые отнесены к лицензируемым видам деятельности.

В единых требованиях к участникам закупки, а также в требованиях к составу заявки (Приложение №4 к извещению) указано условие о предоставлении лицензии, выданной Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, с видом деятельности: на проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.

Согласно разделу технического задания «содержание работ» следует, что в объем работ включены следующие мероприятия:

- определение гидрологических характеристик Аргазинского водохранилища (определение площади Аргазинского водохранилища, в том числе участков водоохранной зоны Аргазинского водохранилища, физических показателей воды: температура, водородный показатель (pH), растворенный кислород, прозрачность);

- определение содержания загрязняющих веществ в воде;

- выполнение гидробиологического анализа проб воды;

При этом, в объем работ входит осуществление исследований, предусмотренных пп. 4-10 технического задания.

При этом, в разделе «ожидаемые результаты» указано, что подрядчик должен предоставить в том числе данные о гидрологических, гидрохимических и морфометрических характеристиках озера Чебаркуль.

Таким образом, из описания объекта закупки следует, что исследования для выявления негативных процессов, влияющих на качество воды в Аргазинском водохранилище, предполагают как определение гидрологических характеристик водных объектов, так и определение уровня химического загрязнения водных объектов, что подтверждается как видами работ, так и требованиями к их результатам, указанным в техническом задании.

Более того, в главе 5 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30 июля 2020 г. № 524 «Об утверждении требований к проведению наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением» (далее – Приказ № 524) установлен порядок проведения наблюдений для определения гидрологических характеристик окружающей среды.

Так, в пункте 50 главы 5 Приказа № 524 предусмотрено, что наблюдения за элементами гидрологического режима водных объектов (рек, каналов, озер, водохранилищ, болот) включают в себя:

- наблюдения за уровнем воды;

- наблюдения за стоком воды;

- наблюдения за мутностью, гранулометрическим составом (крупностью), стоком наносов;

- наблюдения за температурой воды;

- наблюдения за ледовыми явлениями и толщиной льда;

- наблюдения за продольным уклоном водной поверхности;

- наблюдения за волнением течения на озерах и водохранилищах;

- наблюдения за заилением и переформированием берегов водохранилищ;

- наблюдения за оптическими свойствами воды.

При этом, в пунктах 51.1 - 52 главы 5 Приказа № 524 предусмотрены требования к оборудованию, которое должно использоваться при проведении гидрологических исследований (стационарный пункт, передвижной пункт, гидрологический пост), в пунктах 52.1-67 главы 5 установлены правила проведения указанных исследований.

В пунктах 68, 69 главы 5 Приказа № 524 устранены требования к квалификации специалистов, которые вправе проводить указанные исследования: наличие высшего образования по направлениям подготовки: «Гидрометеорология», «Прикладная гидрометеорология», «Гидрология», «Метеорология», «Метеорология специального назначения», наличие стажа работы не менее 3-х лет в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Таким образом, деятельность по определению гидрологических характеристик окружающей среды является самостоятельным видом услуг в области гидрометеорологии, требования к содержанию, порядку проведения которых, включая наличие оборудования и квалифицированных специалистов, предусмотрены ведомственным нормативным правовым актом.

Более того, в пункте 5.3.1.2 РД 52.24.309–2016 «Организация и проведение режимных наблюдений в пунктах государственной наблюдательной сети за состоянием и загрязнением поверхностных вод» указано, что для всех пунктов наблюдений в соответствии с приложением Д обязательным является определение в поверхностных водах суши следующих показателей: физических, химических, гидрологических.

При этом в пункте 5.3.1.1 РД 52.24.309–2016 указано, что наблюдения в пунктах наблюдений, установленных согласно 5.1.1, производят комплексно по гидрохимическим (физическим и химическим), гидробиологическим, токсикологическим показателям. Одновременно с проведением этих наблюдений определяют гидрологические показатели.

Указанные положения руководящего документа еще раз указывают на то, что определение гидрологических показателей является неотъемлемым и обязательным элементом проведения наблюдений за состоянием и загрязнением поверхностных вод.

Таким образом, установление в требованиях к участнику закупки и к составу заявки условия о наличии лицензии на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, а именно: на проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения водных объектов является недостаточным условием осуществления работ, образующих описание объекта закупки.

При этом, доводы представителей заказчика, согласно которым доля гидрологических исследований не является основным видом работ, при этом участник закупки вправе привлечь специализированную организацию на субподрядный договор, не снимает с заказчика обязанность установить требование к участнику закупки и к составу заявки условие о наличии в составе лицензии всех лицензируемых видов работ (услуг), необходимых для исполнения обязательств, предусмотренных условиями извещения о закупке.

Так, самостоятельным видом работ, указанных в техническом задании, является проведение гидрологических исследований, что требует подтверждения наличия у участника закупки лицензии на проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения ее гидрологических характеристик, тогда как отсутствие указанного требования в условиях закупки противоречит пункту 12 части 1, пункту 3 части 2 статьи 42, подпункту «н» пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «НПП АкваЭра» на действия заказчика обоснованными в части неустановления требования к участнику закупки и к составу заявки о наличии лицензионных условий, предусмотренных действующим законодательством.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта «н» пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

А.А. Козлова

Члены комиссии:

 

 

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

 

 

2023-3897

 

 

Связанные организации

ООО "НПП АкваЭра"
ИНН 5007112048, ОГРН 1215000004174
ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
Министерство экологии Челябинской области
ИНН 7453135778, ОГРН 1047424528161