Решение б/н решение от 4 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобе № 074/07/3-1773/2023 01 августа 2023 года г. Челябинск Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в составе:

рассмотрев жалобу № 074/07/3-1773/2023 ООО «Текстиль-Волга» (далее – Заявитель) вх. № 9801/23 от 24.07.2023 на действия Закупочной комиссии ГАУ «Челябмедтранс» (далее – Закупочная комиссия) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку средств индивидуальной защиты (извещение № 32312570195), УСТАНОВИЛА: В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО «Текстиль-Волга» на действия закупочной комиссии ГАУ «Челябмедтранс» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку средств индивидуальной защиты (извещение № 32312570195). 2023-11993 2 Заявитель указывает на неправомерные действия закупочной комиссии, выразившиеся в отклонении заявки ООО «Текстиль-Волга». Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения, которые приобщены к материалам по жалобе. Изучив материалы по жалобе, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к следующим выводам. В силу части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. Жалоба ООО «Текстиль-Волга» поступила в Челябинское УФАС России 24.07.2023. Итоговый протокол опубликован 19.07.2023. Таким образом, жалоба правомерно подана в Челябинское УФАС России. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). Заявитель указывает на неправомерные действия закупочной комиссии, выразившиеся в отклонении заявки ООО «Текстиль-Волга». Согласно протоколу рассмотрения первый частей заявок от 19.07.2023 заявка ООО «Текстиль-Волга» признана не соответствующей требованиям документации, так как в описании объекта закупки не был указан товарный знак предлагаемого к поставке товара. Заявитель пояснил, что при формировании заявки все требования, установленные 2023-11993 3 документацией, были соблюдены. Заказчик пояснил, что первая часть заявки Заявителя не соответствует требованиям документации, так как в заявке не указан товарный знак предлагаемого к поставке товара, кроме того, Заявитель не указал, что товар не имеет товарного знака. Комиссия Челябинского УФАС, рассмотрев доводы сторон, установила следующее. Согласно статье 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. Согласно техническому заданию Заказчику требуется к поставке мыло туалетное/твердое, перчатки с ПВХ, крем (паста) для очистки рук «Барьер», либо эквивалент крема (пасты) для очистки рук. В соответствии с пунктом 13.1 информационной карты первая часть заявки должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в аукционной документации, и указание на товарный знак. Информация, предусмотренная настоящим абзацем, включается в заявку на участие в аукционе в электронной форме в случае отсутствия в аукционной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в аукционной документации. Таким образом, исходя из требований документации, участник закупки должен указать товарный знак предлагаемого к поставке товара. В соответствии с положениями статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. При этом в соответствии с положениями статей 1479, 1480, 1481 ГК РФ указанное обозначение является товарным знаком только в случае его государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и выдачи соответствующего свидетельства. Исходя из положений Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - Закон о стандартизации), указанный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, возникающие при разработке документов по стандартизации, в которых указываются общие характеристики объекта стандартизации (продукции), а также правила и общие принципы в отношении такой продукции. Согласно Федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом регулировании), указанный закон регулирует отношения, возникающие при разработке и применении обязательных требований к продукции, процессам производства работ, оказанию услуг. Таким образом, Закон о стандартизации и Закон о техническом регулировании не устанавливают порядок, а также обязанность регистрировать товарный знак на выпускаемую продукцию. Наличие или отсутствие на товаре товарного знака не является качественной, функциональной или технической характеристикой товара. Согласно пункту 1 части 6.1. статьи 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки. 2023-11993 4 Товарный знак не является функциональной, технической и качественной характеристикой товара. В соответствии с пунктом 2 части 6.1. статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки. Кроме того, в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак Заказчику необходимо использовать слова «или эквивалент» (пункт 3 части 6.1 статьи 3 Закон о закупках). Согласно пункту 1 технического задания Заказчику требуется крем (паста) для очистки рук «Барьер» или эквивалент, при этом Заказчик не установил параметры эквивалентности, на основании которых у участников имелась бы возможность предоставить эквивалентные комплектующие, что является нарушением Закона о закупках. Таким образом, отсутствие у товара товарного знака не свидетельствует о несоответствии товара функциональным, техническим и качественным характеристикам, установленным заказчиком в документации о закупке. С учетом изложенного, регистрация товарного знака является не обязанностью, а правом юридического лица или индивидуального предпринимателя. Участники закупки, формируя свою заявку, могут предлагать к поставке товар не имеющий товарного знака, что не является нарушением действующего законодательства. Таким образом, требование об указании товарного знака является излишним и не предусмотрено действующим законодательством, следовательно, неправомерно отклонять заявку в связи с отсутствием товарного знака или не указанием товарного знака в первой части заявки, если у предлагаемого товара отсутствует товарный знак. Согласно заявке ООО «Текстиль-Волга» не указало товарный знак, предлагаемого к поставке мыла и перчаток с ПВХ. Однако, отсутствие у предлагаемого в заявке ООО «Текстиль-Волга» товара товарных знаков не свидетельствует о несоответствии показателей данного товара качественным, функциональным или техническим характеристикам товара. Требуемый Заказчиком товар может не иметь товарный знак, так как регистрация товарного знака является не обязанностью, а правом юридического лица или индивидуального предпринимателя. В документации Заказчика отсутствует требование об указании в заявке сведений об отсутствии регистрации товарного знака. Кроме того, целью проведения закупки не являлось приобретение мыла туалетного/твердого, перчаток с ПВХ с определенным товарным знаком. Таким образом, закупочная комиссия, руководствуясь документацией, сформированной с нарушениями действующего законодательства, неправомерно отклонила заявку ООО «Текстиль-Волга» в связи с отсутствием товарного знака, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. На основании изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу, что жалоба ООО «Текстиль-Волга» является обоснованной. С учетом выявленных нарушений, Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым выдать закупочной комиссии ГАУ «Челябмедтранс» предписание об устранении нарушения порядка организации закупки. 2023-11993 5 На основании изложенного и руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия РЕШИЛА: 1. признать доводы жалобы ООО «Текстиль-Волга» обоснованными; 2. признать действия закупочной комиссии ГАУ «Челябмедтранс» нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках; 3. выдать закупочной комиссии ГАУ «Челябмедтранс» предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения закупки; 4. передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия

Связанные организации

Связанные организации не указаны