Акт внеплановой камеральной проверки (комиссия) №ВЛ/1578/24 Р Е Ш Е Н И Е № 074/10/99-154/2024 по делу № 17-ВП/2024 от 5 февраля 2024 г.

Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

5

 

 

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Челябинская областная клиническая наркологическая больница»

454007, г. Челябинск,

ул.40- летия Октября, д. 36

 

Индивидуальный предприниматель

Костин Вячеслав Сергеевич

 

АО «ТЭК-Торг»

119021, г. Москва,

ул. Тимура Фрунзе, д. 24

 

115191, г. Москва, Гамсоновский переулок, д. 5, стр. 2, 5-ый этаж, помещение VII

 

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е № 074/10/99-154/2024

по делу № 17-ВП/2024

 

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 января 2024 года

В полном объеме решение изготовлено 31 января 2024 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<…>  

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

 

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Гражданина (далее – заявитель) о проведении внеплановой проверки Индивидуального предпринимателя Костина Вячеслава Сергеевича (далее – ИП Костин В.С., Заявитель) о проведении внеплановой проверки электронного аукциона на оказание услуг по сбору, транспортировке, размещению, хранению, обезвреживанию медицинских отходов класса Б И В (извещение № 0369200011723000061), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:

- представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Челябинская областная клиническая наркологическая больница» (далее – Учреждение, Заказчик): <…>, действующего на основании доверенности № 1 от 25.01.2024; <…>, действующей на основании доверенности № 2 от 25.01.2024; <…>., действующей на основании доверенности № 3 от 25.01.2024;

- в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленных о дате, месте и времени заседания Комиссии, ходатайств и заявлений не представлено,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 10.05.2023 поступило обращение ИП Костина В.С. о наличии признаков нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору, транспортировке, размещению, хранению, обезвреживанию медицинских отходов класса Б И В (извещение № 0369200011723000061) (далее – закупка).

В соответствии с положениями Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), назначено проведение внеплановой проверки по доводам обращения.

Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 28.11.2023 в 16:15.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 278 587,50 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 06.12.2023 12:30.

В соответствии с протоколом подведения итогов № 0369200011723000061 от 07.12.2023 победителем аукциона признан участник с идентификационным номером заявки 2, с предложением о цене контракта 123 971,18 рублей.

Контракт с победителем закупки заключен 18.12.2023.

 

В обращении заявителя указано, что при исполнении контракта не соблюдаются условия СанПиНа 2.1.3684-21 в части обезвреживания отходов без использования специализированного оборудования в виду значительного снижения начальной (максимальной) цен контракта при проведении закупок по обезвреживанию отходов класса «Б» и «В».

 

Представители заказчика с доводами обращения и не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали, что закупки проведены с соблюдением требований законодательства о контрактной системе, в том числе при формировании начальной (максимальной) цены контракта. В условиях контракта и технического задания указана обязанность о необходимости оказания услуг в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, при этом заказчик не несет ответственность за обращение с медицинскими отходами после их передачи исполнителю, которому переходит право собственности на отходы с указанного момента

Доводы обращения Заявителя Заказчик считает необоснованными.

 

Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

1.1 Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать проект контракта.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке, проекте контракта должно содержать объективную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства и позволяющую определить соответствие товаров, работ, услуг потребности заказчика.

При этом, извещение о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Отношения в области обращения с отходами I - IV классов опасности регламентируются Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее - Закона об отходах производства и потребления), который в том числе определяет критерии, позволяющие отнести отходы к тому или иному классу опасности в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона.

Вместе с тем, как указано в части 2 статьи 2 Закона об отходах производства и потребления отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Так, с учетом указанного положения Закона об отходах производства и потребления порядок обращения с медицинскими отходами регламентирован нормами Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон об охране здоровья граждан в Российской Федерации).

Частью 1 статьи 49 Закона об охране здоровья граждан в Российской Федерации медицинские отходы – это все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.

Частью 3 статьи 49 Закона об охране здоровья граждан в Российской Федерации медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Пунктом 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (далее - ГОСТ 30772-2001) под собственником отходов понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Правоотношения по обращению с отходами, в том числе с медицинскими отходами, регламентируются СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21).

Пунктом 157 СанПиНа 2.1.3684-21 предусмотрено, что сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека.

Пунктом 163 СанПиНа 2.1.3684-21 предусмотрено, что система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов должна включать следующие этапы:

- сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность;

- перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы;

- обеззараживание (обезвреживание) отходов;

- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы;

- размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов.

При этом, согласно пункту 5.30 ГОСТ 30772-2001 размещение отходов – это деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и/или захоронения отходов.

С учетом изложенного, из смысла и содержания указанных положений Закона об охране здоровья граждан в Российской Федерации, СанПиНа 2.1.3684-21, ГОСТа 30772-2001 сбор, перемещение отходов, обеззараживание (обезвреживание) отходов, транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы, размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов представляют собой единый технологический процесс по обращению с медицинскими отходами, контроль за соблюдением которого обеспечивает в том числе медицинская организация, в процессе осуществления деятельности которой образуются медицинские отходы.

 

Как следует из извещения о закупке предметом аукциона является оказание услуг по сбору, транспортированию, обезвреживанию, размещению медицинских отходов классов «Б» и «В» в территориально обособленных подразделениях заказчика.

Из условий контракта, технического задания следует, что в обязанности исполнителя входит осуществление сбора, транспортированию, обезвреживанию, размещению медицинских отходов класса «Б» и «В».

Из положений контракта следует, что заказчик, являясь организацией, в процессе деятельности которой образованы отходы класса «Б» и «В», обязан осуществить приемку результатов исполнения контракта, в том числе приемку обязательств в части размещения медицинских отходов, что позволит ему соблюсти положения как заключенного контракта, так и части 2 статьи 94 Закона о контрактной системе.

Из пункта 1.1 проекта контракта следует, что исполнитель обязуется оказать услуги по сбору, транспортированию, обезвреживанию, размещению медицинских отходов классов Б и В в территориально обособленных подразделениях заказчика (далее по тексту – Услуги) согласно техническому заданию (Приложение № 1 к настоящему контракту)

Вместе с тем, пунктом 163 СанПиНа 2.1.3684-21 предусмотрено, что система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов должна включать следующий этап - сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность.

Иного значения понятия «сбор» СанПиНа 2.1.3684-21 не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 6 Технического задания собранные, необеззараженные медицинские отходы класса Б принимаются упакованными в одноразовые мешки, помещенные в контейнеры (многоразовые ёмкости для сбора медицинских отходов) многократного применения желтого цвета для сбора медицинских отходов класса Б. При сборе Исполнителем предоставляются сменные контейнеры желтого цвета после дезинфекции Исполнителем. Собранные, обеззараженные медицинские отходы класса В, принимаются упакованные в одноразовые мешки, помещенные в контейнеры многократного применения красного цвета для сбора медицинских отходов класса В. При сборе Исполнителем предоставляются сменные контейнеры красного цвета после дезинфекции Исполнителем. Забор и вывоз медицинских отходов класса Б и В по местам хранения должен производиться, согласно приложению №2 к техническому заданию в рабочие дни с 8-00 до 16-00 с предоставлением ежемесячно одноразовых мешков желтого цвета для сбора медицинских отходов класса Б в местах хранения, объемом мешка соответствующего объему контейнера. Количество медицинских отходов класса Б и В отражается в товарно-транспортной накладной ежедневно при заборе контейнеров.

Из указанных положений Технического задания следует, что фактически исполнитель осуществляет принятие отходов, в отношении которых медицинским учреждением уже осуществлен сбор, что неравнозначно деятельности по сбору отходов.

С учетом изложенного, в описании объекта закупки, условиях проекта контракта не представляется возможным определить, что включается в понятие «сбор» применительно к обязательствам исполнителя услуг, чем обязательства по сбору отходов заказчиком отличаются от сбора, который должен производить исполнитель, что не позволяет сделать однозначный вывод о порядке и условиях оказания услуг, являющихся предметом контракта, в нарушение части 2 статьи 33, пунктов 1,5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

 

1.2 В пункте 209 СанПиНа 2.1.3684-21 указано, что факт вывоза и обезвреживания отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов, должен иметь документарное подтверждение.

Таким образом, данные условия исполнения контракта, а также требования санитарных норм и правил, обязывают исполнителя предоставить заказчику документы, подтверждающие как факт вывоза, так и факт обезвреживания отходов.

Пунктом 4.7 контракта предусмотрено, что Исполнитель обязан в течение срока действия Контракта представить по запросу Заказчика в течение 1 (одного) рабочего дня после дня получения указанного запроса документы, подтверждающие соответствие Услуг указанным выше требованиям.

При этом, контрактом состав документов, предусмотренных пунктом 209 СанПиНа 2.1.3684-21, также, как и обязанность Исполнителя предоставить данные документы в ходе исполнения контракта, не определены.

Из документов, представленных заказчиком, не следует, что исполнителем передавались документы, подтверждающие результаты оказания услуг в объеме, предусмотренном контрактом, подтверждающие, в том числе, размещение отходов.

С учетом изложенного, неоднозначные условия, имеющиеся в проекте контракта, в части порядка приемки оказанных услуг, могут привести к невозможности надлежащего осуществления обязанностей заказчика при приемке услуг по обезвреживанию и размещению отходов ввиду отсутствия контроля за их исполнением.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 99 Закон о контрактной системе контроль соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в связи с чем обращение в указанной части, а также выявленные в ходе проведения внеплановой проверки несоответствия при исполнении контракта, будут перенаправлены в Главное контрольное управление Челябинской области.

 

Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 33, пунктов 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как на день проведения внеплановой проверки контракт заключен.

3. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

4. Передать обращение ИП Костина В.С. в части доводов, касающихся исполнения контракта, в Главное контрольное управление Челябинской области.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

<…>

Члены комиссии:

 

 

 

 

<…>

 

 

<…>

 

 

 

 

 

2024-1721

 

 

Связанные организации

ИП Костин Вячеслав Сергеевич "Сегмент-Эко"
ИНН 745104037143, ОГРН 320745600052584
ГБУЗ «Челябинская областная клиническая наркологическая больница»
ИНН 7452007903, ОГРН 1027403872880
ЭТП ТЭК-Торг
ИНН 7704824695, ОГРН 1127747285368