Решение №ВЛ/3718/22 Р Е Ш Е Н И Е по делу № 074/06/105-755/2022 (148-ж/2022) от 7 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

 

 

Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства"

 

454080, г. Челябинск, Свердловский проспект, 56

 

АО «ЕЭТП»

 

115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5

 

ООО «Вест»

 

620137, г. Екатеринбург, пер. Шоферов, соор. 5, пом. 302

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/105-755/2022 (148-ж/2022)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 01.04.2022

В полном объеме решение изготовлено 06.04.2022

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

-

заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

 

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

в ходе рассмотрения жалобы ООО «Вест», при участии в дистанционном режиме:

- представителя ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства»  действующего на основании доверенности № 129 от 27.12.2021,

- представителя ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства» , действующего на основании доверенности № 128 от 27.12.2021,

- представителя ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Урал" Федерального дорожного агентства» действующего на основании доверенности № 14 от 21.03.2021,

- представителя ООО «Вест» действующего на основании доверенности № 121/21 от 18.06.2021,

- представителя ООО «Вест» действующего на основании Решения № 17 от 12.03.2018,

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 28.03.2022 поступила жалоба ООО «Вест» на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0369100028422000014 на установку модульных надземных пешеходных переходов на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, находящихся в оперативном управлении ФКУ Упрдор «Южный Урал» (далее - конкурс).

Согласно представленным документам 10.03.2022 ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства» объявило о проведении конкурса.

Начальная (максимальная) цена контракта – 317 905 270, 00 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 28.03.2022.

На момент рассмотрения жалобы ООО «Вест» контракт не заключен.

В жалобе указано, что в единой информационной системе размещена противоречивая информация в части окончания срока выполнения работ и установления дополнительных требований к участнику закупки, что не позволяет сделать вывод об условиях проведения закупки.

В извещении о закупке указан показатель критерия оценки заявки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», содержание которого связано с подготовкой разделов проекта производства работ, составление которого является условием исполнения контракта, что противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.

Представители заказчика с доводами жалобы согласились в части доводов об установлении противоречивой информации о сроке выполнения работ, а также указали, что заказчиком неправомерно установлен критерий оценки заявки, так как объект закупки относится к содержанию автомобильных дорог.

При этом, против доводов жалобы, касающихся установления противоречивых условий о соответствии участника закупки дополнительным требованиям по части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик возражал, указав, что информация, размещенная на официальном сайте установлена с учетом положений части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, пункта 4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

1.1 Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно части 4 статьи 5 Закона о контрактной системе в случае наличия противоречий между данными, содержащимися в единой информационной системе, и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками контрактной системы, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.

Подпунктом «а» пункта 4 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 № 60, установлено, что документы, сформированные без использования единой информационной системы, размещаются в единой информационной системе в форме электронного документа или образа бумажного документа, объем каждого из которых не должен превышать 50 мегабайт, при этом если информация, содержащаяся в таких электронных документах и (или) образах, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).

В силу пунктов 2, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать:

- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;

- проект контракта.

Из указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что условия исполнения контракта, которые сформированы с использованием единой информационной системы, а также информация, содержащаяся в электронных документах и (или) образах, включая извещение о закупке, описание объекта закупки, проект контракта, должны содержать полные и непротиворечивые сведения, позволяющие определить требования заказчика к порядку исполнения обязательств.

При этом, приоритетное значение имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы.

Так, в извещении о закупке, описании объекта закупки, проекте контракта указано, что окончание срока выполнения работ - 20.11.2024, тогда как в единой информационной системе во вкладке «Общая информация о закупке» указан срок - до 20.11.2023.

На заседании Комиссии заказчик пояснил, что актуальной датой окончания работ с учетом графика финансирования и графика выполнения работ является 20.11.2024.

Таким образом, в нарушение части 3 статьи 7, пункта 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке и приложениях к указанному извещению, а также в сведениях, которые сформированы путем заполнения экранных форм веб-интерфейса единой информационной системы, содержатся противоречивые сведения в части конечного срока выполнения работ.

 

2. Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

Согласно части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 (далее – Постановление № 2571) установлено, что информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются:

- номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");

- выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);

- исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

В разделе «Общая информация о закупке», сформированном путем заполнения экранных форм веб-интерфейса единой информационной системы, установлены дополнительные требования и документы, которые предоставляются в подтверждение соответствия дополнительным требованиям к участнику закупки по части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (пункт 4 подраздела «преимущества, требования к участникам»), а также предусмотрены дополнительные требования, дублирующие часть 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе со ссылкой на п. 4 Постановления № 2571 (пункт 4.1 подраздела «преимущества, требования к участникам»), что свидетельствует об отсутствии противоречивых сведений, размещенных в единой информационной системе, в связи с чем доводы в указанной части являются необоснованными.

 

3. В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 (далее - Положение).

Пунктом 3 раздела 1 Положения предусмотрено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

Разделом 6 Положения предусмотрены особенности оценки заявок при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

Так, согласно подпункту «а» пункта 32 раздела 6 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги критерии оценки, предусмотренные подпунктами «б» и «в» пункта 3 Положения, не применяются.

Таким образом, в случае, если предметом закупки является выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, то заказчик не праве устанавливать такие критерии оценки заявок как «расходы» и «характеристики объекта закупки».

Согласно представленным документам объектом рассматриваемой закупки является установка модульных надземных пешеходных переходов на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, находящихся в оперативном управлении ФКУ Упрдор «Южный Урал».

В приложении № 4 к извещению (Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе) в качестве критерия оценки установлен критерий «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (показатель «качественные характеристики объекта закупки»).

При этом из содержания показателя следует, что заказчик оценивает подготовку участником закупки следующих документов:

- раздел «Строительный план»;

- раздел «Порядок выполнения работ по установке модульного перехода. Календарный график производства монтажных работ»;

- раздел «Организация и технология выполнения работ по установке модульного пешеходного перехода»;

- раздел «Качество и приемка»;

- раздел «Техника безопасности, охрана труда и окружающей среды».

При этом, указано, что 0 баллов присваивается если сведения представлены без привязки к объекту, то есть представленные сведения, информация не относятся и/или не соответствуют объекту закупки.

В разделе 3 Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе предусмотрены сведения, которые должны быть детально отражены в каждом из разделов.

Согласно доводам жалобы заявитель указывает, что требования к содержанию раздела «Строительный план» идентичны требованиям к структуре проекта производства работ (Приложение № 5 к проекту контракта). Кроме того, в извещении о закупке не указаны конкретные места расположения пешеходных переходов, что не позволит разработать соответствующие разделы с привязкой к объекту закупки.

Вместе с тем, из содержания раздела «строительный план» и структуры проекта производства работ не представляется возможным сделать вывод об идентичности требований к порядку оценки заявки по детализирующему показателю «качество работ» и содержания проекта производств работ.

Вместе с тем, Комиссия, проведя внеплановую проверку по доводам жалобы, приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Подпунктом 13 пункта 10 раздела IV Приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» предусмотрено, что установка надземных пешеходных переходов из модульных конструкций относится к работам по содержанию автомобильной дороги.

При этом, на заседании Комиссии представитель заказчика подтвердил, что предмет закупки относится к работам по содержанию автомобильных дорог.

На основании изложенного, работы по установке модульных надземных пешеходных переходов, входящие в объект рассматриваемой закупки, относятся к работам по содержанию автомобильных дорог.

Таким образом, в Приложении № 4 к извещению о закупке заказчиком в нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 32 раздела 6 Положения в качестве критерия оценки заявок на участие в закупке установлен критерий «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (показатель «качественные характеристики объекта закупки»), прямой запрет на установление которого предусмотрен в случае, если объектом закупки является выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги.

С учетом изложенного, доводы жалобы в части неправомерности установления критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» являются обоснованными.

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.

Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования с учетом описания объекта закупки в извещении в соответствии с частью 5 статьи 31, пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

В соответствии с позицией 18 Приложения к Постановлению указано, что при объявлении закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги должны предъявляться дополнительные требования, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.

В абзаце 4 подпункта «а» пункта 3 Постановления позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.

При этом, дополнительными требованиями к участникам закупки являются наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

- опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;

- опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

- опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

- опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)».

В подтверждение соответствия указанным требованиям участнику закупки необходимо предоставить документы, предусмотренные в графе: «информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям» в зависимости от вида работ, опыт на выполнение которых предоставляется участником закупки.

При рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки установлено, что предметом закупки является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 317 905 270, 00 рублей.

Таким образом, с учетом предмета закупки и начальной (максимальной) цены контракта заказчик должен установить дополнительны требования к участнику закупки, предусмотренные позицией 18 Приложения к Постановлению.

Вместе с тем, в извещении о закупке и в требованиях, предъявляемых к участнику закупки, не установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 18 Приложения к Постановлению. Указанные действия заказчика противоречат пункту 12 части 1 статьи 42, частям 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать доводы жалобы ООО «Вест» на действия заказчика обоснованными в части размещения информации о сроке выполнения работ и установления критериев оценки заявки с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 7, пунктов 8, 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 32 Положения.

3. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пунктов 11, 12 части 1 статьи 42, частей 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 32 Положения.

4. Выдать заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

6. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

ООО Веста
ИНН 6670170224, ОГРН 1076670011660
АО «ЕЭТП"
ИНН 7707704692, ОГРН 1097746299353
Федеральное казенное учреждение УПРДОР «Южный Урал»
ИНН 7451189048, ОГРН 1027402903637