Определение №АК/13439/23 Определение о ВД УралГазСервис от 2 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации

о рекламе № 074/05/5-2333/2023

02 октября 2023 года                                                                                                 г. Челябинск, пр. Ленина, 59

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия), рассмотрев заявление физического лица и материалы (вх. № 10629/23 от 10.08.2023), перенаправленное Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области, по факту распространения 01.08.2023 листовок под видом квитанций на оплату услуг по обслуживанию газового оборудования, с признаками нарушения требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 10629/23 от 10.08.2023), перенаправленное Управлением Роспотребнадзора по Челябинской области, по факту распространения 01.08.2023 листовок под видом квитанций на оплату услуг по обслуживанию газового оборудования. В качестве доказательства заявителем представлена фотография рекламной листовки.

Из представленных заявителем материалов следует, что распространителем и рекламодателем листовки является ООО «У».

Челябинским УФАС России направлен запрос ООО «У» о предоставлении письменных пояснений с правовым обоснованием распространения рекламных листовок, схожих с квитанциями на оплату услуг по обслуживанию газового оборудования.

В ответ на запрос ООО «У» пояснило, что является действующей  специализированной организацией, основной вид деятельности которой — техническое обслуживание, ремонт и техническое диагностирование внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Общество также пояснило, что распространяемые листовки представляют собой лист формата А4, который состоит из текстовой части и банковских реквизитов.

Указанные листовки распространялись в сложенном по вертикали на две равные части виде так, чтобы текстовая часть, начинающаяся со слов «Согласно правилам постановки газа...» являлась лицевой стороной, а часть с банковскими реквизитами — оборотной стороной. Согласно пояснениям Общества, в тексте предложения (оферты) указано на обязанность потребителей, в случае наличия у них газового оборудования, заключить договор на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования.

По результатам рассмотрения заявления и материалов Челябинским УФАС России установлено следующее.

В почтовые ящики жителей города Челябинска распространялись рекламные листовки ООО «У» под видом квитанций на оплату услуг по обслуживанию газового оборудования.

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

Из содержания листовок следует, что объектом рекламирования являются услуги ООО «У» по обслуживанию газового оборудования. В силу части 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Сообщая потребителям не соответствующие действительности сведения, недобросовестная и недостоверная реклама способна ввести их в заблуждение и нарушить охраняемые законом права или интересы.

Рекламное объявление формирует интерес к товару или услуге и направлено на формирование у потребителей желания ими воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг. 

Рекламный материал по своей форме схож с квитанцией за обслуживание газового оборудования, а также содержит «лицевой счет», почтовый адрес жилого помещения, реквизиты, «№ договора», QR-код для оплаты, стоимость услуг и пр.

Частью 1 статьи 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно пункту 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Перечень необходимой информации, размещаемой в платежных документах (квитанциях) за жилищно-коммунальные услуги установлен пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

Так, в платежном документе в обязательном порядке указываются в том числе:

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения, а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);

г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами № 354;

д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных Правилами № 354, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами № 354;

к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются);

л) другие сведения, подлежащие в соответствии с Правилами N 354, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы. Кроме того, приказом Минстроя России от 26.01.2018 № 43-пр утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

Согласно письменным пояснениям «У», Общество является специализированной организацией, основной вид деятельности которой - техническое обслуживание, ремонт и техническое диагностирование внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Общество внесено в реестр уведомлений о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования Государственной жилищной инспекции Челябинской области по реестровым номером уведомления № 121. В тексте, по мнению ООО «У», «содержится предостережение потребителей о том, чтобы они удостоверились, что ранее не заключили договор на ТО ВКТО с другой специализированной организацией.

В предложении (оферте) прямо указано, что если у потребителя есть договор с другой специализированной организаций, и потребитель доволен качеством работ этой организации, то оплачивать не нужно.

Кроме того указано, что потребитель самостоятельно выбирает с какой специализированной организацией ему заключить договор». Согласно позиции ООО «У», «в указанной оферте имеются все необходимые сведения для того, чтобы даже самый нерадивый и невнимательный потребитель не мог бы ошибочно обратиться, либо ошибочно оплатить какие-либо денежные средства».

Указанная реклама вынесена на обсуждение Экспертного совета по рекламе при Челябинском УФАС России. Перед экспертами поставлены вопросы: «Считаете ли Вы указанную информацию рекламой? Создается ли впечатление о том, что перед потребителем не рекламная листовка, а платежный документ для оплаты коммунальных услуг (газоснабжение)?».

На вопрос «Считаете ли Вы указанную информацию рекламой?» из 12 экспертов 8 ответили утвердительно. На вопрос «Создается ли впечатление о том, что перед потребителем не рекламная листовка, а платежный документ для оплаты коммунальных услуг (газоснабжение)?» из 12 экспертов 11 ответили утвердительно.

Более того, Челябинским УФАС России проведен опрос жителей Челябинской области о том, поступали ли им листовки подобного содержания. В адрес Челябинского УФАС России поступило более 10 обращений, согласно которым в почтовые ящики жителей области такие листовки поступали неоднократно. Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», поскольку создает у потребителя впечатление, что перед ним не рекламная листовка, а платежный документ, по которому необходимо произвести оплату.

Условия о том, что информация является рекламной, указаны в нижней части листовки и не привлекают внимания потребителей. Более того, оформление листовки имеет множество сходств с настоящим платежным документом, что способствует введению потребителя в заблуждение. На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы следует признать ООО «У» как лицо, определившее содержание листовки. На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25, 31 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1. Возбудить производство по делу № 074/05/5-2333/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Продлить срок рассмотрения дела № 074/05/5-2333/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе до 29 декабря 2023 года.

3. Назначить дело № 074/05/5-2333/2023 к рассмотрению на 31 октября 2023 года в 15.00 по адресу: г. .

4. Признать лицами, участвующими в деле: - заявитель; - лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения рекламного законодательства – ООО «У».

5. ООО «У» представить в Челябинское УФАС России в срок до 25 октября 2023 года надлежащим образом заверенные документы и сведения:

5.1) письменные пояснения с правовым обоснованием по факту распространения указанной рекламы;

5.2) информацию о мерах, принятых по прекращению распространения рекламных листовок;

5.3) иные сведения, имеющие отношение к рассматриваемому делу. П

ри участии в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представителей, их полномочия должны быть оформлены доверенностью на право представления лица в антимонопольном органе. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны