Решение (комиссия) №АК/3311/23 Решение (Дело № 110-ж/2023) от 16 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

6

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новогорная средняя общеобразовательная школа № 41»

 

456796, Российская Федерация, Челябинская область, п. Новогорный,

ул. 8 Марта, д. 6

 

Государственное казенное учреждение «Центр организации закупок Челябинской области»

 

454087, Челябинская область,

г. Челябинск, ул. Калинина, д. 21

 

АО «ТЭК-торг»

 

115191, г. Москва,

Гамсоновский переулок, д. 5, стр. 2,

 

ООО «Сибгарант»

 

644119, Омская область, г. Омск,

ул. Крупской, д. 12, к. 1, кв. 60

 

 

 

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 074/06/100-587/2023 (110-ж/2023)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 13.03.2023

В полном объеме решение изготовлено 16.03.2023

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

 

Членов Комиссии:

 

-

 

 

 

-

руководителя Челябинского УФАС России;

 

 

 

заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

 

-

специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибгарант» (далее – ООО «Сибгарант», заявитель) при участии в дистанционном режиме:

- представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новогорная средняя общеобразовательная школа № 41» , действующей на основании распоряжения от 16.03.202018 № 92лс,

- представителя Государственного казенного учреждения «Центр организации закупок Челябинской области» , действующей на основании доверенности от 09.02.2023 № 03,

- представителя Государственного казенного учреждения «Центр организации закупок Челябинской области» , действующей на основании доверенности от 04.04.2022 № 09,

- представителя Государственного казенного учреждения «Центр организации закупок Челябинской области» , действующей на основании доверенности от 05.12.2022 № 14,

- представителя ООО «Сибгарант» , действующего на основании доверенности от 23.12.2022 № б/н,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 03.03.2023 поступила жалоба ООО «Сибгарант» на действия заказчика при проведении электронного аукциона № 0869200000223000331 на проведение работ по капитальному ремонту здания МБОУ «СОШ № 41» по адресу: Челябинская область, г. Озерск, п. Новогорный, ул. 8 Марта, д. 6 (далее – аукцион).

Согласно представленным документам Государственное казенное учреждение «Центр организации закупок Челябинской области» (далее – ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области», уполномоченный орган) 03.02.2023 объявило о проведении аукциона.

Заказчиком выступило Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новогорная средняя общеобразовательная школа № 41» (далее – МБОУ «Новогорная средняя общеобразовательная школа № 41», заказчик).

Начальная (максимальная) цена контракта – 49 841 343,60 рублей.

Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе – 13.02.2023.

В рамках проведения аукциона было подано 3 заявки, все заявки были признаны соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе.

В соответствии с протоколом подведения итогов от 14.02.2023 № ИЭА1 победителем электронного аукциона признано ООО «Сибгарант».

На момент рассмотрения жалобы ООО «Сибгарант» контракт не заключен.

В жалобе указано, что при заключении контракта заказчиком в одностороннем порядке были внесены изменения в проект контракта. Изменениям подверглись существенные условия исполнения контракта, в частности, порядок перечисления авансового платежа. Внесение изменений в одностороннем порядке, существенно влияющих на условия исполнения контракта, ограничивает права заявителя на исполнение контракта, согласие с условиями которого выразил заявитель, приняв участие в электронном аукционе.

Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы заявителя не согласилась, указали, что изменения в проект контракта были внесены в связи с необходимостью устранения нарушений законодательства о контрактной системе в соответствии с решением и предписанием Комиссии Челябинского УФАС России от 20.02.2023 по делу № 074/06/100-355/2023 (57-Ж/2023). Кроме того, заказчик отмечает, что заявитель в регламентированный законом срок подписал проект контракта с внесенными в него изменениями в соответствии с указанным предписанием, вместе с тем, не представил обеспечение исполнения контракта, что явилось основанием для признания ООО «Сибгарант» уклонившимся от заключения контракта (протокол от 07.03.2023 № б/н) и направлением сведений в антимонопольный орган.

Заслушав пояснения заказчика, уполномоченного органа, заявителя, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

В Челябинское УФАС России 12.02.2023 поступила жалоба ООО «Дом» на действия заказчика при проведении электронного аукциона № 0869200000223000331 на проведение работ по капитальному ремонту здания МБОУ «СОШ № 41» по адресу: Челябинская область, г. Озерск, п. Новогорный, ул. 8 Марта, д. 6 (далее – аукцион).

Заказчиком выступило МБОУ «Новогорная средняя общеобразовательная школа № 41».

Выполнение работ по указанному муниципальному контракту осуществляется в рамках реализации муниципальной программы «Развитие образования в Озерском городском округе на 2019-2024 г.г.» в рамках федерального проекта «Модернизация школьных систем образования», чем обуславливается специфика объекта закупки.

В ходе рассмотрения жалобы ООО «Дом» и проведения внеплановой проверки по делу № 074/06/100-355/2023 (57-Ж/2023) решением Комиссии Челябинского УФАС России от 20.02.2023 в действиях заказчика признаны нарушения пункта 1 части 13, части 13.1, части 30 статьи 34, пункта 10 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и выдано соответствующее предписание.

В соответствии с указанным предписанием, с целью устранения нарушений законодательства о контрактной системе, Комиссия Челябинского УФАС России предписывает:

1. МБОУ «Новогорная средняя общеобразовательная школа № 41» со дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) или получения заказчиком предписания не заключать контракт по итогам проведения аукциона до полного исполнения настоящего предписания.

2. МБОУ «Новогорная средняя общеобразовательная школа № 41» при направлении победителю привести проект контракта в соответствие с действующим законодательством с учетом решения Челябинского УФАС России № 57-ж/2023 от 20.02.2023, в том числе:

- предусмотреть в проекте контракта условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;

- определить срок оплаты выполненных работ (отдельных этапов), не превышающий семь рабочих дней с даты подписания заказчиком документов о приемке;

- установить порядок предоставления обеспечения исполнения контракта в случае отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций в соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. МБОУ «Новогорная средняя общеобразовательная школа № 41» в подтверждение исполнения предписания в срок до 24.03.2023 года в адрес Челябинского УФАС России представить исполнение настоящего предписания, а именно копию заключенного контракта со всеми приложениями (на диске).

Следовательно, при направлении проекта победителю электронного аукциона заказчику требуется устранить нарушения законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в проект контракта на основании предписания антимонопольного органа.

Как следует из документов, представленных заказчиком, проект контракта размещен в единой информационной системе 16.02.2023, то есть на второй рабочий день после опубликования протокола, что подтверждается скриншотами с личного кабинета заказчика, таким образом, обязанность по направлению проекта контракта заказчик исполнил в полном объеме.

ООО «Сибгарант» 27.02.2023 разместило на электронной площадке со своей стороны протокол разногласий в части указания размера НДС.

МБОУ «Новогорная средняя общеобразовательная школа № 41» 02.03.2023 разместило на электронной площадке проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, и предписания Комиссии Челябинского УФАС России от 20.02.2023 по делу № 074/06/100-355/2023 (57-Ж/2023).

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о размере аванса.

В пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Извещением, проектом контракта установлено поэтапное выполнение работ, состоящее из 6 этапов.

Пункт 2.6. проекта контракта, направленного заказчиком заявителю на подписание (с учетом требований предписания Комиссии Челябинского УФАС России от 20.02.2023 по делу № 074/06/100-355/2023 (57-Ж/2023)) предусматривает следующий порядок оплаты выполненных работ:

«Аванс в отношении каждого этапа исполнения контракта устанавливается в размере 30 % от размера цены соответствующего этапа.

- Авансовый платеж по контракту за первый этап исполнения контракта выплачивается в течение 7 (семи) рабочих дней с даты заключения контракта и на основании счета, выставленного Подрядчиком.

- Последующие авансовые платежи выплачиваются в течение 7 (семи) рабочих дней с даты начала отдельного этапа исполнения контракта, указанной в графике выполнения работ, и на основании счета, выставленного Подрядчиком».

Исходя из положений указанного пункта следует, что авансовый платеж устанавливается в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

Следовательно, условие в проекте контракта о порядке и сроках выплаты аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта соответствует положениям пункта 1 части 13 статьи 34, пункта 10 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и пункта 2 предписания Комиссии Челябинского УФАС России от 20.02.2023 по делу № 074/06/100-355/2023 (57-Ж/2023).

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках рассмотрения жалобы ООО «Дом» Комиссией Челябинского УФАС России от 20.02.2023 по делу № 074/06/100-355/2023 (57-Ж/2023) установлено нарушение части 13.1. статьи 34 Закона о контрактной системе, в связи с установлением в пунктах 2.6, 4.1.1 проекта контракта оплаты выполненных выполненных подрядчиком работ в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение №4 к проекту Контракта) и принятых заказчиком этапов работ, в течение 10 (десяти) рабочих дней после подписания сторонами актов о приемке выполненных работ (форма №КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3), на основании представленных подрядчиком счетов.

Согласно части 13.1. статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случаев, если:

1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;

2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, а в случае, если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, не более двадцати рабочих дней;

3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;

4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Учитывая, что к заказчику не применяются случаи, предусмотренные п.п. 1-4 части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, срок для оплаты выполненной работы и отдельных ее этапов должен составлять не более семи рабочих дней.

Порядок и сроки оплаты выполненных работ предусматриваются пунктами 2.6., 2,7 проекта контракта, направленного заказчиком заявителю на подписание (с учетом требований предписания Комиссии Челябинского УФАС России от 20.02.2023 по делу № 074/06/100-355/2023 (57-Ж/2023)).

Согласно пункта 2.6. проекта контракта авансовый платеж по контракту за первый этап исполнения контракта выплачивается в течение 7 (семи) рабочих дней с даты заключения контракта и на основании счета, выставленного подрядчиком. Последующие авансовые платежи выплачиваются в течение 7 (семи) рабочих дней с даты начала отдельного этапа исполнения контракта, указанной в графике выполнения работ, и на основании счета, выставленного Подрядчиком.

В силу пункта 2.7. проекта контракта оплата выполненных работ производится безналичным расчетом, путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 7 (семи) рабочих дней с даты приемки выполненной работы подрядчиком. При этом датой приемки выполненной работы считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанной заказчиком.

Таким образом, установленные в проекте контракта сроки оплаты выполненных работ соответствуют положениям части 13.1. статьи 34 Закона о контрактной системе и пункту 2 предписания Комиссии Челябинского УФАС России от 20.02.2023 по делу № 074/06/100-355/2023 (57-Ж/2023).

В ходе проведения внеплановой проверки в рамках рассмотрения жалобы ООО «Дом» Комиссией Челябинского УФАС России от 20.02.2023 по делу № 074/06/100-355/2023 (57-Ж/2023) также установлено нарушение части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в проекте контракта обязательства подрядчика в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.

При направлении проекта контракта ООО «Сибгарант» на подписание (с учетом требований предписания Комиссии Челябинского УФАС России от 20.02.2023 по делу № 074/06/100-355/2023 (57-Ж/2023)) заказчиком включены пункты 7.10, 9.7, устанавливающие порядок предоставления обеспечения исполнения контракта в случае отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций, что свидетельствует о соответствии части 30 статьи 34 Закона о контрактной системеи и пункту 2 указанного предписания.

Кроме того, в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 20.02.2023 заказчик исключил в проекте контракта пункт 2.15. в связи с излишним установлением положений, касающихся национального режима, при исполнении контракта.

Таким образом, все изменения, внесенные заказчиком в проект контракта, при его формировании и размещении в единой информационной системе обусловлены необходимостью приведения проекта контракта в соответствие с действующим законодательством о контрактной системе с учетом решения и предписания Комиссии Челябинского УФАС России от 20.02.2023 по делу № 074/06/100-355/2023 (57-Ж/2023), что свидетельствует о соответствии действий заказчика положениям законодательства о контрактной системе.

Следует отметить, что в статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона.

Следовательно, формирование и размещение заказчиком проекта контракта при наличии в нем установленных нарушений законодательства о контрактной системе не представляется возможным.

При этом, хозяйствующие субъекты, принимая решение о возможности участия в конкретной закупке, имеют возможность оценить все риски, связанные с исполнением контракта, заключаемого по ее результатам.

Более того, следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.35 раздела 3 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 № 717/14) в случае, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.

При этом, в силу пункта 3.40. Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 717/14 действиями, направленными на устранение нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, могут быть:

- отмена протоколов, составленных в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика). Предписание об отмене протоколов выдается также в том случае, если выдается предписание о внесении изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке;

- внесение изменений в извещение об осуществлении закупки (за исключением извещения о проведении запроса предложений), документацию о закупке с продлением сроков подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;

- осуществление закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;

- иные действия, направленные на устранение нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, контрольный орган не ограничен в полномочиях при выдачи предписания, в том числе при принятии решения об устранении нарушений законодательства о контрактной системе при направлении проекта контракта.

Таким образом, Комиссия не усматривает нарушения в действиях заказчика при формировании и направлении проекта контракта победителю закупки.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 717/14,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Сибгарант» на действия заказчика необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-3734

 

 

Связанные организации

ООО "СибГарант"
ИНН 5507226420, ОГРН 1115543028743
МБОУ СОШ № 41
ИНН 7422023129, ОГРН 1027401185514
ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области"
ИНН 7451402146, ОГРН 1157451017888