Решение б/н Признать доводы жалобы ООО Научно-исследовательский институт... от 8 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление строительства и архитектуры администрации Саткинского муниципального района

456910, Челябинская область, г. Сатка, ул. Металлургов, 2

Управление материальных ресурсов Администрации Саткинского муниципального района

456910, Челябинская область, г. Сатка, ул. Металлургов, 2, каб.8а

ООО Научно-исследовательский институт «Земля и город»

603104, Нижний Новгород, ул. Нартова, д. 6, пом. 1

ООО «РТС-тендер»

121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д. 23А

РЕШЕНИЕ

по делу № 074/06/105-594/2019 (№290-ж/2019)

г. Челябинск, пр. Ленина, 59

Резолютивная часть решения оглашена 30.04.2019

В полном объеме решение изготовлено 08.05.2019

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

-

Членов Комиссии:

<…>

-

 

<…>

-

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО Научно-исследовательский институт «Земля и город» (далее – заявитель, общество) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на внесение изменений в генплан и правила землепользования и застройки территории Романовского сельского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области (извещение № 0369300015519000091) (далее – конкурс, закупка) в присутствии:

- представителей Управления строительства и архитектуры администрации Саткинского муниципального района (далее – заказчик) <…>., действующих на основании распоряжения от 06.11.2015 № 1330-р, доверенности от 29.04.2019 № 8,

в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 23.04.2019 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на внесение изменений в генплан и правила землепользования и застройки территории Романовского сельского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области (извещение № 0369300015519000091).

Согласно представленным документам 28.03.2019 Управление материальных ресурсов Администрации Саткинского муниципального района объявило о проведении открытого конкурса в электронной форме.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 000 000, 00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.

Согласно доводам жалобы, заказчик неправомерно установил в документации об открытом конкурсе в электронной форме требование о наличии у подрядчика лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали, что требование о наличии у участников закупки лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну установлено правомерно, так как из технического задания следует, что в ходе выполнения полевых работ исполнителю будут переданы исходные данные (топографические карты) – со степенью секретности «секретно».

Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об открытом конкурсе в электронной форме в силу части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

При этом, в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его требованию, указанному в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.

Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.

Правоотношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регламентируются Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной тайне).

Согласно абзацу 1 статьи 17 Закона о государственной тайне передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.

В соответствии с абзацем 1 статьи 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Как следует из статьи 2 Закона о государственной тайне доступ к сведениям, составляющим государственную тайну предоставляет собой санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

Таким образом, лицензия на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности требуется только при необходимости доступа лиц к указанным сведениям, выраженного в непосредственном использовании (ознакомлении) с ними в ходе исполнения услуг (работ), являющихся предметом закупки.

Согласно документации об открытом конкурсе в электронной форме, объектом закупки является внесение изменений в генплан и правила землепользования и застройки территории Романовского сельского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области.

В пункте 25 документации о закупке указано, что участник закупки должен иметь лицензию на осуществление работ (оказание услуг) с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-I "О государственной тайне", постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны".

В пункте 11 технического задания закупки предусмотрено, что для обеспечения подготовки проектов на период выполнения работ (подготовки проекта) заказчик передает проектной организации, в том числе сведения составляющие государственную тайну, имеющие степень секретности – «секретно» на твердой основе: топографические планшеты территории Романовского сельского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области.

С учетом изложенного, из описания объекта закупки однозначно следует, что в ходе исполнения работ подрядчику будут переданы сведения, составляющие государственную тайну (топографические карты) со степенью секретности – «секретно».

Кроме того, представители заказчика на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснили, что пунктом 10 Технического задания определены требования к составу разрабатываемой градостроительной документации. При этом, основными документами по результатам разработки указанной документации являются, в том числе:

- положение о территориальном планировании (включает в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения, их основные характеристики, их местоположение, зоны с особыми условиями использования территории, а также объектах федерального, регионального значения с указанием основных характеристик, местоположения в обосновывающей части);

- карту планируемого размещения объектов местного значения поселения;

- карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения;

- карту функциональных зон поселения.

На указанных картах отображаются объекты местного значения, в том числе электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.

Обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения осуществляется на основе анализа использования территорий поселения, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования, определяемых, в том числе на основании материалов и результатов инженерных изысканий, содержащихся в государственной информационной системе территориального планирования.

Согласно части 8 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 26.05.2011 № 244 (далее - Рекомендации) исходная информация для подготовки (внесения изменений) проекта генерального плана в соответствии с заданием на проектирование может включать картографическую информацию, включая топографически карты различных требуемых масштабов, ортофотопланы, аэро-, космические снимки, а также цифровую картографическую информацию, представленную с необходимой точностью и имеющую достаточное для подготовки проектов генеральных планов содержание. Источниками получения указанной информации является, в том числе Информационная система обеспечения градостроительной деятельности, материалы инженерно-геодезических исследований.

В рамках ведения государственной информационной системы территориального планирования (далее - ГИСОГД) на территории Саткинского муниципального района создан обязательный раздел IX «Геодезические и картографические материалы», в рамках которого размещена необходимая картографическая информация относящаяся к территории Романовского сельского поселения.

Имеющиеся топографические планшеты территории Романовского сельского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области (на твердой основе и в электронном виде) имеют степень секретности - «Секретно».

Представители заказчика отметили, что по сведениям отдела геодезии и картографии Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области Единая электронная картографическая основа Челябинской области не содержит сведений о топографических картах и топографических планах на территорию Саткинского муниципального района.

Имеющиеся частичные сведения относительно территории Романовского сельского поселения в виде ортофотопланов не содержат сведения о местоположении и характеристиках всех видах объектов инженерной инфраструктуры поселения, отсутствует рельеф и высотные отметки местности, а также иные сведения о местности. Все это накладывает ограничения на проведение комплексной оценки территории и дальнейшее принятие решений об определении мест расположения объектов федерального, регионального и местного значения, принятию верных решений по установлению функциональных зон, зон с особыми условиями использования территории, границ населенных пунктов, то есть ведет к градостроительным ошибкам и некачественной разработке градостроительной документации. А также приводит к нарушению требований Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в части обязательного состава генерального плана.

Как следует из письменных пояснений заказчика, ограничения, связанные с государственной тайной, ГрК РФ не предусмотрены. При этом, все виды градостроительной документации могут содержать сведения, составляющие государственную тайну исходя из соответствия этих сведений, перечню сведений, подлежащих засекречиванию. Так, в Методических рекомендациях по разработке проектов генеральных планов поселений, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 26 мая 2011 г. N 244, в пунктах 8.15, 11.6, 14.11 отражена возможность наличия «грифованных» материалов в составе генерального плана и обеспечение соблюдения требований по защите сведений ограниченного пользования, в том числе с соответствующим грифом секретности.

Более того, пунктом 12 Технического задания описаны требования к содержанию и форме представляемых материалов. В результате проведения работ по разработке градостроительной документации при наличии сведений, составляющих государственную тайну, материалы должны быть представлены для опубликования в сети «Интернет» без отображения сведений, составляющих государственную тайну и служебная информация ограниченного распространения. Таким образом, Генеральный план Романовского сельского поселения может публиковаться в полном объеме и размещаться на официальном сайте администрации муниципального образования, размещаться при проведении экспозиции и публичных слушаниях, а также размещаться в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и Федеральной государственной информационной системе территориального планирования без ограничений. Статьей 57.1 ГрК РФ предусмотрено обеспечение доступа к указанной информации, но с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне в объеме и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Необходимость наложения грифа на указанные карты определяется исполнителем работ при наличии объектов и сведений, подлежащих засекречиванию. В случае отсутствие указанных объектов гриф «секретно» будет отсутствовать.

Согласно письму Управления Федеральной службы безопасности по Челябинской области (от 29.04.2019 № 129/6-3289), направленному в ответ на запрос Челябинского УФАС России, оценку наличия сведений, составляющих государственную тайну, на топографических картах определяет организация, являющаяся держателем массива картографического материала в соответствии с ведомственным перечнем сведений, подлежащих засекречиванию.

С учетом изложенного, Комиссия не усматривает нарушения в действиях заказчика в части установления требования к участнику закупки и к составу второй части о наличии лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, так как из описания объекта закупки следует, что при выполнении работ будут передаваться секретные сведения.

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

Признать доводы жалобы ООО Научно-исследовательский институт «Земля и город» на действия заказчика необоснованными.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

Члены комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны