Решение б/н Признать доводы жалобы ООО «СМТ Групп» на действия заказчика... от 26 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Министерство образования и науки Челябинской области

454113, Челябинская обл, Челябинск г, Площадь Революции, 4

ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области»

454084, г. Челябинск, ул.Калинина, дом 21

АО «ТЭК-Торг»

119021, г. Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 24

Общество с ограниченной ответственностью «СМТ Групп» (ООО «СМТ Групп»)

620014, Свердловская область, г.Екатеринбург, ул. Малышева, 29, офис 205

Р Е Ш Е Н И Е № 074/06/105-1274/2021

497-ж/2021

Резолютивная часть решения оглашена 21 мая 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 26 мая 2021 года

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

«…»

-

заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

«…»

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

 

«…»

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО «СМТ Групп» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку интерактивных комплексов в целях реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (извещение № 0869200000221001275) в присутствии:

- представителя Министерства образования и науки Челябинской области «…», действующего на основании доверенности от 14.04.2021 № 10;

- представителя Министерства образования и науки Челябинской области «…», действующего на основании доверенности от 14.04.2021 № 11;

- представителя ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» «…», действующего на основании доверенности от 08.04.2021 № 3;

- представителя ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» «…», действующего на основании доверенности от 08.04.2021 № 05;

- представителя ООО «СМТ Групп», действующего на основании доверенности от 18.05.2021,

УСТАНОВИЛА:

В Челябинское УФАС России 14.05.2021 поступила жалоба ООО «СМТ Групп» (далее – заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку интерактивных комплексов в целях реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (извещение №0869200000221001275) (далее – аукцион, закупка).

Согласно представленным документам Министерство образования и науки Челябинской области (далее – заказчик), ГКУ «Центр организации закупок Челябинской области» (далее - уполномоченный орган) 30.04.2021 объявили о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки № 0869200000221001275.

Закупка размещена в рамках национального проекта «Образование». (КБК 0120702035E452080242).

Начальная (максимальная) цена контракта (изв. № 0869200000221001275) определена в размере 12 587 839,20 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе – 17.05.2021 10:00.

На дату рассмотрения жалобы контракт по игам проведения аукциона не заключен.

Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.

По мнению ООО «СМТ Групп» описание объекта закупки не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку в документации об аукционе установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящий из иностранных государств, при этом не использованы позиции каталога товаров, работ и услуг в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации № 145.

Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились и пояснили, что описание объекта закупки сформировано согласно правилам описания объекта закупки, установленным в статье 33 Закона о контрактной системе, а также с учетом Распоряжения Министерства Просвещения России от 14.01.2021 №Р-15, которым утверждены Методические рекомендации по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания в рамках государственной поддержки образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

Позиции каталога товаров, работ, услуг не применяли, поскольку в каталоге отсутствуют позиции с требуемым товаром.

 

Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе, проведя внеплановую проверку закупки, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из требований пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.

Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования КТРУ).

Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.

Исходя из пункта 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Согласно извещению об осуществлении закупки, документации об аукционе заказчику к поставке требуется интерактивный комплекс. В извещении указан код позиции 26.20.13.000 «Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных» в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (далее – ОКПД 2).

Описание объекта закупки содержится в техническом задании (приложение №1 к информационной карте документации об электронном аукционе). Данное описание составлено без учета каталога товаров, работ, услуг. В соответствии с приложением № 1.1. к техническому заданию заказчиком не применены позиции каталога товара, работ, услуг (далее – КТРУ), поскольку потребностью заказчика является приобретение интерактивного комплекса, в составе которого имеется биометрический датчик (позволяет запретить несанкционированный доступ к устройству).

Так, в КТРУ присутствует позиция 26.20.13.000 – 00000002 «интерактивная панель». Данный товар по техническим характеристикам и составу не соответствует приобретаемому оборудованию, в том числе отсутствует средство биометрической идентификации для исключения несанкционированного доступа, отсутствует интегрированные функции трансляции экрана или его части на подключенные устройства учеников, в том числе дистанционным способом с возможностью последующего сохранения и редактирования стенограммы урока и т.д.

Исходя из пояснений представителей заказчика, уполномоченного органа, а также обоснования невозможности применения информации включенной в позицию КТРУ требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам товара установлены в «Техническом задании», в соответствии Методическими рекомендациями по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания в рамках государственной поддержки образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» утвержденными распоряжением Министерства Просвещения России от 14.01.2021 № Р-15 утверждены (далее – Методические рекомендации).

Методические рекомендации применены заказчиком в связи с тем, что субсидии из федерального бюджета бюджету Челябинской области на приобретение оборудования выделены в рамках соглашения заключенного между Правительством Челябинской области и Министерством просвещения Российской Федерации.

Пунктом 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г.Байконура, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Образование», в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» установлено, что «требованиями к результатам использования субсидии, установленным в пункте 2 настоящих Правил, является приобретение оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания, комплектуемых в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации, размещаемыми на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»».

Таким образом, учитывая, что КТРУ не содержит позицию товара, характеристики которого в полном объеме соответствует потребности заказчика, Комиссия не усматривает нарушений в действиях заказчика в части описания объекта закупки не в соответствии с КТРУ.

При этом довод заявителя, согласно которому заказчик обязан использовать имеющиеся позиции КТРУ, поскольку при проведении закупки установлены ограничения доступа товаров (работ, услуг) в соответствие с постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 (ред. от 25.07.2020) «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – постановление Правительства РФ № 878) не принимается Комиссией во внимание по следующим обстоятельствам.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок (часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 3 постановление Правительства РФ № 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением позиций, классифицируемых кодами 27.31 и 27.32, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений).

Постановлением Правительства РФ № 878 утвержден Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Перечень).

Согласно указанному Перечню группа товаров с кодом 26 по ОКПД2 включена в сферу применения постановления Правительства РФ № 878. Указанный заказчиком код по ОКПД 2 «26.20.13.000» включен в группу товаров с кодом 26.

Таким образом, предусмотренные законодательством о контрактной системе ограничения допуска радиоэлектронной продукции распространяются на рассматриваемый предмет закупки.

Как следует из пояснений представителей заказчика, уполномоченного органа реестр радиоэлектронной продукции содержит позиции товаров соответствующей класса.

Согласно пункту 13 информационной карты документации об аукционе заказчиком при проведении закупки установлены ограничения допуска радиоэлектронной продукции иностранного происхождения.

Исходя из подпункта а пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

При этом порядок описания объекта закупки в случае, если соответствующей позицией КТРУ не содержит, определен статьей 33 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что размещенное в составе документации об аукционе описание объекта закупки не противоречит положениям законодательства о контрактной системе. Довод жалобы не обоснован.

Исходя из информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

РЕШИЛА:

Признать доводы жалобы ООО «СМТ Групп» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку интерактивных комплексов в целях реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (извещение №0869200000221001275) не обоснованными ввиду их недоказанности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии «…»

Члены комиссии «…»

 

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны